- Срок ремонта автомобиля гражданина в рамках ОСАГО и срок устранения недостатков такого ремонта в общей сложности не могут превышать 30 дней
- Страховая затягивает сроки ремонта по ОСАГО. Что делать?
- Неустойка за несоблюдение сроков ремонта по ОСАГО
- Что делать, если СТО затягивает ремонт по ОСАГО
- Какая может быть ответственность за затягивание срока
- Пишем претензию и идем в суд
- Делаем экспертизу качества ремонта
- Выводы
- Вы можете посомотреть пример претензии, опишите в претензии обстоятельства, соответсвующие Вашему случаю.
Срок ремонта автомобиля гражданина в рамках ОСАГО и срок устранения недостатков такого ремонта в общей сложности не могут превышать 30 дней
Stocksolutions / Depositphotos.com |
Потерпевший, автомобиль которого был ненадлежащим образом отремонтирован в порядке страхового возмещения по ОСАГО, предъявил страховщику иск о взыскании стоимости устранения недостатков ремонта. Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска на том основании, что законодательством предусмотрена натуральная форма устранения подобных недостатков. Поскольку страховщик своевременно выдал направление на повторный ремонт, у потерпевшего, по мнению суда, не возникло право требовать денежной выплаты.
Верховный Суд Российской Федерации не согласился с этим выводом (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2019 г. № 32-КГ19-34). Он указал, что в соответствии с Законом об ОСАГО срок восстановительного ремонта транспортного средства, принадлежащего гражданину, не должен превышать 30 рабочих дней со дня его представления потерпевшим на станцию технического обслуживания. Это правило необходимо учитывать и при проведении повторного ремонта. В рассматриваемом случае автомобиль находился на станции в течение 29 рабочих дней, в связи с чем направление его на повторный ремонт неизбежно повлечет нарушение предельного 30-дневного срока. Следовательно, в случае несогласия потерпевшего на увеличение срока ремонта он вправе требовать от страховщика выплаты соответствующей денежной суммы.
Источник
Страховая затягивает сроки ремонта по ОСАГО. Что делать?
Итак, с даты передачи автомобиля в ремонтную мастерскую и до момента его возвращения автовладельцу должно пройти не более 30 дней. Об этом четко указывает статья 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Безусловно, за этот период машина должна быть полностью восстановлена, то есть вернуться в техническое состояние, предшествующее дорожно-транспортному происшествию.
Отметим, что срок ремонта исчисляется рабочими днями, а не календарными. Другими словами, неправильно думать, что авто вы получите через месяц — фактически это произойдет чуть ли не через полтора месяца, особенно, если много праздников (к примеру, ноябрь, май и, конечно, январь).
К слову, есть и легитимная причина, по которой вы можете получить свой автомобиль позже положенного срока в 30 рабочих дней.
Законное основание для увеличения периода ремонта
Основание лишь одно: сроки растягиваются с одобрения самого автовладельца. То есть вы предварительно соглашаетесь на увеличение ремонтного периода или сдвиг даты его начала. Причем такое согласие вы даете исключительно в письменном виде.
К примеру, страховой компанией выдается направление на ремонт, однако автосервис заявляет, что запчасти, узлы или детали для вашего авто придут нескоро. В такой ситуации можно договориться со страховой компанией о том, что машину в ремонт вы направите только после получения автосервисом всех необходимых компонентов, которые требуются для восстановления.
Практика, однако, изобилует иными нюансами. Коснемся их подробнее.
Главное — зафиксировать дату ремонта
Это критически важно для вычисления продолжительности ремонтного периода.
К примеру, направление, которое вы получаете от страховой компании, может содержать увеличенный срок ремонта, а вы такой документ, что называется, не глядя подписали. Либо в тексте имеется пункт, допускающий затягивание ремонтного периода автосервисом, который начнет все работы в зависимости от поступления запчастей или выполнения любых других условий. И вы, опять же, в нем расписались.
А потом вы прибываете в СТО, где проводится дефектовка или диагностика вашей машины, после чего оставляете ее в сервисе, думая, что с этого дня и начался ремонт. Далее сталкиваетесь с просрочкой в ремонте, задаете вопросы и выясняете, что по документам никакой задержки нет — вы заранее «согласились» на изменение сроков и в суде ничего не доказать.
Чтобы не оказаться, по сути, обманутым, не позволяйте себе визировать документы, не прочитав их досконально, поскольку подкидывание всевозможных допсоглашений и новых пунктов в стандартные бумаги под успокаивающие фразы «Обычная процедура» и «Простая формальность» далеко не редкость.
Логично возникает вопрос: «Если я нахожу пункт об увеличении срока ремонта, то не подписываю документ, верно?» Нет, не верно. Документ вы подписываете, однако зачеркиваете злополучный пункт и там же пишете, что не даете своего согласия на превышение 30-дневного ремонтного периода.
Говоря откровенно, подобные уловки с увеличением сроков и попытками заполучить под них вашу подпись изначально нарушают статью 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ, где четко указана продолжительность восстановительного ремонта по ОСАГО: 30 рабочих дней. Всё. И никаких лазеек для затягивания.
Однако суды трактуют эту норму по-своему, вставая зачастую на сторону страховой компании. И считают, что наличие вашей подписи в документе, который предусматривает продление 30-девного периода, делает подобное соглашение абсолютно законным.
Безусловно, даже подписав такой документ, вы имеете шанс доказать факт введения вас в заблуждение и подсовывание допсоглашения с целью сознательного затягивания ремонтного периода. Однако, повторимся, это всего лишь шанс, реализовать который гораздо сложнее, чем потратить несколько минут и внимательно прочитать то, что вам дают на подпись и выразить свое несогласие прямо в тексте документа.
И если никакого соглашения о продлении сроков вы не заключали, то, пригнав машину в СТО, обязательно получите от сервиса акт приема-передачи автомобиля именно в ремонт, а не для проведения дефектовки или диагностики. Если же акт вам не выдают, но в ремонт якобы принимают, то обязательно делайте полную видеозапись всей процедуры.
Подобные действия позволяют игнорировать заявление автосервиса о том, что затягивание ремонта связано с долгой поставкой запчастей. Это уже не ваши проблемы — машина должна быть полностью отремонтирована в течение 30 рабочих дней, включая время на проведение дефектовки и скрытых повреждений, а также поставку необходимых деталей.
Допускается ли продление восстановительного периода из-за финансовых разногласий между автосервисом и страховщиком?
Безусловно, нет. Подобный вопрос четко прописан в статье 21 Федерального закона № 40-ФЗ, предусматривающей 20-дневный срок (причем в данном случае речь о календарных днях) на возмещение ущерба.
В этот период входит и оценка транспортного средства, и урегулирование всех вопросов между автосервисом и страховой компанией. В случае несоблюдения указанного срока страховая компания обязана выплачивать вам ежедневную неустойку.
К слову, и длительный документооборот (например, согласование со страховщиком заказ-наряда) не может быть законной причиной затянуть срок ремонта. Исключением является ситуация, когда вы сами не подписываете акт приема-передачи авто после завершения работ.
Закон законом, но как быть, если ремонт затягивается?
Если ремонт затягивается не по вашей вине, то вам обязаны выплатить неустойку в качестве компенсации за несоблюдение законодательно установленного 30-дневного срока. Такую норму содержит пункт 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ, который предусматривает ежедневную выплату в размере 0,5 % от величины ущерба. Сколько это в рублях? Покажем на примере.
Итак, вы сдаете машину в СТО. Ущерб, причиненный транспортному средству, страховая компания оценила в 150 тыс. рублей. Эти деньги страховщик перечисляет на расчетный счет автосервиса. В рамках 30-дневного периода автомобиль должны отремонтировать к 1 апреля 2021 года. В нарушение пункта 15.2 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ автосервис вернул вам машину лишь 10 апреля нынешнего года.
Таким образом, уже со 2 апреля начинается просрочка, за которую законодательно предусматривается выплата неустойки. Ее начисление длится до дня, когда фактически завершены все работы по устранению дефектов. В нашем случае — до 9 апреля включительно. Следовательно, общий период просрочки составляет 8 дней (со 2 по 9 апреля).
Ежедневная неустойка составляет: 150 000 рублей * 0,5 % (установленная законом ставка) = 750 рублей.
Общая сумма неустойки за весь период просрочки: 750 рублей * 8 дней = 6000 рублей.
Здесь необходимо отметить два существенных момента.
Во-первых, согласно Постановлению Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года, ответственность за нарушение сроков ремонта ложится исключительно на страховую компанию, а не автосервис.
Во-вторых, выплата неустойки осуществляется не автоматически, а только в случае вашего письменного заявления (в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 40-ФЗ). Утвержденной формы нет — вы пишете в свободном виде. Таким образом, если вы ничего не требуете от страховой компании, она вам ничего и не должна.
Как отмечали выше, если ремонт затягивается в ситуации, когда вы подписали соответствующее допсоглашение, то здесь вариант один — доказывать в судебном порядке, что вас ввели в заблуждение при подписании документа, предусматривающего увеличение сроков ремонта. К слову, судебной перспективы мы коснемся ниже.
Забрать авто из сервиса и получить деньги вместо ремонта: так можно?
Да. Такая возможность, опять же, разъясняется Постановлением Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года. Вы вправе получить финансовый эквивалент восстановительного ремонта, если автосервис уже длительное время не приступает к нему либо ремонтирует настолько медленно, что явно не укладывается в отведенный срок.
Здесь отметим важную особенность. Размер страхового размещения в случае проведения восстановительного ремонта считается без учета износа. А если речь идет о выплате «живыми» деньгами, то износ принимается в расчет.
Но в нашей ситуации дискриминации не будет. Совсем недавно, 19 января 2021 года, вынесено Определение ВС № 86-КГ20-8-К2, согласно которому выплаты, полагающиеся из-за нарушений в ходе проведения восстановительного ремонта, должны рассчитываться без учета износа автомобиля. Таким образом, «живыми» деньгами вы получите ровно столько, сколько насчитала страхования компания при направлении машины на восстановительный ремонт.
Страховая компания игнорирует претензию. Как быть?
Сразу напрашивается ответ: обращаться в суд. Но так прямолинейно было ранее. Сегодня же, благодаря внедрению института финансового уполномоченного (омбудсмена), ситуация усложнилась.
Итак, если вашу претензию страховая компания оставила без удовлетворения, то необходимо выполнить два последовательных шага, прежде чем обращаться в суд.
Во-первых, вы снова обращаетесь к страховщику с заявлением о разногласиях. По сути, речь идет еще об одной претензии. Во-вторых, вы обращаетесь с заявлением к финансовому омбудсмену.
И лишь когда вышеуказанные обращения остались без ответа, вы, пройдя все обязательные инстанции, обращаетесь в суд с исковым заявлением, в котором просите выплатить неустойку за нарушение сроков восстановительного ремонта.
Источник
Неустойка за несоблюдение сроков ремонта по ОСАГО
Авто после ДТП направленно страховой на свою СТО для осуществления востановительного ремонта, прошло более 30 рабочих дней с момента доставки авто на СТО. Законом, п15^2 закона об ОСАГО предусмотренно максимально 30 дней. Далее предусмотрена нейстойка. Вопрос в следующем:
1) Насколько реально путем направления претензии взыскать со страховой в данном случае неустойку за превышение максимальных сроков ремонта?
2) И законен ли будет отказ в уплате неустойки от страховой, если при сдаче авто на СТО потерпевшим было подписано трехстороннее соглашение, в котором «мелким шрифтом» был указан пункт, о том что сроки ремонта могут быть увеличены по причине отсутствия з/ч и т.д.? несмотря на четкое указание в законе об осаго ремонта в течении 30 дней.
В случае отказа СК. в выплате неустойки обратитесь после получения отказа в суд с иском о взыскании согласно ФЗ Об ОСАГО
15.2. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
Источник
Что делать, если СТО затягивает ремонт по ОСАГО
После перехода на натуральное возмещение по ОСАГО во многих автосервисах, сотрудничающих со страховыми компаниями, стала наблюдаться значительная нагрузка. Очень часто это приводит к тому, что автомобили простаивают, ожидая своей очереди на ремонт. У многих автомобилистов встает вопрос, а как можно воздействовать на медлительных ремонтников?
Какая может быть ответственность за затягивание срока
Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).
Если станция технического обслуживания не укладывается в отведенный срок, то страховщику грозит неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта за каждый день простоя сверх срока. В некоторых случаях можно обосновать еще и упущенную выгоду.
Что из этого вам нужно усвоить? Во-первых, то, что воздействовать на автомастерскую вы никак не можете, пени начисляются страховой компании, она же оплачивает ремонт, отвечает за его сроки и качество и имеет с ним договор. Вы для автомастерской никто и маловероятно, что разговаривать с вами будут, по крайней мере, не обязаны. Во-вторых, сумма пени зависит от стоимости ремонта, и чем дешевле и незначительнее ваш ремонт, тем больше у вас шансов нарваться на просрочку, автомастерская не только может не приступать к ремонту до «мертвой черты», но и вполне может просрочить. Даже если там дел на 2 дня – спешить некуда (огромных штрафов страховой компании не начислят).
Пишем претензию и идем в суд
Законным образом добиваться справедливости следует через составление претензии (досудебная стадия), а уже за тем в суде. Для начала пишете претензию, в адрес страховщика в которой указываете номер дела, перечень повреждений, дату оставления авто в СТО, срок просрочки и суть претензий. Вполне возможно, что страховая компания воздействует на СТО, выплатит компенсацию или предложит какие-то альтернативные варианты урегулирования вопроса.
В случае отсутствия реакции пишите иск в суд, в котором так же перечисляете все обстоятельства и указываете, что досудебное урегулирование не сработало. Не волнуйтесь, если срок действительно превышен, издержки на услуги юриста вам компенсируют по решению суда.
Делаем экспертизу качества ремонта
В случаях, когда ремонт затягивался и делался после возникновения конфликтной ситуации, нередко бывает что сделан он не очень качественно. Например, на СТО не успели (или не хотели изначально) заменить детали требующие замены на новые и просто закрасили старые, в спешке нанесли какие-то дополнительные повреждения, плохо покрасили и т.д.
Когда будете забирать автомобиль, внимательно осмотрите все, а если не можете сами, то позовите тех, кто может помочь. В случае выявления дефектов или при наличии серьезных сомнений обращайтесь к экспертам, которые проведут экспертизу, в этом случае вам не только должны будут устранить все недочеты, но и выплатят компенсацию за каждый день что автомобиль был в ремонте, а это уже значительная сумма.
Выводы
К сожалению, это основные законные методы воздействия, не слишком грозно, но все-же что-то… Методы незаконные, такие как: разговоры в темном месте, угрозы, поджоги, взрывы и похищения мы не применяем и Вам не советуем. Если ваша ситуация какая-то особенная или вам нужна юридическая и экспертная поддержка – мы к Вашим услугам!
Вы можете посомотреть пример претензии, опишите в претензии обстоятельства, соответсвующие Вашему случаю.
Не совсем верно. На ремонт дается не месяц, а 30 рабочих дней.
Спасибо, допустил невнимательность, исправлюсь.
А как быть в такой ситуации, когда автомобиль на ремонт не принимает СТО по причине большой нагрузки, попросту не справляются с объёмом работ. Сколько можно ждать и что можно предпринять? Возможно ли требовать от страховщика денежную выплату, раз СТО не берет авто на ремонт?
Здравствуйте, большая загрузка СТО это проблема СТО и СК, но никак не Ваша. После получения направления на ремонт Ваша задача предоставить авто на СТО, после чего есть 30 рабочих дней для ремонта (если вы не подписывали согласование других сроков). Взять выплату не просто т.к. СТО вам не отказала в принципе, если не уложатся в сроки, то берете неустойку со страховой. Есть еще возможность через суд принудить к ремонту, но это мало что дает, тем более, пока срок не вышел. Иногда, если очевидно, что не уложитесь, то может помочь обращение в СК с целью либо принудить СТО к ремонту, либо о выплате договориться. Правда вот как показывает практика, страховые компании выплату всегда хотят занизить.
У меня та-же проблема
СК выдала направление на ремонт,но не согласовывает сумму озвученную СТО.СТО от проведения ремонта отказалась.СК тянет 2месяца-ищет дешевого ремонтника.
Злорадствуйте. У меня страховая направила 15 марта направление на ремонт, 2 недели сто составляла смету, ещё неделю страховая утверждала выплату, теперь 2 недели сто закупает запчасти и говорит, что им нужно ещё 2 недели, а потом 30 дней ремонт, машину в ремонт не берут. Могу ли я как-то воздействовать на сто и страховую, с нарушениям по срокам
На СТО никак, у них договор со страховой компанией и все взаимодействие осуществляется через страховую (ну если только они сами желают Вас послушать). Воздействовать на страховые, увы, получается в основном угрозами, судами, жалобами. В вашем случае, жалобу в Сбербанк это самое простое – чем больше их будут заваливать жалобами, тем меньше будет подобного обращения (а могут и права ремонтами заниматься лишить на год). Жалобу можно подать при помощи специальной онлайн формы на сайте Сбербанка, для этого даже ходить никуда не надо, удивительно, что так мало людей жалуются. (п.17.1 ст 12 ФЗ-40)
В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15.1 – 15.3 настоящей статьи на срок до одного года (далее – решение об ограничении).
На сайте страховой должен быть перечень партнерских СТО, и в том числе информация о сроках ремонта и загруженности. Срок ремонта 30 рабочих дней с момента представления машины на СТО (п. 15.1 ст 12 ФЗ 40), срок выдачи направления на ремонт от страховой 20 рабочих дней с с момента подачи документов (п.21 ст 12 ФЗ 40). В направлении, в том числе указывается и предположительный срок ремонта. Все задержки должны согласовываться с потерпевшим, письменно. Если вы не соглашались, то начните с описания ситуации в жалобе, укажите: когда были поданы документы, когда было получено направление, когда машина приехала на СТО, уведомляли вас заранее о проблемах с загруженностью и наличием деталей, согласовывали ли сроки.
Вся информация из пунктов 15.1, 17, 17.1, 21 статьи 12 Федерального Закона №40 (об ОСАГО) в актуальной редакции.
Небольшая поправочка – жалобу подают не в Сбербанк, а в Центральный банк РФ.
на сто направили 16 05 18г,приехал сказали приехать22 05 18,авария была 04.04.18г, предупредили,что если будут еше и скрытые повреждения ,то вопрос о пересмотре сметы на ремонт решается через Москву ,без этого начинать ремонт не будут. Вопрос с какого времени мне отсчитывать 30рабочих днеи и как можно ускорить ремонт машины,к кому обращаться. есть ли какая то правовая защита или вообще больше не страховать машину,остановили -заплатил штраф, нет-ездишь дальше,попал в дтп-пеняи на себя ,зато и нервы целы и машину быстрее востановишь и 10т.руб за страховку сэкономишь ,раньше ведь и бились и ремонтировались без ОСАГО
Срок ремонта считается с того момента как автомобиль передали в СТО (30 рабочих дней). Срок на выдачу направления (20 рабочих дней) считается со дня подачи документов в страховую компанию. Похоже, что у вас нарушен именно срок выдачи направления, да и то что вам дали 16-го направлением назвать можно с большой натяжкой, т.к. выдача направления предусматривает что сроки, работы и стоимость ремонта согласованы, а у вас не похоже что согласовано. Напишите в СК претензию и жалобу в Сбербанк (у них на сайте есть форма).
Не покупать полис это в данном случае не выход, ОСАГО это страхование вашей ответственности. Если бы у вас не было полиса, то в случае ДТП где вы пострадавший вы бы так же чинились, но только за возмещением шли бы не в свою СК, а в СК виновника (если у него полис есть). А вот если бы виновником были вы, то возмещать ущерб пострадавшему пришлось бы вам лично.
был я сегодня на сто и обьяснили они мне так- что после анализов скрытых повреждении сумма ремонта возрастет т.к погнута задняя балка после удара а это видно и так . они отправляют всю смету обратно в страховую а та в Москву и только когда придет положительныи ответ на новую смету ремонта , сто приступит к ремонту машины.получается замкнутыи круг. ,но еще предупредили,что Москва может отказать в ремонте и выплатить деньгами,но сумма будет в 2-3 раза меньше заявленнои на ремонт авто в сто, т к машине 6 лет ,что можно сделать в такои ситуации. подавать иск в Суд на виновника или на страховую? предупредили ,что это бесполезно,т.к законы в 2018 году изменились и я этим ничего не добьюсь ,время идет ,а машина нужна каждыи день,т.к лето на дворе…
ФЗ 40, ст.12 п.21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Как видите, в законе ни слова про согласования с Москвой и прочей чепухи. Если срок выдачи направления пропущен, то пишите претензию с требованием возместить штраф за просрочку (1% от суммы возмещения за каждый день просрочки). Направлением можно считать документ, в котором будет описан срок ремонта и по этому направлению автомобиль можно будет поставить на ремонт, а не слушать про сложность согласования (это проблема СК). На саму экспертизу у страховщика 5 рабочих дней, после того как машину они осмотрели можно делать независимую. Если в 5 рабочих СК не уложились то можно делать независимую.
Скорее всего страховая даст мало денег на ремонт и СТО откажет (будет требовать доплат). При таком подходе проще всего взять деньги по 19п и независимой экспертизе + через претензию возместить расходы на НЭ и штраф за проволочку с возмещением. Дальше чинить автомобиль самостоятельно, а то, что не покрыто возмещением уже добирать через претензию и суд с непосредственного виновника опираясь на решение КСРФ от 10 марта 2017 (если не изменяет память).
Источник