- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
- Сдавая машину в автосервис, требуйте возврата замененных запчастей!
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Источник
Сдавая машину в автосервис, требуйте возврата замененных запчастей!
Как избежать самых распространенных уловок при ремонте авто, рассказал в эфире радиостанции «Комсомольская правда» президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий.
СТО ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА ПЛАТУ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
— Алексей вас беспокоит. У меня сломалась автоматическая коробка передач на дороге. Машину привезли в сервис, там сказали, что много чего сломано и ремонт обойдется в 80 тысяч. Таких денег при себе у меня не было, пришлось забрать машину, затащили ее в гараж, мой друг увидел и сказал, что просто коленвал вылез и из автоматической коробки вытекло масло. Замена обошлась в 500 рублей.
— Очень типичная история. Вас хотели развести на деньги: на самом деле требовался ремонт по мелочи, а мастера раздули из мухи слона.
Такое в автосервисах встречается очень часто. В нашей юридической практике сейчас рассматривается дело, когда у женщины тоже сломалась автоматическая коробка передач, и ей в сервисе заявили, что нужно делать переборку коробки передач за 100 с лишним тысяч рублей. Она заплатила, уехала, а вскоре в машине начались те же проблемы. Тогда она обратилась в другой сервис, и там сказали, что объемный ремонт был ни к чему, надо было поменять всего одну плату. Это стоит максимум 15 тысяч рублей.
— Но как же избежать таких разводок?
— Единственный надежный способ — вызвать автоэксперта (независимые бюро автоэкспертиз можно найти по Интернету). Он оценит масштаб проблемы, и вы будете уверенно чувствовать себя при обращении в сервис.
— А во сколько обойдутся услуги эксперта?
— Все зависит от конкретной ситуации. Но в любом случае, если в сервисе вам говорят, что нужен очень дорогостоящий сложный ремонт, дешевле нанять эксперта, чем отдавать большие деньги за ненужные услуги. Так, женщине, заплатившей больше 100 тысяч за надуманный ремонт, заключение эксперта обошлось бы в несколько тысяч рублей.
! Важно: если вы переплатили за ненужные ремонтные работы, то по закону имеете право требовать возврата их стоимости. Для этого потребуется доказать — как правило, с помощью экспертизы, что вас ввели в заблуждение и на самом деле подобный ремонт не требовался (подробно см. в тексте). В судебной практике есть случаи выигрышей автовладельцев по таким делам.
ДЕТАЛИ ВСЕ ТЕ ЖЕ, А ДЕНЬГИ СОДРАЛИ
— Я купил машину в кредит и по договору обязан после каждых 10 тысяч км пробега заезжать на техобслуживание в дилерский сервис. Там с меня каждый раз берут тысяч 15 — 16, за что — непонятно. Говорят, что какие-то детали меняют, но у меня такое ощущение, что все запчасти остаются те же. Максимум, может, масло меняют и такие деньги дерут.
— Чтобы противостоять подобным уловкам, требуйте возвращать вам замененные автозапчасти. Тогда можно убедиться — исправны они или на самом деле требовалась замена. Если вам заменили нормальные, рабочие детали, то вы вправе потребовать возврата денег за необоснованно оказанные услуги.
— Но сервис не отдает запчасти, которые снимает и заменяет!
— В правилах оказания услуг по авторемонту четко сказано, что потребителю обязаны вернуть замененные запчасти. Однако на практике сервисы нередко используют такую уловку: в заказ-наряде, который оформляется при сдаче машины в ремонт, делается графа «возвратить запчасти или утилизировать их». И если клиент не ставит галочку «возвратить», то считается, что он автоматически согласился на утилизацию, и запчасти под этим предлогом не возвращаются.
Так что будьте внимательны при оформлении приемки авто в ремонт. А если вам необоснованно отказываются выдавать замененные запчасти, требуйте жалобную книгу и при необходимости также жалуйтесь в Роспотребнадзор.
МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДИАГНОСТИКИ?
— Это Елена. Нас с мужем достало вот что: по какому бы поводу мы ни обратились в сервис, они всегда отправляют на диагностику. Скажите: неужели обязательно ее делать и каждый раз платить за это больше тысячи рублей, даже если дефект очевидный?!
— Диагностика необходима, когда не ясна причина недостатка: скажем, в машине что-то звенит, стучит, протекает и т. п. Если же вы приехали, например, заменить конкретную деталь — скажем, лампочку, фару, отрихтовать вмятину на двери и т. п., то вправе отказаться от платной диагностики.
— А если в сервисе шантажируют: либо с диагностикой, либо вообще ничего делать не будем.
— Если, как в наших примерах (см. выше), в диагностике нет необходимости, то, настаивая на ней, сервис навязывает дополнительные платные услуги, а это серьезное нарушение закона. Поэтому грозно требуем жалобную книгу и обещаем вызвать Роспотребнадзор.
— А может сервис в отместку вообще отказаться принимать машину в ремонт?
— Сервисы работают по схеме так называемого публичного договора: они обязаны оказывать свои услуги каждому, кто к ним обратится, и не вправе отказать.
«ХОЧУ ВИДЕТЬ, ЧТО ДЕЛАЮТ С МОЕЙ «ЛАСТОЧКОЙ»!»
— Это Игорь. У меня несколько машин разных марок, и я бываю в трех дилерских автосервисах. В одном из них во время ремонта мне разрешают из-за стекла видеть, что делают с моей машиной, в другом в ремонтную зону вообще не пускают, в третьем говорят, что пройти все-таки можно. Поясните, пожалуйста: если мастер мне говорит, что в машине такая-то неисправность, то могу я вместе с ним пойти и наблюдать, что он делает?
— Вы имеете полное право на это!
— А на что ссылаться, если не пускают?
— Существуют Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденные постановлением правительства от 11 апреля 2001 года № 2090. Это основной документ, которым должен руководствоваться сервис в отношениях с потребителем. Там есть пункт, где прописано, что исполнитель обязан дать возможность потребителю осуществлять контроль за выполнением работ (с учетом соблюдения правилбезопасности).
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Одно исправили, другое повредили
— Антон, немало автовладельцев жалуются: приехали в сервис с одними поломками, а в итоге появились другие. Если в ходе ремонта в машине что-то повредили, то реально ли отстоять свои права?
— Да, в данном случае применяется статья 35 Закона «О защите прав потребителей», которая обязывает компенсировать вред, причиненный вещи при выполнении работы с ней.
— Но ведь придется доказывать, что напортачили именно в автосервисе, а это нелегко. В практике были случаи, когда автовладельцы добивались компенсаций по этой статье?
— Да, такие примеры есть. А еще был случай, когда машина в сервисе сгорела, и по 35-й же статье бывшему владельцу присудили компенсацию в размере двойной стоимости.
ВОПРОС — РЕБРОМ
Где надежнее: у дилеров или «чужих» мастеров?
— Вовсе необязательно, что в дилерском центре качество услуг будет лучше, — считает наш эксперт Антон Недзвецкий. — Автослесарь — как хороший врач: лучше искать через знакомых и в идеале иметь своего проверенного мастера, который хорошо разбирается вавтомобиле.
Источник