- При аренде авто кто оплачивает ремонт
- Аренда ТС: кто платит за ремонт и запчасти
- #1 kurzman kurzman —>
- #2 kuropatka kuropatka —>
- #3 kurzman kurzman —>
- #4 Тип Тип —>
- Все про учет арендованных авто: от налогов до первички и проводок
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Первичные документы
- НДФЛ и страховые взносы
- Бухгалтерский учет
При аренде авто кто оплачивает ремонт
Главная страница | Форум Гарант |
Ситуация следующая:
3 года работаю водителем- экспедитором в фирме (официально по трудовому договору), которая является еще и Арендатором моего личного автомобиля. Получаю 10000 руб- арендную плату в месяц за машину (без вычета НДС). Все расходы по технической части (ремонт, запчасти, масла и т.д.) я плачу из своих средств. Страховку также плачу сам.
В договоре аренды автомобиля без экипажа написано:
» 1.1.Арендодатель (т.е. Я) обязуется передать Арендатору (моей фирме) во временное владение и пользование автомобиль марки . БЕЗ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
1.2. Автомобиль, указанный в пункте 1.1. настоящего договора, передается во временное владение и пользование для осуществления грузоперевозок, связанных с обеспечением собственных нужд Арендатора. .
Вопрос: Является ли законным то, что фирма отказывается оплачивать расходы по тех. обслуживанию (ремонт, запчасти, масла и т.д). Могу ли я потребовать у фирмы возврат потраченных средств на ремонт и т. д. ?
Может ли коммерческая организация арендовать легковой автомобиль без экипажа у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? Вправе ли она сдавать в аренду (также без экипажа) этот автомобиль другой коммерческой организации? Кто должен нести расходы по оплате ГСМ, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Коммерческая организация вправе арендовать легковой автомобиль без экипажа у физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованный автомобиль в субаренду на условиях договора, заключенного с арендодателем. Указанные в вопросе расходы, если иное не предусмотрено договором, возлагаются на арендатора.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (смотрите также п. 1 ст. 421 ГК РФ). Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.п. 2 и 3 ст. 49 ГК РФ).
Законодательство не ограничивает право физических лиц (в том числе не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) передавать принадлежащие им транспортные средства юридическим лицам в аренду без экипажа*(1). Поэтому коммерческая организация вправе арендовать у физического лица легковой автомобиль без экипажа, заключив соответствующий договор (смотрите ст.ст. 642-649 ГК РФ).
Поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую, в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан арендатор (ст.ст. 644 и 645 ГК РФ). Расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование ответственности, а также расходы, возникающие в связи с эксплуатацией автомобиля, также несет арендатор, однако иное может быть предусмотрено договором аренды (ст. 646 ГК РФ). Он же несет и ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным автомобилем, его механизмами, устройствами, оборудованием (ст. 648 ГК РФ).
Наконец, если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ). В силу абзаца третьего п. 2 ст. 615 ГК РФ расходы, связанные с содержанием и ремонтом переданного в субаренду автомобиля, страхованием и т.п., распределяются между сторонами договора субаренды в соответствии с вышеописанными правилами (то есть по умолчанию возлагаются на субарендатора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
16 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите подробнее об этом, например, в п. 1 ответа на Вопрос: Физическое лицо выполнило работы, связанные с ремонтом автомобиля, принадлежащего ЗАО, без заключения в письменной форме какого-либо договора. По окончании работ сторонами был подписан акт выполненных работ. Правомерно ли выполнение указанных работ физическим лицом? Можно ли подтвердить осуществление ремонтных работ актом выполненных работ? Можно ли в данной ситуации осуществить зачет обязательства ЗАО по оплате ремонтных работ, выполненных физическим лицом, обязательством последнего по уплате арендных платежей по договору аренды с ЗАО (это физическое лицо арендует помещение, принадлежащее ЗАО)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.).
Источник
Аренда ТС: кто платит за ремонт и запчасти
#1 kurzman kurzman —>
Как следует из норм ГК о договорах аренды транспортного средства,
обязанность поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, в случае аренды с экипажем возлагается на арендодателя, а в случае аренды без экипажа — на арендатора (императив).
Сложнее с другой обязанностью — по оплате расходов. Т.е. я не уверен, за чей счет осуществляется вышеуказанная (первая) обязанность?
Императива о том, кто несет обязанности по оплате расходов на покупку запчастей и ремонт в ГК нет(?).
При аренде с экипажем диспозитивная норма сваливает на арендатора расходы «в связи с коммерческой эксплуатацией» (Абова/Кабалкин считают, что ремонт и запчасти в это не входят), при аренде без экипажа дизпозитивная норма сваливает на арендатора «расходы на содержание. а также расходы. в связи с эксплуатацией» (Абова/Кабалкин считают, что сюда входят ремонт и запчасти).
Вопрос:
кто же, все-таки, должен оплачивать покупку запчастей и ремонт:
а) по договору аренды с экипажем;
б) по договору аренды без экипажа;
и является ли это императивом?
#2 kuropatka kuropatka —>
ОбратитьсяПубликации
кто же, все-таки, должен оплачивать покупку запчастей и ремонт:
а) по договору аренды с экипажем;
б) по договору аренды без экипажа;
Да всего достаточно в ГК. Обязанность по содержанию предполагает и бремя несения расходов.
Статья 634. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства
Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства
Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
#3 kurzman kurzman —>
Если обязанность по содержанию предполагает и бремя несения расходов, то тогда в моем случае имеется следующая проблема:
Гражданин Условный У.У (арендодатель). заключил с ООО «Река» (арендатором) договор аренды ТС без экипажа, по которому передал Обществу во временное владение и пользование собственное ТС. Гражданин Условный У.У., одновременно являясь директором ООО «Река», осуществлял функции водителя арендованного ТС при эксплуатации ТС в производственных целях ООО «Река».
ООО «Река» ввиду заключенного договора аренды БЕЗ ЭКИПАЖА осуществляло расходы по приобретению для арендованного ТС запчастей.
Но как быть, если налорги посчитают вышеописанный договор аренды БЕЗ ЭКИПАЖА притворной сделкой, прикрывающей аренду С ЭКИПАЖЕМ (возможная позиция налоргов: арендодатель — гражданин предоставлял Обществу УСЛУГИ по управлению ТС!). И следовательно, Общество не вправе в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (или по ЕН-УСН) принимать расходы по приобретению запчастей. Поскольку при аренде С ЭКИПАЖЕМ бремя расходов по приобретению запчастей ИМПЕРАТИВНО несет арендодатель-гражданин.
Что делать? Играть на том, что водителем ТС выступал не гражданин Условный У.У., а директор ООО «Река» Условный У.У., именно в качестве работника Общества? Но больно уж тонкая грань, умозрительная.
Или можно однозначно доказать то, что аренда именно БЕЗ ЭКИПАЖА?
#4 Тип Тип —>
ОбратитьсяПубликации
Но как быть, если налорги посчитают вышеописанный договор аренды БЕЗ ЭКИПАЖА притворной сделкой, прикрывающей аренду С ЭКИПАЖЕМ
Или можно однозначно доказать то, что аренда именно БЕЗ ЭКИПАЖА?
Налорги должнв быть посланы, т.к.:
1. ТС передано гражданином обществу на основании гражданско-правового договора аренды, условия которого не предусматривают возникновение на стороне арендодателя обязанности по предоставлению арендатору услуг по управлению и технической эксплуатации ТС.
2. Управление ТС осуществляется гражданином на основании трудового договора, условия которого предусматривает обязанность работника по выполнению трудовой функции, частью которой является управление принадлежащим обществу ТС.
3. Управление ТС является выполнением трудовой функции по должности водителя, поэтому на стороне работника имеется совмещение профессий (должностей), т.е. выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (т.е. работой по должности ЕИО), дополнительной работы по другой профессии (должности) (т.е. работы по должности водителя).
4. Не забудь, что в соответствии со ст.151 ТК РФ за совмещение должностей общество обязано производить работнику доплату.
5. Возникновение на стороне работника совмещения должностей является введением изменений существенных условий трудового договора (если совмещение возникло после его заключения) о чем работник должен быть уведомлен аж за 2 месяца (правда на уведомление можно и болт забить), и которое лучше всего офоромить заключением дополнительного соглашения к трудовому договору (а можно и просто уведомление + согласие работника либо в письменном виде, либо в виде продолжения работы по истечении 2 мес.).
6. Не забудь, что в трудовых отношениях с ЕИО от имени работодателя выступает ОСУ, подписывающее всякие бумажки в лице председательствующего на ОСУ, т.е. доп. соглашение к ТД от имени общества подписывается председательствующим на ОСУ на основании соответствующего решения ОСУ.
7. Связанные с совмещением должностей изменения в штатном расписании вносятся в него на основании соответствующего приказа ЕИО:
О совмещении должностей
В связи с отсутствием (или вакантностью) должности водителя в штатном расписании общества, учитывая необходимость использования принадлежащего обществу ТС в хозяйственной деятельности последнего,
приказываю:
1. Возложить на меня выполнение дополнительной работы по должности водителя наряду с выполнением моей основной работы по должности ЕИО.
2. Производить мне доплату за совмещение должностей в размере 100 рублей в месяц (или в соответствии со штатным расписанием).
3. Внести соответствующие изменения в штатное расписание общества.
8. Документами, «однозначно доказывающими наличие аренды без ЭКИПАЖА» будут:
— договор аренды ТС без экипажа;
— доп. соглашение к трудовому договору с ЕИО;
— приказ ЕИО о совмещении должностей;
— новое штатное расписание (т.е. с учетом изменений).
Коллеги, если я где-то не прав, поправьте.
Источник
Все про учет арендованных авто: от налогов до первички и проводок
Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.
Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.
Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642–649 ГК РФ.
Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).
Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.
Транспортный налог
Следует сразу отметить, что обязанность по уплате транспортного налога закреплена в статье 357 НК РФ за лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Таким образом, исчисление и уплату транспортного налога должен осуществлять арендодатель.
Налог на прибыль
Суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе прочих расходов для исчисления налога на прибыль, если:
- арендованный автомобиль используется для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг,
- при условии соответствия всем критериям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, такие, как мойка, покупка запчастей, ГСМ, компания имеет право также включать в расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены и оправданы в соответствии с требованиями законодательства.
В частности, для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оформление путевых листов. Кроме подтверждения расходов на ГСМ, данный документ подтверждает в целом экономическую обоснованность и производственную направленность расходов, связанных с использованием транспортного средства.
Таблица 1. Расходы на аренду и обслуживание транспортного средства
Вид расхода
Вид расхода в НУ
Ссылка на законодательство
Расходы на аренду
пп.10 п.1 ст.264 НК
Услуги по управлению автомобилем
Страховые взносы на услуги по управлению
пп.1 п.1 ст.264 НК
Текущий и капитальный ремонт
Расходы на ремонт основных средств*
пп. 1 и 2 ст. 260 НК*
Расходы на содержание
пп. 11 п. 1 ст. 264 НК
Материальные расходы** или
пп. 5 п. 1 ст. 254 НК**
пп. 11 п. 1 ст. 264 НК***
Страхование (ОСАГО, КАСКО)
Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
пп. 1 п. 1 ст. 263 НК
* если обязанность возложена на арендатора,
** для производственной деятельности,
*** для нужд управления.
Первичные документы
Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.
Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.
Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.
Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.
В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.
Путевой лист должен обязательно содержать следующую информацию и реквизиты (утверждены разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152):
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке его действия;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе;
- отметка о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля (приказ Минтранса РФ от 18 января 2017 г. № 17);
- показания одометра при выезде и при заезде;
- дата и время выезда и заезда в гараж;
- подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
- Ф.И.О. водителя;
- дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
- штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр.
С 15 декабря 2017 в путевом листе обязательно должна содержаться информация об ОГРН или ОГРИП (в случае ИП) собственника транспортного средства.
Еще одно дополнение — в поле «Сведения о транспортном средстве» появился новый обязательный реквизит. В данном поле необходимо заполнять день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Данное поле заполняется, если такой предрейсовый контроль предусмотрен законодательством.
Путевой лист теперь не обязан содержать печать (штамп) организации или ИП.
Важное внимание следует уделить информации о маршруте поездок. Несмотря на отсутствие данного требования в Приказе Минтранса, налоговые органы настаивают на наличии полной информации о маршруте поездок. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер (например, поездка в налоговую инспекцию, на переговоры к заказчику).
Величина расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли не ограничена налоговым законодательством. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп.11 п.1 ст.264 НК РФ).
При проверке обоснованности затрат налоговые органы руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае значительного превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.
Несмотря на это, организация, учитывая специфику своей деятельности, вправе использовать самостоятельно разработанные нормы, исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Минфин в своих разъяснениях (например, письма от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875) разрешает организациям, которые не являются автотранспортными, не придерживаться норм Минтранса, а разрабатывать свои нормы.
Если организация не является автотранспортной, необходимо закрепить разработанную норму расхода топлива приказом руководителя организации.
Если организация или ИП оказывает транспортные услуги, то они должны вести журнал регистрации путевых листов, который также иногда называют реестром путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 17 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).
НДФЛ и страховые взносы
Если организация арендует автомобиль у физического лица, то также, как и в случае с юридическим лицом, необходимо заключить договор аренды транспортного средства. В договоре должна содержаться исчерпывающая информация об автомобиле, чтобы можно было точно определить, какое транспортное средство взято в аренду. Так обязательно следует указать марку автомобиля, год выпуска, цвет, номер кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Сведения должны соответствовать паспорту транспортного средства или свидетельства о регистрации.
Доходы, получаемые физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).
Организация, в данном случае оплачивающая услуги аренды, выступает налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). В зависимости от того является физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет, ставка налога будет 13% или 30% соответственно.
НДФЛ с арендной платы удерживается при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода — из кассы или на банковский счет (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК). Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.
В зависимости от того оформлен договор аренды с экипажем или без него, будет возникать необходимость исчисления и уплаты страховых взносов.
Если заключен договор аренды без экипажа, то арендная плата, выплачиваемая физическому лицу по договору аренды имущества, страховыми взносами не облагается.
Если заключен договор аренды с экипажем, то есть также предоставляются услуги по управлению транспортным средством, то следует обратить внимание на следующие нюансы:
- В договоре необходимо разделить стоимость аренды и стоимость услуг управления,
- Как было сказано выше, услуги аренды не являются объектом обложения страховых взносов, но услуги управления облагаются страховыми взносами в ПФР и ФФОМС, так как относятся к выплатам физическому лицу по договору гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг,
- Страховые взносы в ФСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в том случае, если это предусмотрено в самом договоре аренды транспортного средства с экипажем (п.1 ст.20.1 закона № 125-ФЗ).
Если в договоре отсутствует разделение сумм аренды и оказания услуг управления, то высока вероятность того, что проверяющие начислят взносы со всей суммы арендной платы. В таком случае свои интересы придется отстаивать в суде.
Бухгалтерский учет
Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды.
По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.
Согласно ПБУ 10/99, в случае использования арендованного имущества для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.
Арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль. Возможные бухгалтерские проводки при аренде транспортного средства у физического и юридического лица приведены в Таблице 2.
Обратим внимание, что если аренда у физического лица предполагает аренду у сотрудника организации, то в качестве счета расчетов с арендодателем будет использоваться счет 73, в случае аренды у физического лица — ИП или у юридического лица будет использоваться счет 76.
Таблица 2. Бухгалтерские проводки
Источник