Правила ремонта пожарной техники

Виды ТО пожарных автомобилей

Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.

Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:

  • постоянную боеготовность техники;
  • безопасность эксплуатации автомобилей;
  • обнаружение изношенных деталей;
  • продление межремонтных промежутков;
  • сокращение расхода горючего.

ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

  • моечные;
  • смотровые, или диагностические;
  • крепежные;
  • пускорегулировочные;
  • топливно-заправочные;
  • смазочные;
  • шинные.

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

  1. Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
  2. Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
  3. После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

  • раму, кабину, кузов;
  • мотор;
  • сцепление;
  • трансмиссию;
  • карданный вал;
  • рулевое управление;
  • передний и задний мосты;
  • аккумулятор;
  • тормозную систему;
  • осветительный комплекс;
  • водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
  • насос;
  • систему подогрева резервуара;
  • место для пожарного расчета.

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Сезонное

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

  • прочистку охлаждающего контура;
  • диагностику кранов и слива тормозной системы;
  • замену смазки всех агрегатов;
  • проверку карбюратора и топливного насоса;
  • очистку бака горючего;
  • тестирование аккумулятора на стенде.
Читайте также:  Инструменты для ремонта бытовой техники список

Ежедневное

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

  • ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • ПА специального типа – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

  • выведение пожарной единицы из зоны огня;
  • устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
  • проверка двигателя и наноса на протечки;
  • диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
  • контроль уровня масла в двигателе;
  • очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
  • заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
  • откачка остатков воды из наноса.

ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
  2. Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
  3. Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
  4. В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
  5. Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
  6. Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
  7. Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

  1. Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
  2. Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
  3. Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.
Читайте также:  Инструкция по ремонту авто рено

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Источник

Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие

В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.

На посту ТО необходимо иметь:

  • инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
  • защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
  • первичные средства пожаротушения;
  • стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
  • аптечку первой помощи.

На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

  • загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
  • держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
  • мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
  • держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
  • заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.

Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.

На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).

При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:

  • использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
  • производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
  • осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
  • производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.

Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

  • приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
  • входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
  • устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
  • пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
  • проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
  • хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.

Требования пожарной безопасности на посту ТО

Характеристики помещения

  • категория производства по взрывопожарной и пожарной опасности – В-2.
  • класс зоны по ПУЭ П-2а.
  • площадь помещения – 76,2 м.

Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.

Помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.

Ответственный за пожарную безопасность обязан:

  • обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;
  • следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;
  • проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;
  • по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».
Читайте также:  Техника для капитального ремонта автомобильных дорог

Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.

Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.

По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.

Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.

Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.

Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.

Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.

Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.

На посту ТО запрещается:

  • производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;
  • курить и применять открытый огонь;
  • хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;
  • оставлять автомобили с включенной системой зажигания;
  • хранить спецодежду и обтирочный материал;
  • производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;
  • заправлять автомобили;
  • оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;
  • держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;
  • эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.

Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.

Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники

Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:

  • изучение руководителями, специалистами, водителями, рабочими, другими работниками учреждения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности;
  • соблюдение правил по охране труда обеспечение безопасных условий и сокращение применения тяжелого физического труда;
  • соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (механиков-водителей и др.) техники;
  • строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о труде, других нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании техники, ремонте технологического, подъемно-транспортного, вентиляционного, санитарно-технического, отопительного и другого оборудования, механизмов, энергетических установок, паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, транспортных средств и других потенциально опасных объектов;
  • уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, недопущение сброса неочищенных сточных вод, загрязнения земли производственными и бытовыми отходами;
  • оснащение парков (гаражей) специальным оборудованием, приборами и системами для обнаружения вредных веществ и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и иным инвентарем; иные профилактические мероприятия.

Источник

Оцените статью