- Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
- Гарантия
- Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
- Что делать при плохом ремонте автомобиля?
- Кому подавать претензию?
- Претензия – форма и образец
- Форма
- Образец
- Результат
- Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
- Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
- Как правильно принять автомобиль после ремонта
- Правильное оформление транспортного средства перед сдачей в сервис
- Тонкости приема автомобиля
- Знакомимся с юридическими моментами
- Важные советы для неопытных автовладельцев
- Тонкости визуального осмотра
- Тестовые выезды
- Заполнение документации
- Ремонт по страховому полису
Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- При плохо проведённом ремонте автомобиля подаётся претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО.
- Страховщик обязан организовать осмотр машины и организовать повторный восстановительный ремонт.
- Если страховая отказала в повторном восстановлении, то проводится независимая экспертиза, составляется досудебная претензия и подаётся иск в суд.
Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2021 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.
Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2021 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.
Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.
Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:
- не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
- качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
- срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
- автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
- плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
- автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
- по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.
В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).
В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:
- а) .
- б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос «что делать?» и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.
Гарантия
Она должна составлять:
- не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
- не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.
На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).
Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.
Что делать при плохом ремонте автомобиля?
Сначала кратко опишем суть порядка обращения:
- выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
- определяем ответственное лицо,
- составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
- предоставляем машину на такую экспертизу,
- по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
- в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
- подаём досудебное требование,
- при отказе от удовлетворения «досудебки» обращаемся в суд.
На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!
Кому подавать претензию?
Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).
Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):
- неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
- согласие на использование б/у запчастей,
- отказ от определённого вида работ.
Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.
Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.
Претензия – форма и образец
Она по закону 2021 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.
Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.
Форма
Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:
- ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
- ваш адрес регистрации и почтовый,
- полное название страховой компании ОСАГО,
- суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
- банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
- подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).
Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.
К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:
- паспорт или заверенную копию,
- документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.
Образец
- Скачать правильный бланк претензии (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать бланк в формате PDF (для заполнения от руки).
- Скачать образец заполненной претензии на примере подачи в страховую компанию Росгосстрах.
Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:
- отвезти лично под расписку,
- отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Результат
На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).
Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).
По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:
- либо новое направление на повторный ремонт,
- либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
- либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.
Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.
Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:
- если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
- если не удаётся сделать повторный ремонт.
Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.
Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.
Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).
Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.
Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.
При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.
Источник
Как правильно принять автомобиль после ремонта
Особенности правильного приема автомобиля после ремонта: правильное оформление машины, юридические нюансы, советы. Видео об оценке качества кузовного ремонта.
Чтобы избежать неприятностей и «подводных камней» при приеме автомобиля после ремонта, важно заранее согласовать все рабочие моменты и подкрепить их соответствующей документацией. Грамотная подача машины в мастерскую минимизирует риск низкого качества ремонта и препятствует ряду проблем в дальнейшем.
Правильное оформление транспортного средства перед сдачей в сервис
Перед тем, как отправить машину в автомастерскую, нужно тщательно очистить ее от загрязнений. Сдавая грязный автомобиль, вы сможете отметить галочкой пункт мойки. В таком случае представители организации не будут ответственны за найденные дефекты в процессе чистки.
Визуальный осмотр машины лучше выполнить при качественном освещении, выделив все повреждения, включая мелкие царапины. В акте приема авто на ремонт указаны следующие нюансы:
- перечень поломок, которые нужно ликвидировать;
- перечень компонентов, которые следует заменить;
- список дефектов и неполадок, не требующих участия автомастерской;
- полную комплектацию автомобиля (лишние запчасти и компоненты лучше оставить дома);
- пожелания и замечания касательно неполадок и ремонта. В этом пункте важно максимально информативно и грамотно сформулировать свое обращение.
Каждый перечисленный пункт требует повышенного внимания. Временные неудобства, связанные с бумажными делами, полностью оправдают себя.
Специалисту из сервисного центра не нужно ничего сдавать, за исключением штатного ключа от машины. Если вы сами купили нужные запчасти, обязательно сообщите об этом сотрудникам мастерской и положите их на видном месте.
Во время приема автомобиля автосервис предоставляет клиенту письменный договор. Под ним подразумевается квитанция, заказ-наряд или прочая форма документа с указанием ФИО владельца и его местонахождения. Также в договоре упоминаются сведения о времени получения заявки и сроках ее выполнения. Если вы не получите такой информации, можно пожаловаться на просрочку.
Кроме того, в документе должны присутствовать данные о стоимости услуг и порядке оплаты (наличными, банковским переводом, в рассрочку и т.д.).
Представители мастерской указывают технические параметры автомобиля, такие как:
- государственный номер;
- код важных узлов;
- марка и модель.
В обязательном порядке вписываются все ремонтные работы, запасные части и материалы, а также их количество и стоимость.
По возможности, запишите номер аккумулятора со своей машины. Также отправляйтесь в СТО с заправленным бензобаком, чтобы не столкнуться с неприятностями при последующем выезде. При этом зафиксируйте показатель горючего перед ремонтом для проверки во время приема авто.
Тонкости приема автомобиля
Отправляясь в мастерскую, нужно выделить время на прием транспортного средства, чтобы не ограничиваться сроками. Также важно быть готовым к тому, что сегодня вам не отдадут машину, и домой придется добираться общественным транспортом.
Ни в коем случае не подписывайте никаких документов, если вы не готовы с условиями, которые в них прописаны. Роспись в предложенном акте станет подтверждением того, что вы согласились с результатом ремонта. Обжаловать это будет проблематично или даже невозможно.
Знакомимся с юридическими моментами
Каждая автомастерская, которая занимается ремонтом или техническим обслуживанием транспортных средств и имеет официальные разрешения на такую форму деятельности, обязывается отвечать за качество своей работы строго по закону. Ознакомившись с несколькими важными документами, автовладелец сможет претендовать на исправление дефектов, если они будут обнаружены при осмотре или в ходе тест-драйва автомобиля.
Подробные сведения по защите прав указаны в двух ключевых документах РФ:
- Закон о защите прав потребителей;
- Постановление правительства №290 от 11.04.2001.
Важные советы для неопытных автовладельцев
Сам процесс получения машины после ремонта в автомастерской не сопровождается какими-либо сложностями. Если придерживаться правильной последовательности действий, можно избежать ряда неприятностей. Общий алгоритм выглядит следующим образом:
- владелец машины приезжает в указанные сроки для визуального осмотра ТС;
- осмотрев автомобиль, водитель выполняет тестовый заезд в сопровождении представителя мастерской (или без него);
- убедившись в подлинности документов, автовладелец ставит свою подпись, оплачивает услуги компании и отправляется домой.
Однако на любом из перечисленных этапов возможны некоторые «подводные камни». Избежать их помогут некоторые советы.
Тонкости визуального осмотра
Внешний осмотр транспортного средства после обслуживания в сервисе выполняется разными способами. Точный алгоритм действий определяется типом проблемы, которая ликвидировалась в мастерской.
В большинстве случаев машина передается владельцу в чистом состоянии. Но это не значит, что в салоне будет присутствовать запах морской свежести, а на поверхности кузова – блестящие блики. В качестве исключения рассматриваются случаи, когда озонирование и шлифовка входят в перечень услуг. В других случаях перед отправкой авто водителю выполняется только техническая мойка.
Если проводился слесарный ремонт машины, необходимо оценить следующие моменты:
- качество и состояние новых деталей (определить, какая запчасть перед вами – новая или подержанная, по визуальному осмотру достаточно просто);
- места приварки (на швах не должны присутствовать окислы и следы от работы сварочного оборудования);
- комплектацию багажника (убедитесь, что из багажного отделения не исчез заводской ремкомплект и прочие вещи).
Если вас интересуют упаковки от новых комплектующих, попросите мастеров положить их в салон или в багажник перед отдачей автомобиля.
При лакокрасочных работах необходимо тщательно проверить качество покрытия на видных (открытых) и труднодоступных частях кузова. Красящий состав изнутри распределяется без лака – его оттенок должен в точности соответствовать заводскому (причем, как при естественном, так и при искусственном освещении). Подтеки и пыльный абразив не допускаются.
Если автомобиль подвергался кузовному ремонту, следует посмотреть на зазоры и контрольные точки. Их параметры прописаны в паспортном регламенте автоконцерном. При восстановлении автомобильной электрики – к примеру, обновлении комплекта фар, нужно убедиться в правильной регулировке оптики. В качественных мастерских для этого предусмотрена специальная разметка.
Помимо внешних проблем, таких как новые сколы, вмятины и повреждения, у транспортного средства после обслуживания на СТО могут появиться менее заметные неполадки. В их числе – недостаточно плотное прилегание дверок, что может свидетельствовать о повреждении авто во время подъема.
Забирая машину, убедитесь в качестве открытия/закрытия дверей, окон, капота и багажника. Тщательно проверьте исправность вентиляционной системы и цепи зажигания. Получив акт приемки, сверьте показатели давления в дисках, уровни технических жидкостей, пробег, состояние салона и размещение личных вещей. Если выполнялась замена каких-либо комплектующих, запросите возврат старых агрегатов и элементов.
Тестовые выезды
Полностью оценить качество ремонта при внешнем осмотре не удастся. Для получения развернутой информации придется либо запустить двигатель и проверить его работоспособность, либо сделать тестовый заезд. Организовать пробную поездку несложно – ответственные СТО, которые не сомневаются в качестве своих услуг, всегда отпускают водителей на тест-драйв в сопровождении мастера.
Если такая возможность присутствует, проверьте авто на предмет наличия странных звуков и запахов либо некорректной работы датчиков и электронной начинки. При отсутствии нареканий можно отправляться обратно в сервис для подписания документов о приеме автомобиля.
Заполнение документации
При приеме транспортного средства с ремонта водителю предоставляют два документа: заказ-наряд и акт, подтверждающий передачу машины владельцу. В отдельных случаях предлагается гарантия от компании и акт с подробным описанием выполненных работ.
Пункты из заказ-наряда нужно изучать последовательно, запрашивая демонстрацию каждой позиции. Перед тем, как принять машину и оплатить услуги сервиса, задайте 4 вопроса его сотрудникам:
- на какой срок распространяется гарантия;
- когда лучше проводить плановое ТО;
- каким эксплуатационным сроком обладают установленные компоненты;
- как правильно обкатывать новые узлы и детали.
Если в ходе тестирования и осмотра не были выявлены нарекания, а с документами все в порядке, можно подписывать документ о приеме авто и отправляться в кассу для оплаты услуг. Заплатив указанную стоимость, получите чек.
Ремонт по страховому полису
При желании снизить расходы на оплату услуг автомастерской, используя страховку, отправляйтесь в сервис как можно раньше. Очень хорошо, если в плановую диагностику будет включена услуга определения скрытых повреждений. Такие особенности в справке от ГИБДД дают СТО больше свободы действий.
Подтвердив неполадки, представители страховой компании предлагают водителю несколько мастерских. Важно не пренебрегать их выбором и тщательно проанализировать каждый вариант. На указанную сумму по КАСКО можно выполнить практически любое обслуживание, но его качество может различаться.
Видео об оценке качества кузовного ремонта машины:
Особенности правильного приема автомобиля после ремонта: правильное оформление машины, юридические нюансы, советы. Видео об оценке качества кузовного ремонта.
Источник