Правила пожарной безопасности при ремонте автомобиля

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Главное управление МЧС России по Тамбовской области.

Уважаемые коллеги!

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.

Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.

Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:

В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.

В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.

Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.

Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.

Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.

Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.

Меры пожарной безопасности:

Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.

Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.

Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.

Источник

Основные требования пожарной безопасности в автомастерской

Руководитель или другое должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, должны обеспечить в автомастерской весь комплекс мер направленных на предупреждение возникновения пожара

Общие положения

В автомастерской должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожаропасного и пожароопасного участка.

Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности автомастерской возлагается на руководителя.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
  • определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Горючие отходы, мусор следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.

Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Основные требования пожарной безопасности в автомастерских

В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.

При установке временных металлических печей в автомастерской и других печей заводского изготовления должны выполняться указания (инструкции) предприятий — изготовителей этих видов продукции, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Расстояние от печей до стеллажей, шкафов и другого оборудования должно быть не менее 0,7 м, а от топочных отверстий — не менее 1,25 м.

Читайте также:  Ремонт пластика авто зеркала

При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.

Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).

Переносные ацетиленовые генераторы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.

Ацетиленовые генераторы необходимо ограждать и размещать не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами.

В местах установки ацетиленового генератора должны быть вывешены аншлаги (плакаты): «Вход посторонним воспрещен — огнеопасно», «Не курить», «Не проходить с огнем».

Полы в помещениях автомастерской, где организованы постоянные места проведения сварочных работ, должны быть выполнены из негорючих материалов.

Соединять сварочные провода следует при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов.

Провода, подключенные к сварочным аппаратам, распределительным щитам и другому оборудованию, а также к местам сварочных работ, должны быть надежно изолированы и в необходимых местах защищены от действия высокой температуры, механических повреждений или химических воздействий.

Составление и разбавление всех видов лаков и красок в автомастерских необходимо производить в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках. Тара лакокрасочных материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специально отведенных площадках.

Помещения окрасочных помещений автомастерской должны быть оборудованы самостоятельной механической вентиляцией и системами местных отсосов.

Не зависимо от типа окрасочной камеры, должны быть оборудованы автоматические установки пожаротушения.

Не разрешается производить окрасочные работы при отключенных системах вентиляции.

Пролитые на пол лакокрасочные материалы следует немедленно убирать при помощи опилок, воды и др. Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями не разрешается.

Помещения, в которых работают с горючими веществами и материалами, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета два огнетушителя и кошма на 100 м² помещения.

Размещение огнетушителей в автомастерских

Огнетушители следует располагать на объекте таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность ). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также — около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

Источник

Глава 9. Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

9.1. Общие требования

— На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

— При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.

Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается.

— Во избежание искрообразования при переливании бензина к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.

— Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.

— Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообрабатывающие работы должны производиться только в специально отведенных помещениях.

— Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.

— Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ёмкость необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.

-Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять инструмент, не дающий искру.

-Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления из них остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер безопасности, исключающих возможность загорания или взрыва.

— Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются.

— Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.

— Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно — вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

Мойка агрегатов и деталей

— Для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии.

— В отдельных случаях, когда негорючие составы не обеспечивают необходимой по технологии чистоты обработки, допускается применение соответствующих моющих ЛВЖ и ГЖ, при условии строгого соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, в специально оборудованных местах. Места проведения работ должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, песок), хорошая вентиляция.

— Нейтрализацию деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, разрешается осуществлять промывкой керосином только в специально выделенных для этой цели местах.

— Использованные моющие горючие и легковоспламеняющиеся вещества должны сливаться в емкости, которые должны храниться в местах, определяемых администрацией.

-Пролитые на пол ГСМ следует немедленно удалять.

Аккумуляторные работы

Читайте также:  Ремонт термостата автомобилей ваз

— Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами (для кислотных аккумуляторных батарей) или плоскими наконечниками (для щелочных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой».

— Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов. Запрещается проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием.

— Для осмотра аккумуляторных батарей используются переносные лампы во взрывобезопасном исполнении, напряжением не выше 42 В.

Запрещается:

· возле аккумулятора стоящего на зарядке пользоваться открытым огнем (зажженной спичкой, сигаретой и т.д.);

· пользоваться электронагревательными приборами возле аккумулятора стоящего на зарядке (электроплитками и т.п.).

Глава 10. Правила оказания первой медицинской помощи

Ушиб

Ушиб — механическое нарушение мягких тканей без видимых повреждений кожи. В месте ушиба появляется боль, припухлость, кровоподтек, синяк. При ушибе грудной клетки нарушается дыхание. Ушиб живота может привести к разрыву печени, селезенки, кишечника, внутреннему кровотечению, а головы — к черепно-мозговой травме (ушиб или сотрясение мозга).

Большинство синяков и других повреждений в результате ушибов появляются после внезапного удара тупым предметом. Хотя целостность кожного покрова сохраняется, а наружное кровотечение отсутствует, кровеносные сосуды и мельчайшие капилляры, расположенные близко к поверхности кожи, разрываются. Кровь изливается в окружающие ткани, образуется хорошо знакомое всем фиолетовое пятно. Врачи называют такие внутренние кровоизлияния гематомами.

При кровоподтеке на руке или ноге приподнимите конечность повыше. При этом кровоподтек располагается выше уровня сердца, ток крови к нему уменьшается и припухлость становится меньше. Если есть подозрение на повреждение позвоночника, ни в коем случае не следует менять положение рук и ног пострадавшего.

Используйте холод (вода, лед). Он является эффективным лечением кровоподтеков. Длительность воздействия холодом зависит от тяжести ушиба. Иногда достаточно прикладывать его к ушибленному месту в течение 15-20 мин, в других случаях в первый день получения ушиба нужно каждый час прикладывать холод на 5—10 мин. Если ушиблена рука или нога, подержите конечность под струей холодной воды. Наполните льдом пластиковый пакет, заверните его в полотенце или материю и приложите к месту ушиба. Соблюдайте осторожность и не перестарайтесь с использованием холода.

Нужно, чтобы ушибленное место слегка онемело и покраснело, но оно не должно побелеть, это признак слишком слабого притока крови. Холод нельзя использовать людям, страдающим нарушениями кровообращения и диабетом.

Обеспечьте поврежденному месту покой, так как при этом приток крови к пострадавшему месту уменьшается, что способствует прекращению распространения отечности. Уменьшается болезненность.

Внимание! При ушибах нельзя прикладывать лед непосредственно к коже, это может привести к ее обморожению.

Вывих

Вывих— нарушение целостности сустава со стойким смещением суставных концов костей. При вывихе обычно растягиваются или рвутся связки, может оказаться поврежденной суставная капсула, в которую заключен сустав. Лопаются мелкие кровеносные сосуды, что приводит к внутреннему кровотечению, образованию гематомы и опуханию. Давление на нервы в результате опухания вызывает боль.

Вывих не всегда легко отличить от перелома или от растяжения. Кроме того, удар, способный вызвать смещение суставных концов костей, может также сломать кость, тогда будут присутствовать признаки и того, и другого повреждения. Не осложненные вывихи характеризуются следующими признаками: значительным опуханием сустава; деформацией и неестественной формой сустава; видимым укорочением или удлинением поврежденной конечности; сильной болью в области сустава, особенно при попытке сделать движение; побледнением кожи вокруг сустава; болезненностью при дотрагивании; туго подвижностью или потерей функции поврежденного сустава.

Пострадавшему дают обезболивающее средство, иммобилизуют сустав с помощью шины или косыночной повязки, по возможности не меняя его начального положения. Делают холодный компресс на область вывиха, пользуясь водой, льдом, снегом (поместить в цело

фановый пакет). При вывихе коленного или голеностопного сустава поднимите его выше, чтобы уменьшить опухание, устройте пострадавшего поудобнее и постарайтесь успокоить его. После этого вызывают «скорую помощь».

Переломы

Переломы— могут быть закрытыми и открытыми. При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы.

Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Закрытый перелом костей предплечья и открытый перелом костей голени.

При открытом переломе края открытой раны (по ее окружности) обработайте так же, как и в случае ранения.

При переломе (открытом или закрытом) конечности исключите возможность ее движения. Неподвижность (иммобилизация) в месте перелома обеспечивают наложением специальных шин или подручными средствами путем фиксации двух близлежащих суставов (выше и ниже перелома). Предварительно шину следует выстелить ватой, мхом, тряпкой и т. п. Основные виды шин: металлические лестничные и сетчатые, фанерные, специальная деревянная Дигерихса. Подручными средствами для изготовления шин могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы, используя которые можно обеспечить неподвижность в месте перелома.

При переломе костей черепа пораженного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или используют ватно-марлевый круг.

Поврежденные верхнюю и нижнюю челюсти фиксируют плащевидной повязкой, при этом голову поворачивают набок, во избежание западения языка, который может закрыть дыхательное горло и вызвать удушье.

При переломах ключицы на область надплечий накладывают два ватно-марлевых кольца, которые связывают на спине, руку подвешивают на косынке.

При переломах ребер на грудную клетку в состоянии выдоха накладывают тугую бинтовую повязку или стягивают грудную клетку полотенцем и зашивают его.

При переломах костей таза пораженного укладывают на спину на твердый шит (фанеру, доски), под колени подкладывают скатанное пальто или одеяло, так, чтобы нижние конечности были полусогнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны.

Читайте также:  Ремонт электрических машин реферат

При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего укладывают на твердый щит животом вниз, а при переломах в шейном отделе — на спину.

Главной опасностью при переломах может оказаться травматический шок, основной причиной которого являются болевые ощущения. Особенно часто развивается шок при открытых переломах с артериальным кровотечением.

Кровотечения

Крови мало — опасность инфекции — промываем и накладываем повязку

Пример: содрал коленку

· для промывки годится любая бесцветная жидкость, которую можно пить

· для повязки чистая (относительно) ткань

· Крови много — опасность кровопотери — давящая повязка

· Пример: чиркнул ножом по пальцу

· если продолжает сочиться кровь, то накладываем еще повязку и сильнее прижимаем

· не снимаем уже пропитавшуюся повязку

Фонтан — очень быстрая кровопотеря — зажать артерию, жгут

Места пережатия артерий:

· Нижняя треть плеча

· Верхняя треть бедра

Правила наложения жгута

Жгут накладывается лишь в крайних случаях (фонтан), ибо он очень часто вызывает необратимые повреждения.

· Жгут накладывается выше раны

· Жгут накладывается на одежду (если одежды нет — подкладываем).

· 1 тур жгута — закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3-4 тура

· Жгут накладываем быстро, снимаем медленно, постепенно.

· Пишем дату и время наложения жгута на лбу пострадавшего (чем угодно)

· После наложения жгута накладываем давящую повязку на рану.

· Потом ослабить на 5-10 минут и наложить жгут чуть выше предыдущего места наложения

· Жгут должен быть виден!

· Проверить, что жгут наложен правильно — отсутствует пульс на конечности.

· Немедленно к врачу

· В рану не лезем руками!

· Из раны ничего не достаем!

· Не снимаем уже пропитавшуюся повязку

Что делать дальше:

· Доставить пострадавшего к врачу.

· При невозможности передвигаться самостоятельно — вызвать скорую

Термический ожог

Первая помощь

· Убрать поражающий фактор!

· Охладить место ожога

· 1 и 2 степень — охлаждать проточной водой 10 — 15 мин

· 3 и 4 — чистая влажная повязка, потом охладить с повязкой в стоячей воде

· закрыть влажной повязкой

· покой и противошоковые меры

· Признаки и симптомы

Боль

-Покраснение кожи — 1 степень

-Появились волдыри — 2 степень

-Рана — волдыри лопнули — 3 степень

-Обугливание и отсутствие чувствительности — 4 степень

Чего не делать

· Смазывать маслом, кремом, мазью, белком и т.п., наносить пену (пантенол) на только что обожженное.

· Отрывать прилипшую одежду.

· Мочиться (писать) на ожог

Что делать дальше

· Снять все вещи с обожженного участка тела: одежду, пояс, часы, кольца и прочие вещи. Прилипшую одежду отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога.

Вызываем скорую если:

· площадь ожога больше 5 ладоней пострадавшего

· ожог у ребенка или пожилого человека

· ожог 3-ей степени

· обожжена паховая область

· обожжен рот, нос, голова, дыхательные пути

· обожжены две конечности

· 1 ладонь пострадавшего = 1% тела

· Ожог дыхательных путей принимается равным за 30% ожога 1ой степени

Отравление

Очень опасны отравления продуктами переработки нефти (бензином, керосином, соляровым маслом, мазутом) или антифризом (этиленгликолем), встречающиеся у водителей и работников автохозяйств.

Тяжесть состояния пострадавших и характер мероприятий первой помощи зависят прежде всего от пути проникновения и количества поглощенного токсического вещества.

При вдыхании паров бензина в небольших количествах появляются слезотечение, кашель, тошнота, рвота, учащается пульс. Некоторое время отмечаются головокружение, головная боль, беспричинный смех или плаксивость, возбуждение, галлюцинации. При выносе пострадавшего на свежий воздух эти явления быстро исчезают.

При вдыхании значительных концентраций паров бензина (в салоне автомобиля, гаражах, бензохранилищах) развивается бред, потеря сознания, судороги, быстро может наступить смерть.

Первая помощь заключается в немедленном удалении пострадавшего из зоны действия токсических веществ в хорошо вентилируемое помещение или на свежий воздух.

При случайном заглатывании бензина, керосина, солярового масла появляются тошнота, рвота, удушье, кашель, жжение в горле и за грудиной, затем признаки действия яда на центральную нервную систему. При кашле и рвоте капельки бензина могут попасть в дыхательные пути, вследствие чего в последующие часы возникают боль в боку, одышка, кашель с ржавой мокротой. Потеря сознания является неблагоприятным признаком.

Необходимо срочно вызвать «скорую помощь» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Из-за опасности попадания яда в дыхательные пути промывать желудок обычным способом (без использования зонда) не следует. Необходимо дать пострадавшему активированный уголь и, если возможно, 200 г вазелинового (парафинового) масла.

Более тяжелые отравления вызываются этилированным бензином, в который добавлен антидетонатор — тетраэтилсвинец. Этилированный бензин легко всасывается через неповрежденную кожу, поэтому при попадании на тело его необходимо сразу смыть водой с мылом. Аналогичным образом следует поступить при попадании на кожу мазута, смазочных масел.

В случае потери сознания пострадавшему придают стабильное боковое положение и так транспортируют в лечебное учреждение, если невозможно вызвать «скорую помощь».

При легком отравлении антифризом возникает состояние, напоминающее опьянение. Для тяжелого отравления характерны потеря сознания или, напротив, отсутствие каких-либо симптомов в течение 1—4 дней, после чего развивается тяжелое поражение почек. Поэтому при случайном заглатывании антифриза необходимо промыть желудок водой и вызвать рвоту, давать солевое слабительное каждые 3 часа и по 2 г питьевой соды каждый час. Обязательно надо вызвать «скорую помощь» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Источник

Оцените статью