- Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС
- Экспозиция
- Подземная база подводных лодок в Балаклаве — Объект 825
- Подземный завод по ремонту подводных лодок (Балаклава)
- Балаклава. Объект 825 ГТС.
- Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве
- Что посмотреть?
- Фотографии Завода по ремонту подводных лодок в Балаклаве
- Как добраться до Завода по ремонту подводных лодок в Балаклаве
- Советы местных жителей 0
- Добавление совета
- Остались впоросы?
Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС
Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» — музей «холодной войны», уникальный памятник военной истории, техники и фортификации на юге-западе Крыма внутри горы возле Севастополя.
В послевоенный период Балаклава являлась местом базирования 155-й бригады подводных лодок. Военные нужды потребовали строительства в Балаклавской бухте завода по их ремонту. Назначением комплекса являлось укрытие и ремонт подводных лодок в случае нанесения противником ядерного удара по Балаклаве. Проект имел кодовое название «Объект № 825 ГТС». Его сооружение началось в 1957 году в горе Таворс, что в переводе с тюркского значит «пустая».
В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров, а толщина скального грунта над объектом — 126 метров в высшей точке. Строителями было выработано более 45 тысяч кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсенал, топливные хранилища, командный пункт, причалы. Первая очередь завода была сдана в 1961 году, а завершилось строительство в 1963 году. Под толщей скал проводились автономный ремонт и обслуживание подводных лодок, снаряжение их торпедами, заправка топливом и зарядка аккумуляторных батарей, а в случае нанесения ядерного удара в штольнях можно было укрыть несколько тысяч человек. Комбинированный подземный водный канал протяженностью 608 метров позволял размещать до семи подводных лодок проектов 613 или 633. В 1994 году уникальный комплекс был выведен из эксплуатации. На основании приказа госсекретаря Министерства обороны Украины в бывшем подземном заводе 30 декабря 2002 года был создан музей, ставший филиалом Центрального музея Вооруженных сил Украины. 14 мая 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» принял первых посетителей. Он просто не нужен был Украине, единственная подлодка «Запорожье» была приварена к пирсу намертво.
Карта-схема подземных помещений
Подземный завод, находящийся на западном берегу Балаклавской бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Сооружение было построено как в подводной части бухты, так и в скале на уровне воды. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный насквозь в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, глубина — 8 метров. Вход в канал закрывался специальным устройством, батопортом — он весил около 150 тонн. Завод имел подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. Когда подводная лодка заходила в док, из него быстро выпускали воду, и на дне оставалось много рыбы. Практичные работники тут же начинали ее коптить. Воскурялся дымок, по которому всегда можно было определить, что очередную подлодку поставили на ремонт.
После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован.
Помимо сухого дока там находились различные рабочие участки:
Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.
Объект 820 «арсенал» — ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих.
Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (паттерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и подгрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 градусов, влажность — 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.
Топливное хранилище — склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.
Балаклавский сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок — первая и единственная в мире подземная гавань. В подземный канал подводные лодки входили только по ночам и в Балаклаве гасили свет.
Комплекс был изолирован от внешнего мира. Его защита позволяла выдерживать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, которая впятеро мощнее той, что погубила Хиросиму. Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода. Это уникальное сооружение работало вплоть до распада СССР. Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году.
Экспозиция
В настоящее время коллекция насчитывает 576 оригинальных экспонатов, а экспозиция рассчитана на создание разделов, посвященных истории Балаклавы со времен её основания, истории создания Российского и Украинского флотов, строительства и деятельности подземного укрытия и завода. Изюминкой экспозиции станет подводная лодка, которую планируется разместить в сухом доке. Посетители могут познакомиться с главным водным каналом, бывшими цехами завода, подземным арсеналом в штольне № 3. На нижнем этаже арсенала размещались складские помещения, а также хранилища торпед и боевых частей к ним. Для транспортировки торпед была проложена железнодорожная колея. Сейчас в помещениях бывшего арсенала размещена экспозиция современного морского вооружения и боеприпасов. Экспонируются материалы по истории флота. Здесь же можно увидеть макеты современных боевых кораблей и подводных лодок, а отреставрированные в музейном варианте цеха завода позволяют познакомиться с работой предприятия в период его использования по прямому назначению.
Когда власти независимой Украины, поощряемые зарубежными «друзьями», упразднили службу охраны подземного завода, почти весь огромный, труднооценимый запас основного и вспомогательного оборудования был разворован. Теперь экскурсанты ходят, в общем, по пустым тоннелям и лишь с помощью воображения пытаются увидеть их заполненными.
Адрес музея: Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 22.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:30, летом — до 19 часов.
Телефон: (8692) 63-75-90.
Источник
Подземная база подводных лодок в Балаклаве — Объект 825
В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма — Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.
В 50-е годы, в самом начале холодной войны , СССР и США — постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили , его название на карте Крыма больше не упоминалось.
Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок Сталин рассматривал и визировал лично.
База подлодок или объект 825 кратко:
начали строить в 1957, завершили в 1961;
строили сначала военные, потом присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители;
завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток
Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке;
в режиме убежища в канале базировалось 9 (8+одна в доке) лодок проекта 613 и 633;
Длина канала 505м; ширина водной поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5
комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года
завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты. Показывают ареснал, док, канал в районе дока.
Общая панорама Балаклавской бухты. Выход в Черное море, порталы, город и просто красивый вид. В центре — гора, под который и находится арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.
Источник
Подземный завод по ремонту подводных лодок (Балаклава)
Не так давно в Балаклаве открыт ля всеобщего доступа «Объект № 825 ГТС»- сверхсекретный подземный комплекс — противоатомное фортификационное сооружение для укрытия и ремонта подводных лодок. Проект подземного завода вождь «Страны Советов» И.В.Сталин рассматривал и визировал лично. Строительство велось в годы холодной войны с 1957 по 1961гг. под пристальным руководством Хрущева.
Подземный завод, находящийся на западном берегу Бухты был так искусно замаскирован, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Сооружение было построено как в подводной части бухты , так и в скале на уровне воды. Завод представлял собой дугообразный канал, прорубленный в толще горы Псилерахи. Протяженность канала 500 метров, глубина 8 метров. Рядом с каналом проходит производственная площадка длиной 300 метров. Завод имел сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. К сожалению, док мог принимать по своим габаритам только небольшие подводные лодки-613 и 633 проектов.
Подводная лодка могла заходить в скалу, как в надводном, так и в подводном состоянии. Вход в завод закрывался специальным устройством, батопортом. Подводная часть канала перекрывалась сетевыми воротами. Снаружи вход в объект закрывала огромная маскировочная сеть. Всего в убежище могло размещаться семь подводных лодок. После обслуживания и ремонта субмарина должна была выходить из подземного канала с противоположной стороны скалы, в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Однако старожилы утверждают, что не одна лодка не выходила из второго выхода, так как подземный канал был слишком узок, и его радиуса не было достаточно для прохода субмарин проектов 70-х и более годов.
По проекту, в случае необходимости, подземный комплекс мог быть изолирован от внешнего мира. Его защита выдерживала прямое попадание атомной бомбы до 100 килотонн, что впятеро больше Хиросимской.
Источник
Балаклава. Объект 825 ГТС.
«Объект 825 ГТС» — что скрывается за этими словами? Что за объект, разработку и внедрение которого курировал сам Сталин. Объект, строительство которого велось круглосуточно, рабочие трудились в несколько смен, на протяжении нескольких лет. Рабочих к месту привозили в закрытых автобусах, люди сами не знали, в каком именно месте они трудятся. Объект хотели сдать досрочно, поэтому не доделали в той степени, как планировалось изначально. И, уже во времена Хрущева, когда Никита Сергеевич осматривал сданный объект, был получен вердикт — «Лучше отдать все это виноделам. » Но предприятие удалось отстоять, и до передачи Крыма Украине, «Объект 825 ГТС» функционировал.
Речь здесь идет о единственном в мире подземном заводе по ремонту подводных лодок.
Сейчас это военно-морской музей. Доступ открыт для всех желающих. Но, что интересно, при строительстве объекта люди подписывали документы о неразглашении, и срок действия этих документов до сих пор не истек.
Почему именно в Балаклаве? Потому что, как я уже писала в предыдущей статье , это место не видно с моря. Место, где с радаров исчезают подводные лодки, место, которое не смогли засечь даже со спутников, разведчики других стран не могли обнаружить его. И, когда шло строительство, для всех жителей и приезжающих существовала легенда, что идет монтаж городской телефонной станции — вот отсюда и название «ГТС».
Место было засекречено еще и потому, что данный объект мог служить бункером в случае ядерного удара. Здесь были построены больница, электростанция, кухня, помещения для хранения еды и воды с запасом примерно на 3 года. Спрятаться здесь могли около 50 тысяч человек!
Сейчас же мы можем познакомиться с объектом, пройтись по нему с экскурсоводом и прикоснуться к нашей истории.
Сначала движемся по длинному коридору — Потерне. По Потерне проложены рельсы для удобства перевоза грузов во время строительных работ.
Проходя по Потерне, доходим до Минно-торпедной части. По обе стороны потерны размещены малые якорные мины, глубинные бомбы, торпеды.
Источник
Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве
Крым всегда удивляет, даже когда кажется, что уже знаешь о полуострове все. Например, в Балаклавской бухте расположен несекретный секретный объект. Как это? Все просто, ведь 825ГТС – это подземная база подводных лодок с конца XX века. Сейчас она открыта для посетителей и содержит в себе музей военной истории. Названо место сейчас Заводом по ремонту подводных лодок.
Хранилище расположено в горе Таврос. Причем предусмотрительно с разных концов возвышенности имеются входы. Это не просто подземное строение, а реальная противоатомная база, рассчитанная на 100 кт мощности ядерного заряда. Создана она была во времена холодной войны, когда была яркая гонка вооружений между СССР и США, в часы наращивания атомного потенциала.
Длина частично иссушенного канала – более 600 метров. Здесь могло поместиться сразу несколько подлодок. Глубина – более 8 метров, а ширина в некоторых местах достигает 22 метров. Всего под базу занято более 9,5 тысячи квадратных метров поземного пространства. Некогда здесь также располагались хранилища боеприпасов.
Почему же такая мощная база стала в результате недействующим военным объектом и музейным экспонатом? Здесь сказался развал 90-х годов. Большая часть важнейших элементов были разграблены, особенно вывезены цветные металлы. В результате объект стал недееспособным и в 2003 году был полностью закрыт. Только через некоторое время его сделали местом туристического посещения.
Учтите, что в музее будет прохладно, возьмите с собой теплую одежду.
Что посмотреть?
Интересно здесь абсолютно все: от широких массивных противоатомных дверей до особо засекреченной исследовательской зоны базы. Место привлекает туристов, ведь оно показывает, до чего может дойти человеческий прогресс. Строительство объекта шло более 8 лет, за это время было использовано не менее 100 тысяч тонн горной породы. Попасть сюда нетрудно, вход расположен со стороны горы Таврос в бухте Балаклава.
Местные советуют приезжать пораньше, приблизительно к 10 утра. Так как с обеда начинают приезжать экскурсионные автобусы и группы могут формироваться до 50-ти человек, что не очень удобно.
Фотографии Завода по ремонту подводных лодок в Балаклаве
Как добраться до Завода по ремонту подводных лодок в Балаклаве
Музей находиться по адресу г. Севастополь, Балаклавкий р-н, Таврическая набережная 22. Если ехать из Севастополя, то по ул. Генерала Мельника и до кольца, затем, в районе Золотой балки сворачиваете направо. Далее едем по ул. Крестовского до поворота на Таврическую набережную. Рядом с музеем есть парковка.
Приехав в г. Севастополь нужно на автовокзале сесть на маршрутку с №17, 20, 25 или 26 и выйти на конечной остановке «5-й км Балаклавского шоссе». Далее пересесть на автобус с №119, 33 или 9 и выйти на остановке «Оболонь».
Советы местных жителей 0
Добавление совета
- Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве — это подземная база подводных лодок с конца XX века. Сейчас она открыта для посетителей и содержит в себе музей военной истории.
- Учтите, что в музее будет прохладно, возьмите с собой теплую одежду.
- Местные советуют приезжать пораньше, приблизительно к 10 утра. Так как с обеда начинают приезжать экскурсионные автобусы и группы могут формироваться до 50-ти человек, что не очень удобно.
- Рядом с музеем есть бесплатная парковка.
Остались впоросы?
Задавайте их в специальном разделе сайта, и крымчане ответят Вам
Источник