- Закон о защите прав потребителей регулирует отношения с Фондом капитального ремонта
- Седьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что отношения собственников жилых помещений и Фонда капитального строительства регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» (Определение № 88 – 792/2021).
- Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации
- ВС объяснил, кто оплатит порчу имущества из-за капитального ремонта
- Суть спора
- Позиция ВС
- Влияние суммы взносов
- Защита прав потребителей при капремонте
- Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что к работам по капитальному ремонту применяется закон о защите прав потребителя (дело № А70 – 22961/2019).
- Памятка потребителю
- Капитальный ремонт
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения с Фондом капитального ремонта
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что отношения собственников жилых помещений и Фонда капитального строительства регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» (Определение № 88 – 792/2021).
Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа рассмотрел иск прокурора с требованием компенсировать моральный вред, который был причинён пенсионерке Фондом капстроительства (дело № 2 – 153/2020).
Собственница квартиры настолько регулярно платила взносы в Фонд капстроительства, что переплатила 6 000 р. Чтобы компенсировать переплату, она прекратила вносить плату за ремонт, поскольку считала, что текущая плата должна компенсироваться за счёт излишне уплаченных денег.
Однако Фонд капстроительства не стал утруждать себя перерасчётом и насчитал собственнице долг и пени за целый год. Из-за долга пенсионерка-инвалид лишилась 50 % компенсации расходов на оплату в счет капитального ремонта.
Прокурор по жалобе провёл проверку и обратился в суд с иском в интересах жительницы многоквартирного дома.
Районный суд Югорского фонда капитального ремонта МКД взыскал в пользу пенсионерки 5 000 руб. в счёт компенсации морального вреда и штраф — 2 500 рублей. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция признала судебные постановления законными. Коллегия судей отклонила довод ответчика о том, что к спорным отношениям нельзя применять Закон РФ «О защите прав потребителей», на основании которого суд взыскал компенсацию морального вреда и штраф.
Суд разъяснил, что по смыслу положений Жилищного кодекса РФ (части 2 ст. 154 и части 1 ст. 169) собственники жилых помещений при уплате взносов за капремонт относятся к потребителям. Соответственно, к спорным отношениям применяется Закон РФ «О защите прав потребителей».
Источник
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС объяснил, кто оплатит порчу имущества из-за капитального ремонта
Суть спора
Правовая коллизия возникла в деле жительницы Рязани, у которой из-за работ с кровлей в рамках капитального ремонта дважды затопило квартиру во время осадков. Собственница недвижимости подала иск к фонду капитального ремонта многоквартирных домов о возмещении ущерба за испорченное имущество. Комиссионные акты подтвердили связь между заливом квартиры и ремонтными работами. Эксперт оценил стоимость ремонтно-восстановительных работ в квартире истицы в 68 тысяч 394 рубля. Также заявительница просила компенсировать проведённую экспертизу, которая обошлась ей в 8 тысяч рублей. Ответчик в добровольном порядке отказался выплатить эти расходы, мотивируя свою позицию тем, что оба залива квартиры произошли по вине подрядной организации, проводившей ремонт, поэтому она и должна возместить ущерб.
Тогда женщина обратилась с иском в Октябрьский суд Рязани, и он требования заявительницы удовлетворил.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответственность за последствия неисполнения или плохо выполненных обязательств по проведению капитального ремонта несет именно региональный оператор — фонд капитального ремонта жилых многоквартирных домов, который привлёк подрядчиков к работе. В связи с чем суд взыскал с ответчика в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба 68 тысяч 394 рубля.
Однако суд апелляционной инстанции изменил это решение. По мнению апелляции, в деле необходимо применять часть 5 статьи 178 и статью 188 Жилищного кодекса РФ, которые устанавливают, что размер взыскиваемых убытков за действия регионального оператора определяется суммой внесенных взносов на капитальный ремонт. Поэтому, решил суд, в пользу истицы подлежит взысканию ущерб только в том размере, который она оплатила за капитальный ремонт. В связи с этим он снизил собственнице размер компенсации почти в 12,5 раза — до 5,5 тысячи рублей.
Но судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с таким решением не согласилась и отменила его, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Позиция ВС
«Региональный оператор, как заказчик работ на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, несет перед собственниками помещений в таком доме ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств привлеченными им подрядными организациями в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ответственность регионального оператора за причинение собственнику помещения в многоквартирном доме убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств не ограничивается», — указывает ВС РФ.
Он напоминает, что правовое регулирование деятельности региональных операторов по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ, а статья 180 этого кодекса определяет его функции и регламентирует обязанности регионального оператора:
— привлечение для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций и заключение с ними от своего имени соответствующих договоров;
— контроль качества и сроков оказания услуг подрядными организациями и их соответствие требованиям проектной документации;
— приемка оказанных услуг и выполненных работ.
Действительно, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК Р, согласно которым сумма возмещаемых убытков зависит от размера уплаченных за капремонт взносов или подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством, указывает ВС.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор несёт ответственность перед собственниками квартир за последствия некачественного ремонта или его отсутствие, напоминает он.
«Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство. И ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома», — говорится в определении.
Таким образом, считает ВС, апелляция ошибочно истолковала нормы материального права, применив в спорном деле часть 5 статьи 178 и часть 1 статьи 188 ЖК РФ.
«Что касается определения объема ответственности при применении к спорным правоотношениям части 6 статьи 182 ЖК РФ, то в данном случае необходимо исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленным главой 25 ГК РФ.
Согласно статьям 15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность)», — отмечает высшая инстанция.
Она поясняет, что часть 6 статьи 182 ЖК РФ не устанавливает ограничение ответственности регионального оператора за проведение негодного ремонта, поэтому он отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Влияние суммы взносов
При отмене решения апелляционной инстанции ВС также обратил внимание на неправильное толкование и применение ею положений части 5 статьи 178 ЖК РФ по поводу возможности взыскания с регионального оператора убытков только в пределах внесенных истцом взносов на капитальный ремонт.
Эта правовая норма устанавливает, что ущерб, причиненный собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежит возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Высшая инстанция отмечает, что в статье отсутствует указание на ограничение ответственности регионального оператора внесенными взносами на капитальный ремонт только одного собственника.
Она ссылается на часть 1 статьи 179 ЖК РФ, по которой имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других не запрещенных законом источников.
То есть в части 5 статьи 178 ЖК РФ конкретизируется вид имущества, за счёт которого будут возмещаться убытки, поскольку оно формируется из разных источников. Однако речь идёт о взносах, оплаченных всеми жильцами дома, а не только одним собственником, подчеркивает ВС РФ.
«Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников, часть 5 статьи 178 ЖК РФ конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, то есть платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.
Такой подход согласуется с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, призванной обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта, а не резервирование денежных средств в отношении каждого конкретного собственника в отдельности», — отмечает высшая инстанция.
Источник
Защита прав потребителей при капремонте
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что к работам по капитальному ремонту применяется закон о защите прав потребителя (дело № А70 – 22961/2019).
В суд обратилась подрядная организация, которую Роспотребнадзор привлек к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ (выполнение работ, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок их выполнения).
Подрядчик больше двух лет ремонтировал общее имущество дома и в конце концов при ремонте крыши допустил затопление нескольких квартир и подъезда.
Технический заказчик работ при осмотре выявил «примыкание направляемого материала к выступающим над уровнем кровли элементам с отступлением от требований нормативно-технической документации, уклон кровли к водоприемным воронкам не соответствует нормативному».
За протекание кровли подрядная организация получила штраф 20 000 рублей.
Наказание было обжаловано в суд.
По мнению подрядчика, на капремонт не распространяется закон о защите прав потребителей, так как был заключен договор строительного подряда.
Все судебные инстанции поддержали Роспотребнадзор:
— договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию здания (в том числе жилого дома), а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 Гражданского кодекса РФ);
— когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина, к такому договору применяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда (пункт 3 статьи 740 Гражданского кодекса РФ).
«Учитывая, что договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества заключен для удовлетворения потребностей собственников, на него распространяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда и, как следствие, положения Закона о защите прав потребителя».
Потребитель имеет право на то, чтобы работа была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Однако во время строительно-монтажных работ подрядчик допустил затопление жилых помещений и подъезда, что повлекло причинение ущерба собственникам помещений.
По этим мотивам суды оставили жалобы подрядной организации без удовлетворения.
Источник
Памятка потребителю
Размещен: 19.04.2017 г.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт: правовое регулирование
Отношения в части формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ обязательным элементом платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме является взнос на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт проводится для устранения физического износа и разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества в многоквартирном доме (внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования и т.п.).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается соответствующим нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и включает в себя:
— перечень всех многоквартирных домов на территории субъекта РФ, за исключением домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
— перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
— плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
— иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (статья 168 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт также устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Однако собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем минимальный размер, установленный на территории субъекта Российской Федерации (ч. 8.1, 8.2 ст. 156 ЖК РФ).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен конкретный многоквартирный дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Иные сроки устанавливаются, если дом введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. В этом случае обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта (ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ).
Порядок формирования фонда капитального ремонта
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Региональный оператор — специализированная некоммерческая организация в форме фонда, которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Региональный оператор создается на основании соответствующего нормативно-правового акта субъекта РФ.
Согласно части 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и управляющая организация. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Перечень работ и услуг, выполняемых в рамках капитального ремонта
Согласно пункту 1 статьи 166 ЖК РФ посредством фонда капитального ремонта сформированного, исходя из минимального размера взносов, финансируются следующие работы и (или) услуги по капитальному ремонту:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Субъекты РФ вправе дополнить данный перечень услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и другими видами услуг и (или) работ.
Порядок принятия собственниками помещения решения о проведении капитального ремонта
Капитальный ремонт в жилом доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством не менее двух третей от общего числа голосов (ч. 1 ст. 46, ст. 189 ЖК РФ).
Собственники помещений вправе в любое время принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч. 2 ст. 189 ЖК РФ).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, либо региональный оператор представляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне и объеме услуг и (или) работ и их стоимости, порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение.
Решением на общем собрании о проведении капитального ремонта общего имущества собственники помещений в многоквартирном доме должны определить или утвердить:
1) перечень работ;
2) смету расходов;
3) сроки проведения;
4) источники финансирования;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке работ по капитальному ремонту и подписывать необходимые акты.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в течении месяца со дня истечения срока принятия решения собственниками в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
Прием граждан ведется по предварительной записи по телефону, а также через официальный сайт Центра, раздел «Защита прав потребителей».
Адрес: 129626, г. Москва, Графский пер., д.4, корп. 2, 3, 4
Источник