- Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
- Правовая основа применения профессиональных стандартов
- Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля
- Параметры использования системы профстандартов
- Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
- Работа автомеханика и его основные обязанности
- Условия труда автомехаников
- Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
- Разряды слесарей по ремонту автомобилей
- Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
- Плюсы и минусы профессии автомеханика
- Красноярского края
- Профессиограмма
- Слесарь по ремонту строительных машин
Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.
Правовая основа применения профессиональных стандартов
Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:
- В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
- В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
- В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.
Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля
В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.
Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.
Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:
- ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
- проведение диагностики систем АТС;
- устранение неисправностей в системах АТС.
Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.
В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.
По функциям в нём содержится следующая информация:
- специалисты, которые готовы к их выполнению;
- требуемые от них уровни опыта и образования;
- предъявляемые к ним особые требования;
- дополнительные характеристики;
- названия специалистов по справочникам профессий.
Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:
- Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
- Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
- Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
- Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
- Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.
По простым трудовым функциям дана следующая информация:
- выполняемые специалистом трудовые действия;
- теоретические знания;
- умения практического характера;
- дополнительные характеристики.
Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:
- 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
- 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
- Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.
В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.
Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.
Параметры использования системы профстандартов
Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?
Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:
- передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
- изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);
- отправить слесаря повышать его квалификацию.
Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.
Когда профстандарты являются обязательными для применения?
Они необходимы для сотрудников, если:
- Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
- Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
- Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.
В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.
Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?
Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:
- Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
- Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
- Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
- Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.
Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.
Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?
Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.
Источник
Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;
Источник
Красноярского края
Профессиограмма
Слесарь по ремонту строительных машин
Презентация профессии
Профессия «автослесарь» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы XX века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования (50-е годы XX века) приводит к разделению специальностей автослесаря: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т.д.
В настоящее время в нашей стране количество действующих автомобилей исчисляется миллионами. Чем меньше неисправных машин, тем выше безопасность движения, тем больше грузов или пассажиров можно перевезти. Для того, чтобы имеющийся огромный парк автомобилей эффективно работал, существует специальная служба. Слесари по ремонту автомобилей являются ее работниками. Их задачи в том, чтобы следить за техническим состоянием машин, устранять поломки, повреждения, не допускать возникновения серьезных неисправностей.
Работа слесаря по ремонту автомобилей — это высококвалифицированный труд, требующий большого объема знаний и навыков. Нужно хорошо знать устройство всех механизмов различных типов автомобилей, порядок и правила сборки и разборки узлов, агрегатов. Нужно уметь проводить осмотр и диагностику состояния агрегатов машины, уметь пользоваться обычным слесарным и некоторым специальным инструментом, приспособлениями и приборами, проводить контрольные, крепежные, регулировочные, сборочно-разборочные и другие операции.
Слесарь должен выполнять достаточно быстро точные движения, тонко дозировать величину усилий. В некоторых случаях ему приходится работать в неудобном положении. Для диагностики состояния двигателя большое значение имеет слух.
Несмотря на ручной характер труда, определяющее значение для эффективности работы слесаря имеют техническое мышление, наблюдательность, понимание логики работы механизмов, четкие пространственные представления. Ремонтник должен уметь мысленно представить взаимодействие всех деталей агрегата. Ремонт чаще всего выполняется в закрытом помещении, иногда — на открытой площадке.
На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте.
Тип и класс профессии
Профессия слесарь по ремонту строительных машин относится к типу «Человек-Техника». Она ориентирована на работу с неживыми техническими объектами труда.
Профессионально важные качества:
- физическая выносливость;
- хороший технический слух;
- наблюдательность;
- развитое техническое мышление;
- ручная умелость.
Содержание деятельности
Ремонт грузовых, легковых автомобилей, автобусов, регулировка отдельных узлов и агрегатов. Слесарь по ремонту строительных автомобилей должен знать конструктивные особенности автомобилей, электрические и монтажные схемы автомобилей, методы выявления и способы устранения неисправностей.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный слесарь по ремонту строительных машин должен знать:
- Устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;
- Методы выявления и способы устранения неисправностей;
- Технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин и автомобилей;
- Правила подготовки изделий под сварку;
- Общие теоретические сведения о сварке, резке и наплавки;
- Технологию изготовления сварных изделий;
- Основные метрологические термины и определения, назначения и краткую характеристику измерений, выполняемых при сварочных работах;
- Меры безопасности при выполнении работ.
Квалифицированный слесарь по ремонту строительных машин должен уметь:
- Выполнять слесарные операции;
- Выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин и автомобилей;
- Подготавливать газовые баллоны к работе;
- Владеть техникой сварки;
- Обслуживать и управлять оборудованием для электрогазосварки;
- Производить сварку и резку металла средней сложности;
- Выполнять наплавку простых и средней сложности деталей, механизмов, конструкций.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве слесаря по ремонту строительных машин необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- техническое и логическое мышление;
- хорошее пространственное воображение;
- хорошая память;
- физическая сила и выносливость;
- концентрация внимания и наблюдательность;
- хорошие зрение и слух;
- развитая ручная моторика и хорошая координация движений;
- тщательность и кропотливость;
- аккуратность;
- терпеливость;
- ответственность.
Условия труда
Рабочим местом называют часть пространства, приспособленного для выполнения слесарем или группой работников производственного задания. Рабочее место включает:
- основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, энергетические установки, различные коммуникации);
- технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, стенды, верстаки, стеллажи, шкафы и др.).
Рабочее место слесаря должно быть оборудовано техническими средствами, обеспечивающими максимальные удобства для работы, безопасность труда, рациональное построение трудового процесса, физиологически правильную рабочую позу, рациональное размещение и строгий порядок хранения инструментов, приспособлений, заготовок, изготовленных деталей, поддержание на рабочем месте необходимого порядка и чистоты.
Организация рабочего места должна предусматривать обеспечение высокой производительности труда, максимальную экономию рабочего времени, высокое качество технического обслуживания и ремонта автомобиля и сохранение здоровья работника. Слесарю, производящему слесарные работы по ремонту сравнительно небольших (по габаритным размерам и массе) деталей и сборочных единиц, рабочим местом обычно служит участок территории автопредприятия, оборудованный инструментальным шкафом и слесарным верстаком.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выполняются как вне автомобиля, так и непосредственно у автомобиля на постах технического обслуживания .
Медицинские противопоказания
Заболевания костно-мышечного аппарата рук, сердечнососудистой системы, системы органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, плохое зрение, болезни, связанные с потерей сознания, радикулит.
Базовое образование
Специальность можно получить в техникумах и колледжах, продолжить образование — в ВУЗах по специальностям транспортного и машиностроительного профиля.
Родственные профессии: «Наладчик машин и оборудования», «Мастер-диагност сельскохозяйственной техники», «Слесарь-ремонтник».
Пути получения профессии
Получить профессию можно в следующих образовательных организациях: КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум», КГБПОУ «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса» (г.Норильск).
Области применения профессии
Слесари по ремонту строительных машин работают практически в любых современных организациях:
- автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки);
- промышленные предприятия;
- транспортные цеха;
- автосервисы;
- автомобильный спорт;
- станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
- мастерские по замене, балансировке и ремонту колес;
- автомобильные подразделения Вооруженных сил и милиции.
Перспективы карьерного роста
- Повышение разряда;
- Административный рост: автослесарь — старший автослесарь — бригадир — техник и далее;
- Повышение квалификации и переквалификация: повышение образовательного уровня в технических колледжах и институтах, переобучение на родственные профессии;
- Организация частного бизнеса — мастерская по ремонту автомобилей.
Источник