- Предлагается усилить пожарный надзор на стадии строительства, ремонта и реконструкции зданий
- Как проводится проверка пожарной безопасности в МКД
- Кто проверяет
- Что проверяют
- По какой причине могут проверить
- Виды проверок
- Какие последствия
- «Порядок осуществления надзора за строящимися объектами и подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности завершенных строительством объектов капитального строительства»
- Кроме того, мероприятия по контролю на таких объектах должны проводиться должностными лицами государственного пожарного надзора МЧС России в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.01 г. «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ», а также с учетом соответствующего Административного регламента МЧС России и не выходить за пределы предоставленной законодательством компетенции.
Предлагается усилить пожарный надзор на стадии строительства, ремонта и реконструкции зданий
cifotart / Depositphotos.com |
Группа депутатов Госдумы считает необходимым скорректировать некоторые положения законодательства, касающиеся государственного пожарного надзора, и представить соответствующим органам больше полномочий. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента.
Им предлагается 1 предусмотреть обязательное участие органов госпожарнадзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности построенного либо реконструированного объекта капитального строительства. Также планируется наделить их полномочиями по рассмотрению и согласованию градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов. Проверять в указанных случаях они будут также соблюдение требований пожарной безопасности.
Отметим, что сегодня государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора и только в случаях, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено проведение последнего (ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Также планируется проводить муниципальный контроль за соблюдением указанных требований, при этом участие в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров будет отнесено к вопросам местного значения. Кроме того, если законопроект примут, то госорганы станут проводить мониторинг пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей (на которых возможно постоянное или временное пребывание 50 и более человек, а на одного человека приходится менее 1 кв. м площади).
Авторы инициативы утверждают, что результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок объектов с массовым пребыванием людей показывают, что система пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности граждан. Как ожидается, предлагаемые меры повысят ее уровень.
Источник
Как проводится проверка пожарной безопасности в МКД
Пожар уничтожает имущество людей, а в самых страшных случаях уносит человеческие жизни. Только строгое соблюдение правил пожарной безопасности позволит избежать ущерба и трагедий. Поэтому требования к соблюдению пожарной безопасности, предъявляемые государственными органами, строги.
Сегодня расскажем, кто следит за соблюдением этих требований, как проходят проверки пожарной безопасности и какие последствия ждут УО, если она нарушает правила пожарной безопасности.
Кто проверяет
За проведение проверок пожарной безопасности отвечает подразделение МЧС России – Государственный пожарный надзор.
Осуществлять проверку соответствия организации требованиям противопожарной безопасности может только аттестованный государственный инспектор.
Чтобы убедится, что инспектор имеет право проводить проверку, проверьте, что:
- сотрудник одет в форму МЧС,
- на груди у инспектора есть знак федерального государственного надзора,
- в удостоверении личности сотрудника отражена должность проверяющего,
- инспектор имеет распоряжение на проверку.
Если у вас не возникло никаких подозрений, то сотрудник может приступать к выполнению своих обязанностей.
Что проверяют
Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.
Из документов подготовьте:
- Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
- Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
- приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
- приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
- приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
- приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
- график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
- журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
- удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
- приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
- декларацию пожарной безопасности;
- исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
- протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
- протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
- журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.
Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.
После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:
- табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
- специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
- знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
- незаконных перепланировок общего имущества;
Также инспектор проверит:
- эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
- состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
- состояние системы оповещения людей при пожаре;
- использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.
По какой причине могут проверить
Оснований для проверки может быть несколько:
- Истёк трёхлетний срок с момента ввода дома в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.
- Истёк срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
- В орган государственного пожарного надзора поступили обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.
Виды проверок
Проверки могут быть двух видов – плановые и внеплановые. О плановых проверках можно узнать на сайте МЧС России. Их проводят один раз в три года. Есть и исключение – это надзорные каникулы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого бизнеса. Если вы относитесь к этой категории, то пожарная проверка не грозит вам до 31.12.2018 года.
О проведении внеплановой выездной проверки инспектор государственного пожарного надзора обязан предупредить руководителя организации, которую ожидает проверка, не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Исключения составляют случаи:
- возникновения угрозы вреда жизни и здоровью людей, животных
- угрозы причинения вреда растениям и окружающей среде;
- угрозы нарушения безопасности государства;
- угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушения прав потребителей.
В таких случаях предупреждения не ждите.
Срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлён. Исключительным случаем может считаться необходимость проведения сложных исследований, экспертиз и расследований при наличии мотивированных показаний инспектора государственного пожарного надзора.
Какие последствия
После того, как инспектор проведёт необходимые мероприятия по проверке, он составляет акт проверки в двух экземплярах. Если проверка проводилась по результатам предыдущего предписания и управляющая организация не устранила нарушения, то инспектор составит протокол об административном правонарушении. Сумму штрафа определяют пп. 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ:
- для юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20 до 30 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 6 до 15 тысяч рублей.
Если же управляющей организации ранее не выдавалось предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, то за нарушение она получит только предписание согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В таком предписании указываются:
- ФИО и должность руководителя проверяемого юридического лица;
- что исследовалось в ходе проверки;
- адрес исследуемого объекта;
- мероприятия, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленных при проведении мероприятия по контролю нарушений требований пожарной безопасности;
- сроки устранения нарушений.
Если вы не согласны с выявленными в ходе проверки нарушениями, предписание можно обжаловать в десятидневный срок со дня его вручения вышестоящему государственному инспектору по пожарному надзору.
Источник
«Порядок осуществления надзора за строящимися объектами и подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности завершенных строительством объектов капитального строительства»
«ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СТРОЯЩИМИСЯ ОБЪЕКТАМИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАВЕРШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА».
Уважаемые участники конференции!
В настоящее время возникает много вопросов о том, кто и как осуществляет государственный пожарный надзор при строительстве, каков порядок осуществления надзора за строящимися объектами капитального строительства, по каким документам предъявляются обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, почему возникают дополнительные требования после ввода объектов в эксплуатацию и т. д.
Я попытаюсь ответить на эти вопросы и начать наше общение.
До 01 января 2007 г. помимо Градостроительного кодекса государственный надзор при строительстве предусматривался также многими другими федеральными законами. Однако после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ иные надзоры при строительстве стали избыточными, дублирующими государственный строительный надзор.
В целях приведения законодательства в соответствие с ГрК РФ и устранения излишних административных барьеров при строительстве был принят федеральный закон от 01.01.01 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
До принятия вышеуказанных изменений в градостроительное законодательство Российской Федерации пожарный надзор на всех этапах строительства, начиная с момента рассмотрения и согласования проектной документации и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию, был сосредоточен в одной структуре – государственном пожарном надзоре МЧС России.
Сегодня проектную документацию рассматривает государственная экспертиза проектов, контроль за строительством и приемкой (подтверждением соответствия завершенных строительством объектов капитального строительства) осуществляет государственный строительный надзор. Контроль за соблюдением установленных требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами на существующих объектах надзора (зданиях и сооружениях) осуществляет государственный пожарный надзор МЧС России.
Эта схема взаимодействия надзорных ведомств исключает преследование корпоративных интересов, повышает персональную ответственность должностных лиц за принятые решения.
Государственный пожарный надзор — ГПН на объектах капитального строительства проводится на основании #Mстатей 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации#S, #MПоложения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации#S, утвержденного #M12постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»#S,#M12# #M12постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.01.2001 N 1747 «О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга»#S (с изменениями от 01.01.2001) и Порядке РД и административного Регламента Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции «Осуществление государственного строительного надзора».
Государственный пожарный надзор при строительстве объектов капитального строительства осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченными на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт и проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. В порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляются действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения (ст. 9.4 КоАП РФ).
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней после получения обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии содержит обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, ГПН осуществляют сотрудники МЧС России. Как правило, пожарный надзор осуществляется на высоком уровне. Но иногда, имеют место случаи, когда представителями МЧС России предъявляются обязательные для исполнения требования к организациям, осуществляющим эксплуатацию объекта, ссылаясь на нарушения противопожарных требований (СНиПов, НПБ, ППБ и т. д.).
Кроме того, мероприятия по контролю на таких объектах должны проводиться должностными лицами государственного пожарного надзора МЧС России в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.01 г. «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ», а также с учетом соответствующего Административного регламента МЧС России и не выходить за пределы предоставленной законодательством компетенции.
Как же, доказать что на объекте соблюдены обязательные для исполнения противопожарные требования.
Путем к решению проблемы, с которой сталкиваются различные организации, указанные выше, можно назвать принятие «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ.
Значение наличия разумных требований пожарной безопасности для эффективной защиты людей и имущества от огня, трудно переоценить. Избыточные, устаревшие нормы являлись сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий. Работа по созданию этого концептуального законопроекта длилась более 4 лет и завершилась подписанием в июле 2008 года Президентом Российской Федерации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Практическая реализация положений закона позволяет обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта. Технический регламент решает ряд задач, основными из которых являются: комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.
Регламент состоит из 8 разделов, охватывающих все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности.
В регламенте приведена классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности, который, в том числе, в обязательном порядке должен содержать комплекс мероприятий, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 64 предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара при составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты.
При этом собственнику объекта защиты необходимо будет произвести оценку возможного причиненного ущерба имуществу третьих лиц при возникновении пожара, а в случае не выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности еще и расчет пожарного риска (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О порядке проведения расчетов пожарного риска» утверждена методика приказом МЧС России от 01.01.01 г. № 000 и от 01.01.01 г. № 000).
В соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
Принципиально важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В регламенте вводится новая форма оценки соответствия — Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения защиты. При этом, данный способ декларируется. Этому вопросу будет посвящен следующее выступление.
Статьей 144 Федерального закона предусмотрены следующие формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, среди которых: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и др.
В соответствии со ст. 152 требования технического регламента вступили в силу с 1- го мая 2009 года.
В соответствии с положениями ст. 144 регламента разработан порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Предусмотренное регламентом декларирование пожарной безопасности достаточно подробно описано в статье 64 закона. Вместе с тем, пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 01.01.2001 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»).
В национальных стандартах изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения пожарных, на пожарную опасность строительных материалов и конструкций, электротехнических изделий, а также методы определения категории зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
Все требования пожарной безопасности, изложенные в различных нормативных документах, трансформированы в соответствующие своды правил. Эти документы разбиты на 4 направления, в которых изложены требования к эвакуации людей при пожаре, предотвращению возникновения пожара, ограничению распространения пожара и созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.
В Техническом регламенте, как считают специалисты, найден максимальный баланс между пожарным контролем и возможностью предприятий нормально работать без бюрократического давления. Его особенность в том, что собственник объекта определяется с технологией пожарной безопасности так, чтобы рассчитанный по специальной методике риск не превышал одну миллионную долю. Проверки никто не отменит. Но люди будут знать, что инспектор, который пришел к ним в интернат, школу, гостиницу, торговый дом, действительно заботит пожарная безопасность стариков, детей, покупателей, и требования его законны, выполнимы и должны быть непременно исполнены.
Источник