- Замена сцепления ВАЗ 2109 своими руками
- Необходимые запчасти
- Необходимые для ремонта инструменты
- Порядок операций
- Резюмируем
- Замена диска сцепления на ВАЗ 2109 (Видео)
- Характерные поломки
- Выбор сцепления
- Ремонтные работы
- Снятие и проверка
- Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях
- Возможные причины неполадок
- Снимаем и разбираем сцепление
- Снимаем коробку
- Вилка и нажимной подшипник
- Разбираем сцепление
Замена сцепления ВАЗ 2109 своими руками
Если при запуске двигателя слышны шумы и появляются вибрации, ощущаются «рабочие рывки», увеличился ход педали, изменилась динамика автомобиля, увеличился расход бензина, скорее всего, необходима замена сцепления ВАЗ 2109. Чаще всего причиной этого является нарушения правил использования транспортного средства. Например, водитель любит стартовать с пробуксовкой, или ему пришлось выбираться из сугроба. Может выйти из строя и одна из деталей узла. Например, выжимной подшипник. Когда он «летит» слышен сильный «визг». В результате – отказ сцепления.
Что именно нужно делать – может определить диагностика в СТО. Или это можно увидеть своими глазами при демонтаже. Как починить этот узел самостоятельно будет рассказано дальше.
Необходимые запчасти
Для установки сцепления ВАЗ 2109 вам потребуется новый узел. Лучше брать модели, рекомендованные производителем машины с артикулами 2109-1601000, 801122, 2108-1601085, FR 761. Цена комплекта зависит от производителя и продавца, варьируется в пределах от 2300 до 3600 рублей.
Необходимые для ремонта инструменты
Для замены корзины сцепления ВАЗ 2109 вам нужно приготовить такие инструменты:
- стандартный набор ключей;
- домкрат.
Ремонт своими руками вполне целесообразен, поскольку цена замены сцепления ВАЗ 2109 на 3 марта 2019 года в среднем в автосервисах составляет 3,2 тысячи рублей.
Но самостоятельный ремонт вполне доступен даже без помощника, и без полного снятия КПП. Принцип ремонта и последовательность выполнения работ идентичны для моделей 2108-2115, поэтому предлагаем посмотреть, как выполняется такой демонтаж на ВАЗ 2114:
Порядок операций
Для выполнения ремонтных работ автомобиль нужно установить на смотровую яму, поставить его на «ручник», отсоединить минусовую клемму для обесточивания бортовой сети, снять брызговик мотора. Теперь можно приступить к разборке:
- Установить домкрат, который будет временно заменять переднюю пару колес. На них нужно открутить гайки, снять шасси и отложить их в сторону.
- Чтобы вывести контактную деталь шаровой опоры из ступицы, нужно выкрутить болты.
- Вместо 2 верхних обычных болтов нужно установить крепежи ГБЦ.
Теперь можно снять стартер, он крепится на трех гайках, которые нужно выкрутить.
На этом этапе необходимо установить домкрат под двигатель. После этого открепляется боковая опора мотора.
После этого можно отсоединить заднюю опору мотора и открутить кулису КПП переключения передач.
Со сцепления необходимо демонтировать защитный кожух.
Со стороны левого крыла расположены болты коробки передач, их нужно выкрутить до упора и снять КПП. Важно проследить, чтобы концевик узла лег на рычажную растяжку. Так образуется щель, которая позволит снять сцепление.
Разборка завершена. На этом этапе остается направляющая для сцепления. Ее нужно тщательно смазать. После этого на направляющую можно надеть выжимной подшипник.
Резюмируем
Если проверка показала, что свободный ход – нормален, но вы сомневаетесь в своей компетенции по регулировке узла, обратитесь в СТО. Неправильные установки могут стать причиной быстрого выхода из строя сцепления. Если вы хотите самостоятельно довести работы до конца, нужную информацию вы можете найти на сайте производителя ТС или в его сервисной книге. Важно выполнять работы своевременно, чтобы не попасть в неприятную ситуацию в дороге. Следите за ресурсом деталей сцепления, например, срок службы ведомого диска составляет 100 тысяч километров. Но, если у автомобилиста агрессивная манера вождения, он может снизиться в 2-3 раза.
Как выполняется замена сцепления ВАЗ 21099, смотрите на этом видео :
Источник
Замена диска сцепления на ВАЗ 2109 (Видео)
На необходимость заменить сцепление указывает поведение автомобиля. Если вы отпустили педаль сцепления, а после этого ВАЗ 2109 начал трястись, ощущается пробуксовка или наблюдаются посторонние шумы, трески, запах гари, то вероятность поломки сцепления очень высока.
Диск сцепы
Характерные поломки
Сцепление может выйти из строя по нескольким причинам:
- Износились поверхности фрикционных накладок на ведомом диске сцепления, либо образовались на них дефекты, трещины;
- Износились диафрагменные пружины;
- Появилась выработка на маховике сцепления;
- Износились или поломались лепестки выжимного диска;
- Сломался или износился выжимной подшипник.
Для поиска причин отказа в работе сцепления придется его разобрать. Но не стоит пугаться данного процесса. Даже новичкам по силам разобрать и вернуть к работоспособности узел, если изучить инструкцию, конструкцию, посмотреть наглядные видео.
Ведомый диск сцепы
Выбор сцепления
Выбирая комплект сцепления, следует ориентировать не только на доступный бюджет. Сэкономив или купив подделку, вы рискуете получить еще больше проблем в будущем.
Комплект Valeo
Сегодня можно выделить несколько основных производителей, сцепления которых следует покупать для ВАЗ 2109.
Производитель
Особенности
Это стоковое сцепление, которым оснащается автомобиль ВАЗ 2109 еще с завода. Если на дисках присутствует лазерная маркировка, перед вами точно не подделка. Плюс фирма позволяет отправить СМС, указав в нем код идентификации. Если это подделка, вам в ответ пришлют соответствующее уведомление. Неплохое качество, но ничего особенного про них сказать нельзя
Французский производитель, которого активно подделывают на отечественном рынке. Чтобы уличить обман, обратите внимание на стоимость и качество комплектующих. Хотя бренд из Франции, сцепы Валео могут быть произведены в Италии, Испании, Южной Корее. Хорошие по качеству компоненты, обеспечивающие плавный, легкий ход. Отлично подойдет женщинам-водителям. Если грамотно эксплуатировать сцепление, его хватит примерно на 150 тысяч километров пробега. Маховик чуть ли не вечный, а дискам не страшен перегрев в допустимых рамках
Немецкая фирма, которая отлично зарекомендовала себя на родине, а также заслужила массу хвалебных отзывов среди российских автомобилистов. Отлично гасят вибрации, а в комплекте у настоящих сцеплений Luk обязательно присутствует элемент гашения колебаний нажимного и ведомого диска
Встретить отрицательные отзывы о сцепах Крафт можно разве что от конкурентов. Внушительная часть комплектов под брендом Крафт, представленных в России, выпущены в Турции, но по немецкой лицензии. В комплект входит мягкий выжимной подшипник, который отлично ведет себя даже в условиях интенсивной эксплуатации. Маховик очень долговечный. В среднем сцепа выдерживает 150 тысяч километров пробега. Но если не щадить сцепление, то срок существенно сократится
Комплект Kraft
Ремонтные работы
Если вы решили сделать все своими руками, придерживайтесь следующей последовательности действий.
- Заедьте на эстакаду или яму. Так вам будет наиболее удобно работать.
- Поднимите передок автомобиля с помощью надежного домкрата и зафиксируйте надежно девятку.
- Снимите колеса.
- Отключите масса с картера сцепления и трос сцепления. Далее вам придется снять коробку передач.
- Для этого снимите стартер путем отключения проводов, клемм и откручивания трех крепежных гаек.
- Отключите трос спидометра и провод заднего хода.
- Снимите крепления растяжек к рычагам подвески и разведите их по сторонам.
- Отсоедините шаровые опоры от поворотных рычагов. Чтобы сделать это, нужно извлечь шплинт, открутить гайку, выбить палец опоры. Затем выкручиваются две гайки и отсоединяют шарнир.
- Монтировкой выдавите наконечник внутреннего ШРУСа. Образовавшееся в коробке отверстие обязательно заглушите подручными средствами, иначе из коробки передач начнет выливаться масло.
- Снимите нижнюю защиту картера сцепы. Тут ее держат только 3 болта.
- Сделайте опоры из брусков, кирпичей для коробки и двигателя.
- Снимите задние опоры.
- Открутите оставшиеся крепежи, стяните в горизонтальном направлении коробку передач. Будьте осторожными, чтобы не деформировать первичным валом лепестки нажимной пружины.
Снятие и проверка
- Откручивая крепежные болты, лучше чем-то зафиксировать ведомый диск. Подойдет обычная большая отвертка.
- Действуйте аккуратно, что ведомый диск не выдал и снимите сцепление в сборе.
- Изучите текущее состояние деталей. Если на них заметили механические повреждения, сразу рекомендуем заменить.
Следующий шаг — проверка состояние деталей.
Объект проверки
Особенности
Попробуйте его провернуть. При возникновении хрустов, посторонних звуков деталь идет под замену
Проверьте его на наличие следов износа и повреждений на трущихся поверхностях. Также заклепки должны располагаться на глубине минимум 0,2 миллиметра, а пружины в гнездах — только цельные и плотно установленные. Иначе замена
Это же нажимной диск. Проверьте его на наличие повреждений, трещин на рабочей поверхности. Плюс проверяется состояние маховика
Если здесь есть трещины, болтаются лепестки или располагаются в разных плоскостях, деталь идет в утиль, а на ее место устанавливается новая
Демонтажные работы
Достаточно редко отдельные компоненты сцепы меняются независимо от других. Преимущественно ремонт предполагает замену в сборе, куда входит нажимной диск, выжимной подшипник и ведомый диск сцепления.
Сборка узла выполняется в обратной последовательности. Убедитесь только, что для замены вы выбрали действительно качественные детали. К примеру, нормальный по качеству диск сцепы обойдется сегодня около 1000 рублей. Более дешевые варианты брать не советуем.
Источник
Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях
Корзина, выжимной подшипник и ведомый диск сцепления ваз 2109
Агрегат «сцепление» осуществляет кратковременное отсоединения двигателя (мотора) от трансмиссии, плавное их соединение при включении — выключении передач, а также предохраняет все детали трансмиссии от чрезмерных перегрузок, мягко гасит колебания. Если, автомобиль начинает трясти либо он пробуксовывает, когда вы отпускаете педаль сцепления, либо вдруг возникают посторонние шумы, треск, скрежет – значит, необходим ремонт сцепления ваз 2109.
Ремонт на станции техобслуживания обойдется в круглую сумму, поэтому каждый владелец, разбирающийся в технике, способен выполнить эту процедуру своими руками. Вы тоже научитесь, прочитав нашу статью, и сможете сэкономить свои деньги.
Возможные причины неполадок
Посторонние звуки, скрежет, пробуксовка — все это лишь признаки неисправности сцепления.
А нам важнее понять причины:
- Растянулся трос сцепления
- Сильный износ самой поверхности ведомого диска (до заклепок)
- Появление на ведомом диске трещин и изъянов (например, разрушение накладок)
- Сломались либо согнулись пружины диафрагмы
- Поломка либо прогиб лепестков ведущего диска
- Появилась выработка маховика
- Износился выжимной подшипник
- Погнулась вилка сцепления
Простым поверхностным осмотром эти неисправности не выявить – придется разбирать.
Снимаем и разбираем сцепление
Начинаем со снятия троса (он не требует снятия коробки):
- Вооружившись стандартным набором инструментов, заезжаем на эстакаду, либо подъемник, можно на яму
- Снимаем клеммы с аккумулятора
- Сначала вывешиваем передок машины, откручиваем и снимаем колеса
- Затем отключаем, а провод массы от корпуса коробки передач
Снимаем трос сцепления.
Операция несложная:
- Сначала отверните все регулировочные гайки
- Затем внимательно осмотрите систему сцепления, постарайтесь запомнить расположение ее деталей
- Потом извлекаем из кронштейна нижний наконечник троса
Откручиваем регулировочные гайки, извлекаем нижний конец тросика из кронштейна
- Отсоединяем тросик от рычага вилки сцепления
- Затем снимаем стопорную скобку с пальца педали, расположенной внутри салона
- Отсоединяем наконечник тросика от педали
Снимаем стопор и отсоединяем тросик от педали
- Со стороны двигательного отсека вынимаем резиновую подушку, которая стоит в отверстии в щите передка
- Затем вытягиваем в сторону двигательного отсека через это отверстие наконечник троса
- Полностью вынимаем трос сцепления, осматриваем, при необходимости устанавливаем новый
- Убедитесь, что втулка, расположенная между резиновыми подушками входит в кронштейн, расположенный на коробке передач, в противном случае вы повредите резьбу
- После установки обязательно отрегулируйте привод сцепления
Если вся проблема заключалась в тросике, ремонт завершен, однако чаше проблема находится гораздо глубже.
Снимаем коробку
Чтобы добраться до остальных деталей сцепления, придется снимать коробку передач, наша инструкция вам поможет:
- Снятие коробки начинаем со снятия стартера(см.Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить)
- Выкручиваем три гайки, которыми он крепится (одна из них располагается с обратной стороны корпуса стартера)
- Не забываем открутить все провода и клеммы
- Ослабляем хомут привода переключения передач, сдергиваем его
- Снимаем тросик спидометра
- Снимаем колодку провода датчика заднего хода
- Откручиваем крепления растяжек
- Открутив гайки крепления растяжек, отводим их (растяжки) в стороны.
- Далее выпрессовываем из поворотного рычага палец опоры
- Предварительно вытаскиваем шплинт и откручиваем гайку
- Выкручиваем два болта, чтобы отсоединить от поворотного кулака весь шарнир
- Выдавливаем монтировкой наконечник внутреннего шруса
- Заглушаем отверстие в коробке, иначе разольется масло при снятии
- Переходим к корпусу сцепления:
- Чтобы снять нижнюю защиту, откручиваем три болта
- Обязательно опираем мотор и коробку на подставки либо бруски, или вывешиваем агрегат с помощью лебедки
- Сначала откручиваем заднюю опору, а затем левую
Теперь переходим к самой коробке:
- Снимать коробку в одиночку не рекомендуется, лучше позовите помощника
- Откручиваем крепления корпуса коробки (три болта и гайка)
- Стаскиваем КПП строго по горизонтали, не задеваем при этом первичным валом лепестки нажимной пружины (если сломать их, возрастет цена ремонта)
- Аккуратно ставим коробку на пол, убираем, чтоб не мешала под ногами
Вилка и нажимной подшипник
Вилка сцепления ваз 2109
После снятия коробки передач, снимаем вилку и подшипник, для этого:
- Отверткой аккуратно поддеваем защитный чехол
- Достаем чехол из отверстия в корпусе коробки
- Порванный, либо потерявший упругость чехол заменяем
- Плоскогубцами, сжимаем лепестки фиксатора с внутренней стороны корпуса сцепления и одновременно подцепляем отверткой снаружи, чтобы вынуть пластмассовую втулку на оси вилки сцепления
- Если втулка изношена, либо повреждены лепестки ее фиксатора, заменяем втулку
- Приподнимаем вилку сцепления, и выводим ось вилки из втулки, которая запрессована в корпус сцепления
- Снимаем вилку сцепления, выводим ось, затем рычаг через отверстие в корпусе сцепления.
- Снимаем концы пружинки с лапок муфты подшипника, концы отжимаем отверткой
Пружина, прижимающая муфту подшипника к вилке
- Снимаем выжимной подшипник с направляющей втулки
- Осматриваем состояние вилки, если лапки погнуты, либо имеют выработку, вилку следует заменить
- Заклинивший, плохо вращающийся, скрипучий подшипник подлежит замене
- Если муфта подшипника имеет сколы, повреждения лапок, или посадочного места под подшипник, она подлежит замене
- Устанавливаем назад вилку с подшипником
Разбираем сцепление
И так переходим к разборке и дефектовке сцепления:
- Теперь нам потребуется специальная оправка, чтобы не выпал наш ведомый диск
- Вместо нее вполне годится старый первичный вал
- Зафиксируем прочной отверткой ведущий диск, от проворачивания
- Выкручиваем все болты, крепящие корзину
- Вставляем оправку, и снимаем все сцепление в сборе
Совет 1: При откручивании болтов, крепящих корзину сцепления, застопорите маховик при помощи отвертки. Установите болт ля лучшего упора отвертки
Совет 2:Снимать корзину сцепления можно и без помощи оправки, при этом лишь надо придерживать ведомый диск, во избежание его выпадения из кожуха сцепления, она понадобится при постановке корзины на место. Оправку надо либо выточить (заказать) по форме и диаметру первичного вала либо использовать старый первичный вал
- Вставляем оправку в отверстие для первичного вала (фото внизу)
- Откручиваем болты, крепящие корзину сцепления к маховику (смотри советы 1 и 2)
Откручиваем корзину сцепления
- Снимаем аккуратно кожух сцепления с ведомым диском
- Осматриваем ведомый диск
Так выглядит ведомый диск ваз 2109
Проверяем износ его фрикционных накладок.
Заменяем фрикционные накладки либо ведомый диск целиком в случаях:
- Углубление головок заклепок менее 0,2миллиметра
- Замаслена поверхность накладок
- Заклепочные соединения ослаблены
- Наблюдаются трещины и выкрашивание накладок
- Если они сломаны, диск необходимо заменить
- Если вы обнаружили коробление диска, то проверьте его на биение
- Когда значение биения более 0,5миллиметра, заменяем диск
Осматриваем трущиеся поверхности маховика и снятого нажимного диска:
- Не допустимо наличие глубоких рисок, забоин, задиров следов перегрева и износа
Поверхность нажимного диска корзины сцепления
- Ослабление заклепочных деталей нажимного диска недопустимо
- При обнаружении дефектов маховика либо нажимного диска, их рекомендуется заменить
Внимательно осматриваем и оцениваем пригодность диафрагменной пружины, а так же опорных колец снятого нажимного диска:
Исправная диафрагменная пружина
- Опорные кольца с трещинами и следами износа означают замену корзины
- Не допускается наличие трещин (сколов) на диафрагменной пружине
- Места соприкосновения лепестков пружины с выжимным подшипником должны располагаться в одной плоскости, не иметь при этом видимых следов износа
- Укладываем ведомый диск в корзину так, чтобы наименее выступающая часть его ступицы смотрела в сторону маховика
Наиболее выступающая часть ведомого диска смотрит в сторону коробки передач
- Вставляем оправку в шлицы нашего ведомого диска
- Устанавливаем корзину на маховик и закручиваем шестью болтами к маховику
- Болты закручиваем равномерно и по диагонали, с моментом 1,9-3,1 кгс·м
Закручиваем корзину сцепления на место, равномерно и по диагонали обжимая болты крепления
- Теперь можно вынуть центрирующую оправку
- Смазываем шлицы первичного вала КПП и внутреннюю поверхность выжимного подшипника смазкой (тонким слоем)
- Устанавливаем на место коробку передач
- Снова воспользуйтесь помощью напарника
Закончив работу, регулируем натяжение тросика и проверяем работу сцепления:
- Ослабляем контргайку, которая находится на нижнем конце тросика
- Крутя регулировочную гайку, устанавливаем необходимый ход педали
- Несколько раз нажимаем на педаль, до упора ее в пол, снова проверяем ход педали, зажимаем контргайку
На этом ремонт сцепления завершен, рекомендуем дополнительно посмотреть видео.
Источник