Классификация производственных процессов ремонта автотранспорта.
Производственные процессы ремонта АТС в зависимости от степени участия в них человека могут быть:
§ ручными, осуществляемыми исполнителем вручную или с помощью ручных орудий труда (например, снятие агрегата без применения электрических, пневматических и им подобных инструментов);
§ машинно-ручными, осуществляемыми машинами или механизмами при участии исполнителя или группы исполнителей (например, наворачивание гаек гайковертом);
§ машинными, при которых основная работа полностью производится механизмом (работа на токарном станке с механической подачей);
§ автоматизированными, при которых все основные и вспомогательные работы осуществляются автоматически, без физического участия человека;
§ аппаратурными, при которых основной производственный процесс осуществляется в специальной аппаратуре, а функции рабочего (оператора) сводятся к наблюдению и контролю за ним (например, снятие некоторых диагностических параметров с помощью специальной аппаратуры).
По характеру и содержанию производственные процессы разделяются на механические и физико-химические.
Механические – это такие процессы, при которых под воздействием механических усилий изменяются форма, размеры, состояние и положение предмета труда (например, правка детали, изменение размеров путем регулировки и т.п.).
Физико-химическим процессам свойственно изменение физических и химических свойств материалов и их внутренней структуры (например, термообработка деталей, покраска синтетическими материалами и т.п.).
По длительности части производственного процесса подразделяют на непрерывные и прерывные.
Непрерывными называют такие производственные процессы, которые протекают без остановок и заканчиваются лишь тогда, когда иссякает запас или прекращается подача сырья, материалов, заготовок и т.п.
Прерывными называют такие производственные процессы, которые прерываются в связи с окончанием обработки каждой единицы продукции или каждой партии изделий.
Классификация операций ТО проводится по следующим признакам:
§ по видам работ ТО;
§ по структуре операций ТО;
§ по агрегатам и системам автомобиля;
§ по месту выполнения операций на автомобиле;
§ по способу выполнения операций.
По видам работ ТО операции можно ранжировать по числу операций и их трудоемкости.
По числу операций основную группу составляют:
§ при ТО-1 – смазочно-очистительные, крепежные, контрольно-диагностические операции (72,8 %);
§ при ТО-2 – крепежные, смазочно-очистительные, контрольно-диагностические операции (75,3 %);
§ при СО – смазочно-очистительные, крепежные, контрольно-диагностические операции (76,8 %).
По трудоемкости основную группу составляют:
§ при ТО-1 – крепежные, смазочно-очистительные, электротехнические операции (71,6 %);
§ при ТО-2 – крепежные, регулировочные операции, а также операции по обслуживанию системы питания (72,1 %);
§ при СО – смазочно-очистительные, крепежные, контрольно-диагностические операции (68,7 %).
Анализ по трудоемкости и числу операций различных видов работ ТО позволяет выявить виды работ, требующие наибольших трудовых затрат.
По структуре операций ТО можно разделить на две группы: регулярного и нерегулярного ТО.
К первой группе относятся одноэлементные (исполнительские), а ко второй группе – двухэлементные (контрольно-исполнительские) операции ТО. Анализ типовой технологии показывает, что 40 % операций ТО-1, ТО-2, СО – одноэлементные, 60 % – двухэлементные. Анализ операций позволяет выявить пути снижения числа и трудоемкости операций.
По агрегатам и системам автомобиляоперации ТО анализируют по числу и трудоемкости операций.
По числу операций наиболее значимы следующие агрегаты и системы автомобиля:
§ при ТО-1 – механизмы управления, ходовая часть, двигатель и его системы (50 %);
§ при ТО-2 – механизмы управления, двигатель и его системы, ходовая часть (59,3 %);
§ при СО – механизмы управления, двигатель и его системы, ходовая часть (54 %).
По трудоемкости наиболее значимы следующие агрегаты и системы:
§ при ТО-1 – механизмы управления, ходовая часть, двигатель и его системы (58,7 %);
§ при ТО-2 – двигатель и его системы, механизмы управления, трансмиссия (71,4 %);
§ при СО – двигатель и его системы, механизмы управления, трансмиссия (56,4 %).
Анализ операций позволяет выявить агрегаты и системы, требующие наибольших трудовых затрат.
По месту выполнения операций60 % операций ТО-1 выполняется снаружи автомобиля над осмотровой канавой, трудоемкость этих операций составляет 66 %. Такое же соотношение характерно для ТО-2 и СО. Снизу автомобиля в основном выполняются два вида профилактических работ: крепежные и смазочно-очистительные.
Анализ типовой технологии ТО позволяет выявить возможности одновременного выполнения различных операций.
По способу выполненияразличают операции с разборкой соединений, с разборкой и очисткой, с разборкой и заменой.
Источник
Производственные процессы ремонта автотранспортных средств могут быть
Ремонт автомобиля предназначен для устранения возникших в автомобиле неисправностей и поломок.
В результате ремонта восстанавливается полная работоспособность автомобиля. При ремонте выполняются разборочно-сборочные и регулировочные работы, а также слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, кузнечные, сварочные, обойные, электротехнические, малярные, шиноремонтные и др.
В зависимости от характера и объема выполняемых работ установлено два вида ремонта автомобилей: текущий ремонт (TP) и капитальный ремонт (КР).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Текущий и капитальные ремонты выполняются как по автомобилю в целом, так и по отдельным его агрегатам.
Текущий ремонт автомобиля предусматривает восстановление или замену неисправных деталей, а также узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.
Текущий ремонт агрегата предназначен для устранения возникших неисправностей путем замены или ремонта отдельных износившихся или поврежденных деталей агрегата, кроме базовых.
Текущий ремонт автомобилей и агрегатов выполняется в автотранспортных предприятиях. Потребность его выявляется главным образом при техническом обслуживании или при приемке автомобилей, возвратившихся с линии, либо шоферами во время работы автомобиля на линии.
Капитальный ремонт производится с целью восстановления технического состояния автомобиля в соответствии с техническими условиями и обеспечения срока службы его в течение установленного пробега до следующего капитального ремонта.
При капитальном ремонте автомобиль подвергается полной разборке. Детали его контролируются и сортируются на годные, требующие ремонта, и негодные. При сборке все негодные детали заменяются новыми или отремонтированными, а капитально отремонтированные агрегаты и автомобиль в целом подвергаются испытанию.
Капитальный ремонт выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях. Необходимость капитального ремонта устанавливается технической комиссией автомобильного хозяйства после прохождения автомобилем установленной нормы пробега. Автомобиль направляется в капитальный ремонт, если при осмотре установлено, что большинство его агрегатов, в том числе двигатель, а для автобусов и легковых автомобилей кузов, требуют капитального ремонта.
Агрегат направляется в капитальный ремонт в том случае, когда его базовая деталь нуждается в ремонте или износ большинства деталей не может быть устранен текущим ремонтом.
Если при осмотре комиссия установит, что автомобиль не требует капитального ремонта, то он допускается к дальнейшей эксплуатации, при этом комиссия назначает срок следующего осмотра.
Автомобили и агрегаты, направляемые в капитальный ремонт, должны быть полностью укомплектованы в соответствии с утвержденными техническими условиями на сдачу автомобилей и агрегатов в капитальный ремонт.
Приемка автомобилей и агрегатов после их ремонта производится по техническим условиям на автомобили к агрегаты, принимаемые из капитального ремонта, и оформляется соответствующим актом, подтверждающим техническую исправность принимаемого автомобиля.
Источник
Производственные процессы ремонта автотранспортных средств могут быть
Производственный процесс ремонта машин представляет собой совокупность действий, в результате которых изношенным машинам, агрегатам и узлам, поступающим в ремонт, возвращается работоспособность, утраченная ими в результате длительной эксплуатации.
Производственный процесс состоит из ряда технологических процессов ремонта и изготовления деталей, технического контроля, получения, хранения и транспортирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Технологический процесс —это часть производственного процесса. Он является совокупностью установленных производственных операций, выполняемых с целью последовательного изменения состояния предмета производства, т. е. приведения машины, агрегата или детали в состояние, удовлетворяющее требованиям технических условий на их ремонт.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В качестве примеров технологических процессов можно привести разборочные и сборочные работы, восстановление деталей наплавкой, механической обработкой и др.
Условия осуществления производственного процесса зависят от заданной производственной программы ремонтного предприятия и трудоемкости ремонта, определяющих метод и организационную форму проведения ремонта машин и агрегатов.
Технологическая ремонтная операция есть часть технологического процесса, который производится над одним или несколькими совместно собираемыми или обрабатываемыми агрегатами, узлами, деталями или целой машиной на одном рабочем месте. При разборочно-сборочных работах часть операции, выполняемой над одним определенным соединением при неизменном инструменте, носит название перехода. Законченная совокупность отдельных движений рабочего в процессе выполнения работы или подготовки к ней называется приемом (часть операции).
В качестве примера операции, состоящей из двух переходов, можно привести сборку соединения вала с шариковыми подшипниками. При этом переходами являются напрессовка подшипников на вал и проверка соединения на биение, а приемами — установка на конец вала подшипника, нажатие рычага пресса и др.
Технологические процессы, операции и переходы заносят в технологические карты, составляемые при разборке процессов, а приемы в картах не отражаются, так как осуществляются различными рабочими по-разному.
Овладение профессией означает, что рабочий в совершенстве знает отдельные приемы и умеет правильно и рационально чередовать их по времени.
Производственный процесс ремонта машин — это совокупность действий людей и орудий производства, выполняемых в определенной последовательности и обеспечивающих возвращение работоспособности изношенным машинам, механизмам или деталям, утраченной ими при эксплуатации.
Производственный процесс на ремонтном предприятии охватывает все этапы ремонта машины, агрегата или детали: организационно-технические, снабженческие, технологические и др. Он относится также к подразделениям предприятия, к цеху, отделению или участку. Различают производственный процесс, например разборочно-моечного отделения (участка), механического, свароч-но-наплавочного, сборочного и др.
Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая действия по последовательному изменению состояния объекта ремонта или его составных частей при восстановлении их работоспособности. Примером технологического процесса могут служить разборочные и сборочные работы, восстановление деталей наплавкой, механической обработкой, полимерными материалами и другими способами. Технологический процесс относится к детали, агрегату или машине. Он состоит из нескольких технологических операций.
Технологический процесс на ремонтных предприятиях выполняют в виде типового, маршрутного и операционного процессов, отличающихся один от другого следующими признаками.
Типовой технологический процесс разрабатывают для устранения одинаковых дефектов группы деталей с общими конструктивными признаками. Он характеризуется единством содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов, одинаково применяемых для любой детали данной группы. Например, правка валов и осей, вибродуговая наплавка, хромирование или железнение и т. п.
Маршрутный технологический процесс выполняют по документации, в которой указана только последовательность технологических операций без содержания переходов и режимов обработки.
Операционный технологический процесс выполняют по документации, в которой операции изложены с указанием переходов и режимов обработки.
Технологическая операция — часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.
Операция — это основная планируемая и расчетная единица на ремонтном предприятии. Она содержит следующие элементы: установ, позицию, технологический и вспомогательный переходы, рабочий и вспомогательный ходы.
Установ — это часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемой детали, разбираемой или собираемой сборочной единицы. Например, операцию разборки масляного насоса двигателя, закрепленного в приспособлении, выполняют за один установ, но в процессе разборки масляный насос может менять свое положение в приспособлении при помощи поворотных устройств, то есть занимать в процессе разборки различные позиции.
Позиция — это фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой деталью или сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования.
Технологический переход — это законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или разъединяемых (соединяемых) при разборке (сборке). Например, при токарной операции обработка резцом одной поверхности или одновременная обработка несколькими резцами нескольких поверхностей при неизменном положении детали и резцов будет составлять один переход. Нарушение этого состояния изменением положения детали или резца вызывает новый переход. При раз-борочно-сборочных работах одним переходом будет часть операции, выполняемой над одним определенным соединением при неизменном инструменте. Переход может быть выполнен за один или несколько рабочих ходов. В результате технологического перехода происходит изменение формы, размеров, шероховатости поверхности детали или изменение состава и состояния сборочной единицы.
Вспомогательный переход — это законченная часть технологической операции, состоящая из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением формы, размеров и состояния детали или сборочной единицы, но необходимы для выполнения технологического перехода. Например, изменение установа, смена или изменение положения резца, инструмента и т. п.
Рабочий ход — это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно обрабатываемого изделия, сопровождаемого изменением состава и состояния сборочной единицы или изменением формы, размеров и шероховатости поверхности детали.
Вспомогательный ход — это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно обрабатываемого изделия, не сопровождаемого изменением состава и состояния сборочной единицы или изменением формы, размеров и шероховатости поверхности детали.
Рабочее место — это участок производственной площади, оснащенный оборудованием, необходимым для выполнения определенной операции или технологического процесса.
Источник