- Проект производства работ при ремонте автодорог
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины, определения и сокращения
- 4 Общие положения
- 5 Правила производства геодезических работ
- Проект и ППР оказания услуг по содержанию автомобильных дорог
- Нормативная база для оформления проекта
- Какие задачи выполняет проект, описывающий содержание автодорог
- Особенности разработки проекта
- Какие уровни содержания существуют
- В какой последовательности разрабатывают проект
- Правила разработки проекта содержания автодорог
- Особенности, которые стоит учесть при составлении
- Проект производства работ (ППР) в отношении содержания автодорог
Проект производства работ при ремонте автодорог
ГОСТ Р 58397-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Automobile roads of general use. Rules of carrying out the works. Conformity assessment
Дата введения 2019-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» (ООО «ИТЦ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2021
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на дороги автомобильные общего пользования (далее — автомобильные дороги).
Настоящий стандарт устанавливает правила производства работ по устройству автомобильных дорог и входящих в их состав конструктивных элементов, а также оценку соответствия выполненных работ.
Требования стандарта не распространяются на дорожные сооружения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.046 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок
ГОСТ 10181 Смеси бетонные. Методы испытаний
ГОСТ 22733 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 32867 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования
ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58831 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
СП 49.13330.2010 «СНиП 12-03-2001» Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
глубина промерзания: Расстояние по вертикали от поверхности площадки до подошвы слоя грунта, находящегося в твердомерзлом состоянии в момент измерения.
гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.
деловая древесина: Круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров и древесины, непригодной для промышленной переработки, а также пневый осмол и технологическая щепа.
3.1.4 ресайклер: Специальная универсальная самоходная машина для холодной регенерации старого покрытия на большую глубину (от 15 до 50 см) при реконструкции и ремонте автомобильных дорог.
3.1.5 технологический регламент: Документ, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР), устанавливающий требования к технологическим процессам и последовательности их выполнения, способам и ресурсам для реализации этих процессов, разработанный с целью технологической обеспеченности качества с выявлением технологических особенностей конкретного объекта, содержащий методы контроля, оценки и корректировки основных параметров процессов при их выполнении и приемке.
3.1.6 технология: Совокупность операций и режимов работы машин и оборудования для обработки, изготовления, изменения свойств исходных материалов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции.
3.1.7 технология холодного ресайклинга: Технология фрезерования старого дорожного покрытия с последующим смешением переработанного асфальтобетона (RAP) с добавлением или без добавления каменного материала с вяжущим и уплотнением получившейся смеси.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ППР — проект производства работ.
ППГР — проект производства геодезических работ.
МСК-СРФ — местная система координат — субъекты Российской Федерации.
RAP — переработанный асфальтобетон, материал, получаемый путем фрезерования старого асфальтобетонного покрытия.
4 Общие положения
4.1 При производстве работ необходимо соблюдать установленные в межгосударственных и национальных стандартах требования, в том числе по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и охране окружающей среды.
4.2 Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных зданий и сооружений и автомобильных дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., следует устранять к моменту окончания работ.
4.3 При складировании минеральных материалов следует обеспечить мероприятия, исключающие их размыв, самопроизвольное смещение, просадку, осыпание и раскатывание (например, устройство твердого покрытия с водоотводом). Запрещается осуществлять складирование материалов, изделий на насыпных, не уплотненных грунтах.
4.4 При производстве работ должна быть соблюдена последовательность основных работ (например, устройство слоев дорожной одежды допускается только на законченном и принятом в установленном порядке земляном полотне).
4.5 При использовании для устройства слоев оснований и покрытий дорожных одежд дорожно-строительных материалов с применением вяжущих следует визуально удостовериться, что нижележащий слой находится в чистом, сухом и не промерзшем состоянии.
4.6 Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды при отрицательных температурах окружающего воздуха земляное полотно или нижележащий слой следует очищать от снега и льда на участке производства работ.
4.7 Организация дорожно-строительных работ в части строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов должна соответствовать требованиям ГОСТ 32867.
4.8 При производстве работ, требующих временного изменения организации дорожного движения, необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 58350.
5 Правила производства геодезических работ
5.1 Общие положения
5.1.1 Объем и точность геодезических работ в строительстве автомобильных дорог и их конструктивных элементов назначают исходя из обеспечения размещения возводимых объектов в соответствии с проектами генеральных планов строительства и соответствия геометрических параметров объектов, предусмотренных проектной документацией, требованиям нормативных документов.
5.1.2 До начала выполнения геодезических работ на строительной площадке рабочая документация, используемая при разбивочных работах, должна быть проверена в части взаимной увязки размеров, координат и отметок (высот) и рекомендована к производству строительным контролем заказчика.
5.1.3 Работы по построению геодезической разбивочной основы для строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов следует выполнять в соответствии с указаниями ППГР, составленными на основе генерального плана и стройгенплана объекта строительства.
5.1.4 Разбивочные работы по построению основы для строительства автомобильных дорог и их конструктивных элементов следует проводить преимущественно координатными методами так, чтобы все главные точки пересечений осей, створные знаки закрепления осей зданий, сооружений и трасс имели координаты в осевой системе основного объекта строительства и МСК-СРФ.
5.2 Правила производства геодезических разбивочных работ
5.2.1 Обозначение границы полосы отвода
Плановое положение точек и линий восстановленных трасс, осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности столбами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков. Границы полосы отвода закрепляют с обеих сторон автомобильной дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях — столбами и кольями. Колья высотой 50 см, размером 7,0×5,0 см, столбы высотой 180 см, размером 10×10 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.
5.2.2 Закрепление оси трассы
Установкой вешек задают направление трассы. Дальнейшую коррекцию разбивки осуществляют путем закрепления основных точек кольями и вехами. Вехи необходимой высоты устанавливают через 0,5-1,0 км на прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса.
5.2.3 Закрепление пикетажа
Точки опорных сетей искусственных сооружений, оси мостовых переходов и подходы к ним закрепляют осевыми и угловыми (опознавательными) столбами. Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см.
Источник
Проект и ППР оказания услуг по содержанию автомобильных дорог
Автор — Нурисламов Артур (руководитель проектов)
Проект оказания услуг по содержанию автомобильных дорог – один из видов строительной документации, необходимой для достижения высокой безопасности в процессе движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, а также защиты дорожного полотна от преждевременного износа. В рамках разработки документа анализируют природно-климатические условия, в которых находится объект. С учетом этого разрабатывают и обосновывают меры по поддержанию требуемого состояния и борьбе с некоторыми явлениями (например, степенью скользкости дорожного полотна).
В рамках создания проекта содержания автомобильных дорог особое внимание уделяют финансовому вопросу, поскольку принятые решения должны соответствовать возможностям бюджета и помогать оптимизировать затраты на обслуживание линейного объекта. Компания «Стройдок-АБВ» предлагает профессиональные услуги по оформлению подобной документации, которая необходима для правильной, долговечной и безопасной эксплуатации дорог.
Нормативная база для оформления проекта
Требования и особенности разработки проектов содержания автомобильных дорог содержатся в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.3.110-2019, в частности в главах 8 и 9, где говорится о строительстве, реконструкции и ремонте, а также об эксплуатации. Рекомендации полезны проектным организациям и органам дорожного хозяйства, которые сталкиваются с оформлением соответствующего раздела документации на прокладку новой или ремонт существующей дороги.
В соответствии с ОДМ проект может разрабатываться как отдельный документ, в составе предпроектной документации или материалов инженерных изысканий. Обычно это определяется заказчиком, как и некоторые требования по составлению проекта. Важно, чтобы он не был излишне детализирован и перегружен деталями, но имел объем, достаточный для обоснования принятых проектных решений по содержанию.
Какие задачи выполняет проект, описывающий содержание автодорог
Проект содержания автомобильных дорог необходим, чтобы обеспечить условия для надежности и стабильности линейного объекта при его эксплуатации. Это заключается в правильном уходе за автодорогами в течение года и создании условий для безопасного движения всех видов транспорта. При этом важно обеспечить оптимальные финансовые и материально-технические ресурсы, выделяемые для достижения указанных целей.
В соответствии с п. 6.3 ОДМ 218.3.110-2019 проект разрабатывается, чтобы определить и оптимизировать затраты на автомобильную дорогу в течение ее жизненного цикла, привести технико-экономическое обоснование стратегии содержания и технологии производства работ. Для этого рассматривают следующие вопросы:
- мероприятия по поддержанию нормального состояния отдельных конструкций автодороги;
- организацию службы содержания и расположению ее административных и производственных комплексов;
- создание пунктов учета автомобилей;
- виды, объем и частота проведения работ;
- работы по метеообеспечению;
- оснащение дорожной техникой.
С использованием проекта содержания автомобильной дороги и другой предпроектной документации, которая уже утверждена, под дорогу отводится определенный земельный участок с правоустанавливающими документами и выделяется бюджет в объеме, достаточном для поддержания объекта в нужном техническом состоянии.
Особенности разработки проекта
Проект разрабатывается, чтобы в течение года организовать профилактический уход за дорогами и связанными с вновь построенными или существующими объектами. Причем комплекс мероприятий составляется в зависимости от сезона, поскольку он определяет погодные условия, влияющие на состояние автодорог. Согласно нормативным документам, работы по уходу подбираются с учетом:
- Весенне-летне-осеннего периода. В это время основными являются работы по уходу и устранению мелких дефектов дорожного полотна. Внимание уделяется вопросу обустройства и полосе отвода. В весенний период важно снизить переувлажнения грунтов талыми и грунтовыми водами, в летний обеспечить уход за обочинами, откосами и водоотводу, вовремя устранять мелкие деформации и участки разрушения и предпринимать меры по обеспыливанию дорожного полотна. С наступлением осеннего периода тоже важно предупреждать переувлажнение грунта.
- Зимнего периода. В это время особое внимание обращают на создание условий по бесперебойному и безопасному движению. Учитывая это, в зимнее время важны борьба с гололедов, обеспечение защиты от заносов и регулярную уборку снежных масс.
В рамках проекта устанавливается ежегодный объем работ, который позволяет определить затраты на их исполнение. Это зависит от многих факторов:
- категории и текущего состояния линейного объекта;
- установленного уровня, которого нужно придерживаться при содержании;
- типа автодороги, который устанавливается по интенсивности транспортного потока;
- района обслуживания.
к оглавлению ↑
Какие уровни содержания существуют
Важное значение в проекте содержания автомобильной дороги имеет уровень, на котором поддерживается ее основные характеристики. Он отражает, в каком состоянии находятся конструктивные элементы дороги, что связано с условиями движения автомобилей. Всего выделяют три уровня содержания:
- Допустимый. Приоритетом выступает достижение бесперебойности и высокого уровня безопасности движения, которое может временно ограничиваться или прекращаться только на ряде участков.
- Средний. Здесь движение автотранспорта не ограничивается и не прекращается, но при этом допускается на 20% снизить разрешенную скорость транспорта в тех местах, где это необходимо для осуществления определенных мероприятий. На перекрестках, в местах с малым радиусом поворота, крутыми подъемами и спусками ухудшение состояния не допускается.
- Высокий. Подобный уровень проявляется в поддержании дороги в таком состоянии, которое поможет добиться круглосуточного и безопасного движения автомобилей без каких-либо перебоев. Скорость транспорта не может быть снижена по причине содержания. Возможны лишь неявные дефекты, не оказывающие влияние на безопасность и качество движения.
к оглавлению ↑
В какой последовательности разрабатывают проект
Первый и самый важный этап в разработке проекта содержания автомобильной дороги предполагает оформление ТЗ. Техническое задание составляют на основании данных, выданных заказчиком. На ТЗ будут основаны все последующие этапы оформления документа, поскольку в нем содержатся не только исходные данные, но и требования. Отступление от них возможно только после согласования с заказчиком. Кроме исходных данных за основу также берутся картографические и фондовые (гидрологические, геологические) материалы.
После составления ТЗ осуществляют следующее:
- Изучают и анализируют техническую документацию: проектно-сметную, результаты обследований и испытаний, паспорт дороги и пр. Если есть повод или необходимость, то дополнительно рассматриваются исследования, где уточняются геометрические параметры, состояние элементов дороги, снегозаносимые и гололедоопасные участки.
- Собирают и обрабатывают метеорологические параметры и характеристики, нужные для выбора технологии работ.
- Выполняют расчеты годового объема работ для каждого из временных периодов.
- Продумывают организационную структуру службы, занимающейся соответствующими вопросами содержания. Кроме разработки новой структуры можно совершенствовать существующую. На этом этапе определяют, сколько и где расположить ДУ (дорожно-эксплуатационных управлений), пунктов контроля весовых характеристик и метеоданных и пр.
- С учетом состава работ определяют виды и количество специализированной техники, которая должна быть в соответствующих подразделениях. Это помогает механизировать весь процесс работ.
В рамках создания проекта осуществляют привязку типовых или разработку новых проектов административно-производственных зданий, к примеру, гаражей, зданий, складов, баз, котельных и пр. После составления документ подвергают экспертизе, а затем согласуют и передают заказчику.
Правила разработки проекта содержания автодорог
При создании проекта, предназначенного для содержания автодорог на этапе возведения, ремонтных работ или реконструкции необходимо соблюдать правила главы 8 ОДМ 218.3.110-2019. Согласно с п. 8.1, в документе должны рассматриваться участки основного хода автомобильных дорог, которые строятся с нуля или находятся на этапе ремонта. Также в проекте нужно описывать мероприятия, которые будут проводиться в отношении дорог технологического типа. Они предназначены для движения строительного автотранспорта в заданный период.
Для технологических автодорог проект разрабатывают на основании проектной (в том числе ПОС – проекта организации строительства) или рабочей документации. В дополнение к ней могут использоваться и другие нормативно-технические документы, содержащие полезную актуальную информацию. Для остальных автодорог кроме ПОС необходимы акты приема-передачи автодороги для реализации работ и схемы организации дорожного движения по ОДМ 218.6.019-2016.
Проект содержания дорог указанных категорий входит в состав проектной документации как раздел 10, куда относят иные документы. Название и количество разделов приводятся в п. 8.3. ОДМ 218.3.110-2019. Всего их 9, и в каждом рассматривается отдельная тема:
- Общая информация об автодороге с техническими, транспортными и эксплуатационными характеристиками.
- Климатические особенности и характеристики участка, где будет располагаться новая или проходит уже существующая дорога.
- Список требований к уровню содержания и состоянию автодороги при эксплуатации.
- Требования к тому, как должны организовываться и выполняться работы.
- Перечень технических и материальных ресурсов, необходимых для выполнения.
- Описание существующей службы содержания, которая расположена на объекте или в зоне его тяготения (на прилегающих территориях и в муниципальных образованиях).
- Подробное описание службы организации содержания.
- Сметные документы на автомобильную дорогу.
к оглавлению ↑
Особенности, которые стоит учесть при составлении
Конкретные правила разработки проектов содержания автомобильных дорог в отношении их эксплуатации содержатся в главе 9 ОДМ 218.3.110-2019. Здесь преследуются те же цели, но с добавлением еще одной задачи – определить требования к уровню содержания автодороги, участков или сооружений в ее составе, чтобы сохранить и поддерживать нормальное техническое состояние объекта. Количество и список разделов совпадают с перечнем, установленным для проекта содержания при строительстве и ремонте. Разделы перечислены в п. 9.4. ОДМ 218.3.110-2019.
Проект производства работ (ППР) в отношении содержания автодорог
ППР по содержанию автомобильных дорог – проект производства работ (ППРС), иначе еще называемый проектом оказания услуг (ПОУС). Правила разработки и перечень разделов приведены в главе 10 ОДМ 218.3.110-2019. В рамках ППР прорабатываются нюансы рациональной организации и выбора технологий по выполнению принятых работ с учетом требований заказчика, повышения эффективности каждого из технологических процессов и снижения их себестоимости.
В случае с ППРС учитываются особенности автодорог, специфика их эксплуатации и функционирования, требования к состоянию при эксплуатации, а также список, периодичность и объем работ. То, что должно входить в ППР по содержанию автомобильных дорог, приведено в п. 10.1.1 ОДМ 218.3.110-2019. В проект входят 10 пунктов, их названия совпадают с наименованиями разделов для проектов, разрабатываемых при строительстве, ремонте или эксплуатации.
В ППР для автодорог, реализуемых уже в процессе использования, дополнительно входит Раздел 9, включающий перечень регламентов, которые использовались или разрабатывались в процессе выполнения этих работ.
Источник