Правила по от при ремонте автомобильного подвижного состава

Правила по от при ремонте автомобильного подвижного состава

ПРАВИЛА
по охране труда при ремонте подвижного состава и производстве запасных частей

СОГЛАСОВАНЫ Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем министра путей сообщения Г.М.Коренко 05.03.90 г.

Настоящие Правила устанавливают требования безопасности труда на предприятиях Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей Министерства путей сообщения СССР. Для работников предприятий ЦТВР МПС.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Обеспечение безопасности труда при ремонте подвижного состава и производстве запасных частей должно производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 12.3.002-75.

Наряду с требованиями указанных документов при выполнении соответствующих работ по ремонту подвижного состава и производству запасных частей должны соблюдаться другие стандарты (ССБТ, «Охрана природы»), санитарные нормы и правила и нормативно-технические документы, перечисленные в прил.1.

1.2. Оборудование, применяемое при ремонте подвижного состава и производстве запасных частей, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74*.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.2.003-91. Здесь и далее. — Примечание изготовителя базы данных.

1.3. Дополнительные требования безопасности труда, обусловленные местными особенностями в организации и проведении технического обслуживания, ремонта и т.д., должны устанавливаться в стандартах по безопасности труда предприятий и местных инструкциях по технике безопасности и производственной санитарии.

Инструкции для различных профессий утверждаются администрацией завода по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.4. Технологические процессы и производственное оборудование, используемое при ремонте подвижного состава и производстве запасных частей, не должны являться источниками опасных и вредных производственных факторов, превышающих предельно допустимые значения, установленные ГОСТ 12.1.001-89, 12.1.003-83, 12.1.005-88, 12.1.006-84, 12.1.009-76, 12.1.012-90*, а также не должны загрязнять окружающую среду (воздух, почву, воду) выбросами вредных и неприятно пахнущих веществ как в пределах производственной территории, так и вне ее в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации, установленные ГОСТ 12.1.005-88 и ГОСТ 17.2.3.02-78.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004. Здесь и далее. — Примечание изготовителя базы данных.

1.4.1. Производственные операции и прежде всего трудоемкие и тяжелые с выделением вредных веществ должны быть механизированы и автоматизированы. Технологические позиции, имеющие источники выделения токсических веществ, должны располагаться в определенных местах, иметь укрытия и обязательно вытяжное вентиляционное оборудование и дистанционное управление.

1.4.2. При ремонте подвижного состава и производстве запасных частей должны быть предусмотрены меры защиты работающих и окружающей среды от возможного воздействия опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003-74, указанных в прил.2. При наличии вредных факторов однонаправленного действия следует учитывать их суммарный эффект.

1.5. Ответственность за соблюдение настоящих правил, ГОСТ 12.1.005-88 и санитарных норм СН 3223-85* возлагается на директора завода, главного инженера, заместителей начальника завода, главных специалистов, начальников отделов, цехов, руководителей работ в соответствии с их должностными обязанностями по охране труда.

* На территории Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562-96. — Примечание изготовителя базы данных.

1.6. Администрация завода обязана:

а) ежегодно разрабатывать план основных мероприятий по охране труда, пожарной безопасности, механизации трудоемких процессов работы и выделять необходимые денежные и материальные средства для их выполнения;

б) заключать ежегодные соглашения с заводской профсоюзной организацией на выполнение работ, направленных на улучшение условий труда, с указанием сроков и исполнителей;

в) проверять состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами, боеспособность добровольной пожарной дружины объекта.

1.7. Администрация обязана обеспечивать массовое изучение вопросов охраны труда и пожарной безопасности посредством плакатов, конкурсов, бесед, лекций и кинофильмов.

1.8. Администрация обязана направлять работников на предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, включая лиц, не достигших 18-летнего возраста, занятых на работах с вредными условиями труда и работах, выполняемых в условиях с повышенной опасностью, в соответствии со статьями 154 и 176 КЗоТ РСФСР, соответствующими пунктами трудового законодательства союзных республик, приказами Министерства путей сообщения и действующими положениями. Не допускать лиц моложе 18 лет, беременных женщин и кормящих матерей к работам с материалами, содержащими вещества 1-го и 2-го классов опасности.

1.9. Действующие на заводе и вновь разрабатываемые технологические процессы ремонта подвижного состава, ремонта и изготовления запасных частей должны полностью обеспечивать безопасное производство работ.

1.10. Администрация обязана проводить для работающих все виды инструктажа и обучения по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90, а также Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта ЦРБ/4707.

1.11. Для вытирания рук во время работы и ухода за оборудованием и инструментом рабочие должны снабжаться ежедневно обтирочными материалами, которые должны быть чистыми и не содержать посторонних примесей (иглы, металлическая стружка, стекло и т.п.).

1.12. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, защитными и моющими средствами согласно ГОСТ 12.3.002-75, приказу МПС от 16.05.84 N 25ЦЗ. Администрация предприятия должна в установленные сроки обеспечить стирку, химчистку, хранение и ремонт спецодежды и спецобуви, а также надлежащий уход за индивидуальными предохранительными приспособлениями в соответствии с действующей инструкцией, утвержденной Госкомитетом СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС.

1.13. Виновные в нарушении настоящих Правил привлекаются к ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1. Подготовка к ремонту подвижного состава

2.1.1. Передвижение подвижного состава по заводским путям должно производиться маневровым локомотивом. При этом двери кабин машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны быть закрыты, а токоприемники опущены.

2.1.2. Движение подвижного состава своим ходом допускается по разрешению диспетчера транспортного цеха с переводом стрелок постоянным стрелочником или в сопровождении проводника и по его сигналам.

2.1.3. Пассажирские вагоны и моторвагонный подвижной состав должны поступать на завод после дезинфекции.

2.1.4. Специальные пути отстоя для работы отдела по определению объема ремонта должны иметь с обеих сторон дорожки с твердым покрытием.

2.1.5. До постановки в отстой и снятия напряжения в контактном проводе на электроподвижном составе (ЭПС) производить какие-либо работы и предварительный осмотр не допускается.

2.1.6. Подвижной состав должен находиться в отстое в границах предельных столбиков и быть укреплен тормозными башмаками. Токоприемник должен быть опущен, топливо, вода и масло должны быть слиты в специальную емкость, выводы от аккумуляторной батареи отключены.

После постановки ЭПС в отстой на электрифицированном пути напряжение с контактного провода должно быть снято, контактный провод должен быть заземлен, а мачтовый разъединитель заперт на замок.

2.1.7. До постановки в ремонт подвижной состав должен быть очищен от грязи, мусора, остатков груза, снега, льда, должна быть произведена продувка вентиляционных каналов и коробов.

Пассажирские вагоны должны быть очищены, промыты, цистерны очищены от остатков груза и обезжирены в соответствии с правилами по подготовке цистерн к ремонту.

2.1.8. Очистку, обдувку, обмывку и сушку подвижного состава производить в спецодежде и защитных очках на специально отведенном пути вне цеха или в специальной камере, имеющей вытяжную вентиляцию.

2.1.9. Разъединение межсекционных электрических соединений должно производиться при обесточенных цепях и опущенных токоприемниках с обязательным закреплением этих соединений в нерабочем положении.

2.1.10. При подаче подвижного состава в цех нахождение людей на путях, в канавах, в проемах ворот, внутри подвижного состава, на лестницах и подножках, а также на крышах передвигаемого подвижного состава запрещается.

2.1.11. При подаче локомотива или вагона в цех на путь, на котором находится подвижной состав, все работающие на нем люди должны быть удалены до окончания маневров.

2.1.12. Разрыв между соседними вагонами или локомотивами, поставленными в цех для ремонта, должен быть не менее 2 м. Расстояние от локомотива, поставленного в ремонт, до выезда из ворот цеха должно быть не менее 4,5 м.

При постановке электроподвижного состава на пути, оборудованные смотровыми канавами, должен быть обеспечен свободный спуск под ЭПС и возможность его обхода поперек канавы.

Смотровые канавы должны быть оборудованы низковольтным освещением. Участки канав при отсутствии на них подвижного состава должны закрываться съемными щитами или огораживаться съемными ограждениями.

Читайте также:  Ремонт гура московское шоссе

Под колесные пары установленного подвижного состава должны быть поставлены тормозные башмаки.

2.1.13. Маневровые работы должны производиться по установленному технологическому процессу, обеспечивающему безопасность работников и сохранность подвижного состава. Администрацией завода должен быть разработан технологический процесс безопасного проведения маневровых работ.

2.1.14. Скорость движения при маневровых работах: по заводским путям 5-15 км/ч, по переездам и на подъездах к цехам — 3 км/ч, в цехах — не более 2 км/ч.

Место для постановки подвижного состава должно быть расчищено. Подача подвижного состава в цех должна производиться со скоростью не более 2 км/ч. Подача толчками не допускается.

2.2. Разборка и сборка подвижного состава

2.2.1. Перед началом разборки электроподвижного состава и тепловозов необходимо снять с них аккумуляторные батареи и выпустить воздух из резервуаров и воздухопроводов. Смотровые люки в полу подвижного состава должны быть закрыты.

2.2.2. Разборку электроподвижного состава и тепловозов производить в последовательности, которая предусмотрена утвержденной на заводе технологией, обеспечивающей безопасность работ.

2.2.3. Работы, выполняемые на кузове и крыше электроподвижного состава и тепловозов, должны производиться со специальных передвижных или постоянных площадок с соблюдением требований по технике безопасности, предусмотренных для работ, производимых на высоте:

а) высота от пола до низа конструкций площадки должна быть не менее 2,2 м;

б) расстояние между кузовом и площадкой не более 150 мм;

в) с нерабочих сторон площадки должны иметь ограждения высотой не менее 1 м.

2.2.4. Снятие узлов с электроподвижного состава и тепловозов производить специальными приспособлениями, обеспечивающими безопасность работ.

2.2.5. Перед снятием узлов должны быть проверены грузозахватные приспособления, правильность строповки и подготовленность узла для снятия, а также места для их установки.

2.2.6. Домкраты для подъема кузова электроподвижного состава должны устанавливаться на специальные бетонированные фундаменты. Высота подъема должна обеспечивать свободную выкатку тележек из-под кузова. При подъеме кузова кранами он устанавливается на опоры, которые должны обеспечивать безопасность работы по низу кузова.

2.2.7. Подъемку кузова тепловоза производить специальным приспособлением. Между рамой и грузозахватным приспособлением должны быть установлены деревянные прокладки.

2.2.8. Все детали и узлы подвижного состава после разборки должны быть очищены.

2.2.9. Продувку электрических машин, тяговых электродвигателей и деталей топливной аппаратуры производить в специальных камерах, оборудованных местным отсосом. Нахождение рабочих в камере во время продувки не допускается.

2.2.10. Рабочее место для разборки электрических машин и электрических аппаратов, где возможно наличие пыли, должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.

2.2.11. Подъемка кузова подвижного состава или рамы и дизель-генератора тепловоза должна производиться под руководством ответственного лица (бригадира, мастера).

2.2.12. Оставлять кузов подвижного состава, поднятый мостовым краном или домкратом, не имеющими предохранительных стальных гаек, без постановки под него специальных подставок категорически запрещается.

2.2.13. Во время подъема кузова подвижного состава при выкатке и подкатке под него тележки, а также при невыполнении п.2.2.12 нахождение людей в кузове или под ним запрещается.

2.2.14. Для разборки и сборки блока дизелей применять стенд-кантователь, который должен быть оборудован блокировкой, предохраняющей агрегат от поворота во время работы.

2.2.15. Для хранения и ремонта дизель-генератора применять специальные балки и площадки.

Передвижные площадки должны быть оборудованы специальными устройствами, обеспечивающими надежное крепление площадок к фундаменту при любом их положении.

2.2.16. Разборка и сборка узлов дизелей производятся с использованием стендов, направляющих втулок, специальных ключей, стропов и других устройств, предусмотренных правилами ремонта и местными технологическими инструкциями.

2.2.17. Слесари, выполняющие работы в картере дизеля, должны обеспечиваться подстилками или матами и ручными переносными низковольтными светильниками. Пользование свечами или факелами не допускается.

2.2.18. Крепление цилиндровых крышек производить гайковертом.

2.2.19. Для удаления продуктов распыла топлива, образующихся при испытании форсунок и плунжерных пар, испытательные стенды должны быть оборудованы механической вентиляцией во взрывобезопасном исполнении с устройством местных отсосов.

2.2.20. Бачки для хранения топлива должны быть плотно закрыты крышками. Норма запаса топлива в отделении по ремонту топливной аппаратуры устанавливается по местным условиям.

2.2.21. Термопары предварительно должны быть установлены в холодном дизеле.

2.2.22. Индикаторные краны должны быть с исправной резьбой и надежно закреплены накидными гайками.

2.2.23. Стендовые испытания должны производиться под руководством инженерно-технического работника.

Источник

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при ремонте автомобилей

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей.

1.2. К выполнению работы по ремонту автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеющие необходимую профессиональную подготовку;
  • прошедшие обучение и стажировку на рабочем месте;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие инструктажи по охране труда;
  • получившие допуск к самостоятельной работе.

1.3. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Работник, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по ремонту автомобилей, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • пользоваться спецодеждой;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения. Курить допускается только в местах, предназначенных для этого;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

1.7. Работник должен знать:

  • инструкцию по охране труда при ремонте автомобилей;
  • требования охраны труда;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • знать правила применения первичных средств пожаротушения и правила поведения при пожаре;
  • устройство и назначение различных автомобилей, в том числе и специальных;
  • правила безопасности при сборке автомобилей, ремонте деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента и меры безопасности при работе слесарным инструментом;
  • вредные и опасные факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье работника;
  • правила применения спецодежды и СИЗ.

1.8. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы по ремонту автомобилей на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха;
  • повышенная концентрация паров топлива в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;
  • неблагоприятные микроклиматические условия;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др;
  • вывешенная масса автомобиля при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
  • физические перегрузки;
  • неудобная рабочая поза.

1.11. Работникам, выполняющим работу по ремонту автомобилей, полагается следующая спецодежда и СИЗ:

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

При работе с этилированным бензином дополнительно:

На наружных работах зимой дополнительно:

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке

1.12. Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.

1.14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работнику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Читайте также:  Московское шоссе когда закончится ремонт

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работ по ремонту автомобиля работник должен надеть спецодежду, спецобувь и СИЗ.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места. Если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.

2.4. Перед установкой на пост для технического обслуживания и ремонта автомобиль должен быть очищен от грязи, снега и вымыт.

2.5. Автомобиль, установленный на напольный пост, должен быть закреплен установкой под колеса упорных колодок и заторможен стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче.

2.6. Перед тем, как приступить к работе под автомобилем, на рулевое колесо необходимо повесить знак безопасности с надписью «Двигатель не запускать, работают люди!».

2.7. Перед обслуживанием автомобиля, поднятого на подъемнике, на механизме управления подъемником следует вывесить знак безопасности с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.8. Перед ремонтом днища автомобиля на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо надежно закрепить автомобиль, слить бензин из топливного бака и охлаждающую жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.9. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами смазки и охлаждения автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость, не допуская их расплескивания и проливания.

2.10. Перед началом работы нужно осмотреть инструмент, машины, механизмы, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности.

2.11. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. При этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. При отворачивании и заворачивании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.

2.12. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.13. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.

2.14. Поверхности металлических ручек клещей должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев).

2.15. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук, ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

2.17. Работать инструментом, рукоятки которого посажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец, запрещается.

2.18. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.

2.19. Перед использованием режущего инструмента следует проверить его состояние и надежность крепления. Использование режущего инструмента с дефектами не допускается.

2.20. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места.

2.21. Переносные светильники должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении ремонтных работ следует пользоваться только исправным инструментом.

3.2. Ручной слесарный инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.

3.3. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.

3.4. Для предотвращения возможности попадания в глаза твердых частиц при работе инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками.

3.5. При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие меры безопасности:

  • установить под колеса, которые не предполагается поднимать, упорные колодки;
  • при вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, подложить широкую деревянную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении;
  • подъем автомобиля следует осуществлять плавно, без рывков;
  • при выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки; нельзя применять для этой цели случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.);
  • при установке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля следует применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации ремонтируемого автомобиля;
  • увеличивать высоту козелков с помощью досок, кирпичей и других посторонних предметов запрещается.

3.6. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.7. Для работы в положении лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.8. Для отворачивания и заворачивания гаек и футорок крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует пользоваться специальными ключами. При этом нужно занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.9. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью стравлен. Запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, с помощью кувалды или молотка.

3.10. При монтаже шины на диск колеса замочное (стопорное) кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой, при этом следует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей слесаря от удара при выскакивании замочного кольца.

3.11. Во время работы спереди и сзади автомобиля, а также для перехода через смотровую яму следует пользоваться переходными мостками, а для спуска в яму и подъема из нее — специально установленными в ней лестницами.

3.12. При пользовании гаечными ключами во время смазочно-заправочных работ следует остерегаться соскальзывания ключа, правильно накладывать ключ на гайку.

3.13. При необходимости проворачивания карданного вала автомобиля или коленчатого вала двигателя нужно убедиться в том, что зажигание выключено или перекрыта подача топлива на автомобиле с дизельным топливом, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

3.14. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после удаления (слива) этих жидкостей.

3.15. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдать следующие меры безопасности:

  • детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, разрешается промывать только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в нейтрализующей жидкости;
  • концентрация щелочного раствора должна быть не более 2-5 %;
  • промывку деталей следует осуществлять при включенной вентиляции;
  • после мойки деталей щелочным раствором обязательна их промывка горячей водой.

3.16. Нужно помнить о том, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.17. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга. Не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.18. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой). Пробку нужно открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону работника.

3.19. При ремонте топливной аппаратуры продувку клапанов, трубок, жиклеров необходимо производить воздухом с помощью насоса. Не следует продувать их ртом.

3.20. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке при условии обеспечения безопасности людей в случае неисправности тормозов.

Читайте также:  Является ли плата за капитальный ремонт коммунальной услугой

3.21. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

3.22. Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

3.23. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.24. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается. При этом аккумуляторные пробки должны быть открыты. Во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание химического ожога лица брызгами электролита.

3.25. При запуске двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

3.26. При запуске двигателя пусковой запрещается применять дополнительные рычаги, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

3.27. При работе с паяльной лампой нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • паяльную лампу перед разжиганием следует проверить. Лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем;
  • наливать в резервуар паяльной лампы керосин или бензин не более чем на 3/4 его вместимости;
  • заполнять лампу только той горючей жидкостью, для работы на которой она предназначена;
  • заворачивать пробку наливной горловины не менее чем на четыре нитки;
  • не накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание ее взрыва;
  • не разжигать паяльную лампу путем подачи горючего на горелку;
  • стравливать давление воздуха из резервуара лампы через наливную пробку только после того, как лампа погашена и ее горелка остыла;
  • не наливать и не выливать горючее, не разбирать лампу вблизи огня.

3.28. Пайку или сварку емкостей из-под ГСМ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки (например, пропаривания).

3.29. Работающий с ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:

  • I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
  • II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
  • III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.

3.30. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.

3.31. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.

3.32. При пользовании электроинструментом его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. Кабель по возможности нужно подвешивать.

3.33. Устанавливать рабочую часть электроинструмента в патрон и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент следует только после отключения его от сети штепсельной вилкой и полной остановки.

3.34. Удалять стружку или опилки руками во время работы электроинструмента запрещается. Стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.

3.35. При работе электродрелью предметы, подлежащие сверлению, необходимо надежно закреплять.

3.36. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.

3.37. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

3.38. При работе ручным пневмоинструментом нужно знать и выполнять следующие требования безопасности:

  • для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Не следует использовать шланги, имеющие повреждения;
  • присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается;
  • на воздухоподводящем трубопроводе должна быть запорная арматура, подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре;
  • клапан включения пневматического инструмента должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздух в закрытом положении;
  • шланг, подводящий сжатый воздух к пневмоинструменту, должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение их тросами, кабелями и рукавами газосварки;
  • при работе пневматическим инструментом держать его за рабочую часть запрещается. Переносить пневматический инструмент разрешается только за рукоятку. Использовать для этой цели шланг или рабочую часть инструмента нельзя;
  • при перерывах в работе, обрыве шлангов и всякого рода неисправностях следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

3.39. При работе на ручных ножницах нужно выполнять следующую последовательность выполнения операций и меры предосторожности:

  • положить лист на стол до упора;
  • одной рукой прижать лист к поверхности стола, другой рукой опустить рычаг-ножедержатель.

3.40. Во время резки металла на ножницах нужно следить за плотным прилеганием листа к столу ножниц, а также за состоянием ножей: ножи должны быть сухими.

3.41. При заточке слесарного инструмента и деталей на заточном станке нужно соблюдать следующие требования безопасности:

  • для защиты людей в случае разрыва абразивного круга он должен быть заключен в стальной защитный кожух с открытой частью, необходимой для работы;
  • работа со снятым кожухом и нахождение в плоскости вращения круга запрещается;
  • затачиваемый предмет должен подводиться плавно, без ударов. Нажимать на круг следует без усилий;
  • не допускается тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
  • обрабатывать мелкие детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук;
  • для предупреждения несчастных случаев, связанных с вырыванием обрабатываемой детали из рук, необходимо деталь устойчиво располагать на подручнике и надежно удерживать в руках;
  • заточный станок с горизонтальной осью вращения круга должен быть оборудован защитным экраном со смотровым окном;
  • для предупреждения травмирования глаз отлетающими с большой скоростью твердыми частицами необходимо пользоваться защитными очками.

3.42. При управлении грузоподъемной машиной с пола (например, при снятии двигателя с автомобиля), строповке и перемещении груза нужно выполнять следующие требования безопасности:

  • обвязку груза нужно производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных его частей и обеспечить устойчивое положение при перемещении;
  • при подъеме и опускании груза вблизи частей оборудования нельзя находиться самому и следить, чтобы не было других людей между грузом и частями оборудования;
  • при обнаружении неправильной и ненадежной обвязки груза его следует опустить и произвести строповку вновь;
  • груз нужно поднимать плавно, без раскачивания. Нельзя перемещать груз над людьми.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 112, предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара, действовать согласно пожарной инструкции по спасению людей и имущества.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03 или 112. Сообщить администрации о произошедшем случае.

4.4. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную мед. помощь и сообщить о случившемся руководителю, действовать по его указанию.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ по ремонту автомобиля следует:

  • отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию;
  • привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место;
  • если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;
  • снять спецодежду, спецобувь, СИЗ и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
  • умыться и вымыть руки с антибактериальным моющим средством;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Источник

Оцените статью