- Ямочный ремонт
- Ямочный ремонт дорог в России и в мире
- Технология ямочного ремонта
- Знаки, разметка и ограждения при ямочном ремонте дорожного покрытия
- Ямочный ремонт асфальтовых дорожных покрытий
- В чем важность регулярного проведения ямочного ремонта?
- Технология проведения ямочного ремонта
- Если ям больше чем асфальта: как добиться ремонта дорог в вопросах и ответах
- Как известно, в России две беды. С одной из них — плохими дорогами — стоит побороться для собственного же блага: экономии на бензине и ремонте автомобиля. «Маяк» подготовил подробную инструкцию для автолюбителей. Для начала разберемся, что такое ямы, какие повреждения дорожного покрытия допустимы по ГОСТу. А затем — куда обращаться для их устранения.
- I. Что такое ямы по ГОСТу
- II. Какой должна быть дорога
- Существуют несколько видов ремонта дорожного покрытия. Ознакомимся с ними вкратце.
- III. Что такое ямочный ремонт и как его выполняют
- IV. Что такое ремонт картами
- V. Что такое капитальный ремонт
- VI. Как должны производить ремонт по ГОСТу
- VII. Куда жаловаться на ямы
- VIII. А если дорожники бездействуют куда жаловаться?
Ямочный ремонт
Автодороги‚ как любые иные инженерные сооружения‚ рассчитаны на определенный срок службы. За этот срок они постоянно подвергаются различным внешним воздействиям как климатических факторов, так и автотранспортным нагрузкам. Основным (самым незащищенным и наиболее изнашиваемым) их элементом являются асфальтовые или асфальтобетонные покрытия.
Периодически (чаще всего — с наступлением весны) покрытие автодорог требует ремонта и коррекции. Это, в первую очередь, обусловлено влиянием таких факторов, как низкие температуры, влияние атмосферных осадков и не щадящих химических реагентов, высокие транспортные нагрузки. По завершению осенне-зимнего периода внешний вид и качество дорог зачастую оставляют желать лучшего, а в некоторых, особо тяжелых случаях, их дальнейшая эксплуатация просто невозможна. Самый распространенный выход из проблемной ситуации — это так называемый «ямочный» ремонт.
| |
Ямочный ремонт (согласно определению Строительного словаря) — это комплекс ремонтных работ, устраняющий на дорожном или ином покрытии различные дефекты в виде бугров, наплывов, выбоин, отдельных волн и др. Согласно же Словарю-справочнику терминов нормативно-технической документации, ямочный ремонт заключается в удалении и последующей замене материала выбоин на дорожном асфальтовом или асфальтобетонном покрытии.
ООО «СТЗ» продает уникальную машину для ямочного ремонта дорог — «Тайфун». Ознакомиться с ее внешним видом, принципом действия и подробными техническими характеристиками Вы можете по ссылке — машина для ямочного ремонта.
Ямочный ремонт дорог в России и в мире
В результате многих сотен и тысяч нагружений‚ а порой и перегрузок покрытия‚ износа и старения его материалов‚ а иногда и не очень высокого изначального их качества или неполноценного и неравномерного выполнения отдельных дорожно-строительных операций‚ особенно уплотнения‚ на нем с течением времени возникают всевозможные хорошо известные дорожникам и автомобилистам дефекты‚ деформации и разрушения (шелушения‚ выкрашивания‚ неровности‚ трещины‚ сколы‚ выбоины‚ ямы‚ скользкость и т. п.).
Дорожные службы всего мира ежегодно выполняют значительные объемы работ по ликвидации появившихся дефектов и разрушений. Практикой установлено‚ что поверхность покрытия‚ нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно может составлять до 2–3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12–15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади.
Подобное систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляется различными методами‚ средствами и материалами‚ в совокупности определяющими качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ – обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью‚ разрешенной «Правилами дорожного движения».
В Великобритании ремонт дорог классифицируется по времени жизни покрытия (8, 15, 30 и 60 лет). В России же, зачастую, «ямочных заплаток” хватает в среднем всего лишь на 1-2 сезона.
| |
В России предельно-допустимые площади повреждения асфальтобетонных дорожных покрытий, крайние сроки их устранения после обнаружения, требуемое качество заделки повреждений дорожного покрытия в зависимости от уровня его ровности установлены ГОСТ Р 50597-93 («Требования к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»):
ГрДиУ | ППП | СЛП | Провн | ||
ПКРС2 | ТХК2 | ЧПР | |||
А (более 3000) | 0,3 (1,5) | 5 | 660 | 120 | 7 |
Б (1000–3000) | 1,5 (3,5) | 7 | 860 | 120 | 9 |
В (менее 1000) | 2,5 (7,0) | 10 | 1200 | 265 | 14 |
Обозначения столбцов таблицы:
ГрДиУ — группа дорог и улиц по интенсивности движения (авт./сутки)
ППП — предельная площадь повреждений (м 2 ) на 1000 м 2 дорожного покрытия, не более
СЛП — срок ликвидации повреждений (суток), не более
Провн — показатель ровности дорожного покрытия
ПКРС2 — показатель ровности дорожного покрытия по прибору ПКРС-2 (см/км), не более
ТХК2 — показатель ровности дорожного покрытия по толчкомеру ТХК-2 (см/км), не более
ЧПР — число просветов под 3-метровой рейкой (%), не более
Примечание:
1. В скобках даны значения повреждений для весеннего периода.
2. Размеры единичных (отдельных) просадок, ям, выбоин и т. п. не должны превышать по ширине 60 см,
длине – 15 см и глубине – 5 см.
3. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03.
Технология ямочного ремонта
Технология ямочного ремонта при его выполнении подразумевает соблюдение следующей последовательности мероприятий:
- ограждение мест производства работ;
- очистка покрытия;
- определение зон разрушения покрытия;
- разметка мест ремонта, нарезка, вырубка и очистка «карт»;
- огрунтовка стенок и дна «карты»;
- укладка, разравнивание и уплотнение смеси;
- отделка мест сопряжения, уборка и погрузка отходов;
- контроль качества работ;
- снятие ограждений.
Знаки, разметка и ограждения при ямочном ремонте дорожного покрытия
| | |
| |
Место выбоины обрабатывается фрезой на глубину 5 см, вдоль и поперек существующей дороги. Бетон удаляется с поврежденного места на полную глубину. Если подстилающий слой окажется неустойчивым, он также удаляется и заменяется подходящим материалом. Укладка бетона и уход за ним осуществляются в соответствии с п. 4.04.6.
3.13.6. При устройстве верхних макрошероховатых слоев (слои износа, тонкие дорожные покрытия) из БМО смесей следует руководствоваться главами 3.10 (дорожные покрытия) и 3.09 (слои износа и тонкие слои) с учетом дополнений. Толщина слоев принимается, исходя из условия, что: слой не должен работать как самостоятельный слой, а должен иметь отличное сцепление с обрабатываемым цементобетонным покрытием. Практически это означает, что толщина слоя должна быть не более 3,5 мм в уплотненном состоянии.
Подгрунтовка цементобетонного покрытия должна выполняться в соответствии с главой 3.07.
3.13.7. При устройстве двойной поверхностной обработки (только двойной, одиночная не приживается) следует руководствоваться документами, указанными в главе 3.06. Обязательна двойная подгрунтовка в соответствии с главой 3.07.
Источник
Ямочный ремонт асфальтовых дорожных покрытий
Поддержание нормального технического состояния автомобильных дорог предполагает регулярное проведение их обслуживания и своевременное устранение дефектов, неизбежно возникающих в процессе их эксплуатации.
Один из наиболее распространенных способов восстановления дорожного полотна — ямочный ремонт, который используется при небольшой площади повреждений. Такой ремонт отличается экономичностью и высокой скоростью.
Подобный способ восстановления дорожных покрытий актуален при наличии выбоин, трещин, вздутий и других повреждений, площадь которых позволяет обойтись локальным нанесением латок и не требует капитального ремонта.
В чем важность регулярного проведения ямочного ремонта?
Гладкая и не поврежденная различными дефектами поверхность автомобильной трассы является одним из неотъемлемых условий для ее безопасной и комфортной эксплуатации всеми участниками дорожного движения. Свежеуложенное покрытие в полной мере соответствует таким требованиям, но оно ежедневно подвергается множеству нагрузок и неблагоприятных факторов: вес движущегося транспорта, атмосферные осадки, обработка химическими составами в зимний период. В результате даже наиболее качественное покрытие со временем подвергается износу и разрушению.
Стоит отметить, что и сами характеристики дорожных покрытий изначально далеки от идеала, поскольку организации, занимающиеся процессом их строительства, часто допускают ошибки при проектировании и укладке, используют некачественные материалы в целях экономии, что существенно уменьшает временной промежуток между проведением текущих ремонтных мероприятий.
Появившиеся деформации важно устранять на начальном этапе, поскольку несвоевременное проведение ремонтных мероприятий способно привести к целому ряду негативных последствий:
- Усугубление масштабов проблемы. Любая трещина или выбоина под воздействием непрекращающихся нагрузок подвергается дальнейшему разрушению, что впоследствии приводит к необходимости использования более трудоемких и затратных технологий восстановления асфальтобетонного покрытия.
- Деформация глубинных слоев дорожных одежд. Небольшая поверхностная ямка или трещина нарушает герметичность дорожного покрытия, в результате чего в его толщу проникает влага от атмосферных осадков и таяния снегов. Особенно пагубна такая ситуация в период межсезонья, поскольку регулярно сменяющиеся циклы оттепелей и заморозков приводят к постоянному изменению объема воды, которая разрушает дорогу прямо изнутри.
- Снижение уровня комфорта и безопасности в использовании дороги. Любые неровности на поверхности автомобильной трассы при определенных условиях могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Технология проведения ямочного ремонта
Выбор оптимальной технологии восстановления дороги часто определяется временем года, поскольку климат во многих регионах России характеризуется изменчивостью.
Оптимальными условиями для проведения работ является сухая погода и достаточно стабильная температура, составляющая не менее +5°С. Подобными рекомендациями лучше не пренебрегать, поскольку это может привести к снижению качества работ и быстрому разрушению ремонтной латки.
Специфика методики ямочного ремонта заключается в заполнении зон деформации специальной ремонтной смесью на битумной основе. Этот вариант восстановления допустимо использовать, если общий совокупный размер поврежденных участков не превышает 15% от общей площади автомобильной дороги.
Перед непосредственным проведением самого ямочного ремонта в обязательном порядке выполняется ряд подготовительных процессов:
- Нанесение разметки для вырезки карты.
- Демонтаж поврежденного участка. Вырезка карты выполняется способом холодного фрезерования, с применением швонарезчиков и при помощи отбойного молотка. Последний вариант менее распространен, поскольку не позволяет обеспечить достаточное качество обработки кромок.
- Очистка карты от мусора и загрязнений и обеспечение ее просушки при необходимости с использованием теплового копья или другого оборудования, способного обеспечить высокотемпературное воздействие.
Источник
Если ям больше чем асфальта: как добиться ремонта дорог в вопросах и ответах
Как известно, в России две беды. С одной из них — плохими дорогами — стоит побороться для собственного же блага: экономии на бензине и ремонте автомобиля. «Маяк» подготовил подробную инструкцию для автолюбителей. Для начала разберемся, что такое ямы, какие повреждения дорожного покрытия допустимы по ГОСТу. А затем — куда обращаться для их устранения.
I. Что такое ямы по ГОСТу
Выбоиной, ямой, проломом, подлежащим ремонту, считается повреждение асфальта более чем на 60х15х5 см с полным или частичным удалением материала покрытия. Кроме того к дефектам относятся колейность, трещины, наплывы, волны и др.
II. Какой должна быть дорога
С 1 июня 2018 года в России введен стандарт ГОСТ Р 50597-2017, который определяет максимальные размеры повреждений на дорогах и сроки их устранения.
Покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, иных повреждений, затрудняющих движение транспорта со скоростью, разрешенной правилами дорожного движения. Предельные размеры отдельных просадок не должны превышать 15 см в ширину, 60 см в длину и 5 см в глубину.
На 1000 кв.м. дорожного покрытия должно быть не более 1,5 (3,5 весной) кв.м повреждений, которые должны быть ликвидированы не более чем за 7 суток .
Дорожная разметка должна быть восстановлена, если ее износ составляет более 50% при нанесении краской и более 25% при нанесении термопластиком.
Существуют несколько видов ремонта дорожного покрытия. Ознакомимся с ними вкратце.
III. Что такое ямочный ремонт и как его выполняют
Ямочный ремонт — это ремонт небольших участков дорожного покрытия, требующих срочного восстановления (ямы, выбоины, провалы). Ямочный ремонт бывает трех видов: горячий, холодный и с использованием специальных эмульсий.
Горячий ремонт можно производить только при плюсовой температуре, но при этом асфальт получается более прочный. Такой способ используют для ремонта дорог с большой нагрузкой.
Холодный асфальт можно укладывать в любую погоду, даже зимой, но его прочность и износостойкость ниже.
Для третьего способа существуют специальные машины, внутри которых происходит процесс производства битумной или полимерной эмульсии. Такой способ пока не слишком распространен и используется в основном для ремонта сложных участков. Его плюс в том, что края ямы можно не выравнивать.
IV. Что такое ремонт картами
По сути это тот же самый ямочный ремонт, только при его проведении вырезаются достаточно большие куски поврежденного асфальта и частично целый асфальт вокруг. Это наиболее универсальный метод, позволяющий отремонтировать участок любого размера, а также устранить любые виды дефектов.
V. Что такое капитальный ремонт
При капитальном ремонте дорожного покрытия производится полная смена дорожного полотна, замена изношенных конструкций и повышение геометрических параметров дороги с учетом повышения интенсивности движения. Он затрагивает все составляющие дороги на большом протяжении.
VI. Как должны производить ремонт по ГОСТу
(Здесь приводится техническая информация, если вам она не зачем, перейдите к следующей карточке)
Укладка асфальта при любом виде ремонта регламентируется следующими документами: СНиП 3.06.03-85 и ГОСТ Р 54401-2011.
Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду, говорится в регламенте. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С. То есть, если асфальт кладут зимой, это еще не говорит о нарушении технологии — главное хорошо просушить поверхность.
Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей. Холодные асфальто-бетонные смеси укладывают при любой температуре.
Прежде, чем укладывать свежий асфальт, дорожники должны провести подготовку «рабочего места». Она включает в себя очистку поверхности от грязи, разметку границ ремонта выбоины, вырезку покрытия по контуру, повторную очистку от пыли и грязи и, наконец, обработку дна и стенок выемки тонким слоем битума или битумосодержащей эмульсии. Теперь можно укладывать асфальтобетонную смесь.
Отметим, что не стоит вводить в эксплуатацию свежеуложенный асфальт сразу: горячий должен простоять не менее суток, холодный — 2–3 часа.
VII. Куда жаловаться на ямы
1. В городскую администрацию
В Сосновом Бору ГИБДД само отслеживает состояние дорог. Если вы все-таки обнаружили опасную яму на дорогах города или во дворах, не соответствующую по размерам ГОСТу, нужно обратиться с письменным заявлением в администрацию. Все документы оформляются на имя главы администрации Соснового Бора.
Жалобу на состояние дороги вне пределов города можно подать в управление ГИБДД по Ленобласти в письменном виде с обязательным указанием адреса, по которому яма расположена и ее размера. Необходимо приложить и фотографии этого безобразия. В конце жалобы обязательно нужно добавить, что яма по вашему мнению представляет опасность и может привести к ДТП. На сайте госавтоинспекции существует сервис «Прием обращений» с весьма простым алгоритмом действий. Здесь можно оформить жалобу на состояние любой областной дороги.
На сайте ленавтодор.рф также можно сообщить о проблеме в соответствующем разделе, однако процесс подачи заявки несколько сложнее, чем на сайте ГИБДД.
Сроки рассмотрения жалобы составляют не более 30 дней. Однако, по тем или иным причинам срок могут продлить еще до 30 дней, о чем вас обязаны известить.
4. В администрацию Ленобласти
Можно пожаловаться на проблемную областную дорогу в администрацию Ленинградской области, заполнив специальную форму. В заявлении нужно обязательно указать, что вы направляете жалобу в Комитет по дорожному хозяйству, описать проблему, указать координаты участка дороги, приложить фото. Информация будет передана в соответствующие органы для рассмотрения.
Если, после подачи претензии реакции от соответствующих инстанций не последовало, составляется жалоба на состояние дорог и бездействие чиновников или правоохранителей в прокуратуру.
Если вам пришел положительный ответ об удовлетворении жалобы, остается только ждать, когда яму залатают. Если этого не произошло в течение максимум 10 суток, можно переходить к следующему этапу.
VIII. А если дорожники бездействуют куда жаловаться?
Если после рассмотрения жалобы и получения ответа дорожники бездействуют, лучше всего подать коллективную жалобу в Роспотребнадзор, на сайте которого есть инструкции о том, как правильно оформить документ. Отметим, что коллективные жалобы (более чем от 3-х заявителей) как правило рассматриваются быстрее и удовлетворяются охотнее.
Как правило, Роспотребнадзор борется за права граждан до последнего, в данном случае, до устранения причин жалобы и принятия мер против нерадивых дорожников.
IX. Что делать, если вы попали в яму и повредили автомобиль
Если вы, влетев в яму, пробили колесо, повредили подвеску или другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Для этого нужно:
Замерить яму. Если она меньше 60х15х5 см, то ремонт вам никто не оплатит.
Вызвать ГИБДД, оформить ДТП. Сфотографировать яму так, чтобы было понятно, что она больше указанных размеров (приложить линейку или лист формата А4). Указать размеры в схеме ДТП. Указать все повреждения автомобиля, в том числе возможность наличия скрытых повреждений.
Доказать, что вы ехали с разрешенной скоростью.
Узнать какой дорожной службе принадлежит дорога. Сотрудники ГИБДД должны предоставить вам контакты. Если они под любым предлогом отказываются, в объяснениях к обстоятельствам ДТП напишите ходатайство об установлении ответственной организации и укажите свои контактные данные для получения ответа.
Провести независимую экспертизу повреждений.
Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате вам ущерба в течение разумного срока (5–20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, нужно подавать в суд, поскольку ваше право на компенсацию подтверждено Федеральным законом (№257 об автомобильных дорогах).
Всем читателям желаем гладкого асфальта и безаварийной езды!
Источник