Пожар при ремонте автомобиля

Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Станции техобслуживания автомобилей (автосервисы) оказывают услуги по обслуживанию и ремонту автотранспорта. В зависимости от своей специализации, они нередко могут быть оснащены оборудованием с высокой стоимостью, кроме того, часть их полезной площади обычно отведена под хранение различных материальных ценностей (например, зимней резины, масел, краски и пр.). Автомобили клиентов на время ремонта также остаются на территории автосервиса.

Несложно понять, что пожар на СТО может привести к очень серьезным убыткам и вопросы обеспечения надежной пожарной безопасности здесь выходят на передний план.

Требования к пожарной безопасности в автосервисах

Действующие нормы российского законодательства требуют в центрах обслуживания автомобилей обязательного наличия как пассивной, так и активной систем защиты от возгораний. Таким образом, автосервис должен быть оснащен:

  • Системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
  • Автоматической пожарной сигнализацией.
  • Автоматической системой пожаротушения.
  • Системой пожарного освещения.
  • Системой принудительного дымоудаления.

Федеральный закон №123 (от 22.07.2008г.) предписывает оборудовать противопожарными системами все места диагностики автотранспорта, его технического обслуживания и ремонта. В этот перечень попадают следующие объекты:

  • Места хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  • Все подвальные помещения.
  • Все двух- и более этажные здания.
  • Одноэтажные здания с огнестойкостью 1 и 2.
  • Все здания с огнестойкостью 3 и 4 (со всеми подклассами).

Наибольшую опасность представляют места хранения ГСМ, автошин и т.п. складские помещения – их необходимо оснащать автоматическими средствами пожаротушения в обязательном порядке.

Персонал СТО необходимо обучить правилам пожарной безопасности, особенно при работе с горючими веществами. На территории автомобильного сервиса необходимо поддержание чистоты. Необходимо организовать проведение:

  • Своевременной и правильной уборки любых горючих отходов.
  • Уборку мусора с его вывозом в конце рабочей смены.
  • Очистку территории от снега в зимнее время.

На территории станции обслуживания и ремонта автомобилей запрещено:

  • Хранение пожароопасных материалов, кроме специально отведенных для этого зон.
  • Проведение любых видов работ с открытым огнем, искрами и т.п. кроме специально отведенных для этого мест.
  • Уборка помещений с использованием легковоспламеняемых жидкостей, растворителей и т.п.
  • Загромождение чем-либо путей эвакуации, аварийных и обычных выходов из помещений.
  • Монтаж на окнах глухих решеток.

Электрооборудование на территории СТО должно эксплуатироваться в строгом соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями, с постоянным контролем технического состояния как самих электроустановок, так и их кабелей питания, розеток и т.п.

Такие первичные средства пожаротушения, как огнетушители должны быть размещены в автосервисе в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности. На каждое здание СТО необходимо выделить не менее двух огнетушителей. Персонал должен пройти обучение пользованию ручными средствами пожаротушения и разбираться в их применимости в тех или иных случаях.

Системы АСПТ, применяемые на СТО

Системы автоматического пожаротушения принято разделять по типу действующего ОТВ (огнетушащего вещества) на следующие группы:

У каждого типа АСПТ есть свои преимущества, недостатки, различные ограничения по применимости в тех или иных случаях.

Системы водяного пожаротушения

Спринклерные водяные АСПТ — это широко распространенный и недорогой вариант, однако не лишенный ряда недостатков. Датчики и трубопроводы с головками распыления монтируются под потолком защищаемого от возгораний помещения. Система энергозависимая, поэтому для надежной работы требует резервный источник энергии.

При срабатывании, водяная АСПТ демонстрирует высокую эффективность тушения, однако существенно повреждает все неводостойкое содержимое помещения. Кроме того, при тушении ГСМ подобные системы недостаточно эффективны и на объектах хранения горюче-смазочных материалов не применяются.

Одним из самых существенных недостатков водяных систем пожаротушения является невозможность их применения для неотапливаемых помещений.

Аэрозольные и порошковые АСПТ

Интересный вариант для автосервиса – установка аэрозольных или порошковых комплексов тушения возгораний. К недостаткам таких систем в первую очередь стоит отнести вредность для людей и существенное ухудшение видимости при срабатывании, высокую стоимость их перезарядки.

Читайте также:  Дипломная работа ремонт ходовой части легкового автомобиля

С другой стороны, такие комплексы автономны, эффективны в плане тушения огня, не наносят значительного экологического вреда, не сильно повреждают имущество (в первую очередь аэрозольные).

Газовые системы пожаротушения на СТО

Наиболее безопасный (хотя и не дешевый) вариант для сохранности имущества автосервиса – АСПТ на основе газов. При срабатывании подобных систем, газы эффективно тушат очаги возгорания, не нанося совершенно никакого ущерба любым материальным ценностям и оборудованию.

В качестве ОТВ в таких комплексах используются сжатые и сжиженные газы и их смеси (азот, углекислый газ, хладоны, аргон и др.). Газопровод с направляющими насадками, как правило, монтируется под потолком помещения (и под фальшполом). Кроме того, в систему входит набор датчиков, пожарная сигнализация, подключенные баллоны с огнетушащим газом, пульт управления.

При срабатывании газовой АСПТ, достигаются такие эффекты, как охлаждение зоны возгорания, снижение концентрации кислорода, изоляция очага горения (в зависимости от используемого газа, эти эффекты носят разную степень выраженности). Время работы системы также может быть разным – от нескольких секунд и до нескольких минут.

Наиболее популярные газы в системах пожаротушения:

  • Углекислота. Отличается невысокой ценой, экологичностью и простотой перезаправки. Главный недостаток – опасность для людей, вследствие чего применение углекислого газа запрещено для АСПТ в помещениях с большим количеством людей или в случаях, когда нет гарантии, что люди успеют покинуть опасную зону до срабатывания пожаротушения.
  • Инерген. Это смесь газов – азота, аргона и углекислоты. Основной эффект при тушении с помощью инергена достигается за счет снижения уровня кислорода ниже необходимого для поддержания горения значения . При этом для людей и природы инерген не опасен.
  • Хладон 23 (фтороформ, трифторметан). Один из самых безопасных вариантов с точки зрения воздействия на людей. Однако, системы пожаротушения на этой основе сложны в устройстве и достаточно дороги.
  • Хладон 125 (пентафторэтан). Весьма эффективный и недорогой вариант ОТВ. К минусам относится его токсичность, а значит и необходимость обезопасить персонал от воздействия этого газа.
  • Хладон 227ЕА (гептафторпропан). Малотоксичный газ, может применяться в помещениях с большим количеством людей. Но при температурах выше 600 градусов начинает распадаться с образованием ряда токсичных продуктов.
  • Хладон 318C (октафторциклобутан). Малораспространенный вариант за счет легкости распада при нагреве на высокотоксичные продукты.
  • Хладон ФК-5-1-12 (Novec 1230, сухая вода). При срабатывании АСПТ, данное пожаротушащее вещество интенсивно поглощает тепло из зоны горения, а также химически подавляет реакции кислородного окисления. Безопасно для персонала и окружающей среды, но обладает высокой стоимостью.

Применение автоматических комплексов пожаротушения на основе газов и газовых смесей – надежный способ достижения высокой пожарной безопасности на объекте при отсутствии рисков повреждения имущества огнетушащим веществом в случае срабатывания АСПТ.

Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Комплексы, использующие в качестве ОТВ мелкодисперсную воду (тонкораспыленную воду, водяной туман) значительно меньше повреждают имущество по сравнению с спринклерными системами (при сопоставимой эффективности), однако и стоят они дороже.

Применение водяного тумана (установок ТРВ) в системах пожаротушения позволяет воздействовать на очаг возгорания за счет его охлаждения, локального снижения концентрации кислорода, образования на поверхностях водяной пленки.

Основные недостатки установок ТРВ – их непригодность для тушения ГСМ и невозможность использования при отрицательных температурах.

Системы пенного пожаротушения

Главное преимущество АСПТ на основе пены – высокая эффективность тушения за счет обволакивания горящих предметов, их быстрого охлаждения и блокирования доступа кислорода. Пены прекрасно справляются и с тушением разного рода горящих жидкостей, таких как масла, бензин, и др. За этот счет, именно пенные системы огнетушения находят самое широкое применение на складах ГСМ.

К основным недостаткам стоит отнести губительное воздействие на содержимое помещений при срабатывании системы пожаротушения и невозможность использования таких систем в неотапливаемых помещениях.

Читайте также:  Литература по теме ремонт автомобилей

Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах

Быстрая ликвидация очага возгорания до того, как он превратится в полноценный пожар – основная причина установки автоматических систем пожаротушения на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Самостоятельное размещение таких систем недопустимо, для их расчета и монтажа необходимо обращаться в организации, имеющие соответствующий опыт и лицензию на проведение данных работ.

Кроме непосредственной установки автоматического противопожарного оборудования, необходимо провести и обучение ответственных лиц предприятия нормам противопожарной безопасности и работе с АСПТ.

Поддержание противопожарной системы в рабочем состоянии – не менее важно, чем ее первичный монтаж. Поэтому, через установленные промежутки времени необходимо проводить проверку и регулярное техническое обслуживание устройств, входящих в эту систему.

© 2004 – 2020 ООО «Пожарная Автоматика». Газовое пожаротушение

Источник

Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Территории автотранспортных предприятий должны быть ограждены сплошным прочным забором, в котором устроены специальные пожарные проезды и выезды (ворота).

Для каждой стоянки автомобилей должен быть разработан и утвержден руководством плац расстановки и эвакуации автомобилей в случае пожара с описанием порядка и очередности эвакуации, В этом плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в меж­сменное время, в выходные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

На площадках открытого хранения автомобилей при количестве их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами автомобилей должен быть не менее 20 м. Разрывы до производствен­ных зданий принимаются равными от 15 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий, а до зданий, где проводят техническое обслуживание автомобилей, – не менее 10 м. Между автомобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2 м. Если стоянка автомобилей организована в закрытом помещении, то оно должно быть оборудовано в соответствии с противопожарными нормами.

Заливные горловины топливных баков автомобилей должны быть закрыты. При наличии течи в топливном баке ставить автомобиль на стоянку до слива топлива не разрешается.

На открытых стоянках автомобили необходимо размещать так, чтобы между ними оставались разрывы, обеспечивающие их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и прицепы, ожидающие ремонта или списания, хранят отдельно, изолированно от исправных автомобилей. Автомобили-цистерны, перевозящие легко­воспламеняющиеся вещества, хранят только отдельно от других автомобилей (в отдельном наземном здании).

Территорию стоянки нельзя загромождать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. Против запасных ворот должны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.

На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнем и хранить горючие и легковоспла­меняющиеся материалы. Нельзя разогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки дизельных двигателей и другие узлы автомобилей открытым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.

В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользо­ваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяль­ными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые автомобили.

Заправлять автомобили топливом можно только на специально оборудованных заправочных пунктах. При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров рекомендуется очищать площадки стоянок от сухой травы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу шириной в 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесоразработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей.

Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесоразработок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок, автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сгораемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.

Читайте также:  Сиз для слесаря по ремонту перегрузочных машин

Противопожарная безопасность требует создания на производстве специальных мест для курения. Их рекомендуют делать на видных местах, оборудуют урной для окурков, средствами пожаротушения. В таких местах должно быть объявление «Место для курения» или «Курить только здесь». Во всех других помещениях должны быть повешены объявления типа «Не курить!»

Для создания повышенной пожаробезопасности ванны с легко воспламенящимися веществами для мойки деталей желательно располагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запирать. Детали после мойки легко воспламенящимися веществами следует просушивать и протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Частой причиной пожара в производственном помещении является неправильное и не по назначению применение бензина и керосина, например, стирка спецодеж­ды в бензине. Спецодежду следует очищать только в специальных химчистках или прачечных.

Нельзя применять жидкое топливо и керосин для отмывания полов и стен помещений и канав, так как при этом образуется большое количество легковоспламеняющихся паров.

Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся, в ТО-2, а также в длительном (более одной рабочей смены) ремонте, следует отключить.

Промасленные обтирочные материалы и промасленная грязная спецодежда способны при определенных условиях самовозгораться. Поэтому эти материалы собирают в стальные ящики с плотными крыш­ками, а в конце смены выносят из помещения и либо уничтожают вместе с другими отходами, либо вывозят на специальные свалки и сжигают. Спецодежда между сменами должна храниться в расправ­ленном виде, а главное, ее надо своевременно очищать.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуатация электропотребителей.

Необходимо следить за тем, чтобы отдельным группам кабелей не было произвольно (т. е. без проекта) присоединено больше электро­потребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в элек­трических щитах произойдет перегрев и разрушение изоляции, возникнет короткое замыкание и как следствий его – пожар.

У телефонов на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов пожарных команд.

Цистерны и баки для хранения жидкого топлива должны быть оборудованы огневыми предохранителями и заземлены.

Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны

  • выключить двигатель автомобиля
  • заземлить цистерну или бак цепочкой через автомобиль
  • проверить плотность соединения сливного шланга с цистерной и с приемным патрубком
  • если на станции есть гравийный предохранитель, то следует открыть краник предохранителя на его перепускной трубе
  • все подтекания немедленно устранить, а пролитое топливо засыпать песком и удалить

Для хранения каждого вида жидкостей в металлической таре массой более 30 т выделяют помещение с несгораемыми глухими стенами. Меньшее количество жидкостей можно хранить в общих помещениях. Тару следует хранить отдельно.

Крышки люков на резервуарах снабжают прокладками, исключаю­щими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны.

Нельзя закрывать отверстия металлических бочек деревянными пробками или тряпками, вынимать или отвинчивать пробки металли­ческими предметами, перекатывать бочки при помощи стальных ломов, от которых могут возникнуть искры.

На складах легковоспламеняющихся к горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них воспрещается выполнять работы, связанные с применением открытого огня.

Все наливные, спускные, вентиляционные отверстия баков и цистерн для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть снабжены взрывобезопасными сетками. Цистерны должны иметь устройства для заземления во время наполнения и слива.

Автомобили, перевозящие эти грузы, снабжают двумя огнетуши­телями ОП-5, песком и лопатой.

Легковоспламеняющиеся материалы должны выдаваться со складов в производство в количествах, удовлетворяющих суточную по­требность в них. На местах потребления их хранят в специально обо­рудованных запирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняю­щиеся жидкости следует немедленно посыпать песком и убирать из помещения.

Источник

Оцените статью