- Четверть века без ремонта
- Что должно измениться?
- Сколько удастся сэкономить?
- Почему так сложно?
- Как контролируются качество дорог и поведение новых покрытий?
- Главные технологии для повышения качества дорог
- Роль современных технологий в повышении качества дорожных работ
- Роль современных технологий в повышении качества дорожных работ
Четверть века без ремонта
Ежегодно в России ремонтируется от 8000 до 9000 км федеральных трасс и искусственных сооружений на них. Сколько эти километры прослужат, зависит от используемых технологий
В Германии капитальный ремонт дорог проводится раз в 30 лет. В России даже на федеральных трассах, по данным Росавтодора, нормативным сроком службы покрытия после капремонта трассы (замены верхнего и нижнего слоев, ремонта основания) считался 12-летний период, а после обычного ремонта (т. е. замены верхнего слоя дороги) – раз в 4–6 лет.
Однако Минтранс предложил удвоить действующие межремонтные сроки службы федеральных трасс, увеличив количество применяемых инноваций и финансирование работ по содержанию дорожной сети. Росавтодор утвердил комплекс технических мер для увеличения срока службы дорожных одежд (так называются верхние слои дороги) и рассчитывает на результат уже к 2018 г.
Главное, за счет чего Росавтодор рассчитывает увеличить срок между ремонтами дорог, – применение новых технологий. Уже сейчас на федеральных трассах современных ноу-хау при строительстве и ремонте применяется почти втрое больше, чем несколько лет назад: если в 2012 г. применялось 212 инновационных технологий, то сегодня – уже 579. Инновационные технологии повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе от грузового транспорта, и к климатическим факторам.
Что должно измениться?
В середине ноября 2016 г. Минтранс подготовил проект новой редакции постановления правительства, которое устанавливает нормативные траты на содержание и ремонт федеральных автотрасс.
Если этот документ будет принят, капитальный ремонт дороги 1-й категории будет проводиться один раз в 24 года, а обычный ремонт – один раз в 12 лет.
«Увеличенные межремонтные сроки – это признак того, что дорога хорошо построена и хорошо содержится. Короткие межремонтные сроки – соответственно, дорога содержится кое-как. Поэтому увеличение межремонтных сроков – это всегда применение каких-то новых технологий, новых материалов. И соблюдать одновременно все нормативы, и продлить срок службы дороги возможно благодаря добросовестному выполнению и законов, и проектов», – отмечает старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова.
Сколько удастся сэкономить?
К концу 2017 г. 80% российских федеральных трасс будет отремонтировано с учетом новых сроков межремонтной службы полотна, а к концу 2018 г. вся федеральная сеть должна быть отремонтирована и соответствовать международным стандартам качества.
В дальнейшем объемы ремонта сократятся: Росавтодор будет ежегодно ремонтировать только места естественного износа. Нагрузка на бюджет должна снизиться, рассчитывает агентство: основные средства будут концентрироваться на содержании уже отремонтированных трасс.
По расчетам Минтранса и Росавтодора, потребность в финансировании дорожной отрасли будет снижена с нынешних ежегодных 304 млрд до 290 млрд руб. Если так, то за 24 года бюджету удастся сэкономить более 159 млрд руб.
Почему так сложно?
70% территории России расположено в районах Крайнего Севера или приближенных к ним. Большую часть года холодно, строительный сезон короткий, грунт глубоко промерзает, вдобавок выпадает большое количество осадков. Поэтому при строительстве автодорог требуются более сложные инженерные решения, чем во многих зарубежных странах. Большая толщина нижних слоев основания в российских проектах обеспечивает морозоустойчивость полотна: согласно национальным стандартам общая толщина типовых дорожных одежд в России в среднем на 25% больше, чем в Китае, и на 50% превышает американские нормативы (при этом средняя стоимость 1 км однополосной дороги в России – 59 млн руб., в 1,5–2 раза меньше, чем в США, Германии и Канаде).
Как контролируются качество дорог и поведение новых покрытий?
На федеральных трассах встроена многоуровневая система контроля за подрядчиками. Помимо территориальных подведомственных Росавтодору подразделений, отвечающих за управление всеми федеральными дорогами страны, в регионах постоянно осуществляют ревизионную работу специалисты нашего подведомственного учреждения Росдортехнология. Они контролируют производственные процессы на всей федеральной сети. Также задействованы сертифицированные строительные лаборатории, в которых осуществляются анализ и проверка соответствия нормативно-техническим документам. Система контроля качества работает так, что даже если в каком-то одном ее звене произошел сбой, то в другом звене это сразу станет заметно. Кроме того, работу дорожных строителей на федеральных трассах контролирует Генпрокуратура, Счетная палата, ГИБДД, Ространснадзор. Такая система практически искоренила недобросовестные компании, которые пытаются прийти на конкурс и за счет демпинга получить тот или иной контракт, не заботясь о том, чтобы в дальнейшем качественно выполнить работу.
В Росавтодоре отмечают, что в случае если подрядчик выполняет работу ненадлежащего качества или со значительным отставанием, то к нему применяются предусмотренные контрактом штрафные санкции: дорогу заставляют переделывать за свой счет.
Главные технологии для повышения качества дорог
В 2016 г. на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения, был применен метод объемного проектирования асфальтобетонной смеси – отечественный аналог зарубежной системы superpave, созданный под руководством Росавтодора. Он позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. Кроме того, система позволяет использовать каменный материал меньшей прочности без ущерба износостойкости. «Скажем, нам нужно построить дорогу в Саратове, а подходящий камень плотностью 1200 кг/куб. м есть только в Карелии. При этом в самом Саратове есть щебень плотности, например, 900 кг/куб. м. Метод объемного проектирования позволит сделать такой оптимальный подбор смеси, что прочностные характеристики позволят нам использовать местный, саратовский щебень без ущерба для качества и без лишних затрат на транспортировку», – объяснял ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
Метод стабилизации грунтов. Его суть – введение в грунт добавок, улучшающих его механические свойства. Грунт сначала измельчают и смешивают со связующими материалами, а затем уплотняют. Для этого используют, например, геосинтетические материалы, которые предотвращают просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин. Благодаря их использованию сроки службы покрытия увеличиваются в 1,5 раза.
Технология ресайклинга предусматривает повторное использование существующих дорожных одежд при капитальном ремонте. Эта технология регенерации грунтов была использована при реконструкции трассы М9 «Балтия» и позволила снизить стоимость работ на 40%.
Метод омолаживания дорожного покрытия за счет устройства тонкослойных защитных слоев («Сларрисил», «Чипсил», «Фогсил», «Спрейджет») – способ быстро и недорого восстанавливать свойства этих покрытий и продлить срок службы дороги. Основной принцип – нанесение тонкого слоя смеси каменных материалов, эмульсии и цемента на существующее покрытие.
Росавтодор расширяет применение на российских дорогах композитных материалов. Они прочны – легко выдерживают повышенную нагрузку, – стойки к коррозии и весят меньше традиционных материалов. Композиты дороже, чем традиционные металл, бетон и резина, но эксплуатационные издержки практически равны нулю. При этом композиты легче, поэтому при монтаже конструкций не нужна тяжелая грузоподъемная техника.
Наконец, ведется активное внедрение процесса информационного моделирования объектов по BIM-технологии (Building Information Modeling). BIM-технология подразумевает последовательное применение автоматизированных программных комплексов при диагностике, инженерных изысканиях и проектировании объектов. В результате создается полноценная информационная модель объекта – на весь его жизненный цикл. Элементы информационного моделирования уже применяются на трассах – например, при ремонте участка федеральной автомобильной дороги М7 «Волга» на подъезде к г. Иваново была создана динамическая модель с высоким уровнем детализации. Это не просто 3D-визуализация проектных решений: в ней заложены все технические характеристики каждого элемента автодороги, она включает все документы, которые были использованы и разработаны в процессе проектных работ и т. д.
Источник
Роль современных технологий в повышении качества дорожных работ
Роль современных технологий в повышении качества дорожных работ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОРОЖНЫХ РАБОТ
Федерального дорожного агентства
Наиболее актуального в настоящее время решение вопроса – обеспечения качества дорожных работ за счет широкого применения инновационной продукции.
Постановка такой задачи непосредственно вытекает из поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно этим поручениям дорожное хозяйство уже в 2011 году должно перейти на обновленные нормативы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, коренным образом повысить качество дорожных работ на основе применения новых технологий, техники и материалов, найти эффективные способы решения проблемы обеспечения долговечности дорог и дорожных сооружений.
Следует подчеркнуть, что указанные задачи имеют взаимосвязанный характер и их решение непосредственно зависит от эффективности инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.
Росавтодором на протяжении последних лет предпринят ряд шагов в области развития инноваций.
За последние 10 лет Росавтодором введено в действие более 130 новых национальных стандартов и методических документов, направленных на внедрение конкретных дорожных технологий, техники и материалов, в том числе для опытного применения. Все большее распространение получает разработка непосредственными производителями инновационной продукции Стандартов организаций для применения на федеральных дорогах. Подавляющее число этих документов имеет инновационный характер и предусматривает применение новой техники в соответствии с международной практикой.
С целью информационного обеспечения инновационной деятельности разработан и ежегодно пополняется банк данных прогрессивных технологий, выпускается отраслевой каталог эффективных технологий, информационный сборник о применении прогрессивных технологий в органах управления дорожным хозяйством. По заказу Росавтодора выполняется ежегодный мониторинг всей совокупности участков внедрения новых технологий на дорогах общего пользования федерального значения для оценки их эффективности и распространения опыта в масштабах федеральной сети.
Анализ информации органов управления дорожным хозяйством (в общей сложности информацию предоставили 67 федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством) о практическом опыте освоения инновационной продукции за период 2008-2009 гг. показывает следующее.
Если говорить о динамике развития применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, то следует отметить, что количество освоенных прогрессивных технологий при производстве дорожных работ имеет тенденцию ежегодного роста и за последние 10 лет увеличилось с 20-30 до более 300 наименований.
Характер распределения основных видов дорожных работ, при производстве которых находят применение прогрессивные технологии, показывает, что это, прежде всего, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. Такое положение не случайно, если учесть высокую потребность в поддержании требуемого уровня эксплуатационного состояния дорожной сети.
Применение прогрессивных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений способствует улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения и снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.
Причём отмечено, что наибольший эффект даёт применение инновационных технологий именно на участках автомобильных дорог, где проведение ремонтных работ отложено в связи с недостаточным финансированием. Использование новых технологий, в первую очередь, на участках с отложенным ремонтом диктует необходимость применения новейшей техники. Улучшение состояния сети автомобильных дорог обеспечит снижение ущерба от ДТП, а также повышение эффективности транспортной работы за счет уменьшения издержек при автомобильных перевозках.
В отдельных управлениях, начиная с 2005 года, прогрессивные технологии, техника и материалы при производстве дорожных работ были применены на 50-80 % протяженности автомобильных дорог.
Вместе с тем, реальная оценка ситуации показывает, что этих мер явно недостаточно, а новые технологии и техника применяются в объемах, далеких от ожидаемых, что негативно отражается на состоянии дорожной сети. Так, если говорить о средних показателях, то в целом на федеральных автомобильных дорогах новые технологии нашли применение только на 18% их протяженности.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что применение прогрессивных технологий дает на практике ощутимый эффект с позиции качественного улучшения состояния дорожной сети.
Практический опыт показывает, наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги – от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации. С этой точки зрения значительный практический интерес представляет ниже приведенная информация федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством об опыте использования новых технологий при различных видах дорожных работ.
При выполнении изыскательских работ все чаще используются приборы для определения географических координат, электронные тахеометры, георадары, а также прогрессивные методы георадиолокации земляного полотна для грунтово-гидрогеологических изысканий. При проектировании автомобильных дорог используются различные автоматизированные программные комплексы.
При ремонте автомобильных дорог широко используются новые виды геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонного покрытия (разнообразные геосетки и нетканые синтетические материалы), георешетки и габионы (для укрепления откосов при устройстве подпорных стенок, для укрепления основания дорожной одежды, для предотвращения размывов насыпи и берегоукрепления), применяются различные виды ресайклинга (регенерации асфальтобетонного покрытия) и фрезерования, новые технологии шероховатой поверхностной обработки, различные добавки для улучшения характеристик асфальтобетона (в том числе придающие покрытию противогололедные свойства), новые виды асфальтобетона с улучшенными характеристиками.
Также широко используются новые технологии для выполнения ямочного ремонта, материалы и технологии для нанесения дорожной разметки.
Для оценки состояния автомобильных дорог разработаны и применяются прогрессивные диагностические дорожные лаборатории, а также системы видеопаспортизации и видеодиагностики.
Для повышения эффективности управления содержанием автомобильных дорог создаются специализированные системы диспетчеризации и связи (включая системы мониторинга метеорологической информации, информационные системы и базы данных автомобильных дорог, программное обеспечение для внедрения новых методов зимнего содержания автомобильных дорог).
Для ремонта мостовых сооружений разработаны и применяются прогрессивные материалы и технологии гидроизоляции, прогрессивные конструкции деформационных швов и т. д.
При содержании мостовых сооружений широко используются специальные составы для обеспечения коррозионной стойкости, ремонта разрушений и сколов бетона, а также его защиты.
Так, проведенный с использованием автоматизированного банка дорожных данных «ДОРОГА» анализ состояния федеральных автомобильных дорог в зависимости от активности реализации на них инновационных проектов показал, что дороги, системно эксплуатируемые с широким применением прогрессивных технологий и материалов, имеют существенно более высокий технический уровень и находятся в лучшем эксплуатационном состоянии.
Только при условии освоения имеющейся инновационной продукции в полном объеме в отрасли может быть достигнут значительный экономический эффект за счет применения новых технологий за счет энерго — и ресурсосбережения, повышения долговечности дорог, сокращения себестоимости перевозок и повышения безопасности движения. Так, например, согласно анализу аварийности, участки дорог, запроектированные и построенные с использованием прогрессивных технических решений, применением современной дорожно-строительной техники имеют наиболее высокий уровень обеспечения безопасности движения. Согласно информации отраслевого банка данных к таким объектам относятся кольцевая дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, обходы городов Выборга, Омска, Тайшета, подъезды к Сургуту и Элисте.
Или другой пример. Исследования ФГУП «РОСДОРНИИ» и опыт строительства дорог в США показывают, что увеличение начальной ровности дорожных покрытий при сдаче дорог в эксплуатацию обеспечивают увеличение межремонтных сроков в среднем в 2 раза по сравнению с нормами. Естественно, что такая практика может быть реализована только на основе применения асфальтобетонов с улучшенными свойствами и современной техникой.
Все современные технологические процессы при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог выполняются машинами. Состояние парка и технический уровень дорожной техники (комплекса машин для строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог) в значительной степени определяют:
— качество, надежность и долговечность автомобильных дорог и сооружений на них;
— темпы производства дорожных работ;
— затраты на дорожные работы и объекты;
— условия труда на дорожных работах.
В последние годы оснащенность дорожных предприятий дорожной техникой и оборудованием улучшилась. На российских дорогах все чаще применяются новые современные дорожные машины и оборудование. Однако оснащенность дорожно-строительных организаций техникой характеризуется большой неравномерностью.
Отсутствие современной дорожно-строительной техники отечественного производства вынуждает дорожные организации закупать ее за рубежом. В отдельных случаях доля импортной техники и оборудования в дорожных организациях достигает 90%.
Несовершенство системы государственного регулирования закупок дорожной техники за рубежом приводит подчас к закупкам не самого лучшего, а иногда и устаревшего импортного оборудования и механизмов. При этом за рубежом закупаются такие виды техники и оборудования, как асфальтоукладчики, экскаваторы, погрузчики, автогрейдеры, бульдозеры и другая техника, выпуск которой освоен отечественной промышленностью.
Одним из наиболее эффективных механизмов реализации государственных мер по поддержке реального сектора экономики, особенно в условиях кризиса, является лизинг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 93 Минтрансу России переданы полномочия по управлению транспортной лизинговой компании» с целью оснащения современной дорожной и автомобильной техникой дорожно-эксплуатационных организаций. При эффективной работе этой лизинговой компании можно ожидать, что в течение 3-5 лет существенно повысится уровень технической оснащенности современной техникой, в первую очередь отечественного производства, предприятий дорожного комплекса России. Постепенно сформируется платежеспособный спрос на машины, механизмы и оборудование отечественного производства разработанного на основе инновационных разработок, что является на сегодня одним из главных приоритетов.
Тесное взаимодействие с руководством лизинговой компании дает основания для прогнозов эффективной реализации поставленных задач. Однако степень эффективности этого взаимодействия зависит не только от самой лизинговой компании, но и от всех участников сегодняшнего совещания.
Из-за отсутствия или нехватки необходимой номенклатуры дорожных машин и оборудования снижается качество дорожных работ, сдерживается внедрение новых технологий, конструкций и материалов (например, битумных эмульсий, методов регенерации асфальтобетона, устройства оснований дорожных одежд методом пропитки, фундаментов на буронабивных сваях и т. д.). Отсутствие полной номенклатуры уплотняющих механизмов снижает долговечность и сроки службы дорожных конструкций.
Имеется целый ряд сдерживающих факторов внедрения инноваций, которые остаются нерешенными:
— отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала интересам инновационного развития дорожной отрасли и дорожного машиностроения;
— отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованности подрядчика и заказчика во внедрении инноваций (в настоящее время ведется проработка вопроса участия подрядных организаций в содействии развитию использования существующих и разработке новых технологий в дорожном хозяйстве за счет продуктов инновационной деятельности, в том числе в части финансирования таких разработок);
— неразвитость системы взаимодействия в части координации развития и стимулирования внедрения инноваций с субъектами федерации;
— отсутствие отлаженной системы импорта патентов, лицензий и высокоэффективных технологий из-за рубежа, организации совместных предприятий и сборочных производств с высокой степенью локализации;
— недостаточный бюджет на финансирование научных разработок, который составляет около 0,17 % от суммы бюджетных средств выделяемых на дорожное хозяйство, при среднем показателе в развитых странах 2-2,5 % (разница в 15-20 раз).
По ряду направлений Росавтодором во взаимодействии с Минтрансом России проводится работа по решению назревших вопросов.
Источник