Правила ремонта электрических аппаратов

ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

1 При осмотрах аппаратов проверять качество пайки, отделки, четкость и правильность маркировки, защиту от коррозии, отсутствие повреждений защитных, защитно-декоративных и специальных покрытий, отсутствие загрязнений и посторонних частиц, правильность включения контактов для каждого из коммутационных положений аппарата, правильность выполнения электрического монтажа по схеме, укомплектованность аппарата всеми необходимыми деталями в соответствии с чертежом.

Проверку плавности и четкости перемещения подвижных частей аппаратов, отсутствия затираний в промежуточных положениях проводить вручную.

2 Дугогасительные камеры при осмотре снимать и очищать от копоти. Износ стенок дугогасительных камер допускается до 25 % их толщины.

3 При обнаружении искажения первоначального профиля контактов, перекоса контактов, слабого нажатия контактной пружины, вялой или нечеткой работы аппарата из-за разработки осей и втулок приводных рычагов, пропуска воздуха через уплотнения привода, недостаточных провала и зазора контактов произвести необходимые ремонт и регулировку.

При чрезмерном износе заменить контакты. Допускаемые величины нажатия пружин, провалов, зазоров приведены в приложении В.

4 Проверку провала контактов производить при включенном положении аппарата следующими методами:

1) измерением расстояния, на которое смещается место касания контакта после удаления одного из контактов, препятствующего перемещению другого контакта, после их соприкосновения;

2) измерением зазора между контактом и его упором с последующим пересчетом (если требуется) по размерам, указанным в чертежах;

3) по разности полного хода контактной траверсы и ее хода до соприкосновения контактов.

5 Проверку зазора контактов производить одним из следующих способов:

1) непосредственным измерением кратчайшего расстояния между контактами при отключенном положении аппарата;

2) по разности полного хода контактной траверсы и ее хода до размыкания контактов.

6 Проверку конечного нажатия контактов производить при включенном положении аппарата динамометром. Усилие в направлении оттягивания контакта прикладывается в точке касания контактов или другой точке, предусмотренной чертежом на аппарат и фиксируется в момент, когда:

1) срабатывает индикатор цепи, включенный последовательно с контактами (метод предпочтителен).

В качестве индикатора рекомендуется неоновая лампа или лампа накаливания напряжением не более 6 В и мощностью не более 1,5 Вт;

2) освобождается бумажная полоска толщиной не более 0,1 мм, зажатая между контактами.

За истинное нажатие принимается среднеарифметический результат трех измерений.

7 Проверку начального нажатия производить при отключенном положении аппарата аналогично указанному выше, однако:

1) индикатор цепи включать последовательно с контактом или контактодержателем и его упором;

2) бумажную полоску закладывать между контактом или контактодержателем и его упором.

8 Проверку прилегания контактов производить снятием отпечатка на копировальную бумагу, положенную между контактами при включенном состоянии аппарата.

9 Контакты реле и вспомогательные контакты контакторов, имеющие серебряные напайки, как правило, кроме очистки замшей от загрязнения ни в чем другом не нуждаются.

10 Грязь и копоть с металлокерамических и серебряных контактов удалять безворсовой салфеткой, слегка смоченной в бензине (или других моющих средствах, рекомендованных ВНИИЖТ МПС) или жесткой волосяной щеткой, и только в случае образования на поверхности контакта наростов или капелек металла от действия электрической дуги осторожно удалить их напильником с мелкой насечкой. Потемнение этих контактов не является дефектом.

11 При подгаре медных контактов, зачистить их щеткой и затем напильником с мелкой насечкой до металлического блеска, снимая главным образом, выступы и капли металла с последующей обтиркой слегка смоченной в бензине салфеткой.

12 Для очистки от пыли применять обдувку сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ).

13 Для обтирки изоляционных поверхностей применять салфетки, слегка смоченные в чистом бензине (кроме деталей, покрытых асфальтовым лаком), или в техническом спирте. Растворители, воду или масло для этой цели применять не допускается.

14 Электрические контактные соединения контролировать простукиванием твердым неметаллическим предметом, визуально, а также выборочной подтяжкой. При обнаружении хотя бы одного ослабленного крепления должны быть проверены все соединения. Состояние паяных соединений контролировать визуально. При обнаружении хотя бы одного повреждения паяные соединения аппарата проверить с помощью приборов.

15 Не рассоединять штепсельные разъемы электрических аппаратов, находящихся под напряжением.

Читайте также:  Бульдозер xgma xg4161l инструкция по ремонту

16 Проверку активного сопротивления резисторов и катушек производить измерительными мостами, омметрами или методом амперметра- вольтметра. Измерение электрического сопротивления производить при значениях тока и напряжения источника питания не больше номинальных для данного аппарата, провода вольтметра присоединять либо прижатием в соответствующих точках токоведущей цепи аппарата остро отточенных игл, которыми заканчиваются провода, либо привинчиванием наконечников.

17 В зависимости от конструкции аппарата его работу характеризуют следующие параметры:

1) уставка по току, напряжению или времени;

2) качество электропневматического привода;

3) характеристика (блоков автоматики).

Проверку указанных параметров аппарата производить при его рабочем положении и снятом кожухе. Источник энергии и схема питания должны обеспечивать стабильность напряжения (тока) при срабатывании аппарата.

Напряжение срабатывания аппаратов с катушкой напряжения постоянного тока определять, измеряя ток срабатывания и умножая его величину на сопротивление (активное) катушки, соответствующее ее тепловому состоянию. За истинную проверяемую величину принимать среднеарифметический результат трех проверок.

18 Проверку герметичности аппарата производить измерением утечки воздуха через его привод или вентиль, соединяемый с резервуаром вместимостью 1 л, наполненным воздухом под давлением 0,675 МПа (6,75 кгс/см ).

Допускается снижение давления в резервуаре через 10 мин на величину не более 10 % для электропневматических вентилей и не более 5 % для диафрагменных или поршневых приводов.

19 Проверку сопротивления изоляции производить в холодном состоянии аппарата мегомметром на 100 В для аппаратов низковольтных и на 1000 В для аппаратов высоковольтных цепей. Измерение сопротивления изоляции производить:

1) между соседними электрически независимыми токоведущими частями аппарата;

2) между всеми электрическими разъединяющимися в процессе работы аппарата токоведущими частями;

3) между всеми токоведущими частями и частями, к которым при обслуживании возможны прикосновения (например, оболочки, рукоятки);

4) между всеми токоведущими частями и заземленными металлическими частями аппарата.

Аппараты, имеющие изоляционную плиту, при проверке устанавливать на металлическое основание. Измерение производить между всеми токоведущими частями и металлическим основанием.

При проверке изоляции блоков или панелей с полупроводниковыми элементами последние должны быть закорочены перемычками на самих элементах, либо на контактах штепсельных разъемов.

Сопротивление изоляции отдельного аппарата должно быть не ниже 100 МОм, кроме некоторых аппаратов, сопротивление изоляции которых приведено ниже:

1) регуляторы напряжения — не менее 10 МОм;

2) датчик-реле уровня типа ДРУ — не менее 20 МОм;

3) датчик давления — не менее 100 МОм при 298 К (25 °С);

Источник

Общие сведения о ремонте электрических аппаратов

Условия работы, износы и повреждения. Условия, в которых работают аппараты, устанавливаемые на э. п. с., подробно рассмотрены в гл. 3.

Выход из строя какого-либо аппарата может приводить к отказу в работе локомотива, сбою движения, снижению экономического эффекта работы дороги. Поэтому от аппаратов э. п. с. требуются повышенная надежность, более жесткие, чем для стационарных аппаратов, допуски к их износу.

Значительные механические воздействия (удары, вибрации, инерционные силы), которым подвергаются аппараты в эксплуатации, вызывают повышенный износ их болтовых и шарнирных соединений, приводят к образованию трещин и сколов изоляторов, трещин и поломок пружин, перетиранию изоляции проводов, обрыву их проводников и гибких шунтов, ослаблению крепежных узлов и поломке их отдельных элементов, нарушению герметичности элементов пневматической сети и пневматических приводов отдельных аппаратов. Под действием этих сил нарушается их регулировка, выходят из строя отдельные полупроводниковые элементы электронных аппаратов.

От ударов, воспринимаемых токоприемником от контактной сети, происходит перекос его рам, возникают повреждения боковин кареток, выходят из строя полозы токоприемников. От повышенного нажатия полозов токоприемников на контактный провод происходит ускоренное истирание накладок.

Частые включения и выключения аппаратов в сочетании с неблагоприятными атмосферными воздействиями, попаданием песка, пыли, абразивных и металлических частиц при повышенных значениях нажатия контактов приводят к повышенному износу шарнирных соединений, силовых контактов, стенок цилиндров, поршней и клапанов пневматических приводов, пальцев и блокировочных сегментов аппаратов цепей управления и других элементов подвижных частей аппаратов.

Наиболее интенсивному износу подвержены контактные поверхности аппаратов, разрывающих большие токи (быстродействующие и главные выключатели, быстродействующие и линейные контакторы).

Читайте также:  Ремонт газонокосилок электрических хонда

Большие значения токов этих аппаратов (тысячи ампер) при высоких (тысячи вольт) напряжениях требуют предельно быстрого размыкания контактов и гашения дуги, что достигается применением в аппаратах мощных систем дугогашения. Однако возникающие при разрыве контактов электрические дуги могут оказываться настолько сильными, что стенки и перегородки дугогасительных камер выгорают иногда почти на половину их толщины, оплавляются дугогасительные рога. От электрических дуг обгорает электрическая изоляция катушек, проводов, ускоряется износ контактов аппаратов.

Повышенные температуры вызывают преждевременное старение изоляции, ускоряют процесс окисления контактных поверхностей, способствуют возникновению трещин в изоляторах, трубках предохранителей, вызывают изменение характеристик отдельных полупроводниковых элементов.

Повышенные напряжения создают условия для возникновения пробоя изоляции элементов аппаратов и проводов. Повышенное напряжение может быть причиной возникновения электрических дуг, приводящих к перечисленным выше повреждениям. Перекрытию изоляционных поверхностей электрическими дугами способствуют повышенная влажность окружающего воздуха и его загрязненность.

Электронная аппаратура благодаря хорошей герметичности и малой массе входящих в нее элементов выходит из строя значительно реже. Возможные ее неисправности связаны с ухудшением пайки элементов, ослаблением их крепления на платах, ослаблением крепления плат и появлением на них трещин, перетиранием жил или изоляции монтажных проводов. Однако из-за большого числа этих элементов (иногда до нескольких десятков тысяч на локомотив) и того, что в ходе эксплуатации полупроводниковые элементы могут терять свой класс, создаются условия для нарушения функциональных зависимостей в схеме, приводящих к ее отказам.

Требования к аппаратам и их содержанию. Аппараты для э.п.с. конструируют и изготавливают в соответствии с требованиями государственного стандарта, учитывающими все особенности и условия их работы. Таким образом, уже в их конструкции заложена требуемая надежность, однако реализована она может быть лишь в том случае, если в процессе эксплуатации аппараты будут подвергаться своевременному и качественному текущему обслуживанию и ремонту в соответствии с Правилами ремонта, содержащими экономически целесообразные и проверенные практикой нормы допусков и износов, установленные из соображения увеличения надежности и сроков службы аппаратов. Большое значение для повышения их надежности имеет работа по профилактике повышенных износов.

Электрические аппараты должны быть надежно закреплены и содержаться в чистоте, так как наличие масла, влаги или иных загрязнений на частях аппаратов и особенно на их изоляционных деталях может явиться причиной поверхностного перекрытия.

Одним из основных требований, предъявляемых к электрическим аппаратам, является надежность размыкаемых и неразмыкаемых контактных соединений. Чем лучше состояние контактов, тем меньше переходное сопро тивление и нагрев при протекании через него тока. При сильном нагреве контактов количество выделяемого в нем тепла из-за ускоренного окисления контактных поверхностей прогрессирует. В результате нагрев может оказаться настолько сильным, что приведет к выплавлению или отгоранию наконечников и проводов, к взаимному свариванию размыкающихся контактов, к обугливанию изоляции и потере деталями их механических и химических свойств.

Для достижения надежного электрического контакта необходимо обеспечивать качественное соприкосновение контактных поверхностей, контролировать и восстанавливать в соответствии с нормами значения раствора, провала и нажатия контактов. Подвижные системы аппаратов должны перемещаться легко, без трения и заеданий, а их шарнирные соединения не должны иметь повышенных зазоров. Их следует регулярно смазывать. Марка и сроки смазывания должны соответствовать техническим условиям на эксплуатацию данного аппарата.

Аппараты цепей управления должны надежно работать при снижении номинального напряжения на 30%, обеспечивая четкое включение и выключение контактов. У аппаратов, разрывающих электрические цепи под током, должна строго выдерживаться установленная для них скорость расхождения контактов, а у силовых аппаратов сильноточных цепей — и время гашения дуги.

Соединительные провода и гибкие шунты не должны иметь оборванных жил, дефектной пайки наконечников. Провода должны быть укреплены скобами, бандажами, клицами, не нести никаких механических нагрузок и иметь исправную изоляцию, обладающую требуемой электрической прочностью, т. е. способную выдерживать испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Значения испытательного напряжения для различных аппаратов установлены государственным стандартом.

Читайте также:  Ремонт стиральной машины сестрорецк

Пневматические приводы аппаратов должны устойчиво и четко работать при пониженной до —55 °С температуре, снижении давления в пневматической сет^ до 350 кПа (3,5 кгс/см 2 ), а при давлении 675 кПа (6,75 кгс/см 2 ) не давать утечки воздуха. Кожуха аппаратов не должны допускать попадания внутрь аппаратов пыли, грязи и влаги.

Аппараты защиты должны быть отрегулированы на требуемые токи уставки, а плавкие предохранители быть исправными и соответствовать указанному в схеме значению тока. Измерительные приборы подвергаются плановым осмотрам и ревизиям; приборы с недопустимыми погрешностями заменяют. Блоки и панели с электронной аппаратурой должны быть настроены по контрольным точкам, а их электронные элементы проверены на соответствие установленным параметрам.

Демонтаж и подготовка аппаратов к ремонту. При постановке э. п. с. на технический осмотр или ремонт аппараты очищают от загрязнений и подгаров и осматривают для выявления их возможных неисправностей. Проверяют надежность крепления, убеждаются в отсутствии заеданий в подвижных частях, утечки воздуха в пневматических приводах и воздухопроводах, контролируют четкость работы приводов, силовых и блокировочных контактов, контакторных элементов, состояние и работу механических блокировок, надежность крепления и исправность изоляции проводов и кабелей.

Измеряют растворы, притирание и нажатие контактов, сопротивления изоляции катушек аппаратов, сопротивления пуско-тормозных резисторов и индуктивных шунтов. Выявляют неисправные плавкие предохранители.

Методы выявления неисправностей аппаратов и электрической проводки изложены в гл. 6.

По результатам осмотра делают выводы о необходимости ремонта тех или иных аппаратов. Выявленные дефекты регистрируют в журнале.

При технических осмотрах и ремонтах всех видов (кроме ТР-3) большую часть аппаратов ремонтируют непосредственно на локомотиве. Исключение составляют аппараты, ремонт которых нельзя выполнить без их снятия и разборки, аппараты, требующие замены, и аппараты, ревизия или ремонт которых в специализированных мастерских депо предусмотрены при ремонте данного вида. При ТР-3 большую часть аппаратов с локомотива (вагона) снимают.

Демонтируют крышевое оборудование: токоприемники, разрядники, главные выключатели и др.

В кабинах машиниста при необходимости снимают контроллеры машиниста, кнопочные выключатели, печи обогрева, регулятор давления, клапаны песочниц, измерительные приборы; в коридорах — клапаны токоприемника, тифона и свистка, распределительный щит, пневматические блокировки, клапаны различного назначения.

В высоковольтной камере демонтируют электропневматические контакторы, реверсоры, групповые переключатели и главные контроллеры, тормозные переключатели, быстродействующие выключатели и контакторы, отклю-чатели двигателей, блоки пусковых резисторов, индуктивные шунты, сглаживающие и переходные реакторы, дифференциальные реле, трансформаторы, реакторы, выпрямительные установки и др.

Демонтируют также для полной ревизии оборудование локомотивной сигнализации, автостопа и радиосвязи. Все снятые крепежные детали складывают в ящики по месту разборки, неисправные бракуют и заменяют.

Аппараты очищают от грязи сжатым воздухом под давлением не более 300 кПа (3 кгс/см 2 ) и протирают техническими салфетками. Для предотвращения повреждения частей аппаратов, имеющих слюдяную или миканито-вую изоляцию, струю воздуха следует направлять под углом к очищаемой поверхности. Расстояние от конца шланга до поверхности должно быть не менее 150 мм. Объем ремонта выявляют перед разборкой аппарата. Определяют степень износа его деталей, правильность их взаимодействия, последовательность включения и выключения контактных устройств, действие механических и электрических блокировок, состояние дугогасительных камер, электромагнитных и электропневмэтических приводов, измеряют сопротивление изоляции.

Затем аппарат разбирают. Металлические элементы очищают от продуктов коррозии и старой краски на сталеструйных или корундоструйных установках с последующим обдувом сжатым воздухом и пропиткой с помощью технических салфеток.

Такую очистку осуществляют в отдельном помещении в специально оборудованных камерах с вытяжной вентиляцией.

Многие электрические аппараты имеют ряд однотипных элементов, иногда различных по форме или размерам, но одинаковых по материалам, из которых они изготовлены, по условиям их работы в аппарате, по характеру возникающих у них неисправностей, а следовательно, и по способам их выявления, ремонта и регулировки. Различными могут оказаться только значения отдельных параметров. Ремонт таких элементов рассмотрен в гл. 6.

Источник

Оцените статью