- КАК ПРОВОДИТСЯ РЕМОНТ АВТОКРАНОВ?
- Сложность конструкции
- Что входит в обслуживание крана?
- Регулярность проведения работы и рекомендации
- Заключение по теме
- Правила работы на автокране: обязанности машиниста, требования безопасности, правила установки и эксплуатации
- Предварительный осмотр по правилам машиниста автокрана
- Когда автокран не допускается к работе
- Правила установки автокрана для работы
- Правила установки автокрана на краю
- Правила машиниста автокрана по началу работы
- Правила машиниста автокрана при подъеме груза
- Правила работы на автокране вблизи ЛЭП
КАК ПРОВОДИТСЯ РЕМОНТ АВТОКРАНОВ?
Ремонт автокранов является одной из самых востребованных услуг в сфере ремонта специализированной техники. Обслуживание и техосмотр автокрана требуется проводить регулярно из-за того, что от его работоспособности и исправности будет зависеть не только выполнение работы, но и жизни простых людей. Автомобильный кран имеет сложное устройство, поэтому его ремонт проводится в специально оборудованных боксах с современным диагностическим оборудованием.
Сложность конструкции
Сложное техническое обслуживание автокрана обусловлено тем, что конструкция кабины, стрелы, поворотного механизма и других рабочих узлов крайне трудное. Поскольку техника должна не только поднимать груз, но и перемещать в разных плоскостях, механизмы и каркас делаются невероятно прочными. Наибольшая нагрузка приходится на опорно-поворотное устройство автокрана, которое является связующим узлом между стрелой и платформой. На небольшую площадь опоры приходится весь вес стрелы и груза, который поднят краном.
Еще автомобильные краны имеют особые конструкции для балансировки веса и дополнительной устойчивости при смене положения крана с грузом. Поскольку груз может попросту перевернуть технику, кран оборудуется опорами, которые размещаются по бокам от машины. Если опора будет неисправной, то существует высокая вероятность того, что случится авария.
Существует множество видов стрел, которые используются на кранах:
- Небольшие решетчатые с гибким подвесом.
- Малые и средние телескопические стрелы с жестким подвесным механизмом.
- Самые высокие башенно-стреловые конструкции.
Каждый вид стрелового механизма требует особого обслуживания и ухода, поскольку конструкции отличаются не только характеристиками, но и сложностью систем. Для каждого вида требуется отдельный тип оборудования.
Для поддержания эффективности работы техники нужно следить за работоспособностью не только исполнительных механизмов, но и органов контроля, к которой относится электроника в кабине оператора. Данный вид автоматики в автокране отличается высокой сложностью, поэтому ее диагностика возможна только при помощи специального оборудования. Обслуживание автокранов может занять от нескольких часов до нескольких дней.
Что входит в обслуживание крана?
Обслуживание автокрана — это огромный комплекс работ, связанный с проверкой, наладкой, монтажом и ремонтом узлов и механизмов. Список работ состоит из множества пунктов, вот самые основные из них:
- Наладка, проверка и установка приборов, которые отвечают за безопасность оператора.
- Техосмотр устройств, которые обеспечивают безопасность техники.
- Проверка ограничителя нагрузки, его замена или ремонт при надобности.
- Диагностика электроники и проводки.
- Установка дополнительной защиты от замыкания и высокого напряжения.
- Монтаж анемоментра, регистратора параметров автокрана и защитных элементов системы крана.
- Ремонт гидравлики автокранов.
- Осмотр автомобиля, замена поврежденных деталей кузова, покраска кузова и элементов крановой конструкции.
- Работы с кабиной или башенной конструкцией.
- Замена ОПУ автокрана, проверка механизмов крановой стрелы.
Для всех работ применяется специальное оборудование и инструменты. Проверка электроники выполняется на специальных стендах. Для отечественных машин работ гораздо меньше и основной упор делается на осмотр целостности узлов и исправность гидравлического механизма. Зарубежные автокраны имеют несколько сложностей:
Во-первых, некоторые производители устанавливают блокировку настроек, которую можно снять только в фирменных СТО. Можно исправить прошивкой.
Работа зарубежных моделей в основном завязана на электронике, поэтому системы частично автоматизированы и имеют более сложное устройство.
Гидравлика и элементы крепления делаются на европейский манер, из-за чего приходится ждать, пока будут привезены оригинальные детали.
Помимо стандартных работ некоторые компании, которые занимаются обслуживанием автокранов, также предлагают и специальные услуги, например, установку ограничительных систем различного типа. Такие устройства помогают предотвратить опасные для техники и оператора ситуации. Чаще всего ограничители используются для таких функций:
- Ограничения подъема стреловой конструкции.
- Регулировки высоты, на которую может подняться крюк или другой грузозахватный орган.
- Уменьшения степени натяжения каната.
- Сокращения рабочей зоны, поворот кранового механизма.
- Уменьшения максимальной грузоподъемности.
- Устанавливаются обвесы: новые грузозахватные органы, удлинители стрел и т. д.
Регулярность проведения работы и рекомендации
Для работы на тяжелой спецтехнике крайне важно знать, что все рабочие органы и электроника функционируют как положено, поскольку от их исправности будет зависеть не только целостность груза, но и окружающую технику объекты и люди. Для этого рекомендуется ежеквартально проводить проверку устройств, которые обеспечивают безопасность узлов и оператора. Следует обязательно выполнить следующие действия:
- Регулярно стоит проверять вращающееся соединение автокрана, примерно раз в 3-4 месяца после истечения гарантийного срока. Чем старше техника, тем чаще стоит выполнять осмотр.
- К работе с техникой стоит допускать только высококвалифицированный персонал, который имеет специальный допуск и соответствующую категорию по монтажу и наладке систем.
- Для проведения осмотра нужно обращаться в контору с хорошими отзывами. Иначе может грозить повторный ремонт техники.
- Во время гарантийных случаев и брака, что случается крайне редко, но все же бывает, необходимо обратиться к производителю или дилеру техники. Это позволит сэкономить.
- Рекомендовано использовать для ремонта автомобильных кранов только оригинальные запчасти. Замена на аналоговые может привести к сбоям в системе.
Заключение по теме
Ремонт и обслуживание автокранов требуется проводить регулярно и после выполнения сверхурочных работ. Тяжелая подъемная техника имеет определенные эксплуатационные ограничения, которые стоит соблюдать во время работы. Перед началом операций стоит ознакомиться с ограничениями, они описаны в инструкции пользователя. Также помогают установленные ограничители.
Отсутствие плановых осмотров может стать причиной неисправности, которая приведет к аварийной ситуации, поэтому не стоит рисковать.
Источник
Правила работы на автокране: обязанности машиниста, требования безопасности, правила установки и эксплуатации
При работе на автокране должны соблюдаться определенные правила, поскольку эта грузоподъемная спецтехника относится к потенциально опасным машинам. Нормы эксплуатации крановых установок регулируются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382. О том, какие существуют правила машиниста автокрана, как должна соблюдаться техника безопасности, какие правила подготовки автокрана к работе, речь пойдет далее в статье.
Содержание
Предварительный осмотр по правилам машиниста автокрана
Правила машиниста автокрана предписывают проводить осмотр техники перед каждой эксплуатацией. Поскольку автомобильный кран является не только грузоподъемной техникой, но и транспортным средством, до начала работ необходимо осмотреть как сам крановый механизм, так и шасси.
При осмотре автомобильного шасси по правилам работы на автокране проверяются следующие моменты:
- стекла кабины, фонари и сигнальные приборы должны быть чистыми;
- зеркала заднего вида должны быть надежно закреплены;
- крепление рессор и колес должно быть надежным, а шины — достаточно накаченными;
- масла и технические жидкости не должны подтекать (проверяются все соединения и шланги);
- достаточный ли уровень масла в картере мотора, охлаждающей жидкости и топлива;
- исправны ли фары, задние фонари, указатели поворота, сигнальное звуковое оборудование, освещение номерного знака;
- исправно ли работает стояночный тормоз;
- нет ли люфта рулевого колеса, не повреждены ли рулевые тяги;
- следует зафиксировать наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
По правилам эксплуатации автокрана машинист должен проверить состояние крановой установки. У нее проверяются следующие моменты:
- полный ли комплект грузоподъемного оборудования;
- в исправном ли состоянии механизмы автокрана, их крепления и тормоза;
- состояние сальников и количество смазочных материалов;
- проводится визуальный осмотр металлоконструкций и канатов;
- полиспасты проверяются на отсутствие трещин и сколов;
- надежность крепления крюка к обойме;
- работу аутригеров и механизма блокировки подвески;
- наличие противовеса (полный ли комплект) и надежность его фиксации;
- корректность работы приборов и устройств безопасности на кране;
- корректность работы освещения и сигнализации;
- исправность гидропривода, насосов, предохранительных клапанов.
Когда автокран не допускается к работе
Правила безопасности для автокрана категорически запрещают использовать технику, если в ходе осмотра выявляются какие-либо из описанных ниже моментов:
- выявлены трещины или иные повреждения металлических конструкций грузоподъемной установки;
- повреждена подвеска;
- разорвана значительная часть проволок каната (допустимый процент повреждения троса указан в инструкции пользователя);
- неисправны механизмы крановой установки;
- вышла из строя система торможения стрелы или поднимаемого груза;
- степень износа крюка в зеве на 10 % больше первоначальной высоты сечения;
- выявлены дефекты в работе замыкающегося устройства зева;
- повреждено крепление крюка;
- отсутствуют аутригеры;
- нет изоляции элементов оборудования, находящихся под напряжением;
- в полиспастах обнаружены трещины.
Правила установки автокрана для работы
Согласно правилам установки автокрана для работы, площадка должна быть ровной. При необходимости для планировки участка привлекается соответствующая спецтехника. Допустимый уклон площадки составляет 3 градуса. Правила установки автокрана не рекомендуют использовать участки со свеженасыпанным, вязким или сыпучим грунтом. Если другой возможности нет, необходимо убедиться, что грунт выдержит массу автомобильного крана.
Правила установки автокрана для работы предусматривают проверку надежности. Для этого машинист поднимает груз максимальной массы на 5 см от земли и в этом положении отводит стрелу сначала в одну, а затем во вторую сторону. Если в ходе проверки грунт начал проседать, по правилам установки автокрана для работы надо усилить основание бетонными или металлическими плитами. Если невозможно соорудить настил, придется выбирать другое место для установки крана.
Правила установки автокрана на краю
Иногда приходится работать на автомобильном кране вблизи ямы или канавы. Для таких ситуаций правила установки автокрана для работы предусматривают необходимый отступ от края, величина которого зависит от типа почвы.
Важно: расстояние считается от кромки откоса до ближайшей точки крана, включая выносные опоры.
Правила установки автокрана для работы возле канав и откосов приведены в таблице ниже.
Тип почвы | Величина отступа от края, м |
Гравий, песок, щебень | 1,5 |
Смесь глины с песком | 1,25 |
Глинистая почва или осадочная горная порода | 1 |
Гравий, песок, щебень | 3 |
Смесь глины с песком | 2,4 |
Глинистая почва | 1,5 |
Осадочная горная порода | 2 |
Гравий, песок, щебень | 4 |
Смесь глины с песком | 3,6 |
Глинистая почва | 1,75 |
Осадочная горная порода | 2,5 |
Гравий, песок, щебень | 5 |
Смесь глины с песком | 4,4 |
Глинистая почва | 2 |
Осадочная горная порода | 3 |
Гравий, песок, щебень | 6 |
Смесь глины с песком | 5,3 |
Глинистая почва | 2,25 |
Осадочная горная порода | 3,5 |
Правила машиниста автокрана по началу работы
Одно из главных правил безопасности для автокрана — дать предупредительный сигнал о начале работ.
Основные правила машиниста автокрана при начале работы можно сформулировать следующим образом:
- груз необходимо надежно обвязать стропами, которые подбираются в зависимости от массы груза;
- при обвязке груза необходимо исключить вероятность соскальзывания чалочных приспособлений;
- если используются стропы с крюками, подвешивать груз необходимо, используя соответствующие приспособления (скобы, петли и другие устройства);
- при обвязке груза с острыми гранями или углами в местах контакта со стропами необходимо использовать прокладки (деревянные, тканевые и т.д.);
- нельзя зачаливать груз при помощи не предназначенных для этого строп или отдельных кусков троса;
- все незакрепленные элементы грузы (подвижные шкива, маховики и т.д.) должны быть демонтированы или надежно зафиксированы.
В правилах работы на автокране (для начинающих и не только) указано, что стропальщик должен все манипуляции выполнять в рукавицах. Также в правилах безопасности запрещено поправлять груз или его крепления в поднятом состоянии: конструкцию сначала надо опустить на землю и ослабить натяжение тросов.
Два главных правила безопасности для автокрана:
- стропальщик должен надежно закрепить груз;
- после соответствующего сигнала от стропальщика машинист должен предупреждающий звуковой сигнал о начале грузоподъемных работ.
Правила машиниста автокрана при подъеме груза
В правилах эксплуатации автокрана четко указано, как оператору нужно действовать при выполнении тех или иных операций. Рассмотрим далее основные моменты по правилам эксплуатации автокрана в качестве подъемной техники.
При подъеме груза, масса которого близка к номинальной, необходимо проводить операции в два захода:
- вначале груз поднимается на 20-30 см, после чего проверяется:
-
- устойчивость автокрана,
- надежность работы тормоза,
- правильность положения груза,
- правильность натяжения тросов;
- продолжается подъем груза на требуемую высоту.
Если в процессе подъема обнаружится заедание стропов или какие-либо иные проблемы, работы необходимо остановить. При этом груз сначала опускается на землю, и лишь затем устраняются выявленные неисправности.
Мелкие грузы, которые невозможно надежно закрепить поштучно, поднимаются в запакованном виде, например, в какой-либо таре.
В правилах эксплуатации автокрана перечислены условия, которые должны соблюдаться в отношении груза:
- Установка автокрана для работы должна быть произведена таким образом, чтобы груз не подтаскивался по земле в момент подъема.
- Нельзя поднимать груз, засыпанный мусором или землей.
- Не допускается подъем объекта, примерзшего или влипшего в землю.
- Запрещено перемещать груз руками в момент подъема (оттягивать его, разворачивать, выравнивать и т.д.).
- Перемещение груза в горизонтальном направлении возможно только после того, как он поднят на 0,5 м выше любого другого объекта на земле.
- Не допускается перемещение груза над людьми (они в принципе не допускаются на площадку под груз или в зоне работы стрелы).
- Передвигаться кран с грузом может, только если стрела направлена по пути следования.
В исключительных случаях правила безопасности для автокрана допускают перемещение грузов над людьми, когда избежать этого невозможно. В такой ситуации разрабатываются индивидуальные меры безопасности, а лица, ответственные за процесс, дают свое письменное разрешение.
По правилам работы на автокране, запрещается:
- пускать в зону работы стрелы автомобильного крана посторонних людей;
- поднимать груз неизвестной массы;
- поднимать груз, если он не закреплен должным образом;
- поднимать мелкие предметы внасыпку, если тара заполнена с «горкой»;
- оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерыва;
- поворачивать стрелу в момент движения автокрана;
- выполнять грузоподъемные операции, если в кабине автокрана находятся посторонние люди.
Правила работы на автокране вблизи ЛЭП
Правила безопасности автокрана предписывают машинисту соблюдать дополнительные меры осторожности при работе вблизи ЛЭП. Необходимо следить за расстоянием между линией электропередачи и наивысшей точкой крана. Это расстояние будет разным в зависимости от напряжения.
Правила безопасности для автокрана, работающего рядом с ЛЭП, следующие:
Напряжение ЛЭП, в кВт | Допустимое расстояние от проводов до максимальной высоты автокрана, м |
Менее 1 | 1 |
1-20 | 1,5 |
Свыше 20 | 2,5 |
По правилам установки автокрана, запрещается работать на машине под действующими линиями электропередачи вне зависимости от напряжения. Минимальное расстояние по горизонтальной проекции между проводами и краном должно составлять 30 м.
Если нужно провести работы внутри этой зоны, разрабатываются особые условия безопасности для конкретной ситуации. Машинисту автокрана в этом случае выдается соответствующий наряд-допуск.
Правила эксплуатации автокрана не запрещают работу под контактными линиями городского транспорта даже в том случае, если сеть остается под напряжением. В этом случае требования безопасности предписывают держать расстояние между проводами и краном не менее чем в 1 м. При работе по правилам автокран должен быть заземлен.
Источник