Полномочия по ремонту дорог местного значения

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1) осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.1) утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Источник

Полномочия по ремонту дорог местного значения

Вопрос: Каковы полномочия органов местного самоуправления обязанности по содержанию и ремонту дорог?

Ответ: В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Читайте также:  Ремонт напольного вентилятора vitek

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГОСТ Р 50597-93 , утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а состояние дорожного покрытия должно обеспечивать возможность беспрепятственного движения по нему автомобилей с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В силу пунктов 3.1.1 , 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 221 от 11 октября 1993 года), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Максимальный срок устранения повреждений дорожного покрытия — 10 суток.

Проведение ремонта автомобильной дороги местного значения в силу Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов местного самоупрвления.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля? — Прокуратура разъясняет

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?

На Ваш вопрос отвечает прокурор Промышленного района г. Самары Вячеслав Бобровский

Кто отвечает за состоянием дорог и возместит ущерб в случае повреждения автомобиля?

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

Таким образом, состояние автодорог регулируется администрацией муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог с организациями. В случае некачественного содержания автомобильных дорог ответственность, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне, может нести обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Как правильно оформить ДТП в данном случае?

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект, а также найти свидетелей происшествия.

По прибытию на место ДТП сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор выносит постановление о привлечении к ответственности лица или ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.

Читайте также:  Что нужно для ремонта автосервиса

Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.

Автовладельцу необходимо снять копии всех составленных документов, поскольку они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией в страховую компанию или же в суд.

Далее собственник транспортного средства может провести необходимый ремонт. В этом случае он должен сохранить всю необходимую документацию, подтверждающую понесенные им затраты. Эти документы с требованием о возмещении необходимо отправить в соответствующую организацию, осуществляющую надзор за надлежащим содержанием дорог.

Источник

Новые полномочия органов местного самоуправления по организации дорожного движения

Цели и содержание нового закона

С 30 декабря 2018 года организация дорожного движения и парковок будет регулироваться Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ. Прежде в России не было закона, который устанавливал бы требования в этой сфере. Законом № 443-ФЗ:

  • введены новые термины и понятийный аппарат;
  • установлены основные принципы организации дорожного движения и основные параметры дорожного движения в России (см. таблицу);
  • разграничены полномочия органов власти всех уровней в области организации дорожного движения;
  • обозначены права и обязанности субъектов, обеспечивающих организацию дорожного движения;
  • установлены новые требования при выполнении работ по ремонту участков дороги;
  • предусмотрено ведение реестра парковок общего пользования;
  • установлены требования к документации по организации дорожного движения;
  • определены требования к парковкам;
  • установлен государственный контроль в области организации дорожного движения.

Мы ожидаем, что Закон № 443-ФЗ поможет повысить качество транспортных услуг, улучшить экологическую обстановку, наладить эффективное взаимодействие между владельцами дорог и теми, кто этими дорогами пользуется. Повышение пропускной способности за счет организации дорожного движения позволит решить проблемы перегрузки автодорог, снизить потери средств и времени.

Таблица. Основные принципы организации дорожного движения и основные параметры дорожного движения в России

Основные принципы организации

Основные параметры дорожного движения *

Приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям

времени при движении транспортных средств или пешеходов

Интенсивность дорожного движения

Приоритет развития транспорта общего пользования

Состав транспортных средств и их средняя скорость

Создание условий для движения пешеходов и велосипедистов

Плотность дорожного движения

Обеспечение экологической безопасности

Пропускная способность дороги

Достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации

дорожного движения, своевременность ее публичного распространения

Параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю

времени в движении транспортных средств или пешеходов

* Порядок определения основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения, порядок ведения их учета до вступления в силу Закона № 443-ФЗ установит Правительство.

Полномочия органов местного самоуправления

К компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения отнесены:

  • установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения;
  • организация и мониторинг дорожного движения в соответствии с его основными параметрами;
  • ведение реестра парковок общего пользования.

Полезно знать:

Первоначально законопроект позволял местным властям вводить платный въезд в населенные пункты или на определенные территории. Но после доработки ко второму чтению данная норма исчезла.

Осуществляйте эти полномочия на автодорогах общего пользования местного значения. Эти же полномочия в границах сельских поселений исполняют органы местной власти муниципальных районов. Регион может закрепить данные полномочия и за самим сельским поселением. Кроме того, субъекты РФ могут наделять органы местной власти полномочиями по установке, замене, демонтажу и содержанию технических средств организации дорожного движения на автодорогах регионального или межмуниципального значения, а также по ведению реестра парковок, расположенных на этих автодорогах. Федеральным законом можно передать на местный уровень полномочия по организации и мониторингу дорожного движения, установке, замене, демонтажу и содержанию технических средств его организации на дорогах федерального значения (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Закона № 443-ФЗ). Наделение полномочиями происходит одновременно с передачей средств для их исполнения (ч. 2 ст. 132 Конституции, ст. 83 БК). Органы местного самоуправления, уполномоченные в области организации дорожного движения, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности организации дорожного движения на автодорогах местного значения (ч. 3 ст. 11 Закона № 443-ФЗ). А именно:

Рекомендация

Организуйте парковки и парковочные места. Развивайте инфраструктуру для велосипедистов

  • управлять распределением транспортных средств, в том числе разделять их движение на однородные группы по категориям, скорости и направлению движения, распределять транспорт по времени движения;
  • повышать пропускную способность дорог;
  • оптимизировать циклы светофорного регулирования, управлять светофорными объектами;
  • координировать работу светофоров в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения;
  • развивать инфраструктуру в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строить и обустраивать пешеходные переходы;
  • вводить приоритет в движении маршрутных транспортных средств;
  • развивать парковочное пространство за пределами дорог;
  • вводить временные ограничения или прекращать движение транспортных средств.

Временные ограничения на движение могут касаться всех транспортных средств или только определенных видов, категорий, экологического класса, наполненности пассажирами. Можно вводить такие ограничения в отдельные дни или в определенное время суток.

Прежде чем ввести ограничения или прекратить дорожное движение, проинформируйте его участников как минимум за месяц. Реализуйте компенсационные мероприятия. Например:

  • повысьте качество работы маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • откройте новые маршруты регулярных перевозок или увеличьте провозные возможности действующих маршрутов.

На заметку:

Как повысить пропускную способность дорог

Чтобы повысить пропускную способность дорог, устраняйте условия, которые способствуют созданию помех для дорожного движения или создают угрозу его безопасности. Для этого в зависимости от ситуации сформируйте кольцевые пересечения и примыкания дорог, проведите реконструкцию перекрестков и строительство транспортных развязок. По возможности обустройте остановочные пункты заездными карманами или переходно-скоростными полосами.

Читайте также:  Диплом ремонт двигателя камаза

Документация по организации дорожного движения

Полезно знать:

Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и утверждать своими решениями комплексные схемы организации дорожного движения для территорий нескольких муниципальных образований с общей границей.

Муниципальную документацию по организации дорожного движения на автодорогах местного значения органы местной власти разрабатывают на основе документов территориального планирования, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, результатов исследований и статистической информации. В состав документации включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения

Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают комплексные схемы организации дорожного движения для территории или части территории муниципального района, городского округа, городского поселения.

Схемы утверждают для дорог и (или) их участков на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей границей с численностью населения свыше 10 000 жителей и (или) на территории одного региона. Срок действия схем — не менее 15 лет. Если на территории действует документ стратегического планирования, утвердите схему на срок его действия.

Полезно знать:

Корректируйте комплексные схемы организации дорожного движения каждые пять лет с учетом дорожно- транспортной ситуации

Органы местной власти должны согласовать муниципальные комплексные схемы организации дорожного движения:

  • с органами местной власти соседних муниципальных районов, городских округов или городских поселений;
  • органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным в области организации дорожного движения;
  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, либо подведомственными ему государственными учреждениями при наличии на территории, в отношении которой разработана схема, автодорог федерального значения;
  • органами и организациями, перечень которых установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.

Разместите утвержденные схемы организации дорожного движения на сайте органа местного самоуправления.

Проекты организации дорожного движения

Внимание:

Корректируйте проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или повторно утверждайте один раз в три года.

Проекты организации дорожного движения органы местной власти разрабатывают на определенный срок. Например, на период эксплуатации дорог или на время действия ограничений либо запрета на движение транспортных средств сроком более одних суток. Кроме того, такие проекты разрабатывают для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

Проекты организации дорожного движения на период введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются:

  • при строительстве, реконструкции или ремонте дорог;
  • проведении строительных, ремонтных работ, влияющих на движение транспортных средств;
  • проведении публичных и массовых мероприятий;
  • повышенной интенсивности дорожного движения в выходные и нерабочие праздничные дни или накануне их, а также в часы максимальной загрузки автодорог.

На заметку:

Новые требования к организации движения в период ремонта дорог

С 30 декабря 2018 года будут действовать новые требования к организации дорожного движения при выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту участка дороги. Так, проезжую часть можно будет закрыть для проезда не более чем на 50 процентов. Если необходимо перекрыть больше, обеспечьте объезд. Ограждения можно будет установить не раньше чем за три календарных дня до начала работ. Если вы не определите сроки выполнения работ в договоре с подрядчиком, установка ограждений будет незаконной.

Внимание:

Органы местной власти обязаны вести реестр парковок общего пользования на автодорогах местного значения. Вносите в него информацию о любых парковках, вне зависимости от их назначения и формы собственности.

Требования к парковкам общего пользования

Решение о создании общедоступной парковки на территории общего пользования, застроенной многоквартирными домами, принимают органы местной власти. При выборе места для нее соблюдайте положения утвержденной документации по планировке территории. Учитывайте мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах (ч. 2 ст. 12 Закона № 443-ФЗ). Порядок выявления и учета мнения установите в муниципальном правовом акте.

Парковку общего пользования можно разместить на части автодороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде, мосту. Можно обустроить парковку в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения, сооружения. Размещайте парковки с учетом обеспечения экологической безопасности. Выделяйте на них места для транспортных средств, управляемых инвалидами.

Требования к платным парковкам

Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме. Орган местной власти обязан сообщить населению, что планирует создать и использовать платные парковки на территории муниципального образования. За 30 дней до начала пользования платными парковками разместите информацию в СМИ, где публикуете муниципальные нормативные правовые акты, или на своем официальном сайте. Объясните гражданам, почему возникла необходимость обустроить платные парковки. Укажите:

  • дату начала пользования платными парковками;
  • предполагаемые зоны платных парковок;
  • порядок пользования платными парковками;
  • размер и порядок оплаты пользования парковками.

Размер платы определяет владелец парковки. Запрещено брать деньги на платных парковках с транспорта, который оперативные службы используют в связи со служебной необходимостью. Это правило касается машин пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автоинспекции, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета.

Субъект РФ может запретить платные парковки на территориях, прилегающих к спортивным объектам, зданиям, в которых размещены образовательные или медицинские организации, организации культуры, органы власти, организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на территориях, относящихся к общему имуществу собственников МКД. Также региональный законодатель может установить часы и дни, когда платные парковки на землях в муниципальной собственности используются бесплатно.

ЕВГЕНИЙ МОСКВИЧЕВ председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству

Источник

Оцените статью