- Проектно сметный метод 44 фз обоснование при ремонте дорог
- Заказчик, который руководствуется требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закупает различные работы, в том числе по благоустройству, озеленению, ремонту дорог и т.д. При составлении локально-сметного расчета о выполнении работ, закупаемых у подрядчика, который применяет УСН, в каких случаях применяется позиция «Компенсация НДС при упрощенной системе налогообложения»? Верно ли, что такая позиция может включаться в сметный расчет только при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, выполнении работ по сохранению культурного наследия, но не при закупке работ по текущему ремонту?
- Проектно сметный метод 44 фз обоснование при ремонте дорог
- В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы. Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов. 1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)? 2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?
Проектно сметный метод 44 фз обоснование при ремонте дорог
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заказчик, который руководствуется требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закупает различные работы, в том числе по благоустройству, озеленению, ремонту дорог и т.д.
При составлении локально-сметного расчета о выполнении работ, закупаемых у подрядчика, который применяет УСН, в каких случаях применяется позиция «Компенсация НДС при упрощенной системе налогообложения»? Верно ли, что такая позиция может включаться в сметный расчет только при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, выполнении работ по сохранению культурного наследия, но не при закупке работ по текущему ремонту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учет компенсации НДС при упрощенной системе налогообложения при определении сметной стоимости работ принципиально возможен в связи с выполнением любых подрядных работ, в том числе по текущему ремонту. Однако при осуществлении закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, определяется заказчиком безотносительно особенностей применяемого участником закупки режима налогообложения, в связи с чем включать указанную позицию в смету не требуется.
Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее — контрагент), приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (за отдельными исключениями).
Часть 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ также предусматривает, что проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Таким образом, если заказчик осуществляет закупку работ по благоустройству территории, озеленению или иных работ, не поименованных в ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ и не относящихся к работам по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений, применение проектно-сметного метода не является обоснованным (смотрите также решение Ленинградского УФАС России от 25.08.2020 N Р/03/1845, решение Челябинского УФАС России от 05.08.2020 N 867-ж). В этом случае заказчик должен применять иные методы определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, среди которых приоритетным, как мы уже отметили, является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Отметим следующее. Пункт 1.2 Методических указаний МДС 81-25.2001 по определению величины сметной прибыли в строительстве, принятых постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 (далее — МДС 81-25.2001), предусматривает, что в составе норматива сметной прибыли учитываются затраты в том числе на отдельные федеральные, региональные и местные налоги. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2 к МДС 81-25.2001 (п. 1.3 МДС 81-25.2001). НДС, уплаченный подрядной организацией, в указанном приложении не поименован.
Как отмечается в письме Госстроя РФ от 06.10.2003 N НЗ-6292/10, с переходом на упрощенную систему налогообложения (УСН) организации и индивидуальные предприниматели продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, изделий и конструкций, а также управлениям механизации за оказываемые услуги. При этом затраты организаций на указанные цели должны определяться по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ. В том же письме приведен пример расчета затрат на уплате НДС, из которого следует, что такие затраты учитываются при определении сметной стоимости строительства.
Средства, необходимые для возмещения затрат подрядчиков по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг, включаются в сводный сметный расчет (письмо Минрегиона России от 08.10.2010 N 10463-08/ИП-05).
Исходя из изложенного, полагаем, что включение в сметный расчет суммы компенсации затрат подрядчика, применяющего УСН, на уплату НДС при приобретении ресурсов (материалов, работ и т.д.), необходимых для осуществления строительства, законодательству не противоречит (постановления Шестого ААС от 13.01.2021 N 06АП-6422/20, Семнадцатого ААС от 13.12.2019 N 17АП-16182/19, Пятнадцатого ААС от 23.05.2016 N 15АП-6749/16, решение Мурманского УФАС России от 12.10.2015 N 06-10/15-275-5262). Сказанное, на наш взгляд, имеет отношение и к работам по текущему ремонту, стоимость которых определяется путем составления сметы, если сметная стоимость отдельных работ включается в сметный расчет без учета НДС. Ведь по смыслу ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ налог на добавленную стоимость является частью договорной цены, и подрядчик, применяющий УСН, несет расходы на уплату НДС в связи с закупкой материалов, работ, услуг в том числе при выполнении работ по текущему ремонту зданий, строений и т.д.
Однако применительно к закупке работ в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ обратим внимание на следующее. Контракт с подрядчиком заключается по твердой цене, определяемой на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) вне зависимости от применяемого подрядчиком режима налогообложения. Ни Закон N 44-ФЗ, ни Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567), не предусматривают необходимости при расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, корректировать порядок определения этой цены в зависимости от того, какой режим налогообложения применяет участник закупки (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 24.09.2020 N 18АП-9537/20, решение Свердловского УФАС России от 31.07.2020 N 066/06/83.2-3182/202, решение Коми УФАС России от 27.06.2017 N 04-02/6130). Сказанное относится и к методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), и к проектно-сметному методу.
Таким образом, с нашей точки зрения, при определении НМЦК или цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в случае закупки упомянутых в вопросе работ у заказчика нет оснований учитывать особенности применяемого участником закупки режима налогообложения, в том числе исключать из сметного расчета сумму НДС и предусматривать компенсацию НДС при применении подрядчиком УСН*(1).
Этот вывод имеет значение при применении любого метода определения и обоснования указанной цены. В частности, если НМЦК или цена контракта с единственным контрагентом определяется на основании ценовых предложений подрядчиков, выполняющих идентичные (однородные) работы, у заказчика отсутствует необходимость осуществлять какую-либо корректировку такой цены в связи с тем, что одно или несколько ценовых предложений составлены с учетом того, что подрядчик применяет УСН.
Применительно к смете, составленной подрядчиком при заключении контракта, включение в сметный расчет позиции «Компенсация НДС при применении УСН» в связи с применением подрядчиком этого специального режима налогообложения само по себе не может рассматриваться как нарушение требований законодательства, поскольку, как отмечено выше, цена контракта, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является твердой, и рассчитанная подрядчиком сметная стоимость работ в любом случае не может превысить НМЦК, цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, которую определил заказчик.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
13 апреля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите также пп. 180, 181 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (утверждена приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр). Названная Методика не предусматривает необходимости исключать из сметного расчета НДС в связи с применением подрядчиком налогового режима, не предусматривающего уплату этого налога.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Проектно сметный метод 44 фз обоснование при ремонте дорог
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы.
Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов.
1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)?
2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны описанного контракта вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Повторная проверка достоверности сметной стоимости должна проводиться только в случае повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации, которое обязательно только в случае внесения в нее изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Обоснование позиции:
1. По смыслу положений ст. 33, ч.ч. 1, 2 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте. При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Так, в соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — строительные работы). При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Как следует из содержания ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указанный пункт применяется, только если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.
Как видим, пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено изменение как объема, так и видов выполняемых работ. По нашему мнению, очевидно, что изменение объемов выполняемых работ должно относиться к работам, предусмотренным изначальными условиями контракта, технической документацией, в то время как возможность изменения видов выполняемых работ предполагает именно возможность исключения работ, включенных в указанные изначально согласованные условия, равно как и добавления новых, замены одних работ на другие. В противном случае указание на возможность изменения видов работ не имело бы смысла. При этом масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта, которое допускается не более чем на 10% цены контракта (хотя это само по себе, по самым очевидным соображениям, «технически» ограничивает масштаб изменения работ).
Отсюда можно сделать вывод, что стороны контрактов, указанных в пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые прямо подтверждали бы данный вывод, нам, к сожалению, найти не удалось. Однако, заметим, совпадения с вышеописанным подходом можно найти в разъяснениях, данных в письмах Минфина России от 22.11.2019 N 24-03-07/90712, от 26.11.2019 N 24-03-07/91491. Косвенно вывод подтверждает также постановление Одиннадцатого ААС от 09.09.2019 N 11АП-14083/19, в котором подтверждалась правомерность выполнения дополнительных, то есть не предусмотренных технической документацией и сметой, работ, со ссылкой на п. 12 Обзора судебной практики. утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки строительных работ документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Частью проектной документации строительных работ на объектах капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, является смета (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). Такая смета составляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в силу ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ. Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства в указанных случаях подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта таких объектов указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ.
При этом ч.ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено применение проектно-сметного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее также — НМЦК), цены контракта с единственным подрядчиком именно в случаях заключения контрактов на выполнение строительных работ. Однако очевидно, что при проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК. Именно эта смета и подлежит проверке в ходе государственной экспертизы проектной документации, которая по общему правилу осуществляется до начала закупки строительных работ*(1). Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как это следует из ст. 32, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 54.4, ч. 5 ст. 54.6, ч. 4 ст. 68, п. 2 ч. 3 ст. 73, ч. 14 ст. 78, ч. 2 ст. 82.3, ч. 17 ст. 83, п. 7 ч. 9 ст. 83.1, ч. 2 ст. 83.2, ч. 3 ст. 90, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ, определяется предложением контрагента, определенного по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.
При этом в соответствии с ч. 6.1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Причем составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Приведенная норма не указывает, кто должен готовить такую смету. Однако поскольку представляется очевидным, что только подрядчик может знать все нюансы формирования предложенной им цены (п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889), то и представить смету, то есть расчет этой цены, может только он. Безусловно, смета при этом подлежит утверждению заказчиком и вступает в силу после такого утверждения, как это и предусмотрено п. 3 ст. 709 ГК РФ.
По смыслу положений п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, должна быть направлена на повторную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, и может быть направлена на повторную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика в случае внесения в нее иных изменений.
Соответственно, отсутствие изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, свидетельствует об отсутствии обязанности по получению положительного заключения госэкспертизы на сметную документацию с увеличением стоимости спорных объектов в виде дополнительных затрат. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 N Ф03-135/18, которое было вынесено на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
— Энциклопедия решений. Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство.
Источник