Качество ремонта и его контроль
Качеству продукции, в том числе качеству ремонта э.п.с., предъявляют высокие требования. Для обеспечения высокой надежности подвижного состава необходимо не только улучшить технологию и культуру ремонтного производства, но и обеспечить строгий и эффективный контроль качества ремонта.
Качество ремонта. Оно зависит от многих причин: от технологической документации, используемой при ремонте, ремонтного оборудования и инструмента, запасных частей, от качества (состояния) самого объекта ремонта, т. е. от степени его износа, повреждения, свойств материалов.
В управлении качеством ремонта особую роль играет введение наиболее эффективного контроля, позволяющего не только своевременно обнаруживать дефекты и брак, но главным образом предупреждать причины возникновения дефектов и брака путем оперативного управления технологическими процессами ремонта, организации массового контроля качества работ исполнителями и оперативного контроля руководителями депо.
Контроль. Технический контроль качества — это комплекс мероприятий по проверке изготовленной или отремонтированной продукции. В условиях локомотивного депо качество отремонтированной продукции контролируют визуальным осмотром, замером основных величин, проведением цеховых и стендовых испытаний, обкаток узлов в процессе сборки и испытаний всего электровоза (секции электропоезда) в целом.
Качество работ, выполняемых при всех видах ремонта, проверяют приемщики локомотивов и моторвагонного подвижного состава в депо в соответствии с установленной технологией, Правилами ремонта и инструкциями. Проверку и приемку проводят как в процессе сборки, так и в процессе выпуска из ремонта всего э.п.с. в целом и отдельных сборочных единиц. Например, при ремонте механической части э.п.с. по мере готовности проверяют колесные пары, зубчатые передачи и собранные колесно-моторные блоки, тележки, их рамы, призонные болты, сочленение, подвеску редуктора, люлеч-ное и рессорное подвешивание, гидравлические гасители, тормозную рычажную передачу, ударно-сцепные устройства. Кроме того, приемке подлежат буксы, . буксовые направляющие и собранные буксовые узлы, упругие переходные площадки. Проверяют также качество внутренней и наружной окраски кузова э.п.с. и отделки отремонтированных деталей.
Тщательной проверке подвергают междурамные крепления кожухов и корпусов редукторов зубчатых передач, электрических машин, тяговых трансформаторов, сглаживающих реакторов и подвагонной электрической аппаратуры электросекций, букс моторноосевых подшипников, струнок, путеочистителей, предохранительных скоб и устройств приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации, тормозных цилиндров и воздуш ных резервуаров, песочниц, фрикционных аппаратов, лестниц, стремянок и др.
Из ТР-3 приемку э.п.с. осуществляют начальник депо, его заместитель и приемщик, которые совместно с машинистом испытывают э.п.с. обкаткой его на линии.
Технические принципы построения контроля качества ремонта основываются на статистических методах, которые заключаются в сопоставлении запланированных и фактически достигнутых статистических показателей качества (в частности, числа дефектов и брака) в ходе ремонтных операций.
Статистический контроль качества ремонта локомотивов состоит в том, что, помимо текущего самоконтроля, периодически через определенное число отремонтированных локомотивов или через определенные промежутки времени непосредственный исполнитель совместно с мастером и руководителями депо выявляют число и виды обнаруженных дефектов и брака в ходе выполнения предписанных технологических операций при ремонте данного вида. Собранные таким образом сведения заносят в специальную контрольную карту или в контрольный бланк, на основании которого определяют статистические характеристики данного вида ремонта оборудования. Сравнивая полученные характеристики и их числовые значения с наилучшими достигнутыми, принимают на основе анализа труда и производства решение, направленное на принятие своевременных мер для предотвращения возникающих ошибок, нетехнологичности отдельных операций в процессе ремонта для повышения надежности деталей и узлов локомотива.
Опыт внедрения бездефектного ремонта электровозов показывает, что суммарное время, отводимое иа контроль всех видов при надлежащем уровне ремонтного производства и ответственности исполнителей, не превышает 10—12 % общего нормативного времени нахождения электровоза в ремонте, поскольку контроль осуществляется в ходе самого ремонтного цикла параллельно с выполнением технологических операций, но не увеличивает времени нахождения локомотива в ремонте.
1. Каковы основные функции ремонтного производства?
2. Каковы виды технического обслуживания и текущего ремонта э.п.с., выполняемые в локомотивных и моторвагонных депо н их назначение?
3. Какие виды ремонта э.п.с. выполняют на локомотнворемонтных заводах ЦТВР и каково их назначение?
4. Что представляет собой ремонтный цикл для электровозов, электропоездов?
5. Каково назначение концентрацнн н специализации ремонта э.п.с.?
6. Как реализуется бригадная форма организации и стимулирования труда при ремонте э.п.с.?
7. Какова сущность поточной организации производства прн ремонте э.п.с.?
8. В чем состоит техническая подготовка производства прн ремонте э.п.с.?
9. Каковы условия работы электроподвнж-ного состава?
10. Назовите виды и причины нзносов деталей э. п. с.
11. Каковы возможные повреждения деталей электроподвижного состава, методы снижении износа, повреждений; виды и марки смазок и масел?
12. Что такое надежность изделий?
13. Каковы объем и характеристика работ, выполняемых прн различных видах технического обслуживания и текущего ремонта э.п.с.?
14. Каковы методы и средства технической диагностики?
15. Каковы общие требования техники безопасности и противопожарной безопасности прн ремонте э.п.с.?
Источник
Оценка технического состояния подвижного состава на основе интегрального показателя качества
Анализ данных о текущем техническом состоянии подвижного состава показал, что для обеспечения необходимого уровня технической готовности требуются новые подходы к совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта. В статье предлагается методика определения показателей текущего состояния узлов подвижного состава, риска ущерба, затратность технического обслуживания объекта и определения на их основе стратегии ремонта, обеспечивающей минимальные затраты на него.
Задача обеспечения эксплуатационной надежности обуславливает повышение роли методов и средств диагностики. Существующие методы оценки технического состояния узлов подвижного состава сосредоточены на изучении отдельных элементов технической системы.
Системный подход позволяет рассматривать не отдельно каждый элемент, а комплексно в виде совокупности всех элементов, входящих в систему.
На основе данных по эксплуатационным испытаниям локомотивов, полученных на Восточном полигоне приписного парка трех депо (Нижнеудинск, Боготол, Чита), был проведен анализ неплановых ремонтов.
Распределение неплановых ремонтов по видам оборудования представлено на рис. 1.
Наибольшее количество неплановых ремонтов приходится на механическое оборудование, электрическое оборудование и тяговые электродвигатели.
Анализ данных показывает, что неплановые ремонты обусловлены нарушением регламентов и инструкций по проведению ремонтных работ, а также морально и физически устаревшим состоянием подвижного состава.
Как видно из рис. 1, отказы тяговых двигателей составляют существенную долю в общем объеме отказов электровозов (23 %), это подтверждает то,что тяговый двигатель является одним из важнейших лимитирующих узлов электровоза, непосредственно влияющих на эксплуатационную надежность.
Анализ отказов тяговых электродвигателей (рис. 2) показал, что в первую очередь необходимо обратить внимание на устранение отказов, связанных с перебросом электрической дуги по коллектору и коротким замыканием ТЭД, пробоем/понижением изоляции ТЭД, неисправностямидополнительных полюсов и якоря электродвигателя. Первоочередное решение проблем, связанных с возникновением этих отказов, даст максимальный результат.
Анализ вышеприведенных данных показывает, что необходимо совершенствование методов оценки технического состояния, а также системы обслуживания и ремонта. Существующая система планово-предупредительного ремонта имеет следующие недостатки:
- относительно большие сроки между испытаниями и ремонтами, не позволяющие выявлять повреждения оборудования на ранней стадии их возникновения;
- – обслуживание и ремонт выполняются без фактической их необходимости;
- – надежность работы после обслуживания с разборкой и заменой деталей часто снижается;
- – не обоснованная фактическим состоянием замена узлов и деталей с большим остаточным ресурсом
Переход от регламентированных по времени профилактических и ремонтно-восстановительных работ к обслуживанию оборудования по фактическому техническому состоянию позволит повысить ресурс и надежность оборудования, сократить затраты на ремонт и простои.
Источник
Показатели качества ремонта подвижного состава
ГОСТ Р 53341-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
Operation, maintenance and repair for railway rolling stock. Terms and definitions
Дата введения 2010-01-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на специальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 18322.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
1 эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Стадия жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
Примечание — Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт.
система эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации.
3 этап эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Период эксплуатации железнодорожного подвижного состава, определяющийся задачами по переводу железнодорожного подвижного состава в определенное состояние, поддержанию в этом состоянии в течение установленного срока или восстановлению.
условия эксплуатации: Совокупность факторов, действующих на изделие при его эксплуатации.
5 условия хранения железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при их хранении.
6 условия транспортирования железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при их транспортировании.
7 штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация железнодорожного подвижного состава в соответствии с требованиями действующих эксплуатационных документов.
8 опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация заданного числа единиц железнодорожного подвижного состава, осуществляемая по специальной программе с целью совершенствования системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях технических характеристик железнодорожного подвижного состава и приобретения опыта освоения эксплуатации.
9 подконтрольная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния железнодорожного подвижного состава в целях получения более расширенной информации о его качестве в условиях эксплуатации.
10 приведение железнодорожного подвижного состава к использованию по назначению: Комплекс работ по приведению железнодорожного подвижного состава в работоспособное состояние, установленный в технической документации.
11 ввод в эксплуатацию железнодорожного подвижного состава: Совокупность подготовительных работ, в том числе проведение испытательного пробега, контроля и приемки в депо железнодорожного подвижного состава, поступившего после изготовления или ремонта, в соответствии с установленными требованиями.
12 хранение железнодорожного подвижного состава: Содержание железнодорожного подвижного состава или его составных частей в специально отведенном для их размещения месте в заданном состоянии и обеспечение их сохранения в течение установленного срока.
13 кратковременное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава или его составных частей до одного года включительно.
14 длительное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава или его составных частей более одного года.
15 транспортирование железнодорожного подвижного состава: Подготовка и перемещение железнодорожного подвижного состава в заданных условиях при обеспечении сохранения его технического состояния и комплектности.
16 снятие с эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Прекращение эксплуатации железнодорожного подвижного состава и оформление установленных документов, в том числе направление в ремонт, переоборудование для использования в целях, отличных от его назначения, списание и утилизация.
17 управление эксплуатацией железнодорожного подвижного состава: Система действий органов управления, направленных на выполнение задач по эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
18 планирование эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Заблаговременная разработка мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации железнодорожного подвижного состава с указанием сроков проведения этих мероприятий, исполнителей и ответственных лиц за организацию и контроль их исполнения.
19 стоимость системы эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Суммарные затраты трудовых, материальных и финансовых средств на создание системы эксплуатации железнодорожного подвижного состава и обеспечение его функционирования на всех этапах эксплуатации.
20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические устройства, запасные части и материалы, предназначенные для осуществления работ на железнодорожном подвижном составе на всех этапах эксплуатации.
21 операция технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Законченная часть технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, представляющая совокупность приемов, выполняемых на одном рабочем месте одним или группой исполнителей, установленными для выполняемой операции средствами технического обслуживания.
22 система технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Совокупность средств, документации технического обслуживания и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества железнодорожного подвижного состава.
23 объем технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Совокупность операций по осмотру, восстановлению или замене составных частей железнодорожного подвижного состава, выполняемых при техническом обслуживании.
24 продолжительность технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Период времени проведения одного технического обслуживания данного вида железнодорожного подвижного состава.
25 экипирование железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
Примечание — Комплекс работ включает в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение необходимыми расходными материалами и принадлежностями.
26 снаряжение железнодорожного подвижного состава: Размещение на железнодорожном подвижном составе имущества или оборудования, комплекта запасных частей, предусмотренных в эксплуатационных документах.
27 консервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по нанесению средств временной противокоррозионной защиты составных частей железнодорожного подвижного состава по установленной технологии.
28 расконсервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по удалению средств временной противокоррозионной защиты составных частей железнодорожного подвижного состава по установленной технологии.
29 переконсервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Расконсервация и последующая консервация составных частей железнодорожного подвижного состава по установленной технологии.
30 последовательный метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Метод проведения технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, характеризующийся поступлением единицы железнодорожного подвижного состава на конкретное обслуживание после завершения всего объема технического обслуживания предыдущей единицы железнодорожного подвижного состава.
31 параллельный метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Метод проведения технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, характеризующийся одновременным проведением конкретного обслуживания группы единиц железнодорожного подвижного состава.
32 параллельно-последовательный метод технического обслуживания железнодорожного подвижного состава: Метод проведения технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, при котором группу единиц железнодорожного подвижного состава подразделяют на последовательно обслуживаемые подгруппы, внутри которых техническое обслуживание выполняют параллельным методом.
33 ремонт железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по восстановлению исправности и (или) работоспособности железнодорожного подвижного состава или его составных частей и (или) восстановлению их ресурса.
34 структура ремонтного цикла: Регламентированная последовательность чередования плановых технических обслуживаний и ремонтов всех видов за период ремонтного цикла.
35 система ремонта железнодорожного подвижного состава: Совокупность средств, документации по ремонту и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества железнодорожного подвижного состава.
36 объем ремонта железнодорожного подвижного состава: Совокупность операций, выполняемых при ремонте железнодорожного подвижного состава по осмотру, восстановлению или замене составных частей.
37 метод ремонта железнодорожного подвижного состава: Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ремонта железнодорожного подвижного состава или его составных частей.
38 качество отремонтированного железнодорожного подвижного состава: Совокупность свойств отремонтированного железнодорожного подвижного состава или его составных частей, характеризуемая степенью соответствия значений их характеристик требованиям ремонтной документации и (или) эксплуатационных документов.
39 заводской ремонт железнодорожного подвижного состава: Ремонт железнодорожного подвижного состава, выполняемый на ремонтных предприятиях или заводах.
40 деповской ремонт грузовых и пассажирских вагонов: Ремонт грузовых и пассажирских вагонов, выполняемый в соответствии с ремонтной и технологической документацией между капитальными ремонтами для восстановления исправности и восстановления их межремонтного ресурса, с заменой и (или) восстановлением отдельных составных частей, контроль технического состояния которых предусмотрен объемом этого ремонта.
41 специализированный ремонт железнодорожного подвижного состава: Ремонт железнодорожного подвижного состава, выполняемый по отдельной номенклатуре его составных частей в соответствии с целевым назначением ремонтного подразделения или предприятия.
42 средний ремонт железнодорожного подвижного состава: Ремонт железнодорожного подвижного состава, кроме грузовых и пассажирских вагонов, выполняемый в соответствии с ремонтной и технологической документацией для восстановления исправности и частичного восстановления его ресурса с заменой и (или) восстановлением отдельных составных частей, контроль технического состояния которых предусмотрен объемом этого ремонта.
Источник