Приемка ремонта асфальтового покрытия
УСТРОЙСТВО И ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО РОВНОСТИ (извлечение из ТР 134-03)
Дата введения 2003-07-01
РАЗРАБОТАНЫ ГУП «НИИМосстрой», ООО «Оптим-инжиниринг».
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 20 июня 2003 г.
Технические рекомендации по устройству и приемке в эксплуатацию дорожных покрытий с учетом требований международных стандартов по ровности представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных покрытий с применением асфальтобетона, монолитного и сборного железобетона.
В рекомендациях изложены понятия «автомобильная дорога», «надежность», «качество» автомобильной дороги.
Технические рекомендации устанавливают единый порядок производства технического контроля, приемки и оценки качества, состав технической документации в процессе производства работ (исполнительные чертежи сдаваемого дорожного покрытия, журнал производства работ, журнал авторского надзора, акты приемки скрытых работ, журналы лабораторного контроля производства работ, акты испытаний строительных материалов по контрольным образцам) при строительстве и капитальном ремонте дорожных покрытий городских улиц, дорог, дорожных покрытий дворовых территорий.
В рекомендациях представлены виды контроля, нормативные требования, методы операционного (контролируемые параметры, значения нормативных требований, объем контроля) и приемочного (контрольные параметры, допускаемые отклонения, обоснование) контроля при устройстве цементобетонных, сборных железобетонных, конструктивных слоев дорожных асфальтобетонных покрытий, правила приемки работ, а также порядок промежуточной приемки от подрядчика законченных строительством работ, или приемки от подрядчика рабочей комиссией заказчика работ по капитальному ремонту дорожных покрытий, приемки в эксплуатацию законченных строительством или капитальным ремонтом дорожных покрытий, представлены методики контроля ровности поверхности покрытий автомобильных дорог.
В приложении приведены извлечения из требований европейских стандартов PANK по продольной ровности нового покрытия с использованием рейки (PANK 5202), ровности покрытия в поперечном направлении (глубина начальной колеи) в классах материала А и В (РАNK 5102, 5105, 5202, 5204).
Дан перечень основных нормативных и технических документов, использованных при разработке рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ
Качество автомобильной дороги — это совокупность свойств, характеризующих степень ее соответствия своему назначению. Назначение автомобильной дороги четко выражено в определении понятия «автомобильная дорога». Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для обеспечения экономичных безопасных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом с заданными скоростями и нагрузками в течение требуемого периода времени (срока службы). Таким образом, качество автомобильной дороги в целом характеризуется степенью ее соответствия требованиям движения автомобильного транспорта.
Относительно недавно стали оперировать таким понятием как «надежность» автомобильной дороги. Надежность автомобильной дороги — это ее свойство обеспечивать основные требования транспортных средств при определенных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени. В инженерном понимании понятие «надежность» является более узким, чем понятие «качество». Но, более того, понятие «надежность» является составной частью понятия «качество» автомобильной дороги.
Исходя из транспортно-эксплуатационных показателей — прочности, скорости, ровности, сцепления (шероховатости), срока службы, надежность автомобильной дороги расценивают по соответствию этих показателей заданным значениям.
Дорожное покрытие, являясь частью дорожной одежды, ее замыкающим слоем, призванным обеспечить скорость, безопасность и комфортность движения автомобильного транспорта, в полной мере должно соответствовать указанным выше требованиям.
Совершенствование системы правил приемки в эксплуатацию дорожных одежд обеспечивает их эксплуатационную надежность и осуществление эксплуатационных мероприятий на оптимальном уровне.
Разработанные ранее ВСН 2-94 и ТР 103-00* регламентируют в основном технические требования к применяемым материалам, последовательность технологических операций и технологические параметры строительного процесса. Настоящие Технические рекомендации, являясь логическим продолжением указанных нормативов, нацеливают производителей строительных работ на необходимость непрерывного контроля качества и устанавливают единую систему приемки и сдачи законченных объектов в эксплуатацию.
* Взамен действует ТР 103-07. — Примечание изготовителя базы данных.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Настоящие Технические рекомендации устанавливают единый порядок производства технического контроля, приемки и оценки качества при строительстве и капитальном ремонте дорожных покрытий городских улиц и дорог, а также дорожных покрытий, устраиваемых при благоустройстве дворовых территорий.
Технические рекомендации предусматривают:
— осуществление технического контроля качества работ;
— техническое документирование качества в процессе их производства и приемки;
— оценку качества работ, выполненных при строительстве или капитальном ремонте;
— промежуточную приемку от подрядчика законченных строительством работ по устройству покрытий улиц и дорог, или приемку от подрядчика рабочей комиссией заказчика работ по капитальному ремонту дорожных покрытий;
— приемку в эксплуатацию законченных строительством или капитальным ремонтом дорожных покрытий.
2. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1. Технический контроль за строительством и капитальным ремонтом покрытий городских улиц и дворовых территорий осуществляется для того, чтобы:
— обеспечить выполнение работ с высоким качеством и в полном соответствии с утвержденным проектом, сметой и действующей нормативно-технической документацией;
— повысить ответственность исполнителей за производство работ.
2.2. Технический контроль при строительстве и капитальном ремонте подразделяют на:
— производственный и лабораторный контроль, осуществляемый постоянно в процессе производства работ техническим персоналом (главными инженерами, производителями работ, мастерами, бригадирами, строительными лабораториями);
— технический надзор, осуществляемый со стороны заказчика;
— авторский надзор, осуществляемый проектной организацией, составившей техническую документацию на строительство или ремонт дорожных покрытий;
— инспекторский надзор, осуществляемый городскими организациями, наделенными правом технического надзора в городском строительстве.
2.3. Представители надзора имеют право:
— требовать от дорожно-строительных организаций качественного выполнения работ, соблюдения требований проекта и СНиПов;
— давать указания руководителям работ в виде письменных распоряжений или записей в журналах производства работ об устранении обнаруженных недостатков при выполнении работ;
— приостанавливать работы в случае неудовлетворительного качества их выполнения или брака с выдачей об этом письменного распоряжения производителям работ на месте (с указанием конкретных мотивов приостановки работ) и немедленным сообщением в копии начальнику или главному инженеру организации, выполняющей работы.
2.4. Организации, производящие работы, обязаны обеспечить своевременное составление технической документации, отражающей весь процесс производства по строительству или ремонту дорожных покрытий, которая включает:
— исполнительные чертежи сдаваемого дорожного покрытия;
— журнал производства работ;
— журнал авторского надзора;
— акты приемки скрытых работ;
— журналы лабораторного контроля производства работ и акты испытаний строительных материалов по контрольным образцам.
Контроль за полнотой и качеством технической документации лежит на обязанности технического надзора и главного инженера строительной организации.
3. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
3.1. Законченные строительством дорожные покрытия городских дорог и улиц или отдельных их пусковых участков принимаются в эксплуатацию приемочной комиссией после получения от генерального подрядчика извещения об окончании объекта и готовности его к приемке.
Работа по приемке готового покрытия должна производиться в период, благоприятный для визуального обследования, производства измерений и взятия проб для оценки качества материалов. Не допускается производить приемку при снежном покрове.
3.2. Приемочная комиссия назначается приказом руководителя организации заказчика в течение пяти дней после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта к приемке. Порядок и продолжительность работы комиссии определяются заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком.
В состав приемочной комиссии входят представители заказчика (председатель комиссии), генерального подрядчика, организации, на которую возлагается эксплуатация принимаемого объекта, субподрядной организации, проектной организации, организации, осуществляющей инспекторский надзор, ГИБДД и по решению заказчика — представители других заинтересованных организаций.
3.3. Приемочная комиссия обязана:
— проверить соответствие выполненных работ утвержденному проекту, строительным нормам и правилам производства работ;
— проверить качество работ по журналам лабораторного контроля и при необходимости провести дополнительные контрольные измерения и лабораторные измерения; дать оценку качеству работ;
— составить акт о готовности дорожного покрытия к эксплуатации.
3.4. Генеральный подрядчик представляет приемочной комиссии следующую документацию:
— список организаций, участвовавших в производстве работ с указанием выполненных ими видов работ и ответственных исполнителей;
— технический проект и комплекс рабочих чертежей с внесенными изменениями, а также документы, разрешающие допущенные отклонения и изменения в проекте;
— акты промежуточных приемок;
— акты приемки скрытых работ;
— журналы испытаний дорожно-строительных материалов и вырубок (кернов) из конструктивных слоев дорожной одежды;
— журналы производства работ и авторского надзора.
Вся перечисленная документация после окончания работы приемочной комиссии хранится у заказчика.
3.5. По окончании приемки председатель комиссии представляет в орган, назначивший приемочную комиссию, акт (с приложениями) приемки объекта в эксплуатацию с краткой докладной запиской о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации.
3.6. Акт приемки в эксплуатацию рассматривает и утверждает орган, назначивший приемочную комиссию. Полномочия приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Акт приемки в эксплуатацию и вся техническая документация по принятому объекту передаются для постоянного хранения организации, принявшей в эксплуатацию городскую дорогу или улицу.
3.7. Приемку работ по капитальному ремонту городских улиц и дорог производит комиссия, состав которой назначается инстанцией, утвердившей проектно-сметную документацию на капитальный ремонт. В состав комиссии входят: главный инженер дорожной организации, выполнявшей работы (председатель), производитель работ и представитель надзора заказчика.
3.8. Комиссии должны быть представлены документы, предусмотренные п.3.4. настоящих Технических рекомендаций, составляемые по результатам промежуточных проверок, замеров и лабораторных испытаний.
3.9. Акт окончательной приемки работ по капитальному ремонту составляют в пяти экземплярах, два из которых представляют в орган, утвердивший комиссию, два передают заказчику и один подрядчику.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ РАБОТ
4.1. Настоящие правила устанавливают основные положения и способы проверки, применяемые при промежуточных приемках работ при строительстве и капитальном ремонте городских улиц и дорог, для определения объемов производства работ и их соответствия утвержденному проекту, требованиям СНиП и других нормативно-технических документов, для определения качества дорожных покрытий.
Приемочными комиссиями эти же правила применяются при приемке дорог в эксплуатацию, для проверки полноты и качества представляемой документации, для контрольных проверок и испытаний при оценке принимаемого объекта.
4.2. По уровню капитальности конструкции дорожных одежд разделяют на типы:
Источник
Приемка ремонта асфальтового покрытия
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по ремонту дорожных одежд, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями, на автомобильных дорогах общего пользования
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Авторы: д-р. техн. наук, проф. В.В.Ушаков, д-р. техн. наук, проф. В.А.Ярмолинский
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для разработки технологии ремонта дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями.
1.2 Методические рекомендации содержат основные методы ремонта и капитального ремонта дорожных одежд, состоящих из цементобетонных и асфальтобетонных слоев, а также вопросы контроля качества ремонтных работ.
1.3 В методических рекомендациях рассмотрены методы восстановления транспортно-эксплуатационного состояния дорожных одежд и необходимое технологическое оборудование.
2 Нормативные ссылки
В методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32870-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования
ГОСТ 32872-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия
ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
* Текст документа соответствует оригиналу. Повтор (см. выше) — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 10585-2013 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия
ПНСТ 1-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ПНСТ 2-2012* Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Методы определения растяжимости
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 33138-2014. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения;
дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;
дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов;
покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотнённое;
покрытие цементобетонное монолитное: Капитальное покрытие монолитное, устроенное из цементобетонных смесей, уплотняемых на месте работ;
асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии;
асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь;
полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров — блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ);
полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии;
полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь;
бетонная смесь: Рационально подобранная смесь вяжущего (цемента), заполнителей, воды и необходимых добавок до её затвердения и превращения в каменовидное тело. Бетонные смеси должны обеспечивать получение бетонов с заданными показателями по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости (при необходимости) и другими нормируемыми показателями качества бетона;
бетонополимеры: Специальные бетоны на минеральном вяжущем, пропитанные мономерами или полимерами с их последующим отверждением;
пластификаторы: вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности и (или) пластичности при переработке и эксплуатации;
полимерцементобетон: Искусственный материал, получаемый в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве добавок используют дивинильный и дивинильстирольный каучук, формальгидные полиэфирные и кремнийорганические смолы;
фибробетон: бетон с добавлением фибровой арматуры;
повреждение дорожного покрытия: Нарушение целостности (сплошности) или функциональности дорожного покрытия, вызванное внешними воздействиями, либо обусловленное нарушениями технологии строительства автомобильных дорог;
выбоина: Местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;
износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счёт истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;
колейность: Плавное искажение поперечного профиля автомобильной дороги, локализованное вдоль полос наката;
вертикальное смещение дорожных плит: Смещение дорожных плит цементобетонного покрытия относительно друг друга в вертикальном направлении;
трещина: Разрушение дорожного покрытия, проявляющееся в нарушении сплошности покрытия;
сетка трещин: Взаимопересекающиеся продольные, поперечные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее монолитного покрытия на ячейки;
отраженное трещинообразование: Трещины на поверхности асфальтобетонного покрытия, возникающие из-за комплекса горизонтальных (растягивающих) и вертикальных (сдвиговых) деформаций у основания слоя асфальтобетона;
герметик (мастика): Герметизирующий материал горячего или холодного применения для заливки трещин и швов в покрытиях, обеспечивающий их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение длительного времени;
герметизация швов и трещин (заливка): Технологическая операция заполнения камеры шва или паза трещины герметиком;
Источник