- Простой способ восстановить сломанную пластмассовую шестеренку
- Материалы для работы
- Шаг 1. Обезжириваем поверхность
- Шаг 2. Готовим клей
- Шаг 3. Наносим клей
- Шаг 4. Даем клею подсохнуть
- Шаг 5. Формируем зубья шестерни
- Чем заменить эпоксидный клей
- Как восстановить пластмассовую шестерню ⚙️ своими руками: простой, но действенный способ
- Материалы для работы
- Шаг 1. Обезжириваем поверхность
- Шаг 2. Готовим клей
- Шаг 3. Наносим клей
- Шаг 4. Даем клею высохнуть
- Шаг 5. Формируем зубья шестерни
- ВИДЕО: Простой способ восстановления пластиковой шестерни
- Простой способ восстановления пластиковой шестерни
- Приспособление для ремонта шестерни
Простой способ восстановить сломанную пластмассовую шестеренку
Пластиковые шестеренки используются во многих несложных механизмах. Их можно встретить в детских игрушках, полезных инструментах для дома, в некоторых типах мелкой бытовой техники. Выгода от использования пластиковых шестеренок очевидна:
- просты в изготовлении;
- не требуют больших затрат на этапе производства;
- при грамотном использовании обладают хорошей износостойкостью.
Тем не менее, существуют факторы, способные привести к поломке пластиковых шестеренок. Вследствие сильных ударов или падения с высоты эти детали раскалываются. Даже если в ней появилась небольшая трещина, со временем она неизбежно приведет к расколу.
Принято считать, что подобные детали не подлежат восстановлению. Например, многие народные умельцы пытались исправить ситуацию при помощи обыкновенного суперклея, но он не приносил желаемого результата. Возникает вопрос: можно ли восстановить пластиковую шестеренку?
Подобные способы существуют, причем многие из них были опробованы на деле. Чтобы вы не теряли время понапрасну, мы собрали проверенные методы, которыми можно смело пользоваться.
Материалы для работы
Рассмотрим приспособления и материалы, которые пригодятся в ходе восстановления пластиковых деталей. Главный рабочий инструмент — двухкомпонентный клей. Он гораздо эффективнее суперклея, обладает превосходной адгезией и универсален в использовании.
Двухкомпонентный клей должен быть именно для пластиковых деталей. В противном случае состав может оказаться чересчур едким, агрессивным, что неизбежно приведет к деформации пластиковой поверхности.
Среди прочих приспособлений, необходимых в работе, понадобятся:
- обезжириватель — помогает устранить маслянистую пленку, снижающую адгезию между частями шестеренки;
- небольшая емкость, в которую можно поместить шестеренку для надежной фиксации;
- машинное масло — рекомендуется воспользоваться очищенным, но подойдет и любое другое.
Помимо этого, потребуются подручные средства, при помощи которых можно смешивать компоненты раствора, приготавливаемого далее, и накладывать его на поверхность шестеренки. Для этого можно воспользоваться небольшой деревянной щепой, зубной пастой или даже плотным куском картона. Работайте тем, что удобнее всего.
Шаг 1. Обезжириваем поверхность
Ключевой этап, требующий грамотного подхода. На пластиковых шестеренках зачастую остается смазочный материал, снижающий трение между деталями, предотвращающий износ подвижного механизма. Смазка играет важную роль в конструкции устройства, но не позволяет склеивать поломанные детали, поэтому необходимо удалить ее без остатка.
Выбирая обезжириватель, удостоверьтесь в оптимальном, неагрессивном составе. Едкие компоненты нередко приводят к «вскипанию» пластика: поверхность пузырится, деформируется, портится. Даже обыкновенный ацетон порой оказывается очень токсичным, едким.
Устранить жирные вещества без остатка можно следующим способом:
- набираем в тару теплую воду;
- помещаем шестеренку;
- добавляем средство, растворяющее жир;
- ждем некоторое время;
- проходимся по поверхности шестеренки щетиной зубной щетки.
Даже после первой процедуры можно заметить, что поверхность стала чище, пропала характерная скользкость. Просушив деталь, можно приступать к следующему этапу.
Шаг 2. Готовим клей
Двухкомпонентный клей — лучший выбор для ремонта пластиковых деталей. Для этого необходимо:
- выдавить клей из обоих тюбиков строго по пропорциям, указанным на упаковке;
- перемешать в однородную пасту при помощи щепы в какой-нибудь удобной таре.
Подготовка клеевого состава
Когда консистенция полученной пасты будет напоминать сметану, можно приступать к последующим работам.
Шаг 3. Наносим клей
Здесь рекомендуется быть предельно осторожным. Клей следует наносить аккуратно на поверхность, которую необходимо отремонтировать, стараясь не касаться других элементов шестеренки. В противном случае остатки клея, затвердев, образуют подтеки.
Если деталь небольшая, то можно воспользоваться обыкновенной зубочисткой. Ее острие достаточно тонкое, но при этом помогает нанести нужное количество полученной клеевой массы на скол пластиковой детали.
Чтобы эффект склейки был наилучшим, рекомендуется равномерно нанести двухкомпонентный клей на всю поверхность, которую требуется отремонтировать. Пасту следует накладывать без излишков, тонким слоем, поскольку при соединении осколки будут вытеснять вещество из стыков и по краям образуются рубцы.
Шаг 4. Даем клею подсохнуть
Крайне важно правильно и надежно зафиксировать деталь, чтобы на нее в ходе просушки не приходились нагрузки. Можно использовать небольшую струбцину или даже пассатижи (накинув на ручки обыкновенную денежную резинку, получаем надежный фиксатор).
Фиксация склеенной детали
Усилие не должно быть чересчур большим, поскольку иначе осколки могут сместиться и склеятся некачественно.
Проследите, чтобы места стыка не соприкасались с другими поверхностями, поскольку это неизбежно приведет к приклеиванию. Подобное чревато еще большим повреждением шестеренки.
Шаг 5. Формируем зубья шестерни
Еще один этап, требующий внимания и осторожности. Если зубья в месте излома были безвозвратно повреждены (раскололись на мелкие осколки), можно попытаться сформировать их самостоятельно. Для этого нужно:
- смазать шестерню машинным маслом;
- вставить в механизм на прежнее место;
- собрать узел целиком;
- продавить другой шестерней выемки, прокручивая детали по оси.
Этот нехитрый процесс помогает сделать на шестеренке практически идентичные зубья, после чего она полностью готова к работе. Еще раз проверив работоспособность механизма и собрав его, можно смело приступать к работе.
Чем заменить эпоксидный клей
Приведенный выше способ хорош тем, что он был неоднократно проверен и считается надежным. Однако нередко возникают случаи, когда под рукой нет качественного двухкомпонентного клея. Чем же можно заменить его и существуют ли аналоги?
Как один из вариантов, можно воспользоваться обыкновенной эпоксидной смолой, смешанной со специальным отвердителем. Она быстро формируется и отличается превосходной податливостью, что при должном умении позволяет в точности повторить родные зубцы сломанной шестеренки.
Чтобы усилить эффект, рекомендуется добавить в эпоксидную смолу, тщательно приготовленную в точности по инструкции, сухой цемент в пропорции 2:1. Хорошенько размешав смесь, можно получить настолько крепкий состав, что он поможет полностью восстановить сломанную пластиковую шестеренку.
Теперь вы знаете, как использовать двухкомпонентный эпоксидный клей и его аналоги для ремонта пластиковых деталей. Если вам потребовалась помощь людей, имеющих дело с подобным, напишите об этом в комментарии. Так вы сможете спросить ценный совет у тех, кто уже ремонтировал пластиковые шестеренки и имеет опыт в данной сфере.
Источник
Как восстановить пластмассовую шестерню ⚙️ своими руками: простой, но действенный способ
Не секрет, что пластмассовые шестерни все больше вытесняют металлические аналоги в бытовых приборах, автомобилях, медицинском и промышленном оборудовании и не только. Но у них один недостаток – они менее прочные, чем металлические аналоги. Что делать, если у шестеренки в машине или бытовом приборе сточились или сломались зубья? Ведь так не хочется тратить деньги на новую. Тем более, что точно такую деталь не всегда легко найти. Мы расскажем вам, как продлить срок службы пластмассовой шестерни.
Содержание:
Материалы для работы
Для того, чтобы восстановить пластмассовую шестерню, вам понадобятся:
- двухкомпонентный эпоксидный клей для пластика;
- старая зубная щетка;
- обезжириватель;
- емкость, в которой может полностью поместиться шестеренка;
- картонка и палочка для смешивания компонентов клея;
- машинное масло.
Шаг 1. Обезжириваем поверхность
В небольшую емкость наливаем теплую воду и добавляем в нее растворитель жира. С помощью зубной щетки тщательно моем поврежденную шестеренку, чтобы клей лучше схватился. Споласкиваем под проточной водой. Даем шестеренке полностью высохнуть.
Шаг 2. Готовим клей
Выдавливаем из одного, а затем из другого тюбика необходимое количество клея в пропорциях, указанных в инструкции и смешиваем компоненты с помощью палочки. Если получился жидкий клей, то нужно дать время, чтобы он немного загустел до консистенции домашней сметаны. При этом он должен остаться пластичным. Не забываем помешивать его.
Шаг 3. Наносим клей
Когда клей достигнет нужной консистенции, наносим его с помощью палочки на поврежденный участок шестеренки.
Следим за тем, чтобы были хорошо обработаны все поврежденные части шестеренки.
Шаг 4. Даем клею высохнуть
Для этого кладем шестерню так, чтобы обработанная клеем поверхность оказалась сверху и ни с чем не соприкасалась. Можно что-то подложить под нижнюю часть, так чтобы шестерня оставалась в зафиксированном положении.
Чтобы ускорить процесс высыхания клея, можно воспользоваться обычным бытовым или же строительным феном.
В результате мы получили заготовку, из которой будем восстанавливать поврежденный участок шестерни.
Шаг 5. Формируем зубья шестерни
Берем часть механизма, в котором использовалась поврежденная шестерня. Обрабатываем шестерню, с которой в процессе работы соприкасалась сломанная деталь, машинным маслом или солидолом.
Надеваем поврежденную шестерню на прежнее место.
Вращая заготовку вокруг оси то в одну, то в другую сторону, прокатываем ее по обработанной маслом шестерне, тем самым формируя зубья.
В результате получаем полноценную шестерню.
ВИДЕО: Простой способ восстановления пластиковой шестерни
Простой способ восстановления пластиковой шестерни
Как восстановить пластмассовую шестерню ⚙️ своими руками: простой, но действенный способ
Источник
Приспособление для ремонта шестерни
Зубчатые колеса изготовляют из углеродистых и легированных сталей 40Х, ЗОХГТ, 20ХИМ с последующей термохимической и термической обработкой (цианирование, цементация, закалка). Червячные колеса изготовляют из антифрикционного чугуна, червяки — из низкоуглеродистых и легированных сталей.
Характерные дефекты зубчатых колес — изнашивание зубьев по толщине и длине, усталостное выкрошивание рабочей поверхности зубьев, трещины, задиры и царапины на рабочей поверхности зубьев, поломки и завал зубьев на сторону в результате пластических деформаций, изнашивание посадочных мест, шлицевых отверстий и шпоночных канавок, трещины на ступицах.
Выкрошивание, трещины и отколы отдельных зубьев выявляют визуальным осмотром или дефектоскопией. Ширину шпоночных канавок и шлицевых впадин проверяют шаблонами, а их диаметральные размеры — скобами. Скобами проверяют и посадочные места под подшипники. Износ отверстий определяют пробками, Износ зубьев шестерен измеряют штангенциркулями, шаблонами, штангензубомерами и индикаторными приборами.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Изношенные зубья восстанавливают заменой части детали, наплавкой, вдавливанием и дополнительным коррегированием.
Восстанавливать зубчатые колеса, заменяя зубчатые венцы, чаще всего приходится при ремонте блоков шестерен. Объясняется это тем, что шестерни блока изнашиваются по-разному, а выбраковывать деталь при удовлетворительном состоянии одного из зубчатых венцов нерационально. При таком способе зубья колеса обтачивают. На обточенный обод колеса насаживают заготовку венца в холодном или нагретом состоянии, проваривают ее по всей торцовой поверхности, обрабатывают до требуемых размеров, после чего нарезают зубья. Термически обработанные колеса перед восстановлением отжигают, чтобы облегчить механическую обработку, а после на-прессовки и нарезки зубьев закаляют. Для этой цели целесообразно использовать нагрев деталей токами высокой частоты.
Шестерни с односторонним износом зубьев иногда переворачивают и используют для дальнейшей работы другой стороной. Если ступица несимметрична, то ее подрезают с одной стороны и делают симметричной. Положение зубчатого колеса на валу при сборке восстанавливают постановкой кольца, ширина которого равна толщине отрезанной части ступицы.
Односторонне изношенные подвижные колеса с кольцевыми проточками для вилок переключения передач также можно переворачивать на 180°. У таких шестерен отрезают часть ступицы, а на противоположной стороне приваривают изготовленную вновь кольцевую муфту.
Конструкции отдельных зубчатых колес позволяют использовать их в качестве других элементов машины. Например, у трактора Т-100М в случае поломки зубьев шестерни третьей передачи оставшийся еще в хорошем состоянии венец четвертой передачи используют для шестерни реверса. Венец третьей передачи отрезают.
При восстановлении изношенных зубьев наплавкой у зубчатых колес большого диаметра и модуле более 10 наплавляют изношенную сторону каждого зуба. Высокую износостойкость и прочность наплавляемых поверхностей зубьев дает применение сплавов типов сормайт и сталинит. Тонкий слой сормайта наносят на ранее наплавленную с помощью присадочного материала и зачи« щенную поверхность. После наплавки сормайтом зубья шлифуют.
Наплавкой сормайтом рекомендуется восстанавливать шестерни с несколькими дефектными зубьями. Все зубья наплавлять сормайтом не рекомендуется, так как это весьма трудоемкий процесс, затрудняющий дальнейшую механическую обработку детали.
При большом износе всех или большинства зубьев зубчатые колеса небольшого диаметра и малых модулей (до 5…6) могут быть восстановлены по следующей технологии. Изношенные зубья срезают ацетиленокислород-ным пламенем заподлицо с ободом колеса. После обточки колеса на токарном станке к его ободу с двух сторон приваривают электросваркой флюсоудерживающие кольца. Обод наплавляют круговым швом под слоем флюса. Наплавленное колесо освобождают от флюсоудерживающих колец и устанавливают на токарный станок, где обтачивают, подрезают торцы и снимают фаски с двух сторон. Затем в центрах делительной головки горизонтально-фрезерного станка модульной дисковой фрезой или на зубофрезерном станке червячной фрезой нарезают зубья, после чего фрезеруют фаски на торцах зубьев. Нарезанные зубья закаливают токами высокой частоты, и выборочно проводят проверку не менее чем на трех зубьях.
Для восстановления торцов зубьев с износом по длине 2,2…8,2 мм возможна автоматическая наплавка каждого изношенного по длине зуба в отдельности. Наплавляют зубья порошковой проволокой под флюсом с принудительным формированием наплавленного металла в медной охлаждаемой форме.
Вдавливанием ремонтируют небольшие по ширине, цилиндрические зубчатые колеса с изношенными по профилю зубьями и отверстиями в ступице, если остался достаточный запас металла на венце и отсутствуют поломанные зубья, сколы и трещины на ободе и ступицей Для этого используют специальные приспособления (штампы) (рис. 1). Зубчатые колеса, подлежащие восстановлению, нагревают в соляной ванне до 1200 °С и подают к прессу. Установив шестерню в штамп, опрессовывают ее за один ход штока пресса. За счет кольцевых выступов в верхней и нижней половине штампа металл венца выдавливается. Температура начала обработки зубчатого колеса должна быть 1150 °С, а конца обработки —850 °С. Затем зубчатые колеса загружают в шахтную печь, где их обжигают с температуры конца деформации до 650 °С в течение 2 ч.
Рис.1. Штамп для восстановления зубьев шестерен
1 — матрица; 2 — шестерня; 3— палец, предохраняющий шестерню от раздачи внутрь отверстия; 4, 5 —верхняя и нижняя половины штампа
Рис. 2. Приспособление для наплавки зубьев звездочек
1 — планки; 2 —шаблоны; 3 — коромысло
Остывшие зубчатые колеса моют, производят контрольные операции и направляют на механическую обработку. Зубья фрезеруют на зубофрезерном станке червячной фрезой, закругляют и шевингуют.
Следующая операция — газовая цементация восстанавливаемых шестерен в шахтной печи при температуре 1000 °С на глубину 0,7…1,1 мм в течение 4 ч. Затем зубчатые колеса помещают в соляную ванну с расплавом соли ВаС2 при температуре 210…220 °С и закаливают в течение 35 ч при температуре 800…820 °С. Закаленные зубчатые колеса промывают, очищают от остатков селитры и окалины. После всех операций контролируют качество обработки, твердость зуба, диаметр посадочного отверстия, толщину зуба. Проверяют отсутствие заусенцев, биения венца.
Зубчатые колеса с изношенными зубьями восстанавливают также коррегированием, для чего сдвигают режущий инструмент относительно делительной окружности колеса и дополнительно прорезают зубья.
Трещины ступицы колеса заваривают, а в тех случая-ях, когда это позволяет конструкция деталей, на нее напрессовывают стальной бандаж. Для его установки на поверхности ступицы делают кольцевую заточку. В соответствии с размерами заточки изготовляют стальной бандаж, который в горячем состоянии насаживают на ступицу колеса.
Дефекты отверстия ступицы, шпоночного паза и шлицев устраняют способами, описанными выше.
Звездочки цепных передач ремонтируют так же, как и зубчатые колеса. При одностороннем износе зубьев практикуют переставить звездочку в машине таким образом, чтобы рабочими поверхностями зубьев становились неизношенные их стороны. Звездочки с двухсторонним износом зубьев ремонтируют наплавкой сталинитом или качественными электродами. Точность профиля зубьев колеса обеспечивается специальным приспособлением, применяемым при наплавке. Это приспособление (рис. 2) состоит из двух медных шаблонов, прикрепленных к коромыслу. Правильность положения шаблонов достигается центрированием приспособления по оси звездочки с помощью планок. Наплавкой заполняют пространство между изношенными зубьями звездочки и шаблоном, после чего приспособление переставляют так, чтобы один шаблон разместился в наплавленной впадине, а другой — в наплавляемой.
Отремонтированные звездочки проверяют на радиальное и торцевое биение. Если биение превышает предельное, то звездочки подвергают статической балансировке.
Источник