- Способы ремонта основных средств и его учет
- Ремонт основных средств: что это такое
- Характерные особенности ремонта основных активов
- Классификация ремонтов основных фондов
- Текущий и капитальный ремонт: как отличить
- Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС
- Бухгалтерские проводки при разных способах организации учета ремонтных средств
- Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?
- Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.
- 1. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
- 2. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.
- Резюме:
Способы ремонта основных средств и его учет
Ремонт основных средств — это действия, осуществляемые с целью уменьшения степени износа и возобновления технологических возможностей основных средств ради их поддержания в эффективно функционирующем состоянии.
Основные активы производства должны использоваться эффективно, а для этого их необходимо время от времени восстанавливать. Это возможно различными способами: путем модернизации, реконструкции либо выполнения ремонта той или иной степени длительности и тщательности.
Путем осуществления ремонта в результате вложения определенных затрат стоимость ремонтируемого актива увеличивается, то есть возрастает эффективность эксплуатации.
Рассмотрим способы ремонта основных фондов, проанализируем особенности его отражения в бухгалтерском учете.
Ремонт основных средств: что это такое
Определения ремонту как способу поддержки и повышения эффективности основных материальных активов в современных нормативных актах не приводятся. Не отменено, а потому считается актуальным Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года №279: в нем дается определение ремонту конкретно этого вида основных средств. Таковым считается сочетание технических мероприятий, касающихся улучшения или поддержания на прежнем уровне эксплуатационных характеристик зданий, сооружений и их конструкций.
Характерные особенности ремонта основных активов
Для ремонта, как способа поддержания ОС в эффективном состоянии, характерны следующие факторы:
- функции ремонтируемого основного средства остаются неизменными;
- технические возможности актива не расширяются;
- характеристики объекта максимально приближаются к изначальным;
- первоначальная стоимость ОС, отраженная на бухгалтерском балансе, в результате ремонта увеличивается.
Ремонт основных средств осуществляется разными путями:
- устранением повреждений;
- починкой;
- заменой отдельных элементов, конструкций и узлов;
- техническим обслуживанием (уход, смазка, проверка, очистка, настройка, регулировка и т.п.).
Классификация ремонтов основных фондов
В зависимости от того, что берется за основу разделения на группы (объем работ, их стоимость, длительность, степень вмешательства в функционирование основного средства и порядок организации), ремонты можно подразделить на несколько категорий.
- По возможности планирования:
- планово-предупредительный ремонт – проводят регулярно, не дожидаясь проблем в функционировании основного средства, с целью профилактики снижения эффективности;
- аварийный ремонт – экстренное устранение возникших неполадок или нарушений работы объекта для возобновления его работоспособности;
- восстановительный ремонт – разновидность аварийного, когда работы вынуждены проводиться после воздействия на основные фонды каких-либо чрезвычайных ситуаций, неподконтрольных человеку, например, стихийных бедствий.
- По объему и характеристикам проводимых работ:
- текущий ремонт – наименьший по масштабам и стоимости производимых ремонтных действий, призванный обеспечить эффективную эксплуатацию до следующего ремонта, не затрагивающий главные функциональные характеристики объекта (может проводиться неоднократно в течение года);
- средний ремонт – более трудоемкий процесс, предусматривающий большие затраты, требующий частичного вмешательства в работу ремонтируемого основного средства; чаще всего связан с заменой деталей и важных узлов (не выполняется чаще раза в год);
- капитальный ремонт – самый дорогой и длительный из всех видов восстановительных ремонтных работ, полностью охватывают объект, предусматривая вмешательства высокой степени, в результате чего на время ремонта он выпадает из эксплуатации (проводится изредка).
- По выбранной стороне исполнения:
- хозяйственный способ ремонта – обслуживание и/или восстановление объекта выполняется путем привлечения внутренних ресурсов самой организации;
- подрядный способ ремонта – привлечение для осуществления работ внешних исполнителей.
Текущий и капитальный ремонт: как отличить
Разделение ремонтов на текущий и капитальный имеет важное значение, поскольку эти виды работ по-разному отражаются в бухгалтерии предприятия и другой отчетности. Между тем нормативные акты налогового и бухгалтерского законодательства не дают четкого разграничения и дефиниций этим видам ремонтных работ.
В письме Министерства финансов РФ от 14.01.2004 года №16-00-14/10 «Об основаниях для определения видов ремонта» разъясняется, что организация сама должна разработать положения, на основании которых ремонтные работы будут отнесены к текущим или капитальным. При этом допустимо использовать положения документации, оставшейся актуальной со времен СССР, как приводимое Постановление Госстроя № 279.
Рассмотрим основные отличия текущего и капитального ремонтов, которые приняты в предпринимательской практике.
№ | Основание | Текущий ремонт | Капитальный ремонт |
---|---|---|---|
1 | Периодичность | Не более раза в год | Более одного года |
2 | Характер работ | Устранение повреждений, неисправностей, замена отдельных частей | Полная разборка, замена всех поврежденных или изношенных элементов |
3 | Длительность | Не очень продолжительный | Продолжительный |
4 | Основной способ исполнения | Чаще хозяйственный | Чаще подрядный |
5 | Регулярность | Должен производиться по специально составленным графикам | Зависит от степени износа основного средства, назначается специально |
6 | Дополнительные работы | Не предусмотрены | Может сопровождаться реконструкцией, модернизацией |
Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС
Особенности бухучета затрат на ремонт основных фондов должны отражаться в учетной политике конкретного предприятия и оформляются соответствующим приказом. Как правило, эти средства вносятся в состав издержек производства или обращения, для чего выбирается один из путей.
- Фактические расходы включаются в издержки обращения. Этот метод применяется в основном для текущих ремонтов: расходы списываются в тот же период, когда были произведены.
- Создается специальный ремонтный финансовый резерв. Организация выбирает порядок начисления резервных фондов относительно установленных во внутренних нормативных актах специальных лимитов для таких отчислений, размер которых зависит от группы основного средства.
- Отнесение ремонтных затрат в счет расходов будущих периодов с тем, чтобы потом их равномерно списывать. Такой способ удобнее, если предстоят крупные и масштабные ремонтные работы, а фонда или резерва для этого не создавалось. Если списать сразу большую сумму на эти расходы, нарушится отражение себестоимости работ.
Бухгалтерские проводки при разных способах организации учета ремонтных средств
Хозяйственный способ организации ремонта позволяет одномоментно списать затраты на ремонтные работы. Проводки:
- дебет – 20 «Производство, оказание услуг», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»;
- кредит – 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие счета.
Резервный способ, когда создается фонд ремонта основных средств, предусматривает использование средств из этого резерва. Если на конец отчетного года ремонт окончен, а резерв не израсходован полностью, остаток полежит сторнированию. Если ремонт продолжается и в следующем году, остаток средств в резерве по итогам отчетного года относится на его финансовые итоги. Если средств, наоборот, не хватило для завершения ремонта, придется провести дополнительные траты и в конце года списать их на расходы. Проводки:
- дебет 96 «Резервы предстоящих расходов», возможна корреспонденция со счетами учета производственных расходов;
- кредит 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Расходы на ремонт, распланированные на будущее, должны списываться равномерно, одинаковыми частями.
СПРАВКА! Нормативные отчисления в счет будущих периодов не могут быть больше, чем средняя цифра, характеризующая этот показатель за предыдущие три года.
- дебет 97 «Расчеты будущих периодов»;
- кредит 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Источник
Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?
Могут ли собственники дома самостоятельно выбрать подрядчика для проведения капремонта?
На вопрос:
Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.
Сообщаю:
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минстроя России от 07.09.2016 N 624;
- Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04;
- Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»;
- Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 об утверждении Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция);
- Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016;
- Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016;
- Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016.
Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:
Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта. Два основных варианта: открытие специального счета многоквартирного дома (далее МКД) или услуги регионального оператора. Таким образом, собственники определяют не только способ формирования фонда капитального ремонта, но и ответственность за его своевременное проведение, целевое расходование средств и качество работ. Рассмотрим обе ситуации более подробно:
1. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
В данном случае следует понимать, что прямыми заказчиками работ выступают собственники МКД, поэтому и выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта они осуществляют самостоятельно. Такой подход подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П, в котором указано, что «порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта, определяется собственниками помещений в этом доме».
В зависимости от способа управления МКД (жилищный кооператив, товарищество собственников жилья, управляющая организация) между собственниками и подрядной организацией в качестве посредника будет выступать юридическое лицо, управляющее МКД (ст.161 ЖК РФ), поскольку именно на нем лежит обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Таким образом, управляющая организация несет на себе функции «технического заказчика». Стоит отдельно отметить, что «техническим заказчиком» могут также быть отдельное физическое лицо, действующее на профессиональной основе, и специализированная организация, привлеченные решением общего собрания собственников МКД (п.22 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ).
Договоры с подрядными организациями будут заключаться от имени «технического заказчика», который будет не только контролировать проведение работ, но и в случае их несоответствия заявленному качеству, обращаться в суд (Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016, Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016).
Выбор подрядной организации может быть оформлен решением общего собрания либо его осуществляет специально созданная комиссия, куда в обязательном порядке войдут представители собственников жилья, представители технического заказчика и представители управляющей организации (при несовпадении двух последних). Критерии отбора при желании собственников можно утвердить на общем собрании. В таком случае необходимо составить протокол, который будет определять основные требования к подрядной организации, например членство в СРО, хорошая репутация и наиболее выгодная цена.
Более того, стоит отдельно отметить распространенное заблуждение, когда считается, что выбор подрядной организации это обязанность управляющей компании, но возможно так полагать только в том случае, если собственники жилья специальным решением общего собрания делегировали свои полномочия управляющей компании. При отсутствии надлежаще оформленного согласия выбор подрядной организации право и обязанность собственников (Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04, Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016).
Условия договора с подрядными организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе условия о стоимости таких услуг и (или) работ, гарантийном сроке, иных существенных условиях, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, также должны утверждаться решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с компетенцией такого собрания, установленной п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
При этом нужно отметить, что расходование средств со специального счета будет возможно только после подписания акта выполненных работ, что значительно усложняет выбор подрядной организации, поскольку более предпочтительна авансовая система расчетов.
Таким образом, при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, способ выбора подрядной организации напрямую зависит от собственников жилья, это может быть прямое указание на заключение договора с конкретным подрядчиком, принятое на общем собрании, либо выбор подрядной организации на конкурсной основе
2. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.
В данном случае решение о проведении капитального ремонта, сроках, выбор подрядной организации и контроль качества осуществляют представители регионального оператора. Регламент отбора подрядных организаций определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и предусматривает проведение электронного аукциона. Контролирует процедуру в Москве Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Региональный оператор формирует комиссию по рассмотрению заявок, при этом не менее 1/3 членов комиссии по предварительному отбору от ее общего численного состава должны являться представителями регионального оператора.
Остальные члены комиссии это:
а) представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если указанный орган не уполномочен субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалицированных подрядных организаций;
б) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае проведения предварительного отбора на право участия в электронных аукционах в отношении общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
в) уполномоченный представитель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации;
г) представители иных общественных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае собственники жилья не могут влиять на выбор подрядной организации.
Договора на проведение работ по капитальному ремонту заключаются от имени регионального оператора. Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными подрядными организациями лежит также на региональном операторе (статья 182 ЖК РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств субъект РФ несет субсидиарную ответственность перед собственниками.
Резюме:
Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта.
При формировании средств на специальном счете решение о выборе подрядной организации принимают собственники жилья. В данном случае допустима и конкурсная основа, и выбор конкретного подрядчика на общем собрании. Единственное, на что стоит обратить особое внимание, это обязательное членство подрядной организации в СРО при заключении договора на сумму более 3 млн рублей (подп. «б» п. 8 ст. 1 Закона № 372-ФЗ). Проверить членство подрядной организации в СРО можно на сайте Ростехнадзора.
При формировании фонда капитального ремонта у регионального оператора решение о выборе подрядной организации принимается уполномоченной комиссией по итогам электронного аукциона.
Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!
Источник