Капремонт после КВР
Комментарии:
Название | Дата загрузки | Кто загрузил |
Вы ошиблись в названии ремонта судя по всему. надо было обозвать это дело капитальный ремонт. Вся суть в определениях ремонтов. Согласно приложению №1 к новым правилам по ПС:
Ремонт капитальный — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (ПС) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Ремонт полнокомплектный — ремонт ПС с истекшим сроком службы, выполняемый ПС, находящемся в смонтированном состоянии, с целью устранения повреждений, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления работоспособности ПС и продления срока службы до следующего технического диагностирования.
Ремонт капитально-восстановительный — ремонт ПС с истекшим сроком службы, выполняемый для восстановления работоспособности и полного или близкого к полному восстановления ресурса ПС, включающий замену или восстановление любых его частей.
Далее последний абзац п.85 ФНП: «Срок продления эксплуатации ПС после выполнения капитально-восстановительного и полнокомплектного ремонта устанавливается в заключении экспертизы промышленной безопасности.»
Вывод: назвав ремонт капитальным, претензий быть не должно.
интересен еще один факт — в приложении №2.8 ПБ-10-382-00 (недействующие), даны такие определения ремонтам:
Ремонт капитальный — ремонт, выполняемый в пределах срока службы крана для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Ремонт полнокомплектный — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый на кране, находящемся в рабочем (смонтированном) состоянии, с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования, для восстановления исправности и ресурса крана с продлением срока службы до очередного обследования.
Ремонт капитально-восстановительный — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования и дообследования крана для восстановления его ресурса.
Да нет, тут именно капитально-восстановительный ремонт, т.к. он выполняется крану с истекшим сроком службы. Просто по ФНП и ФЗ 116 есть четкие определения когда проводится экспертиза:
п. 260. Обязательные требования к ПС, применяемым на ОПО, формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ, если Техническим регламентом ТС 010/2011 не установлена иная форма оценки соответствия ПС обязательным требованиям к такому ПС, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
а) до начала применения на ОПО ПС, изготовленных для собственных нужд;
б) по истечении срока службы или превышении количества циклов нагрузки такого ПС, установленных производителем;
в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого ПС, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого ПС, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое ПС.
Если капитально-восстановительный ремонт был не после аварии или инцидента — то зачем делать ЭБП? В настоящее время на данный кран есть действующее заключение ЭПБ. После окончания срока действия данного заключения нужно провести ЭПБ, в котором учесть проведенный ремонт. Но инспектора считают по другому и ссылаются на п.85 ФНП …»Срок продления эксплуатации ПС после выполнения капитально-восстановительного и полнокомплектного ремонта устанавливается в заключении экспертизы промышленной безопасности.»
На что ссылаться в разговоре с ними?
а что за кран? что менялось на кране? если мостовой кран — может восстанавливали отрицательный прогиб главных балок? или заварка трещин, иные сварочные работы. менялись ли электродвигатели, редуктора, ходовые колеса, блоки, барабаны и прочее ? какие электродвигатели, редуктора установили и др. (аналогичные по всем параметрам)? Менялась ли электросхема. Если есть отличие в характеристиках замененных элементов от паспортных, которые меняют скорость крана или г/п например — то это будет реконструкция и как следствие эпб.
В связи с чем возникла необходимость делать КВР, если есть экспертиза? Совмещайте экспертизу с ремонтами на будущее.
А если на бумаге только это называется КВР, то надо было проще это дело обозвать.
Еще раз: новые правила по ПС — официально утвержденный документ, поэтому все что там написано имеет силу, в частности определение:
«Ремонт капитальный — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (ПС) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.»
В данном определении не сказано, что этот ремонт нельзя проводить для кранов с истекшим нормативным сроком службы.
Больше никак не доказать инспекторам. Ваша ошибка в том как обозвали ремонт. Восстанавливать надо основные несущие элементы крана — это м/к, если вы их не трогали, то идет ли речь о восстановлении ресурса? и как следствие идет ли речь о капитально-восстановительном ремонте?
Данный ремонт выполнен на мостовом кране. Ремонт металлоконструкций не производился.
Все редуктора, эл.двигатели и т д. менялись на аналогичные. т.е. под реконструкцию это не попадает.
Инспектор у нас работал на внеплановой выездной проверке — с этой стороны не подкопаешься, все документы оформлены как надо.
КВР стали проводить потому, что посчитали, что раз кран с истекшим сроком, то просто капремонт делать бессмысленно. Мы опирались на РД 10-112-5-97, а там есть такая запись : «Количество обследований, как правило, не должно быть более пяти. По истечении срока после четвертого повторного обследования по рекомендации комиссии, проводившей обследование, кран может быть подвергнут либо капитально-восстановительному ремонту (определение дано в РД 10-112-3-97), либо оценке остаточного ресурса, либо списанию»
На данный момент это РД не действует.
Также мы опирались на п.84 ФНП «Для обеспечения нормальной эксплуатации ПС должны своевременно подвергаться текущим и капитальному ремонтам, обеспечивающим поддержание ПС в работоспособном состоянии.
Для обеспечения продолжения эксплуатации ПС, отработавших срок службы, установленный изготовителем, дополнительно должны быть проведены еще капитально-восстановительный или полнокомплектный ремонты.»
Если на кране завариваешь трещину, то потом необходимо проводить экспертизу потому, что трещина попадает под признаки инцидента по словам инспекторов.
Что такое инцидент, согласно РД 11-405-01 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах металлургии и коксохимических производств»
инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных и правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Входящие в определение термина «инцидент» понятия:
отказ технического устройства — временная утрата техническим устройством, применяемым на опасном производственном объекте, способности функционировать по назначению в режиме эксплуатации;
повреждение технического устройства — утрата отдельной частью технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, способности обеспечивать функциональное назначение.
Просто получается, что заварка любой трещины на кране автоматически означает проведение ЭПБ? Плюс проведение КВР (если даже и не было аварий и инцидентов) тоже требует ЭПБ?
Источник
РД 22-322-02
Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты
Купить РД 22-322-02 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Технические условия предназначены для подготовки ремонтного производства, ремонта изделий, а также контроля качества проведенного ремонта.
РД распространяется на башенные, стреловые несамоходные, мачтовые краны и краны-лесопогрузчики.
РД может быть использован при ремонте других грузоподъемных и строительно-дорожных машин
Оглавление
1. Назначение и область применения
2. Нормативные документы
3. Термины и определения
4. Основные положения
5. Сдача крана в ремонт
6. Разборка, мойка и очистка
8. Дефектация деталей и сборочных единиц
9.1. Общие положения
9.3. Требования к наплавке
9.4. Требования к контролю качества сварных соединений и наплавленных поверхностей
9.5. Ремонт тел вращения
9.6. Ремонт электрооборудования
9.7. Ремонт гидрооборудования
9.8. Сборка составных частей
10. Защитные покрытия
11. Приемка и спытания
12. Маркировка, консервация, хранение и транспортирование
13. Гарантийные обязательства
14. Требования безопасности при проведении ремонта
Дата введения | 01.02.2002 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Экология
- Раздел 53 ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Раздел 53.020 Подъемное оборудование
- Раздел 53.020.20 Краны
- Раздел 53.020 Подъемное оборудование
- Раздел 53 ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Организации:
22.01.2002 | Принят | Госгортехнадзор | 12-16/35 |
---|---|---|---|
Разработан | ФГУП СКТБ БК | ||
Утвержден | ФГУП СКТБ БК |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Руководящий нормативный документ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ, ПОЛНОКОМПЛЕКТНЫЙ И КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ
РД 22-322-02
ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения»
Руководящий нормативный документ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ, ПОЛНОКОМПЛЕКТНЫЙ И КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ
— после проведения экспертного обследования при наличии дефектов, требующих выполнения ремонта крана (при полнокомплектном и капитальновосстановительном ремонте),
— после аварии или отказа сборочной единицы (при внеплановом ремонте)
5 2 При сдаче крана в ремонт владелец вместе с краном должен передать производителю ремонта
а) паспорт крана,
б) акт о техническом состоянии (например, акт экспертного обследования, аварии),
в) эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, инструкцию по монтажу, а также документы на комплектующие изделия, указания по текущему ремонту и (или) технические условия на капитальный ремонт — при их наличии),
г) вахтенный журнал крановщика
5 3 При сдаче составной части крана в ремонт владелец должен передать ремонтному предприятию паспорт (при его наличии) и справку о техническом состоянии составной части В справке указывается наименование и обозначение составной части (по эксплуатационным документам на кран), а также причина ее снятия с эксплуатации
5 4 При сдаче крана (составной части) производителю ремонта без демонтажа крана (на месте эксплуатации) владелец должен обеспечить условия для проведения ремонта, предусмотренные ППРР, охрану крана и ремонтного оборудования производителя ремонта
5 5 При приемке поступившего в ремонт крана (составной части) производитель ремонта должен проверить
а) комплектность крана (составной части) внешним осмотром, комплектность документации,
б) правильность оформления документации (полноту изложения, выполнение требований к оформлению и т п )
5 6 Ответственность за комплектность сдаваемого в ремонт крана (составных частей) и достоверность сведений в передаваемых документах несет владелец
5 7 Отступления от требований настоящего раздела, в части комплектности, а также другие организационно-технические вопросы (например, увеличение объема работ в результате разборки и дефектации) устанавливаются соглашением сторон
6 РАЗБОРКА, МОЙКА И ОЧИСТКА 6 1 Кран, поступивший в ремонт, или его составные части должны подвергаться разборке в соответствии с порядком, определенным производителем ремонта Разборка должна проводиться с учетом требований Инструкции по монтажу (демонтажу) крана
Частичная разборка крана, подлежащего ремонту на месте его эксплуатации, должна производиться в соответствии с ППРР
6 2 Перед разборкой, а также перед проведением полнокомплектного ремонта, все составные части, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести, ветра, натяжения пружин, должны быть приведены в устойчивое положение, обеспечивающее безопасное проведение работ
6 3 Сборочные единицы, подлежащие ремонту в стационарных условиях, до разборки должны быть очищены от загрязнений наружной мойкой в специально оборудованном помещении (камере) водой из шлангов Налипшие вещества следует удалять механическими или химическими способами Моющие и очищающие средства должны приниматься в соответствии с приложением В
6 А Масла, топливо, тормозные, рабочие и охлаждающие жидкости, содержащиеся в подлежащих разборке сборочных единицах, должны быть удалены Слив жидкостей, масел, топлива и сбор протирочной ветоши должны производиться в специальные емкости (баки, поддоны, тару)
6 5 Разборка крана и его составных частей должна производиться с помощью грузоподъемных средств и грузозахватных приспособлений с использованием подставок, учитывающих конфигурацию составных частей и их массу.
6 6 Технологические процессы разборки должны предусматривать применение таких способов и оснастки при разборке и транспортировании составных частей, которые не вызывают повре>кдения поверхностей и деформацию деталей 6 7 Сварные и клепаные сборочные единицы, а также составные части, соединенные с натягом, разборке не подлежат, за исключением тех, которые нуждаются в замене или ремонте
6 8 Разборку соединений, имеющих в сопряжении неподвижную посадку, необходимо производить съемниками или на прессе с применением оправок Допускается подогрев охватывающей детали
6 9 Разборку соединений, имеющих в сопряжении подвижные посадки, следует производить вручную или легкими ударами молотка, изготовленного из мягко-
го материала (меди, латуни, алюминия, дерева, полиамида) Допускается применение стального молотка, удары которым наносятся через подкладки, не деформирующие поверхности деталей
6 10 Разъемные соединения, разборка которых затруднена из-за коррозии поверхностей деталей, следует пропитать керосином или специальными жидкостями не менее чем за 10 ч до разборки
611 При разборке не должны обезличиваться детали гидро-пневмоаппара-туры, взаимно приработанные, совместно обработанные детали, зубчатые и червячные пары, кольца разборных подшипников, а также сборочные единицы, прошедшие заводскую балансировку Для этой цели на нерабочие поверхности следует нанести краской или ударным методом метки, определяющие их совместную принадлежность и положение
6 12 При разборке поворотной опоры (ОПУ) ее составные части (полу-обоймы, венцы) не обезличиваются, а их взаимное положение перед разборкой маркируется Шарики с сепараторами и ролики из разных рядов не должны смешиваться для чего их складывают в отдельную замаркированную тару, чтобы после мойки и дефектации установить на прежние места
6 13 При демонтаже подшипников качения усилие выпрессовки должно передаваться непосредственно кольцу, имеющему посадку с натягом При этом нельзя допускать повреждения посадочных мест и деталей подшипника
Для демонтажа подшипников необходимо пользоваться съемниками или прессами
6 14 Для разборки резьбовых соединений следует использовать механизированный инструмент и гаечные ключи типов и размеров, обеспечивающих предохранение граней гаек и болтов от повреждения
6 15 Для удаления из корпуса срезанного стержня болта или шпильки следует использовать способы, обеспечивающие сохранность резьбы, нарезанной в корпусе
6 16 При необходимости рассверловки одного из нескольких резьбовых отверстий под резьбу следующего номинала, рассверловке и нарезке, как правило, подлежат все остальные отверстия данного соединения
6 17 Разборку соединения с несколькими крепежными деталями следует производить с предварительным ослаблением всех болтов
618 Шпильку вывертывать из гнезда следует лишь в том случае, когда это необходимо для ее замены или ремонта детали, в которую эта шпилька была ввернута
6 19 У снятых с крана сборочных единиц приборов, элементов электрооборудования, гидравлических и пневматических систем, до разборки предварительно должна быть проверена их работоспособность По результатам проверки должно быть принято решение о степени разборки сборочных единиц, их дефектации и восстановлению (замене) отдельных деталей
6 20 В снятых с крана сборочных единицах гидро-пневмосистем все отверстия для прохода рабочей жидкости или воздуха должны быть закрыты технологическими заглушками, а концы трубопроводов и рукавов, кроме того, обернуты промасленной бумагой
6 21 При разборке электродвигателя нельзя допускать повреждения изоляции обмоток и рабочих поверхностей вала и фланцев разъемов корпуса Для предотвращения повреждений необходимо после снятия переднего щита между ротором и статором вставить лист электрокартона Для выемки ротора следует применять специальные стенды для разборки, вынутый ротор укладывать на козлы во избежание повреждения обмотки, коллектора и крыльчатки вентилятора 6 22 При демонтаже электропроводки запрещается прикладывать к ней усилия, которые могут привести к внутренним обрывам проводов и выходу их из строя
6 23 Разборка элементов электрооборудования кранов, подлежащих ремонту, должна производиться специалистами-электриками
6 24 Разборку и очистку сборочных единиц кранов следует производить после демонтажа электрооборудования и электропроводки
6 25 После разборки сборочных единиц детали (кроме электрооборудования) должны укладываться в тару и отправляться в моечное отделение
6 26 Для удаления остатков смазки корпусные конструкции и детали рекомендуется промывать в камере (моечной машине) раствором синтетических моющих средств (см при л В)
6 27 Удаление старой краски с деталей из черных металлов и одновременную очистку от остальных загрязнений рекомендуется производить водным раствором едкого натра или другими специальными жидкостями (см прил В)
6 28 Для удаления с деталей окалины, следов коррозии, старых лакокрасочных покрытий и подготоеки поверхностей к последующему нанесению металлических и неметаллических покрытий рекомендуется применять металлолескоструйную или дробеструйную очистку (см приложение В)
6 29 Поверхности элементов металлоконструкций, подлежащих ремонту, должны быть очищены от загрязнений и коррозии
б 30 Рыхлые и плотные слои коррозии рекомендуется удалять при помощи механизированного инструмента (щетками, скребками) или травлением в растворах кислот, кислых солей или щелочей путем погружения деталей в ванну с раствором
Тонкий слой ржавчины может быть удален обработкой 2-3% раствором ор-тофосфорной кислоты при 75-85°С
Для удаления ржавчины могут быть использованы и другие выпускаемые преобразователи ржавчины (см приложение В)
6 31 После мойки и сушки деталей, имеющих полированные и шлифованные поверхности, последние следует покрыть тонким слоем смазки
6 32 Подшипники качения следует промыть в уайт-спирите (в бензине или обезвоженном керосине), после чего обдуть сжатым воздухом
6 33 Детали электрооборудования, не имеющие обмоток, следует промывать бензином или любым моющим щелочным раствором с последующей промывкой горячей водой
6 34 Сборочные единицы, имеющие обмотки или катушки, необходимо обдуть сжатым воздухом и протереть салфетками, смоченными бензином, после чего просушить при 90-100 в С в течение 30-90 минут в зависимости от конструкции и размеров обмотки Сильно загрязненные обмотки допускается промывать струей горячей воды (60-70°С) с обязательной последующей просушкой и пропиткой изоляционным лаком
6 35 Копоть и пыль рекомендуется удалять протиркой салфетками, смоченными бензином
7 МАТЕРИАЛЫ
7 1 Материалы для изготовления новых (при замене) и ремонта существующих деталей и элементов сварных металлоконструкций крана и требования по их
качеству должны соответствовать указанным в ремонтных и (или) рабочих чертежах с учетом требований РД 22-16 и РД 22-207
7 2. Металлопрокат и трубы, присадочные и наплавочные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделий, запасные части, предназначенные для ремонта грузоподъемных кранов, должны подвергаться входному контролю по РД 22-28-33 и РД 22-207 на соответствие их качества требованиям стандартов, технических условий и договоров на поставку
7 2 1 Входной контроль должен проводиться службой ОТК с целью недопущения применения в производстве материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, не соответствующих требованиям конструкторской и нормативной документации
7 2 2. Производитель ремонта для обеспечения входного контроля всей поступающей продукции должен предусмотреть специальное помещение (участок), оборудованное средствами контроля и отвечающее требованиям безопасности труда
7 2 3 По результатам входного контроля должно быть принято решение о соответствии продукции установленным требованиям
7 2 4 Металлопрокат и трубы, принятые при входном контроле, не имеющие поштучной маркировки, должны направляться на хранение или в производство только после их клеймения или окраски в соответствии с требованиями к маркировке, установленными стандартами на конкретный материал
7 2 5 Порядок проведения входного контроля и клеймения полуфабрикатов, комплектующих изделий и запасных частей устанавливает производитель ремонта
7 3 Для уточнения принадлежности металлопроката и труб к углеродистым сталям (при отсутствии сертификата или возникновении сомнений) следует провести анализ на содержание углерода, марганца и кремния
7 4 Для выявления принадлежности стали металлопроката и труб к качественной или легированной стали, после выявления содержания углерода следует провести анализ на содержание хрома, никеля и кремния
Результаты анализа следует сопоставить с данными стандартов на металлопрокат И трубы ГОСТ 535, ГОСТ 1050, ГОСТ 4543, ГОСТ 8731, ГОСТ 14637, ГОСТ 19281
7 5 Общие требования к качеству металлопроката, допускаемым дефектам -по РД 10-112-3 и РД 22-207
7 6 Требования к электродам, применяемым при ремонте 7 6 1 Электроды должны подаваться на рабочие места прокаленными, в пеналах, препятствующих их отсыреванию в течение рабочей смены Режим сушки (прокаливания)
а) электроды с фтористо-кальциевым покрытием (УОНИ-13/45, УП-1/45, СМ-11, ДСК-50 и др ) прокаливаются при температуре 350-400Х в течение 1 ч,
б) электроды с рутиловым покрытием (АНО-4, ОЗС-4 и др) прокаливаются при температуре 180-200°С в течение 1,5 ч Сварку после прокаливания следует производить через сутки
7 6 2 Электроды с органическим покрытием (ВСП-1, ВСЦ-2 и др) для сварочных и наплавочных работ при ремонте грузоподъемных кранов применять не допускается (из-за недопустимости их перегрева в процессе сушки и сварки)
7 6 3 Для полуавтоматической сварки в среде углекислого газа или его смесей (СОг+Ог, СОг+Аг и т д ), при заварке трещин и наплавке следует применять проволоку диаметром не более 1,6 мм (в среде СОг) и не более 2мм-в смесях С02
7 7 Требования к флюсам
7 7 1 Для ремонта металлоконструкций из углеродистых и низколегированных сталей методами автоматической сварки (наплавки), а также полуавтоматической сварки под слоем флюса, следует применять только плавленые флюсы по ГОСТ 9087 с влажностью не более 0,1% Достижение указанного уровня влажности обеспечивается прокаливанием при температуре 300-400°С в течение 1 ч Хранение флюса должно обеспечить сохранение требуемого уровня влажности 7 7 2 Для ремонта металлоконструкций из высокопрочных низколегированных сталей методами полуавтоматической и автоматической сварки и наплавки следует применять только флюсы, рекомендуемые РД 22-16
7 8 Для ремонта металлоконструкций методом полуавтоматической сварки и наплавки в среде углекислого газа следует применять только сварочную углекислоту по ГОСТ 8050 с содержанием СОг не менее 99,5%
7 9 Порядок хранения и использования материала в производстве должен исключать возможность применения материала, не предусмотренного конструк-
торской документацией или несоответствующего техническим условиям, государственным стандартам и сертификату
710 Условия хранения металла должны исключать ухудшение его качества
8 ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ 8 1 Общие требования
8 1 1 Цель проводимой дефектации — оценить необходимость и объем выполняемого ремонта
8 12 Технические требования на дефектацию деталей и сборочных единиц, изложенные в настоящем разделе, предназначены для определения допустимых иэносов деталей при подготовке ремонтного производства
8 1 3 Дефектация деталей и сборочных единиц должна проводиться внешним осмотром, замером, проверкой на специальных стендах, в приспособлениях, имитацией работы без нагрузки
8 13 1 Детали и сборочные единицы, дефектацию которых невозможно провести без очистки мест наиболее вероятного появления дефектов, должны быть предварительно очищены и промыты согласно требованиям раздела 6 настоящего РД После чего их следует подвергнуть контролю на соответствие требованиям карт дефектации (таблицам дефектов) осмотром, проверкой на стендах и приспособлениях, измерением универсальным мерительным инструментом, калибрами и шаблонами, приборами и оснасткой, способами, предусмотренными настоящим РД и РД 10-112-3 Рекомендуемый перечень измерительных инструментов и приборов приведен в приложении Д
8 14 Дефектацию следует проводить в соответствии с требованиями настоящего РД, а при наличии технических условий на капитальный ремонт конкретного изделия — по картам дефектации этих технических условий Рекомендуемая форма карты дефектации приведена в приложении Г
8 1 5 Проверенные детали и сборочные единицы должны сортироваться на группы и маркироваться способами, принятыми производителем ремонта
б) подлежащие ремонту,
816 Для выявления внешних дефектов составных частей (трещины, вмятины, дефекты сварных швов, видимые деформации, износ, повреждения изоляции и пр ) при визуальном осмотре рекомендуется пользоваться лупами с 2-10 -кратным увеличением
8 1 7 Отклонения геометрических размеров составных частей следует контролировать при помощи универсального мерительного инструмента, шаблонов, струн, калибров, теодолита Точность измерения должна удовлетворять требованиям настоящего РД (картам дефектации), РД 10-112 ч I и РД 10-112-3
818 Для выявления скрытых дефектов (трещин, коррозии и др) рекомендуется применять методы неразрушающего контроля по ГОСТ 14782, ГОСТ 7512, РД 22-205 и др методы, приведенные в РД 10-112-3
8 19 Рабочие поверхности годных, не требующих ремонта, деталей не должны иметь задиров, забоин и других дефектов, влияющих на работоспособность деталей Допустимые мелкие повреждения необходимо устранить зачисткой
8 110 Детали, подлежащие ремонту, должны быть восстановлены до указанных в чертежах параметров (размеров, отклонений, твердости, шероховатости)
8 111 При разборке подлежат выбраковке детали с явно выраженными дефектами (поломками, неустраненными трещинами, деформациями и т п)
8 112 Подлежат замене, независимо от их состояния неметаллические прокладки, пружинные шайбы и шплинты 8 2 Металлоконструкции
8 2 1 Дефектация металлоконструкций может проводиться следующими методами внешним осмотром, измерениями отклонений от номинальных размеров и прямолинейности, неразрушающими методами контроля и проверкой химических и физико-механических свойств
Дефекты и отклонения элементов металлоконструкций в соответствии с требованиями РД 10-112-3 и РД 22-207
8 2 2 Элементы металлоконструкций, отклонения которых от прямолинейности превышают допустимые, подлежат
замене — при величине отклонения более удвоенной величины допустимого отклонения,
ремонту — безударным методом — при величине отклонения меньшей удвоенного допустимого отклонения
8 2 3 Не допускаются к восстановлению элементы с повторными (после ранее проведенного ремонта) усталостными трещинами в одном и том же (или рядом с ним) месте, металлоконструкции с резким перегибом элементов 8 3 Валы (оси)
8 3 1В процессе эксплуатации на сопряженных поверхностях вала (оси) и отверстия могут быть следующие дефекты износ по диаметру, риски, наволакивание металла, задиры и забоины, отклонения от цилиндричности (конусообразность, бочкообразность, седлообразность, отклонения от прямолинейности), отклонения от крутости (овальность, огранка)
Основным критерием исправности сопряжения вал-отверстие является величина зазора (натяга) между сопряженными деталями
Дефектация валов и осей должна производиться в соответствии с требованиями настоящего РД и РД 22-207
Валы, имеющие остаточные деформации изгиба и кручения, а также оси, изгиб которых не может быть устранен без снижения прочности детали, подлежат выбраковке Трещины в валах не допускаются
Превышение допустимого износа посадочной поверхности требует ее восстановления или замены детали
8 3 2 При определении допустимых износов для сопряжения вал-отверстие с посадками движения в качестве критериев этого сопряжения принимается величина зазора
8 3 2 1 Допустимый износ определяется по формуле
и доп = А дол — А наиб (1)
где А доп -допустимый зазор в сопряжении,
А наиб — наибольший зазор по чертежу
8 3 2 2 Допустимый зазор в сопряжении принимается
Д доп = (2 2,5)х Д наиб
СОДЕРЖАНИЕ
1 Назначение и область применения 1
2 Нормативные документы 1
3 Термины и определения 1
4 Основные положения 3
5 Сдача крана в ремонт 4
6 Разборка, мойка и очистка 6
8 Дефектация деталей и сборочных единиц 12
81 Общие требования 12
8 2 Металлоконструкции 13
8 3 Валы (оси) 14
8 4 Зубчатые передачи 38
8 5 Червячные передачи 44
8 6 Цепные передачи 45
8 7 Подшипники качения 49
8 8 Корпусные конструкции 52
811 Барабаны и блоки 55
8 13 Опоры поворотные 56
8 14 Ходовые колеса 56
815 Крюковые подвески 57
8 17 Резьбовые соединения 57
818 Электрооборудование, приборы и устройства безопасности 59
91 Общие требования 62
9 2 Металлоконструкции 63
9 2,1 Устранение трещин 63
9 2 2 Ремонт вмятин 66
9 2 3 Ремонт поясов 67
9 2 4 Специальные требования 67
92 5 Порядок наложения швов 67
92 6 Ремонт металлоконструкций кранов в исполнении ХЛ 69
9 3 Требования к наплавке 69
9 4 Требования к контролю качества сварных соединений и наплавленных поверхностей 70
9 5 Ремонт тел вращения 76
9 6 Ремонт электрооборудования 77
9 7 Ремонт гидрооборудования 78
9 8 Сборка составных частей 78
10 Защитные покрытия 86
8 3 2 3 Допустимый ИЗНОС (И доп ) состоит из суммы допустимых износов
вала (И доп в) и отверстия (И доп отв )*
При близкой износостойкости материалов отверстия и вала и
трудоемкости восстановления поверхностей, И ДОп распределяется в
соотношении 1 1 Если отверстие и вал по износостойкости одинаковы, но ремонт отверстия, как правило, значительно сложнее, чем ремонт вала, то
И доп распределяется в соотношении 21 Если наоборот, то 1 2 В
отдельных случаях допускается (при крайне высокой стоимости одной из
деталей или невозможности ее ремонта) И ДОп полностью переносить на
8 324 Допустимые размеры вала и отверстия определяются по формулам
Д доп в = Д найм в “ И доп в (3)
Д доп отв = Д наиб отв + И доп отв И)
где Ддопв — допустимый размер вала,
Д найм в — наименьший размер вала по чертежу,
Д доп отв — допустимый размер отверстия,
Д наиб отв — наибольший размер отверстия по чертежу
8 3 2 5 Величины Л доП в зависимости от посадки, И доп и
распределение его на И доп в и и доп отв приведены в табл 1 В таблице
предусмотрены только наиболее реальные распределения с соотношением 1 1
8 3 2 6 Если подсчитанный по размерам чертежа Д наиб не подходит ни к одной из посадок табл 1, то А ДОп и И доп определяется и назначается по ближайшей посадке табл 1 с более жестким значением Д Наиб
11 Приемка и испытания 86
12 Маркировка, консервация, хранение и транспортирование 89
13 Гарантийные обязательства 90
14 Требования безопасности при проведении ремонта 91
А Перечень использованных нормативных документов 93
Б Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) грузоподъемных кранов 98
В Моющие и очищающие средства 101
Г Рекомендации по оформлению карт дефектации 104
Д Измерительный инструмент и приборы, применяемые для измерения и контроля составных частей изделий при дефектации 106
Е Способы восстановления составных частей механизмов 110
Ж Организация контроля качества сварки в ремонтном
Информационные данные 132
Документ действителен при наличии подлинной печати, подписи и наличии номера учтенного экземпляра Тиражирование не допускается
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с резким старением парка кранов возникла необходимость в проведении непредусмотренных эксплуатационными документами видов ремонта полнокомплектного и капитальновосстановительного
Качественное проведение этих видов ремонта позволит повысить безопасность эксплуатации и снизить аварийность кранов, работающих за пределами их нормативного срока службы
Настоящий руководящий документ (РД) представляет собой технические условия на проведение не только отмеченных выше ремонтов, но он может быть использован и при проведении капитальных и внеплановых (втч послеаварийных) ремонтов
Поскольку на указанные виды ремонта, как правило, отсутствуют технические условия на ремонт по ГОСТ 2 602, новый нормативный документ позволит проводить ремонты (в т ч и капитальные) кранов без разработки специальных технических условий
Пересмотр РД 22-322-94 вызван необходимостью
— учета требований новых Правил ПБ 10-382-00 и других нормативных документов, вышедших после 1994 г, а также накопленного за прошедший период опыта проведения различных видов ремонта,
— обеспечения ремонтных предприятий руководящими документами на проведение новых видов ремонта,
— повышения качества ремонта
С целью упорядочения работ по техническому обслуживанию и ремонту кранов в приложении к новому РД приведена Система технического обслуживания и ремонта кранов (Система ТОиР), которая впервые разработана для машин не только а пределах их срока службы, но и для машин, работающих за пределами срока службы В новой системе ТОиР тесно увязаны сроки и периодичность проведения технических обслуживании и текущих ремонтов со сроками и периодичностью проведения капитальных, полнокомплектных и капитально-восстановительных ремонтов
В новой редакции РД вопросы безопасности при проведении ремонта выделены в отдельный раздел
С целью обеспечения преемственности с прежним документом текст тех разделов, которые не подвергались переработке, редакционно не менялся Новый РД, разработанный с учетом последних достижений в области ремонта и поддержания технического состояния кранов, позволит обеспечить исправность и работоспособность кранов на весь жизненный цикл их эксплуатации от момента выпуска кранов предприятием-изготовителем до их списания
Руководящий нормативный документ
Технические условия на капитальный, полнокомлектный
и капитально-восстановительный ремонты.
Дата введения 2002 02 01
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящие технические условия (далее РД) предназначены для подготовки ремонтного производства ремонта изделий, а также контроля качества проведенного ремонта
РД распространяется на башенные, стреловые несамоходные, мачтовые краны и краны-лесопогрузчики
РД может быть использован при ремонте других грузоподъемных и строительно-дорожных машин
РД устанавливает технические требования на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты Эти требования могут учитываться при проведении и других видов ремонта (текущих, внеплановых), а также при реконструкции крановых конструкций с применением сварки
РД рассчитан на использование предприятиями и организациями, производящими ремонт (далее — производители ремонта) и эксплуатирующими краны (далее — владельцы), а также организациями и подразделениями, разрабатывающими ремонтные документы
2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
При разработке РД использованы нормативные документы, приведенные в приложении А
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В РД использованы следующие термины и определения Внеплановый ремонт — ремонт, выполняемый для устранения последствий аварий или отказа какой-либо сборочной единицы, влияющих на работоспособность и исправность крана
Дообследование — этап экспертного обследования, проводимый не позднее чем через 3 месяца после обследования на смонтированном кране «и заключающийся в выявлении дефектов в узлах, недоступных или труднодоступных для кон-
тропя при обследовании крана в рабочем (смонтированном) положении и подлежащих диагностированию после демонтажа и разборки крана
Допустимый износ — износ, при котором не нарушается нормальная работа детали в соединении, сборочной единицы, изделия, и допускающий эксплуатацию крана на срок не менее одного межремонтного периода Величина допустимого износа устанавливается настоящим РД
Капитально-восстановительный ремонт (КВ) — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после демонтажа и разборки крана, необходимой для дефектации и устранения дефектов, выявленных в результате экспертного обследования и дообследования, с целью восстановления ресурса до очередного ремонта (обследования) или до списания
Капитальный ремонт (К) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые Этот ремонт, выполняется на стадии использования крана в пределах его нормативного срока службы
Полнокомплектный ремонт (ПЮ — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый без демонтажа крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате экспертного обследования, для восстановления исправности и ресурса до очередного ремонта (обследования) или списания
Предельный износ — износ, при котором дальнейшая работа детали, сборочной единицы, изделия становится технически небезопасной или экономически нецелесообразной, величина предельного износа устанавливается нормативными документами
Проект производства ремонтных работ ШПРР) — комплект документов, предназначенных для безопасного выполнения полнокомплектного или внепланового ремонта крана на месте его эксплуатации без демонтажа крана Допускается проводить разработку ППРР и для капитально-восстановительного ремонта
Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, по обеспечению и поддержанию работоспособности и исправности машины в течение срока службы при соблюдении заданных условий эксплуатации
Текущий ремонт ГП — ремонт, предусмотренный системой ТОиР, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоя-
щий в устранении неисправностей путем замены и (или) ремонта отдельных частей Этот ремонт выполняется в соответствии с требованиями эксплуатационной документации
4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4 1 Кран (его составные, включая базовые части) подлежит 4 11 Капитальному ремонту, согласно графику технического обслуживания и ремонта (ТОиР), приведенному в справочном приложении Б Капитальный ремонт проводится после разборки крана и его составных частей на ремонтном предприятии
4 1 2 Полнокомплектному ремонту — в случае необходимости устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании Ремонт проводится непосредственно на смонтированном кране
4 13 Капитально-восстановительному ремонту, проводимому в сроки, предусмотренные РД 10-112, для устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании и дообследовании Ремонт проводится после демонтажа, частичной или полной разборки крана
4 2 Объем ремонта определяется техническим состоянием крана по результатам дефектации узлов и элементов крана с учетом признаков предельного состояния, обусловленных нормативными или эксплуатационными документами 4 3 Ремонт крана или его составных частей должен выполняться организа-цией-лроизводителем ремонта, имеющей разрешение (лицензию) согласно РД IQ-49 и РД 10-08 на проведение ремонта грузоподъемных машин и обладающей необходимыми помещениями, средствами технологического оснащения, технической документацией для ремонта и персоналом требуемой квалификации
4 4 Капитальный ремонт крана должен производиться на основании ремонтной документации предприятия-изготовителя, а при ее отсутствии — на основании требований настоящего РД
4 5 Полнокомплектный ремонт крана на месте его эксплуатации должен производиться при наличии ППРР, разработанного по РД 22-28-34 специализированной проектной организацией, на основании акта по результатам экспертного обследования крана (по РД 10-112) или его технического освидетельствования, проводимого согласно ИТОс 22-01
ППРР должны быть предусмотрены
мероприятия по разгрузке и фиксации подлежащих ремонту или замене элементов металлоконструкций от внешних воздействий и усилий от собственного веса, разборке и очистке составных частей, ремонтные чертежи по ГОСТ 2 604,
работы по обустройству ремонтной зоны (устройство настилов, ограждений, навесов, защитных ограждений от ветра и осадков, средства для поддержания заданного температурного интервала при сварке и т д ),
жесткая или мягкая тара для сбора отходов, влияющих на экологию (при необходимости),
применение стандартизованных или разработка нестандартизованных средств технологического оснащения ремонта (подставки, козлы, упоры, траверсы, винтовые приспособления и т д ),
грузоподъемные средства для демонтажа и монтажа элементов заменяемых металлоконструкций, канатно-блочных систем, механизмов и агрегатов, установлен порядок (последовательность) их применения;
технологические процессы ремонта (замены) элементов металлоконструкций в соответствии с настоящим РД,
мероприятия по безопасному производству работ
4 6 Капитально-восстановительный ремонт должен производиться в соответствии с положениями настоящего РД и с учетом требований РРД 22-28-КБ-000 и руководствами на ремонт конкретных марок кранов РРД 22-28-КБ-ХХХ (где под «XXX» понимается марка конкретного крана), в комплект которых входят ремонтные чертежи на конкретные марки крана
4 7 Производители ремонта должны иметь службу технического контроля (далее — ОТК), ответственную за качество ремонта.
Учитывая выездной характер проведения ремонтных работ по п 4 12, обязанности и функции ОТК и ответственного за соблюдение безопасных условий работ при полнокомплектном ремонте могут быть возложены приказом производителя ремонта на ответственного исполнителя или члена бригады (из числа ИТР)
5 СДАЧА КРАНА В РЕМОНТ 5 1 Кран должен направляться в ремонт — в плановом порядке (при проведении капитального ремонта),
Источник