Прибор для ремонта стартера автомобиля

Содержание
  1. Прибор для ремонта стартера автомобиля
  2. Тестер-приставка CRT 2.0
  3. Тестер регуляторов напряжения VR-2200 v.2
  4. Стенд для проверки генераторов и стартеров Motorherz Expert One
  5. Стенд для проверки генераторов и стартеров ME-1 LCD
  6. Какое оборудование используется для диагностики стартеров и генераторов?
  7. Стенд для проверки генераторов и стартеров
  8. Преимущества оборудования
  9. Приспособление для сборки-разборки и ремонта стартера автомобиля
  10. Применяемое оборудование и инструменты для стартера
  11. Применяемое оборудование и инструменты для стартера
  12. Тестер-приставка CRT 2.0
  13. Тестер регуляторов напряжения VR-2200 v.2
  14. Стенд для проверки генераторов и стартеров Motorherz Expert One
  15. Стенд для проверки генераторов и стартеров ME-1 LCD
  16. Ремонт стартера
  17. Перечень требуемых для ремонта инструментов
  18. Подготовка к ремонту
  19. Механические поломки, требующие ремонта
  20. Щеточный узел
  21. Диагностика неполадок и ремонт якоря стартера
  22. Осмотр статора
  23. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАТОРОВ И СТАРТЕРОВ
  24. Стартеры: как они устроены и как их ремонтировать
  25. История появления стартера
  26. Конструкция стартера
  27. Наглядная 3D-анимация конструкции стартера
  28. Пример ремонта стартера

Прибор для ремонта стартера автомобиля

МЫ В СОЦСЕТЯХ

БУДЬТЕ С НАМИ!

Ни для кого не секрет, что более половины успеха любой мастерской зависит от качества её оснащения. Именно хорошее оборудование и инструмент – вот то, что отличает профессиональный сервис от гаража. Представляем новую линейку профессионального оборудования для мастерских Motorherz Equipment PROFESSIONAL LINE

Тестер-приставка CRT 2.0

Тестер-приставка CRT 2.0 предназначена для диагностики протоколов регуляторов напряжения автомобильных генераторов. Принцип действия тестера-приставки CRT 2.0 заключается в имитации управляющих сигналов бортового компьютера автомобиля для тестируемого регулятора. В CRT 2.0 интегрированы физические интерфейсы и программные протоколы всех существующих на данный момент реле-регуляторов, включая самые последние версии протокола LIN2.

Способы проверки регуляторов напряжения:

  1. Без демонтажа генератора, непосредственно на автомобиле;
  2. В комплексе с демонтированным генератором, при его установке и подключении на диагностическом стенде;
  3. Отдельно от генератора, при его подключении к тестеру реле-регуляторов MOTORHERZ VR-2200 или аналогичному.

Режимы работы CRT 2.0

  1. Режим «COM» (BSS, LIN, LIN2)
  2. Режим «SIG Ford»
  3. Режим «L-F GM» («L-RVC»)
  4. Режим «C Nissan»
  5. Режим «С Japan»
  6. Режим «RLO Toyota»
  7. Режим «P-D Mazda»
  8. Режим «67А-12В» External Voltage Regulator
  9. Режим «67B-12В» External Voltage Regulator
  10. Режим «67А-24В» External Voltage Regulator
  11. Режим «67В-24В» External Voltage Regulator

Тестер регуляторов напряжения VR-2200 v.2

Тестер обеспечивает комплексный контроль регуляторов в режимах, которые включают:

  • проверку работоспособности и измерение напряжения стабилизации регуляторов типа А и В, рассчитанных на работу при напряжении бортовой сети 12В, 24В;
  • проверку работоспособности регуляторов типа А и В с подключениями SIG, P-D, L-DFM, BSS, LIN, LIN2, RLO, рассчитанных на работу при напряжениях бортовой сети 12В;
  • проверку цепи обмотки возбуждения регуляторов FIELD при токах 0,5А, 3А, 5А, 7А;
  • проверку работоспособности цепи возбуждения регулятора CHOKE DRIVE;
  • роверку работоспособности диода цепи обмотки возбуждения регулятора FIELD DIODE;
  • проверку работоспособности цепи ламповой сигнализации регулятора LAMP;
  • отображение, путем индикации, короткого замыкания в цепи питания обмотки возбуждения SHORT BATTERY.

Стенд для проверки генераторов и стартеров Motorherz Expert One

Стенд предназначен для проверки без установки на автомобиль работоспособности генераторов и стартеров легковых и грузовых автомобилей с бортовой сетью 12 и 24В и измерения их электрических параметров. Питание стенда осуществляется от сети переменного тока 220V либо 380V (в зависимости от версии исполнения). Стенд оборудован электронным управлением двигателя, обеспечивающим плавный пуск и остановку двигателя, плавную регулировку оборотов шкива двигателя от 0 до 3000 об/мин. в прямом и реверсивном режимах. Максимальный ток нагрузки при проверке генераторов — до 155А (до 200А в регуляторах с изменяемым напряжением), обеспечиваемый включением 5 независимых активных нагрузочных режимов (в версии стенда для сети питания 220V максимальный ток нагрузки при проверке генераторов — до 105А (до 140А в регуляторах с изменяемым напряжением), В стенде обеспечивается проверка не только силовых, но и информационных выходов современных генераторов: L (D+), P-D, FR-SIG, DFM (LOW и HIGH), RLO, BSS/COM и LIN. Также обеспечивается проверка генераторов с внешними реле регуляторами А и В типов. На приборах стенда в процессе измерения происходит наглядная цифровая индикация измеряемых (ток и напряжение) параметров.

Характеристики стенда Motorherz Expert One (ME-1a)

Напряжение проверяемых стартеров/генераторов: 12-24 v.
Мощность проверяемых генераторов: 0-250 Амп.
Мощность проверяемых стартеров: 0-5500 Вт.
Мощность нагрузки проверяемых генераторов: 0-105 Амп.
Плавная регулировка оборотов: 0-3000 об/мин. (на шкиве генератора 0-6000 об/мин).
Проверка всех типов генераторов D+, L-DFM, FR-SIG, P-D, COM, LIN, RLO с любым креплением.
Проверка всех генераторов с внешними реле регуляторами, управляемыми полем A или B.
Питание стенда: 220v.
Габаритные размеры стенда: 600х800х700 мм. Вес 90 кг.

Характеристики стенда Motorherz Expert One 380V (ME-1b)

Напряжение проверяемых стартеров/генераторов: 12-24 v.
Мощность проверяемых генераторов: 0-250 Амп.
Мощность проверяемых стартеров: 0-5500 Вт.
Мощность нагрузки проверяемых генераторов: 0-155 Амп.
Плавная регулировка оборотов: 0-3000 об/мин. (на шкиве генератора 0-6000 об/мин).
Проверка всех типов генераторов D+, L-DFM, FR-SIG, P-D, COM, LIN, RLO с любым креплением.
Проверка всех генераторов с внешними реле регуляторами, управляемыми полем A или B.
Питание стенда: 380v.
Габаритные размеры стенда: 600х800х700 мм. Вес 100 кг.

Стенд для проверки генераторов и стартеров ME-1 LCD

Версия стенда ME-1 LCD, в дополнение к текущей конфигурации стенда ME-1, получила 7-ми дюймовый сенсорный дисплей, на который выводятся текущие значения измеряемого тока, напряжения и оборотов двигателя в цифровом виде, а также в виде графиков в реальном времени, что дает полною наглядность проводимых тестов. При контроле генераторов с протоколами BSS и LIN, стендом определяется и отображается на дисплее тип используемого протокола. Все измерения записываются и сохраняются в энергонезависимой памяти стенда, и к ним можно вернуться в любой момент времен, что бывает крайне важно при решении спорных ситуаций. Кроме того, стенд снабжен LAN-интерфейсом для подключения к компьютеру и принтеру, на который также можно производить запись результатов тестов и в любой момент распечатывать графики измерений.

В стенде появились гнезда для контроля генераторов с протоколами С и L-RVC, а регулировка установочного напряжения для всех протоколов теперь осуществляется единым общим энкодером.

Версия стенда ME-1 LCD, кроме стандартного крепежного ремня, дополнительно комплектуется съёмным металлическим кронштейном с винтовым зажимом агрегатов.

Версия для сетей питания 220V (ME-1a LCD)

Версия для сетей питания 380V (ME-1b LCD)

Источник

Какое оборудование используется для диагностики стартеров и генераторов?

В этой статье мы рассмотрим, какие специализированные устройства применяются СТО для диагностики генераторов и стартеров. Для каких целей используются такие диагностические устройства? С их помощью выявляются различные механические и электрические неисправности. К ним относятся:

  • нарушение работы подшипников;
  • повреждение шкива;
  • межвитковое замыкание;
  • износ коллектора;
  • короткое замыкание в вентиле генератора.

Это ключевые неисправности, которые часто возникают при эксплуатации транспортного средства. Для их выявления на многофункциональном стенде создаются условия работы стартера и генератора, максимально приближенные к реальным. Это залог получения достоверных результатов тестирования и качественного проведения ремонта!

Стенд для проверки генераторов и стартеров

«MSG Equipment» – компания, которая предлагает надежное оборудование для проверки стартеров и генераторов автомобилей. В нем удачно сочетаются функциональные возможности нескольких измерительных приборов, поэтому работа специалистов СТО существенно упрощается, ведь они определяют проблему в работе агрегатов за короткий промежуток времени.

Отслеживание параметров работоспособности механизмов проводится в различных режимах. После выявления неисправностей специалисты смогут оперативно заменить изношенные элементы и провести тестирование отремонтированных агрегатов перед их установкой на машину.

Преимущества оборудования

  1. Универсальность – использование для выявления поломок агрегатов любых моделей авто.
  2. Простота эксплуатации – у специалистов возникают трудности при знакомстве с оборудованием. Они легко решают поставленные задачи.
  3. Малые габариты – большинство оборудования не занимает много места и может использоваться в «гаражных» условиях.
  4. Точные результаты – обеспечивается качественное проведение диагностических мероприятий. Полученная информация выводится на дисплей.
  5. Практичность – отсутствует необходимость в применении дополнительных приборов или крепежных элементов.

Большой спрос имеет стенд для диагностики генераторов MS004 COM. Это оборудование настольного типа, что используется для быстрого тестирования стартеров и генераторов. Такое устройство прекрасно справляется со своими функциями. Он компактный и практичный.

Источник

Приспособление для сборки-разборки и ремонта стартера автомобиля

Приспособление предназначено для быстрой, удобной и безопасной разборки, сборки стартера, а также для проверки стартера в условиях полной фиксации.

Устройство приспособления: 1. Вентиль резьбовой шпильки, 2. Установочная рейка, 3. Стойки — 2 шт, 4. Прижимная призма, 5. Винт крепления — 2 шт, 6. Установочная призма, 7. Плита, 8. Фиксатор.

Читайте также:  Эксперты по ремонту машин

Робота приспособления: Снятый с автомобиля стартер устанавливается на установочную призму 6, центрируется к плите 7 и прижимной призме 4. Далее с помощью ручки 1, вкрученный в вентиль резьбовой шпильки опускаем прижимную призму 4 до упора в стартер дальше с помощью контргайки закрепляем высоту прижимной призмы 4.

Данная конструкция соответствует всем требованиям для разборки и сборки стартера. С точки зрения безопасности, конструкция соответствует требованиям по технике безопасности. Имеет простоту и надежность конструкции.

По сравнению с другими существующими конструкциями похоже типа работы, данное приспособление имеет следующие преимущества:

  • Меньшее количество материалов;
  • Простота изготовления;
  • Простота сборки;
  • Надежность закрепления стартера;
  • Удобство в разборе и сборке стартера;
  • Удобство в установке приспособления на верстак.

Приспособление для сборки-разборки и ремонта стартера автомобиля Сборочный чертеж

Деталировка приспособления для сборки-разборки и ремонта стартера

3.1 Назначение, устройство и работа приспособления для ремонта стартера

3.2 Расчет основной детали на прочность

3.3 Обоснование принятой конструкции и сравнительная оценка с аналогичными приспособлениями

3.4 Руководство по эксплуатации

Пояснительная записка 3 страницы расчетов и описания, спецификация.

Источник

Применяемое оборудование и инструменты для стартера

Применяемое оборудование и инструменты для стартера

МЫ В СОЦСЕТЯХ

БУДЬТЕ С НАМИ!

Ни для кого не секрет, что более половины успеха любой мастерской зависит от качества её оснащения. Именно хорошее оборудование и инструмент – вот то, что отличает профессиональный сервис от гаража. Представляем новую линейку профессионального оборудования для мастерских Motorherz Equipment PROFESSIONAL LINE

Тестер-приставка CRT 2.0

Тестер-приставка CRT 2.0 предназначена для диагностики протоколов регуляторов напряжения автомобильных генераторов. Принцип действия тестера-приставки CRT 2.0 заключается в имитации управляющих сигналов бортового компьютера автомобиля для тестируемого регулятора. В CRT 2.0 интегрированы физические интерфейсы и программные протоколы всех существующих на данный момент реле-регуляторов, включая самые последние версии протокола LIN2.

Способы проверки регуляторов напряжения:

Режимы работы CRT 2.0

Тестер регуляторов напряжения VR-2200 v.2

Тестер обеспечивает комплексный контроль регуляторов в режимах, которые включают:

Стенд для проверки генераторов и стартеров Motorherz Expert One

Характеристики стенда Motorherz Expert One (ME-1a)

Напряжение проверяемых стартеров/генераторов: 12-24 v.
Мощность проверяемых генераторов: 0-250 Амп.
Мощность проверяемых стартеров: 0-5500 Вт.
Мощность нагрузки проверяемых генераторов: 0-105 Амп.
Плавная регулировка оборотов: 0-3000 об/мин. (на шкиве генератора 0-6000 об/мин).
Проверка всех типов генераторов D+, L-DFM, FR-SIG, P-D, COM, LIN, RLO с любым креплением.
Проверка всех генераторов с внешними реле регуляторами, управляемыми полем A или B.
Питание стенда: 220v.
Габаритные размеры стенда: 600х800х700 мм. Вес 90 кг.

Характеристики стенда Motorherz Expert One 380V (ME-1b)

Напряжение проверяемых стартеров/генераторов: 12-24 v.
Мощность проверяемых генераторов: 0-250 Амп.
Мощность проверяемых стартеров: 0-5500 Вт.
Мощность нагрузки проверяемых генераторов: 0-155 Амп.
Плавная регулировка оборотов: 0-3000 об/мин. (на шкиве генератора 0-6000 об/мин).
Проверка всех типов генераторов D+, L-DFM, FR-SIG, P-D, COM, LIN, RLO с любым креплением.
Проверка всех генераторов с внешними реле регуляторами, управляемыми полем A или B.
Питание стенда: 380v.
Габаритные размеры стенда: 600х800х700 мм. Вес 100 кг.

Стенд для проверки генераторов и стартеров ME-1 LCD

Версия стенда ME-1 LCD, в дополнение к текущей конфигурации стенда ME-1, получила 7-ми дюймовый сенсорный дисплей, на который выводятся текущие значения измеряемого тока, напряжения и оборотов двигателя в цифровом виде, а также в виде графиков в реальном времени, что дает полною наглядность проводимых тестов. При контроле генераторов с протоколами BSS и LIN, стендом определяется и отображается на дисплее тип используемого протокола. Все измерения записываются и сохраняются в энергонезависимой памяти стенда, и к ним можно вернуться в любой момент времен, что бывает крайне важно при решении спорных ситуаций. Кроме того, стенд снабжен LAN-интерфейсом для подключения к компьютеру и принтеру, на который также можно производить запись результатов тестов и в любой момент распечатывать графики измерений.

В стенде появились гнезда для контроля генераторов с протоколами С и L-RVC, а регулировка установочного напряжения для всех протоколов теперь осуществляется единым общим энкодером.

Версия стенда ME-1 LCD, кроме стандартного крепежного ремня, дополнительно комплектуется съёмным металлическим кронштейном с винтовым зажимом агрегатов.

Версия для сетей питания 220V (ME-1a LCD)

Версия для сетей питания 380V (ME-1b LCD)

Ремонт стартера

В процессе эксплуатации автомобиля его стартер может выйти из строя. Узел состоит из втягивающего реле и электродвигателя, которые подвержены как естественному износу, так и появлению повреждений из-за неправильного пуска мотора или неисправности какого-либо сопутствующего элемента.

Стартер является дорогостоящей запчастью, поэтому ремонт своими руками и самостоятельное техническое обслуживание узла позволяет хорошо сэкономить автовладельцу деньги.

Перечень требуемых для ремонта инструментов

Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Название Примечание
Головка TORX Требуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок
Головка «на 8», «на 10», «на 12», «на 13», «на 14», «на 15». Размер варьируется от марки и модели стартера.
Рожковый ключ Для доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом
Вороток С трещоткой и удлинителем
Мультиметр Для проверки электрических параметров стартера
Кардан для воротка Требуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов
Отвертка С плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или «звездочка»
Лента изоляционная Для восстановления изоляции
Проникающая смазка Для отворачивания прикипевших резьбовых соединений
Ветошь Для очистки загрязнений и остатков смазки

Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.

Подготовка к ремонту

Прежде чем приступать к ремонту стартера, следует убедиться в том, что именно он неисправен. В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батареи. Ее заряд должен быть достаточен для запуска мотора. Также следует осмотреть клеммы. Если они окислены, то требуется очистить их и отшлифовать.

Для ремонта стартера предварительно следует демонтировать его с автомобиля. Для этого требуется отсоединить силовой и управляющий провод, а также открутить 2-4 крепления.

Снятый узел требуется проверить на отсутствие КЗ. После этого стартер можно подключить напрямую к батарее. Это позволит проверить тяговое реле и электродвигатель на исправность.

При неработающем электродвигателе следует осмотреть провод, который соединяет тяговое реле и электромотор. Со временем он перегнивает и может отвалиться. При обнаружении отсутствия контакта следует припаять или приварить новый проводник.

Для дальнейшего ремонта требуется разобрать узел. Для начала следует разъединить тяговое реле и электродвигатель.

Механические поломки, требующие ремонта

Первым делом следует проверить механическую часть. Муфта должна легко перемещаться под действием отвертки.

Вращение шестерни бендикса должно производиться только в одну сторону. Недопустимо наличие любых подклиниваний. Люфт также указывает на неисправность узла. В случае наличия дефектов в работе, бендикс подлежит замене.

На шестерни недопустимо наличие существенного износа или повреждений зубьев. Шестеренка не подлежит восстановлению, поэтому в случае дефектов требует замены.

Выход из строя втулки сопровождается посторонними звуками при работе узла. Ее изъятие удобно производить с помощью метчика.

Большинство современных стартеров имеют планетарную передачу. Смазка в ней загустевает в процессе эксплуатации. Для восстановления работоспособности редуктора требуется:

Несмотря на то, что чистка планетарного редуктора стартера не входит в плановое ТО, многие автовладельцы рекомендуют делать ее периодически с интервалом 40-80 тыс. км.

Щеточный узел

Для доступа к щеточному узлу следует разобрать стартер, как показано на изображении ниже.

Первым делом следует проверить как перемещаются щетки в щеткодержателях. При наличии заеданий следует отшлифовать дефектные места.

Щетки требуется осмотреть на наличие оплавлений и термических повреждений. Особое внимание необходимо уделить месту контакта с коллектором. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой.

В процессе эксплуатации происходит износ щеток. Критический размер составляет от 4 мм до 15 мм в зависимости от конструкции. В случае его достижения требуется замена щеток. Их цена составляет от 90 до 1800 рублей в зависимости от марки и модели стартера.

Диагностика неполадок и ремонт якоря стартера

В первую очередь следует проверить пробой на корпус. Для этого потребуется мультиметр. При отсутствии прибора «прозвонку» можно выполнить с помощью лампочки.

На коллекторе встречаются термические повреждения. Незначительные дефекты устраняются шлифовкой. При существенных разрушениях требуется замена всего якоря.

Осмотр статора

Статор следует проверить, используя схемы, приведенные на изображении ниже.

Статор современного стартера часто не имеет обмоток. Они заменены магнитами. Поэтому «прозвонка» не требуется, а важно лишь осмотреть все на отсутствие механических повреждений.

При возникновении любых проблем во время ремонта стартера, рекомендуется посмотреть тематическое видео.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАТОРОВ И СТАРТЕРОВ

Всю линейку оборудования MSG Equipment для диагностики генераторов и стартеров, можно разделить на три группы:

На этом оборудовании можно выполнить полный перечень возможных работ на СТО – от первоначальной оценки состояния агрегата на автомобиле до выявления неисправного элемента в агрегате.

Разберем каждую группу и ее возможности подробнее.

Тестер MS016 дополнительно может проводить диагностику регулятора напряжения отдельно от генератора, он снабжён базой схем подключения регуляторов напряжения к тестеру.

Это позволяет мастеру сервиса оперативно определить причину поломки генератора, не снимая его с авто.

Наибольшими возможностями обладает стенд MS005. На нем можно проводить диагностику генераторов и стартеров с номинальным напряжением 12/24 В, генераторов с вакуумным насосом и автомобильных аккумуляторов. Стенд MS005 может задавать нагрузку на генератор до 300 А. То есть, он позволяет диагностировать все типы генераторов и их возможные неисправности.

Измеряемые параметры отображаются в виде графиков. Результаты диагностики можно сохранить и распечатать. В ближайшем будущем будут доступны две новые функции: диагностика генераторов системы «старт-стоп» и генераторов 48 В.

Стенд MS002 COМ оценивает техническое состояние: генераторов 12 В/24 В (с допустимой нагрузкой до 200 Ампер для 12 В и до 100 Ампер для 24 В), стартеров 12 В/24 В, имеющих мощность до 6 кВт и регуляторов напряжения отдельно от генератора. С ним можно максимально расширить модельный ряд автомобильных генераторов для диагностики.

Компактный настольный стенд MS004 COM работает от сети 220 В (! что удобно при отсутствии промышленной сети 380 В) и диагностирует генераторы 12 В/24 В под нагрузкой до 100 Ампер для 12 В и до 50 Ампер для 24 В, стартеров 12 В/24 В, имеющих мощность до 4 кВт. Также может проводить диагностику регуляторов напряжения отдельно от генератора.

Стенд MS006 COM также настольного исполнения, работающий от сети 220 В. Он предназначен для диагностики 12/24-вольтовых автомобильных генераторов под нагрузкой до 50 А. Этого достаточно для проверки всех генераторов легковых автомобилей на небольшом автосервисе.

Оборудование из этой группы позволяет проводить на СТО полную диагностику агрегатов, снятых с автомобиля.

3.Оборудование для диагностики узлов агрегатов : MS012 COM, MS013 COM, MS014, MS021, MS031.

На тестере MS012 COM можно имитировать подключение регулятора напряжения к исправному генератору, чтобы определить его работоспособность и подобрать регулятор-аналог под конкретный генератор.

С тестером MS014 можно проверять и статорные обмотки, и диодные мосты автомобильных генераторов. При этом не нужно использовать сторонние измерительные приборы или выпаивать отдельные полупроводники диодного моста.

Тестер MS021 определяет техническое состояние диодного моста автомобильных генераторов и диодов по отдельности. Прибор прост в использовании, имеет небольшие габариты и малый вес.

С тестером MS031 можно легко оценить техническое состояние соленоида стартера, определить наличие обрывов и межвитковых замыканий в катушке тягового реле.

Эта группа оборудования позволяет детально диагностировать каждую из частей генератора.

В этой линейке оборудования от MSG Equipment продуманы все потребности разных видов СТО. Наши менеджеры учтут индивидуальные пожелания и помогут подобрать оборудование, которое подходит именно для вашего автосервиса.

Все стенды и тестеры разработаны совместно со специалистами сети СТО Master Service. При их создании также были учтены пожелания механиков, которые работают с оборудованием MSG Equipment.

Стартеры: как они устроены и как их ремонтировать

Стартер – самая «женская» деталь автомобиля! Ведь считается, что именно электрический запуск двигателя позволил прекрасному полу всерьез сесть за руль, ибо до его изобретения машину заводили ручной рукояткой, что было под силу не каждому мужику… При этом как механизм стартер не по-женски надежен и предсказуем, благодаря неженской же грубости и простоте конструкции, а поэтому редко доставляет проблемы владельцу новой машины в течение 3-5 лет её службы. Хотя немолодой стартер, конечно же, имеет право покапризничать, поскольку жизнь его нелегка! Узнаем, как он устроен, а после теоретической подготовки исследуем и отремонтируем захандривший «пускач».

История появления стартера

И значально автомобиль был рожден без стартера — двигатели запускались заводной рукояткой, и это считалось нормой. Собственно, у машин зари автомобилизации хватало других, более насущных проблем, на фоне которых вращение ручки перед поездкой было не самой существенной. Однако тяжелый и небезопасный запуск мотора вручную был все же очевидным узким местом первых самобеглых повозок, и в 1911 году американский инженер-механик Чарльз Кеттеринг предложил конструкцию электрического стартера. А уже в 1912 году был выпущен первый автомобиль, заводящийся изобретением Кеттеринга – Cadillac Model 30.

Впрочем, несмотря на это, технической революции не произошло – что можно проследить хотя бы по знаменитому Ford T, который, выпускаясь миллионными тиражами, заводился ручкой вплоть до 1919 года… Собственно, причина заключалась в немалой степени в том, что Чарльз Кеттеринг, коронованный как изобретатель стартера, предложил компании Cadillac совсем не ту конструкцию, что применяется повсеместно в наши дни!

На фото: Чарльз Кеттеринг

Его конструкция была сложна и ненадежна, поскольку стартер после запуска мотора не отсоединялся от коленвала, а переключался в режим генератора, и ведущие американские автоконцерны той эпохи отнеслись к идее прохладно. Причина же поддержки изобретения Кеттеринга Кадиллаком крылась в личности основателя фирмы Генри Лиланда, чей близкий друг в 1910 году был серьезно травмирован обратным рывком заводной рукоятки при слишком раннем зажигании и в результате скончался.

Лиланд поклялся, что альтернатива ручному запуску будет найдена, и с распростертыми объятиями встретил Кеттеринга, чей стартер в рекламном проспекте «Model 30» пафосно назвал «World Wonder» – «мировым чудом»!

Техническая же мини-революция в автопроме благодаря стартеру все же случилась – но четырьмя годами позже, в 1916-ом. А именно, когда еще один американский инженер Винсент Гуго Бендикс предложил разделить генератор и стартер на два отдельных узла, и подключать последний к двигателю лишь кратковременно – с помощью обгонной муфты, известной и по сей день как «бендикс».

Конструкция стартера

Все автомобильные стартеры очень похожи друг на друга. Разобрался в устройстве любого – считай, разберешься во всех. Хоть Матиза, хоть Камаза…

Основа любого стартера – простейший электромотор. Подача тока на ротор (он же – «якорь») осуществляется мощными медно-графитовыми щетками, а магнитная сила статора обеспечивается либо электромагнитами, либо постоянными магнитами. Электрические схемы большинства современных стартеров не имеют принципиальных отличий – все стартеры к электросистеме автомобиля подсоединяются в трех точках – силовой плюс от аккумулятора, масса через корпус, и управляющий плюс от замка зажигания. Различается, по сути, только мощность, выраженная в габаритах.

На цилиндрическом корпусе стартера выделяется «бочонок» меньшего размера – это так называемое «втягивающее реле». Оно выполняет две функции – собственно, подает питание на стартер, имея мощнейшие контакты, выдерживающие токи в сотни ампер, а также осуществляет сцепление вала стартера с валом двигателя через рычаг-«коромысло» и обгонную муфту- «бендикс».

Муфта эта работает по принципу классической велосипедной втулки – то есть стартер может крутить мотор, а вот уже запустившийся мотор не будет «тащить за собой» стартер, раскручиваясь на губительных для него высоких оборотах.

Наглядная 3D-анимация конструкции стартера

Более заметные отличия одной модели стартера от другой заключаются в конструкции передней опоры ротора. Классическое устройство – это когда ось ротора установлена в стартере на двух подшипниках – опорных втулках из бронзо-графитного сплава. Втулки эти находятся, соответственно, в передней и задней крышках стартера.

В принципе, эта «двухопорная» конструкция – наиболее надежная и правильная. Но нередко встречаются «одноопорные» стартеры (на гаражном жаргоне их частенько не слишком корректно именуют БЕЗопорными), в которых задняя опора вала ротора находится, как и положено, в задней же крышке стартера, а вот передняя крышка отсутствует вовсе.

В этом случае передней опорой становится картер сцепления двигателя или картер КПП, куда запрессована опорная втулка. Стартер устанавливается на свое место в машине – и вал опирается на две втулки, как и дóлжно. Как правило, такое решение применяют с целью уменьшения габаритов узлов, и в принципе, пока все исправно, оно ничуть не хуже классического. Но если передняя опорная втулка в картере КПП разбивается, её замену произвести уже гораздо сложнее – делается это на машине и порой в весьма неудобных условиях. Тогда как в двухопорном стартере втулки меняются на верстаке, где все на виду и легкодоступно.

Еще один принципиальный конструктивный момент, отличающий модели стартеров друг от друга – редуктор. Вернее, его отсутствие или наличие, а в случае наличия – тип. Дело в том, что передача крутящего момента с ротора стартера на маховик мотора может осуществляться напрямую или через редуктор, встроенный в стартер.

Вариант «напрямую» – это когда шестерня «бендикса», вращающая венец маховика двигателя, находится прямо на оси ротора стартера. Такая конструкция достаточно архаична, характерна избыточными габаритами и весом, а также огромным потребляемым током, но еще встречается. Гораздо эффективнее, легче и компактнее редукторные стартеры. В них момент передается на венец маховика либо через одну промежуточную шестерню, либо через планетарную передачу с еще большим замедлением.

«Планетарные» стартеры встречаются сегодня наиболее часто. С ними для запуска двигателя достаточно аккумулятора, чуть ли не в два раза меньшей емкости и пускового тока, нежели требовалось для того же мотора при стартере, работающем напрямую.

Пример ремонта стартера

От теории перейдем к реальному агрегату, требующему ремонта. В нашем случае симптомы неисправности были такими – стартер стал вращать мотор очень вяло, вне зависимости от степени заряженности батареи. При этом, будучи демонтированным с двигателя и подключенным пусковыми проводами к батарее, вращался бодро. Отлаженный мотор худо-бедно умудрялся запускаться даже при столь вялом вращении, но в какой-то момент стартер встал окончательно и испустил дымок.

После снятия задней крышки из корпуса стартера высыпалось с пару столовых ложек черной пыли. Стало быть, первый диагноз – щетки. Извлекаем щеточный узел, снимаем корпус с магнитами (который автоэлектрики между собой называют «колбой»), и вынимаем ротор.

После продувки всех деталей сжатым воздухом и промывки в бензине стало видно, что щетки изношены практически полностью, а их останки почти закорочены графитовым порошком. Сила пружин, прижимающих остатки щеток, ослабла, сопротивление контакта возросло, произошел разогрев щеткодержателей и пружин до посинения, оплавления, смыкания витков и зависания щеток.

Берем в руки щеточный узел, как образец, и отправляемся в ближайшую контору по ремонту стартеров и генераторов, где просим подобрать аналогичную деталь. Обходится нам щеточный узел в сборе в 400 рублей, что при стоимости нового стартера от 4 до 5 тысяч совсем недорого!

Очищаем ротор и оцениваем состояние коллектора – контактного кольца, по которому работают щетки. Износ заметен невооруженным глазом (на фото показан стрелками), но коллектор способен еще поработать после замены щеток. Обходимся без проточки, зачищая его мелкой наждачной бумагой – этого достаточно.

Вообще же, износ коллектора ротора – серьезная проблема. В принципе, при нормальных условиях коллектор любого стартера способен сменить пару комплектов щеток, но если его контактные ламели сильно истончились – ротор идет в утиль. Деталь эта дорогая, приобрести её отдельно непросто, да и менять рационально разве что на халяву – если подвернется аналогичный стартер с живым ротором из старых запасов автохлама у себя или у друзей… Ибо при напрочь убитом коллекторе на стартере обычно уже живого места нет.

Осматриваем обгонную муфту, иначе – «бендикс» (название, кстати, пошло от фирмы-производителя Bendix). Вращаем его шестерню вручную. В одну сторону крутится, в другую – нет. Двигаем вперед-назад по оси вала – ходит легко, без заеданий. В нашем случае с «бендиксом» все окей, так и должно быть.

Между тем выход из строя обгонной муфты – тоже серьезная неисправность, поскольку купить нужную модификацию легко только для стартеров распространенных моделей – с поиском «бендикса» могут возникнуть проблемы… Главная же типичная причина неисправности муфты – это износ пружин и роликов внутри неё, из-за чего она проскальзывает, не блокируясь при вращении в рабочем направлении. В итоге стартер жужжит и вертится, а коленвал стоит. Эта неисправность диагностируется легко – «бендикс» проворачивается вручную в обе стороны, тогда как должен вращаться лишь в одном направлении. По-хорошему, обгонная муфта в таком случае подлежит замене, поскольку имеет неразборную конструкцию. Хотя некоторые энтузиасты развальцовывают её корпус, растягивают «стоптавшиеся» пружинки, нарезают новые ролики из каленых прутков, но результат этой возни чаще всего недолговечен.

Поскольку ротор извлечен, попутно оцениваем состояние планетарного редуктора. Вынимаем шестерни, промываем бензином, осматриваем. Все в порядке, претензий к редуктору нет. Наносим на шестерни и их подшипники легкий слой смазки ШРУС.

Отметим, что редуктор – достаточно надежный узел стартера. Бывает, что срезаются оси шестерней-саттелитов или лопается внешнее зубчатое кольцо – но происходит это редко и чаще всего из-за изначальных дефектов металла или его обработки, а не из-за нагрузок при повседневной работе. К примеру, в планетарных редукторах стартеров внешнее зубчатое кольцо, называемое «короной», часто бывает сделано из пластика и вполне долговечно (в нашем случае, как видно на фото ниже, «корона» металлическая).

В качестве же смазки редуктора в идеале требуются специальные составы для планетарных передач или особые консистентные низкотемпературные составы, но они недешевы и редки – их нерационально покупать для разовой работы, где из всей дорогущей тубы вам понадобится один грамм. Поэтому вполне допустимо применить распространенную смазку для ШРУСов или хорошую импортную смазку для подшипников ступиц. Главное, наносить её в очень небольшом количестве – набивать редуктор не нужно! Обилие сильно густеющего на морозе литола, продавливаясь между зубами шестерен, вызывает избыточный скачок тока и даже грозит разорвать пластиковую «корону»…

Теперь предстоит работа похитрее. Неразумно будет не оценить состояние контактов втягивающего реле, раз стартер снят и распотрошен. Но если для разборки стартера нам потребовались лишь ключи на 8, на 10, и крестовая отвертка, то открыть тяговое реле удастся лишь 100-ваттным паяльником. Из реле выходят провода, проходят насквозь через контактные пистоны в крышке, и пропаиваются снаружи. Поэтому после отворачивания двух крестовых винтиков крышки, поднять её удастся, только разогрев поочередно припой на двух контактах, показанных на фото стрелками. На самом деле это несложная процедура, и её можно проделывать при необходимости многократно.

Нам повезло – контакты в порядке. Слегка освежаем их, пошуровав комочком наждачной бумаги, зажатым в «утконосах». После этого поочередно разогреваем паяльником проходные пистоны на крышке, и резко хлопаем крышкой по столу – по инерции из пистонов вылетают остатки расплавленного припоя, отверстия освобождаются, и теперь крышку можно снова надеть на торчащие провода и запаять обратно.

Кстати, серьезной ошибкой автовладельцев, проводящих ремонт и профилактику стартера своими руками, является смазка сердечника втягивающего реле. В этом узле смазка не нужна совсем – максимум, можно слегка мазануть сердечник и его гнездо моторным маслом и протереть почти насухо – чисто ради уменьшения вероятности коррозии. А любые консистентные смазки в этом узле противопоказаны – на морозе даже самые лучшие и холодостойкие из них способны заклинить сердечник. В зазоре втягивающего реле должно быть чисто и сухо!

Собираем стартер в обратном порядке, не забыв смазать (тоже без фанатизма!) заднюю втулку ротора. Можно устанавливать агрегат на машину? Можно, но сперва проделаем еще одну штуку!

Дело в том, что в новоприобретенном щеточном узле щетки – ровные параллелепипеды. А коллектор – цилиндрический, да еще и приобретший от износа форму не совсем правильного цилиндра. И, по-хорошему, рабочие грани щеток должны иметь полукруглые выборки для увеличения площади контакта, плюс должны притереться к реальному профилю коллектора.

Поэтому чтобы первые включения стартера на двигателе не породили избыточный разогрев коллектора и щеток из-за прохождения большого тока через уменьшенное пятно контакта, мы проведем легкую притирку. Возьмем провода для «прикуривания», и с их помощью подключим стартер, лежащий на столе, к аккумулятору, и покрутим минутку-другую вхолостую с перерывами.

Вот теперь – все. Ставим стартер на двигатель и наслаждаемся быстрым и уверенным запуском.

Источник

Читайте также:  Находиться у машины во время ремонта
Оцените статью