ПРИЕМКА ЛИФТА ПОСЛЕ МОНТАЖА ИЛИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Лифт перед предъявлением инженеру-контролеру органов Госгортехнадзора должен быть принят ОТК монтажной организации, а в тех случаях, когда эксплуатация лифта будет осуществляться специализированной организацией, — прорабом-контролером этой организации.
К технической приемке допускаются инженерно-технические работники соответствующей квалификации, аттестованные в комиссии с участием представителя органа Госгортехнадзора. Лица, допущенные к технической приемке лифтов, должны иметь не ниже IV группы по электробезопасности.
При технической приемке вновь установленного лифта должен присутствовать представитель монтажной строительной организации или организации, производившей ремонт, владелец лифта и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие лифта.
Техническую приемку лифтов осуществляют в следующей последовательности:
проверка технической документации; осмотр лифта на основном (посадочном) этаже: осмотр дверей шахты на всех этажах;
осмотр машинного помещения и расположенного в нем оборудования;
проверка расположенного в машинном помещении оборудования в работе;
осмотр оборудования, расположенного на крыше кабины лифта; осмотр и проверка дверей шахты и оборудования, установленного на верхних балках каркаса дверей шахты;
осмотр шахты и проверка работы расположенного в ней оборудования;
осмотр и проверка оборудования, расположенного в приямке и под кабиной;
осмотр купе кабины;
проверка работы электросхемы управления лифтом; оформление результатов технической приемки.
При проверке технической документации следует проверить паспорт лифта. Паспорт должен быть установленной формы и содержать все необходимые данные относительно лифта. К паспорту должны быть прикреплены установочный чертеж и принципиальная схема, соответствующая данному лифту.
При приемке нового лифта следует познакомиться с проектом установки лифта, в котором должны содержаться: чертежи строительной части лифта; чертежи и технические данные механического и электрического оборудования лифта; монтажная и принципиальная схемы лифта.
Следует просмотреть технический отчет, в котором должны содержаться: данные по замерам сопротивления изоляции проводов, заземляющего устройства, сопротивления переходных контактов; акт замера сопротивления петли фаза—нуль; для новых лифтов акт на скрытые работы, в котором должны быть указаны: серия дома; данные на установку закладных деталей; данные на балку для крепления грузоподъемного механизма, предназначенного для монтажа и демонтажа оборудования в машинном помещении; акт на электросварочные работы, с указанием фамилии и инициалов сварщика, номера его удостоверения, типа и марки электродов и акт шумометрической станции.
При осмотре лифта на основном посадочном и на промежуточном этажах, проверяют:
наличие таблички с указанием завода-изготовителя, назначения лифта, грузоподъемности, заводского номера и года изготовления лифта;
наличие отверстия для открывания дверей шахты специальным ключом при раздвижных створках;
зазор между обрамлением портала и створками или притвором дверей шахты;
исправность работы автоматического замка; состояние ограждения шахты;
наличие освещения площадок перед дверями шахты; зазор между створками дверей шахты и обрамлением портала или зазор в притворе при распашных дверях; исправность работы автоматических замков.
При осмотре лифта проверяют также машинное помещение, лебедку и др.
соответствие регламентированных Правилами размеров; соответствие расположения оборудования установочному чертежу; правильность установки грузоподъемной балки;
отсутствие оборудования и коммуникаций, не относящихся к лифту;
наличие замка на входной двери) наличие и достаточность освещения)
наличие диэлектрических ковриков у панели управления и вводного устройства.
правильность установки подлебедочной рамы на амортизаторах или фундаменте;
горизонтальность установки лебедки на подлебедочной раме; надежность посадки и крепления канатоведущего шкива на валу; правильность проточки ручьев канатоведущего шкива (проверяется шаблоном);
отсутствие трещин, сколов и других дефектов на канатоведущем шкиве;
наличие масла в редукторе и его соответствие техническим условиям;
наличие штурвала и указателей направления вращения; наличие на редукторе таблички завода-изготовителя. Электродвигатель:
соответствие соединения обмоток электродвигателя рабочему напряжению;
надежность крепления проводов на клеммах щитка и наличие обозначений на концах обмоток;
наличие масла в камерах подшипников скольжения и смазки в камерах подшипников качения;
надежность крепления электродвигателя к фланцу редуктора или к плите;
расход в буферных пальцах.
соответствие каталожного номера тормозного магнита рабочему напряжению питающей цепи;
зазор между якорем магнита и ярмом;
зазор между фрикционными обкладками и поверхностью тормозной полумуфты;
правильность крепления колодок на рычагах, при расторможенном тормозе, колодки должны свободно проворачиваться на оси. Ограничитель скорости: наличие пломбы;
отсутствие на рабочем и контрольном шкивах трещин, сколов, раковин и других дефектов;
правильность проточки ручьев рабочего и контрольного шкива (проверяется по шаблону);
наличие таблички завода-изготовителя;
правильность установки, надежность крепления ограничителя скорости на кронштейне.
надежность крепления корпуса концевого выключателя на кронштейне;
надежность крепления бобышек на канате ограничителя скорости или рычагов, включающих его на кронштейнах;
легкость проворачивания вилки концевого выключателя при воздействии на нее вручную или включении его при воздействии на тросик.
Вводное устройство; зазоры между губками пинцетов; наличие заземляющего провода;
гарантированное отключение при повороте рукоятки рубильника. Станция управления: наличие таблички завода-изготовителя; провалы и растворы контактов реле и контакторов; соответствие выдержек реле времени величинам, указанным в электрической схеме, и наличие пластин для регулировки; наличие заземления электросхем цепи управления; надежность крепления проводов к электроаппаратам и самих электроаппаратов;
соответствие предохранителей и автоматов по току; работу автоматов включением и выключением от руки. Автоматические выключатели должны иметь заводскую пломбу. Проверять автоматические выключатели током короткого замыкания двигателей (включением электродвигателя при наложенном тормозе) категорически запрещается. Проверка должна производиться только специальным нагрузочным устройством;
наличие кнопочного аппарата и переключателей режимов работы;
наличие маркировки проводов и ее соответствие электросхеме. После осмотра оборудование машинного помещения проверяют в работе:
лебедка должна работать без вибрации и повышенного шума, электродвигатель — без повышенного нагрева; правильность работы цепи питания тормозного электромагнита;
отсутствие перекосов при включении и отключении электромагнита и надежности работы тормоза. Витки пружин тормоза не должны касаться друг друга, а положение пружин должно быть зафиксировано контргайками;
работу станции управления в режиме управления из машинного помещения, для чего переключатель вида работы перевести в соответствующее положение. При этом аппараты управления, установленные в кабине и на этажных площадках, должны быть отключены; надежность срабатывания концевого выключателя при переспуске и переподъеме кабины.
При осмотре кабины проверяют: состояние крыши кабины;
переключают электросхему в режим «ревизия», при нажатии i;a кнопки аппарата управления, установленного на крыше кабины, последняя приходит в движение только на малой скорости;
правильность включения кнопок аппарата управления и исправность действия контакта слабины подъемных канатов и контакта
ловителей, привод дверей и натяжение текстропного ремня, состояние электропроводки на кабине и маркировку проводов;
надежность крепления балансирной подвески и наличие на ней контргаек и шплинтов; прочность и надежность болтовых соединений каркаса кабины и крепление башмаков к каркасу кабины, а также зазоры между башмаками и направляющими. Зазоры в башмаках в продольном и поперечном направлении не должны превышать 2 мм на сторону;
надежность крепления каната ограничителя скорости к рычагу механизма ловителей и легкость хода подвижных частей механизма ловителей; при усилии 15 кг, приложенном к рычагу, клинья должны подходить к направляющим. Зазор между всеми клиньями должен быть одинаковым (2,5—3 мм). Проверить наличие таблички завода-изготовителя на ловителях.
При осмотре раздвижных автоматических дверей кабины и шахты проверяют;
зазоры между плоскостью створок и обрамлением портала (2—5 мм);
плотность примыкания створок по всей высоте, местные зазоры на длине примыкания 300 мм не должны превышать 2 мм;
зазор между порогом кабины и нижними торцами створок (3—
6 мм);
зазор между роликом водила и упором правой каретки (3—6 мм);
зазор между упором и головкой регулировочного болта замка двери кабины. Зазор должен быть 1—2 мм, а положение регулировочного винта зафиксировано контргайкой;
натяжение и надежность крепления троса связи створок, пружины вакрывания створок, состояние створок дверей, кареток, упоров, роликов, контрроликов, отводок, башмачков, контактов; исправность действия контактов.
При осмотре оборудования, установленного на верхних балках автоматических раздвижных дверей шахты и кабины, следует проверить:
зазоры между штоками контактов контроля запирания створок автоматическими замками и площадками защелок;
зазоры между контрроликами и линейками. Эти зазоры должны быть не более 0,2 мм;
взаимодействие створок двери кабины с роликами дверей шахты. Ролики рычагов дверей шахты должны входить в паз отводки на глубину 10—15 мм, а боковой зазор между роликом и внутренней боковой поверхностью отводки должен находиться в пределах 4— 12 мм;
зацепление пальцев рычагов с защелками замков. Палец рычага должен перекрывать тело защелки не менее чем на 2 мм;
провал контакта контроля закрывания створок дверей шахты (2—4 мм);
регулировку упорных болтов, фиксирующих положение створок и надежность крепления их контргайками;
крепление линеек, контрроликов, кронштейнов замков, пальцев рычагов, упоров кареток, корпусов контактов и клеммных соединений проводов;
действие контактов контроля запирания створок и контактов контроля закрытия створок. Размыкание контактов должно опережать открывание автоматического замка;
надежность работы замков дверей шахты; ограждение шахты;
соответствие фактических размеров размерам, регламентированных Правилами; освещение.
При осмотре этажных переключателей необходимо проверить: зазоры между торцами осей роликов в комбинированной отводке (10—12 мм);
положение этажных переключателей относительно вертикальной оси комбинированной отводки;
зазоры между корпусами этажных переключателей и комбинированной отводкой (10—15 мм); провалы контактов (2—4 мм);
надежность крепления этажных переключателей, контактов и клеммных соединений проводов. При осмотре индуктивных датчиков следует проверить зазоры между датчиками и шунтами. Зазор должен быть 6—10 мм.
Осматривая направляющие кабины и противовеса, необходимо проверить прямолинейность и вертикальность направляющих. Отклонения от прямолинейности в продольном и поперечном направлениях допускаются не более 2 мм. Извернутость направляющих, т. е. несовпадение плоскостей рабочих поверхностей обоих направляющих не более 2 мм. Отклонения от вертикальности допускаются
1 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину при высоте подъема не более 50 м.
Осматривая противовесы, следует проверить: отсутствие трещин, сколов в наборном грузе и надежность его крепления прижимными планками;
зазоры в башмаках. Зазоры должны быть не более 4 мм по штих-массу и не более 2 мм на сторону в поперечном направлении; крепление башмаков и деталей каркаса.
При осмотре электропроводки необходимо проверить: крепление труб;
крепление клеммных соединений проводов; правильность маркировки;
соответствие сечения проводов необходимым размерам; соответствие выполнения электропроводки с проектом; надежность соединения заземляющих проводов с корпусами электрооборудования и металлоконструкции.
Далее следует проверить:
правильность установки буферных устройств; состояние и правильность установки натяжного устройства ограничителя скорости;
наличие и исправное действие выключателя приямка и контакта натяжного устройства;
Наличие лестницы или скоб удобства входа в приямок; освещение приямка;
ход подвижного пола, который должен быть не более 20 мм; регулировку пружин подвижного пола. При нагрузке в 15 кг подвижной пол должен воздействовать на подпольные контакты;
зазор между штоками контактов и упорами поднятого пола. Этот зазор должен быть равен 2 мм; исправность конструкции купе; наличие освещения;
кнопочный аппарат, наличие подписей на кнопках и исправность действия их;
наличие правил пользования лифтом;
наличие и исправность работы сигнальных ламп в вызывных аппаратах;
наличие и исправность работы переговорной связи с диспетчерским пунктом;
наличие переговорной связи между машинным помещением, кабиной и первым этажом (при высоте подъема более 25 мм).
При проверке работы электросхем управления лифтом необходимо убедиться в правильности функционирования цепей управления и электрических аппаратов, обеспечивающих нормальную работу лифта.
Электрическая схема управления должна обеспечивать отключение электродвигателя и наложение механического тормоза: при исчезновении напряжения в сети, при перегрузке электродвигателя, при коротком замыкании, при открытии или отпирании дверей шахты и кабины на ходу лифта, при переподъеме или переспуске кабины относительно верхней и нижней остановки, ослаблении или обрыве подъемного каната при посадке кабины на ловители и при нажатии кнопки «Стоп».
Движение возможно только при условии исправности всех блокировочных и предохранительных устройств, контроль за состоянием которых осуществляют электрические контакты.
После проверки выполнения всех указанных требований составляется акт окончательной приемки по установленной Правилами форме. При неудовлетворительных результатах осмотра составляется акт о выявленных дефектах.
Источник
Ростехнадзор разъясняет вопросы о вводе лифтов в эксплуатацию и диспетчеризации лифтов
Управление Ростехнадзора информирует о необходимости организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов или обеспечения присутствия лифтера на объекте для осуществления постоянного контроля за работой лифтов квалифицированным персоналом, а также разъясняет порядок приема (ввода в эксплуатацию) вновь смонтированного лифтового оборудования в новостройках и необходимость постановки на учет вводимых в эксплуатацию лифтов в государственном реестре.
I. Об организации системы диспетчерского контроля за работой лифтов.
«Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила) вступили в силу с 30.08.2017. Настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – объекты).
Согласно пункта 3 Правил:
«система диспетчерского (операторского) контроля» – система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом;
«квалифицированный персонал» – физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
В соответствии с пунктом 20 Правил:
«20. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта».
Пунктом 22 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что работы по организации системы диспетчерского контроля и обеспечению диспетчерской связи с кабиной лифта входят в состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
«22. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме:
организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);
обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);
обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования».
II. О порядке приема (ввода в эксплуатацию) лифта.
Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется на основании требований: Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и Правил.
Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» устанавливает следующее:
Перед вводом лифта в эксплуатацию должна быть проведена оценка соответствия смонтированного (модернизированного) на объекте лифта требованиям технического регламента в форме декларирования. Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В качестве собственных доказательств используется протокол проверки функционирования лифта, после окончания монтажа лифта, паспорт, монтажный чертеж смонтированного лифта и проектная документация на установку лифта. В качестве доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) принимается Акт и Протокол полного технического освидетельствования, проведенного в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010. Ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Правила устанавливают 2 схемы ввода лифта в эксплуатацию:
1. Ввод лифта в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства. Основанием для такой процедуры является получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Оформляется акт ввода в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Далее владелец в 10-дневный срок направляет в Ростехнадзор уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом, осуществляется учет объектов в реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления направляет владельцу объекта информацию (письмо) с учетным номером объекта в соответствующем реестре.
Согласно п. 14 Правил, сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет должны вносится в паспорт объекта.
2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой или модернизации осуществляется с обязательным участием представителя Ростехнадзора. Согласно Правилам, порядок действий следующий:
Владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию с указанием:
- реквизитов декларации о соответствии лифта требованиям ТР ТС «Безопасность лифтов»;
- реквизитов полиса на обязательное страхование опасного объекта.
К уведомлению прилагаются копии договоров (если они заключены) со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу (демонтажу).
Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления осуществляет контрольный осмотр лифта. По результатам осмотра оформляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается владельцу лифта.
В течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется Актом ввода в эксплуатацию в 2 экземплярах. Один экземпляр документа передается уполномоченному представителю владельца лифта.
На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учет в государственном реестре уполномоченного органа, который в течение 5 рабочих дней направляет владельцу лифта письмо с указанием учетного номера.
Сведения о вводе в эксплуатацию и постановке на учет владелец лифта должен внести в паспорт объекта.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Источник