- Новгородской области
- Профессиограмма
- СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
- ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
- МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
- ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
- ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
- Томской области
- Профессиограмма
- Слесарь — ремонтник
- Общая характеристика профессии
- Содержание деятельности
- Средства деятельности
- Профессиональные компетенции
- Требования к индивидуальным особенностям специалиста
- Условия труда
- Области применения профессии
- Пути получения профессии
- города Севастополя
- Профессиограмма
- Слесарь-автомеханик
Новгородской области
Профессиограмма
СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Широко распространенная, сквозная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда. Слесарь-ремонтник выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов. Для определения неисправностей осуществляет техническую диагностику механизмов и намечает план ремонтных работ. Знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке. В процессе ремонта выполняет слесарные работы: рубку, правку, резку, сверление, опиливание, нарезание резьбы и т.п. При этом использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы. В процессе сборки оборудования производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаимное расположение в соответствии с техническими условиями; регулирует и налаживает работу механизмов. Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать от- ремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе. Работает в помещении, индивидуально или в составе бригады. Работа требует значительных физических усилий. Профессия имеет 1-6 разряды.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
Физической сила и выносливость, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошее зрение, подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер (линейный и объемный), развитое пространственное воображение, .хорошая образная и двигательная память, техническая сообразительность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов (бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергическим заболеваниям, выраженные дефекты зрения и психические недуги.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Необходимы знания в области физики, химии, металловедения. Должен знать правила техники безопасности; устройство принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; технологию планово-предупредительного ремонта; способы восстановления изношенных деталей; технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта; допуски, посадки и классы точности; устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов. Должен уметь устанавливать степень износа оборудования; составлять дефектные ведомости на узлы и детали, подлежащие ремонту; делать эскизы деталей, которые требуется заменить; выполнять комплекс слесарно-ремонтных операций (шабрение, притирку, сверление, термическую обработку, нарезание резьб); проверять станки и механизмы на точность; «читать» рабочие и сборочные чертежи и кинематические схемы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессионально-технические училища, технические колледжи, учебные центры и курсы.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слесарь-ремонтник может создать малое предприятие по ремонту и наладке различных видов производственной, бытовой и другой техники.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
Различные слесарные и станочные специальности.
Источник
Томской области
Профессиограмма
Слесарь — ремонтник
Общая характеристика профессии
Профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался слесарный цех.
Широко распространенная, сквозная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда.
Слесарь-ремонтник выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов. Для определения неисправностей осуществляет техническую диагностику механизмов и намечает план ремонтных работ. Знакомится с паспортом машины, чертежами ее основных частей, после чего приступает к разборке.
В процессе ремонта выполняет слесарные работы: рубку, правку, резку, сверление, опиливание, нарезание резьбы и т.п. При этом использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы.
В процессе сборки оборудования производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаимное расположение в соответствии с техническими условиями; регулирует и налаживает работу механизмов.
Профессия имеет 1-6 разряды.
Содержание деятельности
Может работать в различных областях производства, так как любые механизмы и машины требуют время от времени ремонта или регулировки. Перед началом ремонта слесарь-ремонтник знакомится с чертежами машины и ее техническими характеристиками, которые указаны в ее паспорте. Выявляет неисправности и ее устраняет их. Слесарь-ремонтник должен не только наладить и испытать отремонтированное оборудование, но и полностью подготовить его к работе.
- Выполняет текущий, средний, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также, монтаж, проверку и регулировку станков, машин и агрегатов.
- Осуществляет техническую диагностику механизмов, намечает план ремонтных работ.
- Составляет дефектные ведомости на ремонт оборудования.
- В процессе ремонта выполняет слесарные работы (рубку, правку, резку, опиливание, сверление, нарезание резьбы).
- Восстанавливает отдельные узлы, изготавливает простые детали и приспособления, облегчающие труд, повышающие его производительность.
- Подвергает испытанию отремонтированное оборудование, ведет его монтаж, проверку и регулировку.
Средства деятельности
Использует разнообразные слесарные инструменты (гаечные ключи, молотки, электродрели, сверлильные и шлифовальные машинки, шаберы и др.) и контрольно-измерительные приборы.
Профессиональные компетенции
- конструкцию ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин;
- свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел;
- основы взаимозаменяемости, квалитеты и шероховатость обработки;
- основные положения планово-профилактического ремонта и технические условия на ремонт оборудования, его испытание и сдачу;
- технику безопасности при выполнении работ.
- устанавливать степень износа оборудования;
- составлять дефектные ведомости на узлы и детали, подлежащие ремонту;
- делать эскизы деталей, которые требуется заменить;
- выполнять комплекс слесарно-ремонтных операций (шабрение, притирку, сверление, термическую обработку, нарезание резьбы);
- проверять станки и механизмы на точность;
- «читать» рабочие и сборочные чертежи и кинематические схемы.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
- физическая сила и выносливость,
- механическая понятливость,
- тонкая мышечная и слуховая чувствительность,
- ручная умелость,
- техническая сообразительность и точность в действиях, движениях кистей и пальцев рук;
- хорошо развитый глазомер,
- образная память;
- широкий технический кругозор.
Условия труда
Рабочее место: в помещении, индивидуально или в составе бригады. Режим труда: сменный. Профессиональные вредности: масляные пары.
Области применения профессии
- на автотранспортных предприятиях,
- в автомобильных подразделениях армии и милиции,
- в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках,
- на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей,
- в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта,
- в автомобильном спорте,
- в автосервисах,
- в автомастерских.
Пути получения профессии
В Томской области дипломированных слесарей-ремонтников выпускают следующие образовательные организации:
НОЦ «Нефтяник»;
НОПУ ДПО «Межрегиональный учебный центр»;
ОГБОУ СПО «Томский политехнический техникум»;
ОГБОУ СПО «Томский экономико — промышленный колледж»;
ОГБОУ СПО «Томский промышленно — гуманитарный колледж».
Источник
города Севастополя
Профессиограмма
Слесарь-автомеханик
1. Презентация профессии
Слесарь-автомеханик — это рабочий с техническим образованием, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий, деталей автомобильной техники. Он выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобиля. Появление профессии слесаря-автомеханика тесно связано с развитием автомобильного транспорта. В 30-е годы прошлого века Генри Форд изобрел конвейер, в результате чего количество производимых автомобилей резко возросло. Так возник спрос на специалистов, умеющих ремонтировать автомобили, поддерживать их в исправном состоянии. Спустя еще 20 лет произошло серьезное усложнение конструкции автомобиля; параллельно было разработано довольно сложное по тем временам диагностическое оборудование. В результате из профессии универсального рабочего (автослесаря) выделилась группа самостоятельных специальностей: маляр, вулканизаторщик, моторист и в том числе слесарь-автомеханик.
На сегодняшний день в профессии слесаря-автомеханика, в свою очередь, выделяют несколько специальностей: слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, слесарь по ремонту путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
В наше время ежедневно десятки миллионов легковых и грузовых автомобилей движутся по дорогам России; они перевозят тысячи тонн грузов и сотни тысяч пассажиров. Число автомобилистов растет с каждым годом. Прогресс автомобильного транспорта не стоит на месте. Это значит, что спрос на услуги слесаря-автомеханика устойчивый и будет только увеличиваться.
Преимущества профессии: перспективная, востребованная профессия для настоящих мужчин, с техническим складом ума и умелыми руками; стабильный доход.
Ограничения профессии: физическая нагрузка; «грязная» профессия; работа в неудобной позе; необходимость осваивать все новые методы работы и технические приспособления.
2. Тип и класс профессии
Профессия слесаря-автомеханика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-автомеханика относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.
4. Условия труда
Слесари-автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно «стоя» либо лежа под автомобилем.
Слесарь-автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты.
Как правило, слесарь-автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует также указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Слесарю-автомеханику необходимы базовые знания по физике (механика, электромеханика), химии, математике.
Квалифицированный слесарь-автомеханик должен знать:
- устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
- конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
- виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов;
- технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
- правила эксплуатации используемого оборудования;
- методы выявления и способы устранения неисправностей;
- способы восстановления изношенных деталей;
- свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
- разбираться в устройстве автомобиля;
- устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра;
- производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
- определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
- производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
- проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.
- аккуратность;
- конструкторское воображение;
- точная мелкая моторика;
- явно выраженная склонность к работе с техникой;
- склонность к ручному труду;
- физическая выносливость;
- способность к концентрации внимания;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- хороший технический слух;
- наблюдательность;
- развитое техническое мышление.
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
- заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония);
- нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость);
- отсутствие физической выносливости (хроническая слабость);
- аллергические заболевания;
- нервно-психические заболевания;
- болезни, связанные с потерей сознания.
8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-автомеханика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-автомеханика приходят молодые люди с выраженным интересом к работе с автомототехникой и умелыми руками.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Слесари-автомеханики работают в сфере автосервиса:
- на автотранспортных предприятиях;
- в автомобильных подразделениях армии и милиции;
- в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
- на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
- в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
- в автомобильном спорте;
- в автосервисах;
- в автомастерских.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры для слесаря-автомеханика.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Либо переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Автомеханик.
Источник