- Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
- Правовая основа применения профессиональных стандартов
- Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля
- Параметры использования системы профстандартов
- Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
- О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
- Уровни квалификации для работников
- Профстандарт слесаря-электрика
- Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
- Особенности применения профессионального стандарта
- Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
- О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
- Уровни квалификации для работников
- Профстандарт слесаря-электрика
- Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
- Особенности применения профессионального стандарта
Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.
Правовая основа применения профессиональных стандартов
Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:
- В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
- В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
- В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.
Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля
В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.
Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.
Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:
- ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
- проведение диагностики систем АТС;
- устранение неисправностей в системах АТС.
Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.
В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.
По функциям в нём содержится следующая информация:
- специалисты, которые готовы к их выполнению;
- требуемые от них уровни опыта и образования;
- предъявляемые к ним особые требования;
- дополнительные характеристики;
- названия специалистов по справочникам профессий.
Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:
- Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
- Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
- Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
- Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
- Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.
По простым трудовым функциям дана следующая информация:
- выполняемые специалистом трудовые действия;
- теоретические знания;
- умения практического характера;
- дополнительные характеристики.
Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:
- 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
- 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
- Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.
В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.
Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.
Параметры использования системы профстандартов
Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?
Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:
- передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
- изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);
- отправить слесаря повышать его квалификацию.
Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.
Когда профстандарты являются обязательными для применения?
Они необходимы для сотрудников, если:
- Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
- Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
- Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.
В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.
Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?
Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:
- Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
- Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
- Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
- Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.
Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.
Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?
Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.
Источник
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.
Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:
- Общие положения.
- Трудовые функции, входящие в профстандарт.
- Характеристика трудовых функций.
- Сведения об организациях, разработавших профстандарт.
Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.
Важно! Принят только один профстандарт «Автомеханик» — Автомеханик по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию автотранспортных средств (АТС) (3-й уровень квалификации), который утвержден Приказом Минтруда России от 13.03.2017 № 275н.
Кроме того, действуют:
- профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
- профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе интересная информация о профессиональных стандартах и квалификациях, где приведен весь список профстандартов, принятых на данный момент. Если у вас еще нет доступа, вы можете оформить его бесплатно, на временной основе! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Уровни квалификации для работников
Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:
- перечисление полномочий и ответственности работника;
- характеристику умений и знаний;
- пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).
Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.
В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:
- 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
- 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
- для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
- чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
- 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.
Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.
Профстандарт слесаря-электрика
Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.
Профстандарт содержит 4 трудовые функции:
- Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.
- Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
- Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
- Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.
Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.
Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:
- Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
- Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.
Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.
Особенности применения профессионального стандарта
Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:
- если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
- если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.
В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.
Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.
Источник
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.
О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.
Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:
1. Общие положения.
2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.
3. Характеристика трудовых функций.
4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.
Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Автомеханик»», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.
Такими стандартами сейчас можно назвать:
- профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
- профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).
Уровни квалификации для работников
Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:
- перечисление полномочий и ответственности работника;
- характеристику умений и знаний;
- пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).
Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.
В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:
- 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
- 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
- для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
- чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
- 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.
Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.
Профстандарт слесаря-электрика
Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.
Профстандарт содержит 4 трудовые функции:
1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.
2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.
Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.
Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:
1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.
Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.
Особенности применения профессионального стандарта
Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:
- если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
- если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.
В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.
Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.
Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт
Источник