Полномочия по капитальному ремонту многоквартирных домов

Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 182 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 1 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 2 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 4.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 2 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 391-ФЗ

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 257-ФЗ

Читайте также:  Косметический ремонт помещения 7 букв

6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;

12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 3 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

3. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ часть 4 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — государственными бюджетными и казенными учреждениями, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями) на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ часть 5 статьи 182 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

5. Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 6 статьи 182 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Читайте также:  Дизайн ремонта для маленькой кухни

7. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Источник

Расширены полномочия местного самоуправления в сфере капремонта жилья

Knut_Wiarda / Depositphotos.com

На прошлой неделе (2 декабря 2019 г.) вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в статьи 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации»), которые расширяют полномочия органов местного самоуправления в сфере капитального ремонта МКД:

  • во-первых, представители органов местного самоуправления (далее – МСУ) получили возможность участвовать в работе комиссии по приемке исполненных работ по капремонту от регионального оператора. Для того, чтобы местные чиновники смогли «попасть» в такую комиссию, субъект РФ должен сначала изменить собственный закон, которым установлен порядок финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД, осуществляемого оператором капремонта. Предполагается, что поправки даже «на руку» регионам, потому что численности региональных чиновников не всегда хватает для оперативной приемки всех законченных работ;
  • во-вторых, уточнена обязанность органов МСУ принимать решение о проведении капремонта «вместо» собственников помещений в МКД, если те не приняли такое решение в положенный срок. Теперь установлено, что ОМСУ принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капремонта в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного для собственников.

Документы по теме:

Читайте также:

Планируется избавить малоимущих граждан от расходов на управление и содержание дома и увеличить количество квартир в домах с непосредственным управлением с 30 до 60.

Предлагается установить запрет на образование земельного участка по контуру многоквартирного дома и учитывать придомовую территорию, необходимую для эксплуатации жилья.

Их планируется отразить в проекте федерального бюджета на следующую трехлетку.

В первом полугодии следующего года рост платы не предусмотрен, а во втором полугодии – допустим в пределах установленных показателей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Права и обязанности регионального оператора капремонта

К нам поступил вопрос от читателя о том, должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт.

Мы часто рассказываем об особенностях проведения капитального ремонта в МКД. Но о правах и обязанностях регионального оператора капремонта ещё не писали. Исправляемся.

Функции регионального оператора

Региональный оператор капремонта – юридическое лицо, созданное в форме фонда, для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Он формируется субъектом РФ и работает на его территории.

Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:

  • сбор взносов на капремонт,
  • открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
  • роль технического заказчика работ по капремонту,
  • финансирование расходов,
  • работа с местными властями.

Раздел IX, а касается он организации проведения капитального ремонта, с завидной регулярностью координируется законодательством. Последние изменения были внесены в конце прошлого года Федеральными законами N 176 и N 355.

Относятся они и к деятельности регионального оператора по капремонту. Система должна работать без перерывов, чтобы:

  • операторы выполняли обязательства перед собственниками МКД,
  • в случае утраты средств собственникам выплачивалась компенсация,
  • при прекращении работы регионального оператора собственникам возвращали их деньги.
Читайте также:  Какие ошибки допускают при ремонте квартиры

Начиная сотрудничество с фондом капитального ремонта, собственники тщательно изучают обязанности регионального оператора. И их немало.

Обязанности регионального оператора

Первая обязанность регионального оператора, согласно ч. 2 ст. 172 ЖК РФ, – передавать в ГЖИ сведения о МКД, в которых планируется провести капремонт, и о поступлении взносов.

При изменении способа формирования фонда капремонта он передаёт владельцу спецсчёта все имеющиеся данные о формировании фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Счета региональный оператор может открывать только в российских кредитных организациях (ч. 3 ст. 180 ЖК РФ).

Полный перечень обязанностей представлен в ст. 182 ЖК РФ. Региональный оператор:

  • готовит и направляет собственникам предложения о сроке начала капремонта, перечне и объёме услуг и работ, указывает, сколько они будут стоить и откуда будут привлекаться деньги,
  • готовит задания на оказание услуг и выполнение работ и проектную документацию,
  • привлекает подрядные организации, заключает с ними от своего имени договоры,
  • проверяет качество и сроки оказания услуг и выполнения работ,
  • принимает услуги и выполненные работы,
  • перечисляет деньги в размере фонда капитального ремонта на спецсчёт или выплачивает собственникам денежные средства, соответствующие их долям в фонде капитального ремонта,
  • собирает взносы на капремонт,
  • ведёт учёт поступивших на счёт средств,
  • выставляет платёжные документы для уплаты взносов,
  • размещает на официальном сайте информацию о правах и обязанностях собственников помещений в МКД,
  • несёт ответственность за качество оказанных услуг и выполненных работ не менее пяти лет с момента подписания акта приёмки.

Права регионального оператора капремонта

Перейдём к правам регионального оператора капремонта и ответим на вопросы нашего читателя: должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт?

Это не входит в его обязанности, но работа с должниками и начисление пеней – право регионального оператора.

Согласно ст. 173 ЖК РФ, владелец спецсчёта должен перечислить деньги со специального счёта на счёт регионального оператора в течение одного месяца после получения решения ОМС.

Если этого не происходит, региональный оператор, любой собственник помещения в МКД или ОМС имеют право через суд взыскать средства со спецсчёта и перечислить их на счёт регионального оператора.

Это не распространяется на случаи, когда деньгами со спецсчёта погашается займ или кредит за проведённый капитальный ремонт, которые не смогли оплатить в сроки по договору.

Ещё одно право региональных операторов описано в ч. 4.2 ст. 178 ЖК РФ: в целях защиты своих общих интересов, объединения усилий для повышения эффективности деятельности они могут создавать ассоциации и союзы и быть их членами. Региональный оператор может быть членом СРО.

Региональные операторы обязаны расходовать поступившие деньги только на работы и услуги по проведению капитального ремонта. Однако временно свободные средства они могут размещать в российских банках. Полученный же доход всё равно будет идти на оплату работ и услуг по ремонту (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Право начислять пени собственникам, которые несвоевременно или не в полном размере уплатили взносы на капитальный ремонт, установлено п. 4 ст. 181 ЖК РФ.

Обратите внимание, если фонд капремонта сформирован на счёте регионального оператора, взысканием задолженности занимается региональный оператор. Если же владелец спецсчёта (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ) – ТСЖ, ЖК или ЖСК, долги будет взыскивать соответствующая организация.

В заключение приведём пример из свежей судебной практики, доказывающий, что региональные операторы капремонта могут работать с должниками, и весьма успешно. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 N 10АП-10149/2016 по делу N А41-15613/16: региональный оператор подал иск в суд о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт.

Иск был удовлетворен частично, так как суд обосновал вывод о том, что расчёт капитальных взносов за 2014 г. должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30.05.2014, как это сделал региональный оператор.

Однако задолженность по уплате взносов в сумме 211 253 рубля 24 копейки и расходы на государственную пошлину в размере 5 863 рубля вернуть удалось.

Не стесняйтесь, присылайте нам вопросы и предложения, по самым интересным мы обязательно напишем статью.

Источник

Оцените статью