Правила ремонта дизеля д49

по устройству работе и обслуживанию дизеля Д49

КОНСПЕКТ

Надежная работа дизель – генератора , а также долговечность его службы в большой степени зависит от знания обслуживающим персоналом его устройства, выполнения требования по техническому обслуживанию и наличия у обслуживающего персонала достаточных практических навыков. К работе на данном дизель — генераторе могут быть допущены лица, прошедшие проверку знаний по устройству дизель – генератора, правилам эксплуатации и обслуживания дизель – генератора.

1. Обозначение дизеля по ГОСТ 10150-88 16ЧН26/26

2. тип дизеля – четырехтактный, шестнадцатицилиндровый, V- образный, с газотурбинным наддувом и охлаждение надувочного воздуха.

3. порядок нумерации цилиндров

4. порядок работы цилиндров В8-А5-В4-А7-В2-А3-В6-А8-В1-А4-В5-А2-В7-А6-В3-А1

5. диаметр цилиндра мм – 260

6. ход поршня мм – 260

7. направление вращения коленчатого вала дизеля по ГОСТ 22836 – 77 – правое (если смотреть со стороны тягового генератора)

8. полная мощность дизеля при нормальных условиях кВт (л.с.) – 2206 (3000)

9. к нормальным условиям относятся:

— атмосферное давление кПА (мм рт. Ст.) – 101,3 (760)

— температура окружающей среды К (С) – 293 (20)

— относительная влажность воздуха % — 70

— противодавление на выпуске у фланца выпускного патрубка турбокомпрессора кПа (мм рт. Ст.) не более – 4,9 (500)

— разрежение на впуске в патрубок турбокомпрессора кПа (мм рт. Ст.) не более – 2,9 (300)

— температура охлаждающей жидкости на входе в охладитель надувочного воздуха К (С) – 318 (45)

— температура топлива перед ТНВД К (С) – 303 (30)

10. частота вращения коленчатого вала с-1 (об/мин) :

— соответствующая полной мощности – 14,0-14,33 (840-860)

— минимально – устойчивая на холостом ходу – 5,63-6,03 (338-362)

10. удельный расход топлива с теплотворной способностью 10200 ккал/кг и температуре масла 353 К (80 С) при нормальных условиях, на режиме полной мощности г/кВтч (г/лсч) – 205+10,2 (151+7,5)

11. расход масла :

— на угар на полной мощности при нормальных условиях г/кВтч (г/лсч) не более – 1,22 (0,9)

12. параметры дизеля на полной мощности при нормальных условиях :

— температура выпускных газов на выходе из цилиндров К (С) – не более 853 (580)

— температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор К (С) – не более 953 (650)

— дизель обеспечивает надежную работу на полной мощности при температуре выпускных газов перед турбиной не более 973 К (700 С) при наружной температуре воздуха 318 К (45 С)

— разность температуры выпускных газов на выходе из цилиндров в эксплуатации не более – 100 С

— максимальное давление сгорания в цилиндрах МПа (кгс/см.кв) не более 13,5 (135)

— разность максимальных давлений сгорания по цилиндрам МПа (кгс/см.кв) – 1,0 (10)

— давление надувочного воздуха кПа (кгс/см.кв) – 152,0-181,0 (1,55-1,85)

13. температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля К (С):

— рекомендуемая – 338-353 (65-80)

— максимально – допустимая – 368 (95)

14. температура масла на выходе из дизеля К (С):

— рекомендуемая – 333-353 (60-80)

— максимально – допустимая – 360 (87)

— минимальная при запуске дизеля – 281 (8)

15. давление масла на входе в дизель в эксплуатации при температуре масла 353 К (80 С) МПа (кгс/см.кв):

— при 14,17 с-1 (850 об/мин) не менее – 0,45 (4,5)

— при 6,67 с-1 (400 об/мин) не менее – 0,13 (1,3)

16. дизель – генератор и тепловоз оборудованы устройствами, обеспечивающими автоматические защиты:

I – автоматическую остановку ДГУ:

— при давлении масла на входе в дизель во всем диапазоне частоты вращения кПа (кгс/см.кв) – 58,6-78,4 (0,6-0,8)

— при появлении давления в картере дизеля кПа ( мм вод. Ст.) – 0,6-0,7 (60-70)

— при достижении частоты вращения коленчатого вала с-1 (об/мин) – 15,7-16,3 (940-980)

II – автоматическое снятие нагрузки:

— при достижении температуры масла на выходе из дизеля К (С) выше – 360 (87)

— при достижении температуры охлаждающей жидкости на выходе из дизеля К (С) выше – 368 (95)

— при падении давления масла на входе в дизель на 12-15 позициях КМ кПа (кгс/см.кв) ниже – 300 (3,0)

III – автоматическую блокировку пуска дизеля:

— при включенном валопроворотном механизме

— при невыполнении предпусковой прокачки дизеля маслом, которая должна быть в течении 90 сек.

Подготовка дизеля к пуску.

  • Проверьте нулевое положение стрелок приборов, контролирующих давление охлаждающей жидкости, масла и топлива.
  • Долейте при необходимости жидкость в жидкостный манометр до нулевой отметки шкалы.
  • Выпустите накопившийся воздух из водяных насосов. Проверьте заполнение охлаждающей жидкостью системы охлаждения по уровню в указательном стекле на расширительном баке тепловоза. Уровень должен быть не ниже верхней метки при выезде из депо и между верхней и нижней метками при смене бригад.
  • Проверьте уровень масла в раме, при остановленном дизеле и работающем мосопрокачивающем насосе, который должен быть ниже на 20-30 мм от верхней метки измерителя уровня масла при выезде из депо.
  • Прокачайте дизель маслом и проверьте давление масла в масляной системе по показанию приборов.
  • Проверьте уровень масла в регуляторе, который должен находиться между верхней и нижней метками маслоуказателя.
  • Предупредите обслуживающий персонал о пуске дизеля
  • Маслопрокачивающий насос разрешается включать при температуре масла не ниже 8 градусов.
Читайте также:  Фонд кап ремонт омской области

Для пуска ДГУ температура масла дизеля должна быть не ниже 8 градусов С.

При температуре окружающей среды ниже 8 градусов С, охлаждающая жидкость и топливо в дизеле должны быть подогреты до температуры, обеспечивающих пуск дизеля.

Убедитесь в продолжительности по времени прокачки маслом дизеля от момента срабатывания реле времени до включения генератора.

Перед пуском холодного дизеля дополнительно прокачайте дизель маслом в течении, не менее 90 сек. Нажмите кнопку – ПУСК ДИЗЕЛЯ.

Если по какой либо причине пуск дизеля после 2-3 попыток не произошел, следующий пуск производите только после выявления и устранения неисправности.

Внимание: Категорически запрещается пускать дизель с выключенной аварийной защитой.

Сразу после пуска проверти по приборам давление и температуру в системах, обслуживающих дизель и внимательно прислушайтесь к его работе. В случае появления ненормальных шумов или стуков немедленно остановите дизель и не производите повторного пуска до выявления и устранения причины, вызывающих шум или стуки.

Проверьте частоту вращения коленчатого вала по тахометру, которая должна быть 400 об/мин., при нулевом положении рукоятки КМ. Убедитесь в отсутствии течи топлива, масла и охлаждающей жидкости.

Прогрев и нагрузка.

Указание по прогреву и нагрузке приведены для дизеля, находящегося в работоспособном состоянии и не подвергавшегося какому-либо ремонту.

Следует различать три различных состояния дизеля:

— холодное, если температура масла и охлаждающей жидкости на выходе из дизеля ниже 45 градусов С.

— прогретое, если температура масла и охлаждающей жидкости находится между 45 – 60 градусов С.

— нормально, если температура масла и охлаждающей жидкости находится в рекомендуемых пределах — рекомендуемая масла – 333-353 К (60-80 С)

рекомендуемая охлаждающей жидкости – 338-353 К (65-80 С)

При пуске дизеля из холодного состояния разрешается работать под нагрузкой на 1-4 позиции КМ. При достижении температуры масла и охлаждающей жидкости 45 градусов С разрешается работать под нагрузкой свыше 4 позиции КМ.

На всех режимах работы дизеля после прогрева температура масла и охлаждающей жидкости должна быть не ниже нижнего предела рекомендуемых температур.

Длительность работы дизеля на нулевой позиции КМ не ограничивается. После работы на нулевой позиции увеличивать нагрузку на дизель следует постепенно.

Наблюдение за работай дизеля

При работе дизеля следите:

· За давлением масла, поступающим в дизель, которое должно быть при 850 об/мин., коленчатого вала и температуре 80 градусов С не менее 0,45МПа (4.5 кг/см.кв), а при 350 об/мин., и температуре 80 градусов С не менее 0,13МПа (1.3 кг/см.кв).

Примечание: при температуре масла. Отличающейся от 80 градусов С, давление масла изменяется:

ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА (Р кгс/см.кв.) НА ВХОДЕ В ДИЗЕЛЬ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ МАСЛА(t о С)

Р

12

· За перепадом давления масла до и после фильтра грубой очистки масла, которое должно быть не более 1,5 (кгс/см.кв) и за перепадом до и после фильтра масла тонкой очистки, который должен быть не более 1,6 (кгс/см.кв). при резком изменении перепада давления масла, немедленно остановите дизель. Осмотрите фильтры масла и картер дизеля для обнаружения причин изменения перепада. Произведите промывку фильтрующих элементов фильтра грубой очистки и замену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки по прибытию в депо.

· За температурой масла на выходе из дизеля, которая должна быть в пределах 60-80 градусов С. Максимально допустимая температура 87 + 1,5 градусов С.

· За температурой охлаждающей жидкости на выходе из дизеля, которая должна быть в пределах 65-80 градусов С. Максимально допустимая температура 95 + 1,5 градусов С.

· За давление топлива перед топливными насосами. Которое должно быть в пределах 1,5(кгс/см.кв) на полной мощности и перепадом давления топлива дои после фильтра тонкой очистки топлива. Которое должно быть не менее 1,5 (кгс/см.кв). Произведите промывку или замену фильтрующих элементов по прибытию в депо.

· За величеной разрежения в картере дизеля. Которое должно быть в пределах 10-40 (мм. Вод. Ст.), на полной мощности и не ниже нуля (мм. Вод. Ст.) на минимальной чатоте вращения, 0-40 (мм. Вод. Ст.) на остальных режимах.

· За разностью температур по отдельным целиндрам (допускается не более 100 градусов) и разность давлений сгорания (допускается не более 10 кгс/см.кв). данный контроль производится на при реостатных испытаниях.

Читайте также:  Мост через реку черная ремонт

· За уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровнем масла в раме и регуляторе. Если уровень масла в картере дизеля не понижается, немедленно произведите анализ масла на вязкость, температуру вспышки и содержание воды.

· Чтобы не было течи охлаждающей жидкости. Масла и топлива, пропуска выпускных газов. При обнаружении течи. Пропуска выпускных газов подтяните крепеж соединений. Допускаете мелкое (до Æ 3 мм) пузырение в стыках между крышкой цилиндра и фланцем выпускного коллектора. Между крышкой цилиндра и торцом поверхности блока.

· Чтобы не реже одного раза за поездку при работающем дизеле был открыт вентиль и слито масло из емкости рамы, соединенной с ресивером.

· Чтобы не было посторонних шумов, ненормальной вибрации и нагревов.

· За соответствием частоты вращения коленчатого вала дизеля позициям КМ.

· За плотностью прилегания захлопки к соплу. Допускается незначительный пропуск воздуха через отверстие С. Не снижающий величину давления надувочного воздуха для данного режима работы дизеля.

Остановка дизеля в нормальных условиях.

До остановки дизель. Работающий под нагрузкой, должен проработать7-10 мин на холостом ходу и минимальной частоте вращения (нулевая позиция КМ), после чего он может быть остановлен с пульта управления машиниста. Допускается остановка дизеля кнопкой аварийной остановки из кабины машиниста.

Остановка ДГУ кнопкой на механизме воздушной захлопки в нормальных условиях категорически запрещается.

После остановки убедитесь в том, что автоматически включился насос, и дизель прокачался маслом в течение 90 сек.

Остановка дизеля в аварийных условиях.

После аварийной остановки прокачайте дизель маслом в течении не менее 5 мин и затем проверните коленчатый вал дизеля вручную на 2-3 оборота валоповоротным механизмом, при этом, обратите внимание на плавность вращения коленчатого вала.

Остановка дизеля в холодное время или на продолжительный срок.

При остановки в холодное время, если температура окружающей среды ниже 8 градусов С, следите за тем, чтобы температура охлаждающей жидкости и масла в системах не снижалась ниже – 8 градусов С.

Если нет необходимости держать дизель в готовности к пуску, слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля через тепловозный трубопровод. Открыв краны и вентили, указанные в инструкции по эксплуатации тепловоза. После этого слейте охлаждающую жидкость из отстойных зон системы дизеля, для чего пробки на глухих фланцах полости охлаждения заднего корпуса привода насосов. Продуйте систему охлаждения сжатым воздухом, до полного удаления охлаждающей жидкости из системы охлаждения оставьте отверстия в водяном насосе и приводе насосов открытыми.

При остановке на длительное время произведите консервацию дизеля и периодически контролируйте состояние дизеля и консервации.

Работа в особых условиях.

В холодное время следите, чтобы температура масла перед пуском дизеля была не ниже 8 градусов С.

Перед пуском холодного дизеля дополнительно перед нажатием кнопки ПУСК ДИЗЕЛЯ прокачайте дизель маслом в течении 90 сек., при этом не разрешается включать маслопрокачивающий насос при температуре масла ниже 8 градусов С.

При сильном снегопаде, дожде, повышенной пыльности, и при температуре окружающей среды ниже – 35 градусов С, всасывание воздуха турбокомпрессором произведите из кузова тепловоза.

При необходимости, после остановки дизеля слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля, продуйте ее сжатым воздухом, а краны и пробки для слива охлаждающей жидкости оставьте открытыми.

Источник

Полезные статьи

Дизель Д49

Конструкция Д 49

Одним видов дизельного двигателя является четырёхтактный Д49. Дизель Д49 имеет такую особенность, которая позволяет варьировать число цилиндров (от 2 до 8), диаметром 260 мм. Сваренные между собой вертикально и горизонтально расположенные листы представляют раму дизеля типа д49. Для того, что бы рама была прочнее и надёжнее, её конструкцию дополнили рёбрами жёсткости.

Масло сливается в поддоны, которые находятся снизу рамы. Сами поддоны закрыты специальными стенками, что не позволяет маслу разлиться, разбрызгаться и исключает иные всевозможные неприятные ситуации. Состав поддона подразумевает наличие специального канала для стекания масла (коллектора).

Рама также является основой, на которую при помощи болтов устанавливаются генераторы. Блок дизеля в данном случае не является исключением. Модель рамы — это полный аналог рамы 10Д100.

Доступные варианты дизеля типа Д49

5Д49 — тепловозный дизель, идеально подходит для тепловозов различных серий и модификаций. Впервые устройство типа д49 было установлено на 2ТЭ116, имело 12 цилиндров и располагало мощностью в 2000 кВт. В процессе эксплуатации были выявлены некоторые недостатки, которые стали причиной приостановки их установки и производства.

На сегодняшний день Д49 — это группа дизеля, где каждая отдельная модель, в первую очередь, характеризуется своим, отличительным числом цилиндров:

  • 6Д49 — конфигурация с восемью цилиндрами, предназначен для установки на маневровый 1200 л.с. тепловоз ТГМ6;
  • 2Д49 — с 12-ю цилиндрами, разработан для маневрово-вывозных тепловозов серии ТЭМ7, магистрального 2ТЭ25К, энергопоезда ПЭ6, модернизированного тепловоза М62;
  • 5Д49 — 16-цилиндровый дизель, идеально подходящий для магистральных тепловозов различного типа, лёгких военных кораблей. Разделяется на подтипы, в зависимости от работающей мощности и типа обслуживаемой техники (1А-, 18-, 2А-5Д49, 10Д49);
  • 1Д49 — на двадцать цилиндров мощностью 6000 л.с. Предназначен для опытных тепловозов.
Читайте также:  Окпд 2 ремонт видеогастроскопа

Параметры и характеристики устройства

Агрегат имеет следующие характеристики:

  • мощность 4416 кВт;
  • у-образное строение;
  • оснащён газотрубным наддувом;
  • впрыск топлива происходит непосредственно в дизель;
  • надувочный воздух поддаётся охлаждению.

От существующих на сегодняшний день аналогов (10Д100 и Д50) конструкция устройства типа д49 значительно отличается. В первую очередь, это касается наличия тяговых показателей, благодаря которым работа дизеля идеальна и max длительна. Он способен функционировать «на износ». Такое преимущество и обеспечило большую популярность устройству, особенно в кораблестроении.

Ремонтные работы дизеля

Любой дизель, в том числе и типа Д49, имеет свой определённый срок эксплуатации, а также периоды, в которые необходимо осуществлять ТО и ремонт. В основном, при обнаружении поломки любой из деталей, проводится частичное ремонтирование с разборкой дизеля. Работы могут быть реализованы несколькими способами, всё зависит от ситуации и величины повреждений.

Не разбирая дизель полностью можно осуществить оперативное вмешательство, в процессе которого поршень дизеля осматривается, детали поддаются шлифовке или вправлению.

Неисправности, в результате которых тепловоз не подлежит дальнейшей эксплуатации, то есть не может функционировать, считаются серьёзными поломками. К таким ситуациям стоит относиться со всей серьёзностью, ведь они могут стать причиной больших проблем. Даже мелкая неисправность дизелей д49 со временем отразится на работе всей системы механизмов тепловоза.

Одна поломка влечёт за собой другу, так и запускается цепная реакция. Учитывая то, что все работы выполняются под воздействием высокого давления, то все деформации и любые отклонения от норм могут навредить запчастям и полностью ввести их из строя. Восстановить их уже не получится.

Взрыв дизеля — самая опасная ситуация, к которой может привести несвоевременное или некачественное обслуживание агрегатов. Выбирая компанию для сотрудничества, убедитесь в её компетентности.

7-6Д49 — разновидность блока цилиндров дизеля

Блок дизеля — это сварно-литое изделие, имеющее V-образную форму. Верхняя часть блока оснащена литыми стойками с встроенными шпильками, при помощи которых крепится цилиндровая крышка дизеля д49.

Дизель типа 7-6Д49 плоский, в связи с чем, для обеспечения надёжного крепления стоек с подвесками, помимо использования вертикальных болтов, агрегат нуждается в применении болтов и горизонтального типа. Для расположения в верхней части блока втулок цилиндров, имеется восемь секций.

Конструкцией развала блока предусмотрены:

  • специальные каналы для воздуха, поток которого поступает из интеркулёра;
  • масляный канал (центральный).

Схема блока цилиндров дизеля 7-6Д49 очень схожа со схемой строения блока модели 3А-6Д49, но всё же имеет некоторые особенности, которые и предопределяют его возможности и способ использования.

Средства защиты дизеля

Под защитой дизеля принято понимать меры, посредством которых дизель будет: остановлен, с него снимется часть нагрузки или будет полностью заблокирована возможность его запуска.

Причин для остановки техники может быть несколько. В основном, это ситуации когда подводит масляная система дизеля или топливная система дизеля д49.

На практике можно столкнуться с ситуациями, при которых:

  • водящее давление масла меньше 0,8 атм;
  • диапазон давления, находящегося в лотке масла, составляет 0,4-0,6 атм;
  • находящиеся в картере двигателя газы имеют давление более 60 мм вод.ст;
  • частота осуществляемых оборотов выше допустимых норм.

Реализация процесса защиты в виде разгрузки происходит при достижении воды температуры более 98 о С (выходя из дизеля), вращение коленчатого вала составляет порядка 820-1000 оборотов в минуту, а показатель входного давления масла не достигает даже 2,025атм.

Масляная система дизеля не начнёт своё функционирование, если работает валопроворотный механизм, перед запуском масло не было прокачано 60 секунд, а давление меньше 0,1 атм. Будет включена сигнализация, если t o масла при поступлении в двигатель превышает значение в 85 о С.

Общие сведения о дизеле типа Д49

Независимо от количества встроенных цилиндров в Д49, каждый из них имеет 4 клапана, в развале цилиндров установлен впускной коллектор, а снаружи — выпускной. У каждого цилиндра также имеется своя секция ТНВД. Управление осуществляется несколькими валами с 1-го регулятора.

Поршень дизеля перемещается в процессе функционирования при помощи цилиндровых гильз, которые направляют поршни, образуя рабочий объём. Шатунно поршневая группа требует особого контроля в процессе эксплуатации, проведения ТО и ремонтов. Это позволит обеспечить продуктивное и длительное функционирование всего агрегата.

Коленчатый вал — самая дорогостоящая деталь двигателя, которая при функционировании системы подвергается самому большому износу из-за поступательных движений, высокого давления и взаимодействия с рядом расположенными деталями. КВ не защищен, в связи с этим его конфигурация разработана достаточно прочной и износостойкой. Очень важно при установке детали сделать всё правильно, ведь неправильное расположение может привести к саморазрушению.

Правильный запуск двигателя представляет собой 4 этапа, где вначале повышается температура, после чего увеличивается вязкость масла, а как результат и сила сопротивления. Только потом двигатель запускается. Категорически запрещено запускать холодный двигатель, это приведёт к его быстрому износу.

Источник

Оцените статью