АГРЕГАТЫ ДЛЯ ПРОМЫВКИ СКВАЖИН
ЛЕКЦИЯ 15. АГРЕГАТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Процессы промывки скважин распространенная операция, связанная с ремонтом скважины по очистке отложившегося на её стенках парафина, смол, солей железа, гипса, по извлечению из скважин механических взвесей песка, цемента и т.д.
Промывка заключается в подаче в скважину агентов – воды, нефти, кислот, растворителей и выполняются специальными промывочными агрегаты.
На базе трактора: УН1Т-100х200, УН1Т-100х250.
Оборудование установок, монтируемое на тракторе Т-130, состоит из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, ценного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопровода, системы управления, обогрева и продувки.
Насос – трехплунжерный горизонтальный одинарного действия. Привод насоса от тягового двигателя через коробку отбора мощности, карданный вал, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор.
Манифольд включает приемный и нагнетательный трубопроводы. Приемный рукав выполняют из прорезиненной ткани и он оборудуется фильтром и пробковый краном. Нагнетательный комплектуется пробковым краном высокого давления, предохранительным клапаном многократного действия, разделителем и манометром.
Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда – выхлопными газами тягового двигателя трактора. Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице 48.
Таблица 48-Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице
№ п/п | Параметры | УН1Т-100х200 | УН1Т-100х250 |
Номинальная полезная мощность, кВт | |||
Давление нагнетания, МПа | |||
Наибольшая подача, л/с | 15,8 | 16,3 | |
Диаметр плунжера, мм | |||
Длина хода плунжера, мм | |||
Число двойных ходов плунжера, мин -1 | |||
Условный проход манифольда, мм: всасывающего нагнетательного | |||
Вспомогательный трубопровод: условный проход, мм общая длина, м |
На базе автомобиля ЗИЛ: УН1-100х200А и Б ( с баком 3м 3 ) (Азинмаш -35).
Установка состоит из насоса, коробки отбора мощности, карданного вала, манифольда и вспомогательного трубопровода.
Насос трехплунжерный горизонтальный одностороннего действия, привод – от тягового двигателя автомобиля через односкоростную коробку отбора мощности и карданный вал.
Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильтром на конце, а на негнетательной линии манифольда предусмотрены пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан и манометр. Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице 49.
Таблица 49-Техническая характеристика агрегатов УН1-100х200
№ п/п | Параметры | Значение |
Наибольшая мощность, кВт | ||
Наибольшее давление, МПа | ||
Наибольшая подача, л/с | 15,8 | |
Диаметр плунжера, мм | ||
Длина хода плунжера, мм | ||
Число двойных ходов, мин -1 | ||
Условный проход манифольда, мм: всасывающего нагнетательный | ||
Вспомогательный трубопровод условный проход, мм общая длина, м | 18,2 |
Насосы 9МГр и Гр предназначены для нагнетания промывочной жидкости при освоении и ремонте скважин. По конструкции – поршневые двухцилиндровые двойного действия.
Таблица 50-Техническая характеристика насосов
№ п/п | Параметры | 9 МГр | 15Гр |
Полезная мощность, кВт | |||
Наибольшая давление, МПа | |||
Наибольшая подача, л/с | 16,7 | 16,7 |
15.2.АГРЕГАТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ШТАНГ И УЭЦН: КОМПЛЕКТНОСТЬ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Штанговоз АПШ предназначен механизировать процесс перевозки штанг при сохранении их качества. Он состоит из трехосного тягача ЗИЛ-131, гидравлического крана и специального полуприцепа (см. рисунок 126).
1-тягач; 2-гидравлический кран; 3-полуприцеп; 4-пульт управления
Рисунок 126–Схема агрегата 3АПШ
Полуприцеп (одноосный, безбортовой) состоит из платформы с четырьмя шинами, стояночного тормоза, пневмо- и электрооборудования. Платформы (сварная) имеет раму, предохранительный щит, пол и стойки.
Полуприцеп имеет опорные устройства, которые служат его передней опорой в момент отсоединения от тягача, выполненные в виде двух винтовых домкратов. Подъем опор в транспортное положение проводится с помощью ручной лебедки.
Тормозная система полуприцепа работает от пневмосистемы тягача и имеет стояночный тормоз.
Гидрокран монтируется в передней части полуприцепа, а маслобак и распределители – на предохранительном щите.
В транспортном положении стрела крана устанавливается вдоль полуприцепа. Насос гидросистемы приводится в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Гидроприводы маслосистемы крана на участке от предохранительного щита до крана проложены под полом полуприцепа.
Таблица 51 -Характеристика перевозимых штанг с муфтами
№ п/п | Параметры | Значение |
Диаметр штанг, мм | ||
Число штанг в пучке | ||
Масса пучка штанг без упаковки, кг (масса с упаковкой не более 400 кг) |
Таблица 52 -Техническая характеристика агрегата АПШ
№ п/п | Параметры | Значение |
Грузоподъемность агрегата, кН | ||
Наибольший вылет стрелы, мм | ||
Грузоподъемность крана при max в.с., кН | ||
Угол поворота стрелы, град | ||
Масса агрегата без груза, кг |
Агрегат АТЭ-6 (см. рисунок 127) предназначен для механизированной погрузки, разгрузки и перевозки оборудования УЭЦН. Смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ и включает в себя: платформу для укладки и крепления оборудования, пульт управления, лебедку и гидравлический кран.
1-гидравлический кран; 2-платформа; 3-пуль управления; 4-лебедка
Рисунок 127-Схема агрегата АТЭ-6
Гидрокран предназначен для погрузки и разгрузки погружного агрегата УЭЦН. Лебедка, расположенная сзади кабины, предназначена для погрузки барабана с кабелем путем накатывания его по откидным трапам на качающуюся раму.
Откидные трапы приводятся в действие наклоном гидроцилиндров двойного действия, которые используются в качестве выносных опор гидрокрана. Масло в гидросистеме поступает от шестеренчатого насоса НШ-32, сблокированного с коробкой отбора мощности, установленной на фланце коробки перемены передач автомобиля.
Управление гидрокраном проводится с узла, установленного у основании крана, посредством рукояток трехзолотникового гидрораскренителя.
Управление гидроцилиндрами осуществляется рукояткой двухзолотникового гидрораскренителя из кабины водителя.
Таблица 53 -Техническая характеристика агрегата АТЭ-6
№ п/п | Параметры | Значение |
Грузоподъемность, кН | ||
Тяговое усилие лебедки, кН | ||
Максимальный вылет стрелы крана, м | 2,5 | |
Грузоподъемность крана при max в.с., кН | 7,5 | |
Масса агрегата, кг |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
АГРЕГАТЫ ДЛЯ ПРОМЫВКИ СКВАЖИН
Процессы промывки скважин распространенная операция, связанная с ремонтом скважины по очистке отложившегося на её стенках парафина, смол, солей железа, гипса, по извлечению из скважин механических взвесей песка, цемента и т.д.
Промывка заключается в подаче в скважину агентов – воды, нефти, кислот, растворителей и выполняются специальными промывочными агрегаты.
На базе трактора: УН1Т-100х200, УН1Т-100х250.
Оборудование установок, монтируемое на тракторе Т-130, состоит из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, ценного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопровода, системы управления, обогрева и продувки.
Насос – трехплунжерный горизонтальный одинарного действия. Привод насоса от тягового двигателя через коробку отбора мощности, карданный вал, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор.
Манифольд включает приемный и нагнетательный трубопроводы. Приемный рукав выполняют из прорезиненной ткани и он оборудуется фильтром и пробковый краном. Нагнетательный комплектуется пробковым краном высокого давления, предохранительным клапаном многократного действия, разделителем и манометром.
Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда – выхлопными газами тягового двигателя трактора. Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице 48.
Таблица 48-Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице
№ п/п | Параметры | УН1Т-100х200 | УН1Т-100х250 |
Номинальная полезная мощность, кВт | |||
Давление нагнетания, МПа | |||
Наибольшая подача, л/с | 15,8 | 16,3 | |
Диаметр плунжера, мм | |||
Длина хода плунжера, мм | |||
Число двойных ходов плунжера, мин -1 | |||
Условный проход манифольда, мм: всасывающего нагнетательного | |||
Вспомогательный трубопровод: условный проход, мм общая длина, м |
На базе автомобиля ЗИЛ: УН1-100х200А и Б ( с баком 3м 3 ) (Азинмаш -35).
Установка состоит из насоса, коробки отбора мощности, карданного вала, манифольда и вспомогательного трубопровода.
Насос трехплунжерный горизонтальный одностороннего действия, привод – от тягового двигателя автомобиля через односкоростную коробку отбора мощности и карданный вал.
Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильтром на конце, а на негнетательной линии манифольда предусмотрены пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан и манометр. Техническая характеристика агрегатов представлена в таблице 49.
Таблица 49-Техническая характеристика агрегатов УН1-100х200
№ п/п | Параметры | Значение |
Наибольшая мощность, кВт | ||
Наибольшее давление, МПа | ||
Наибольшая подача, л/с | 15,8 | |
Диаметр плунжера, мм | ||
Длина хода плунжера, мм | ||
Число двойных ходов, мин -1 | ||
Условный проход манифольда, мм: всасывающего нагнетательный | ||
Вспомогательный трубопровод условный проход, мм общая длина, м | 18,2 |
Насосы 9МГр и Гр предназначены для нагнетания промывочной жидкости при освоении и ремонте скважин. По конструкции – поршневые двухцилиндровые двойного действия.
Таблица 50-Техническая характеристика насосов
Источник
Промывочные установки и насосы
Для нагнетания различных жидкостей в скважину при промывке ее от песчаных пробок, в процессе цементирования ираз-буривания цементных стаканов, во время гидроразрыва и при других работах применяют передвижные или стационарные-насосные установки.
Промывочная установка УНТА-100Х200 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Состоит из насоса! НП-100, трансмиссии, мерного бака, манифольда, вспомогательного трубопровода и средств дистанционного управления.
Привод трехплунжерного горизонтального насоса осуществляется от тягового двигателя через коробку отбора мощности. Управление двигателем и трансмиссией осуществляется из кабины монтажной базы, а также с поста мерного бака.
Техническая характеристика установки приведена в табл. III.3.
Промывочная установка УН IT-100X200 (табл. III.3) смонтирована на тракторе Т-130, имеет систему обогрева и продувки гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда выхлопными газами тягового двигателя трактора, что позволяет эксплуатировать насос при низких температурах. Привод насоса осуществляется от тягового двигателя трактора через узел отбора мощности, коробку передач и цепной редуктор.
При капитальном ремонте скважин во время работ по за-резке и бурению второго ствола наряду с передвижными насосными установками применяют стационарные насосы 9МГр и 15Гр.
Насос 9МГр поршневой, двухцилиндровый двухстороннего действия, горизонтальный. Состоит из гидравлической части, шатуна с крейцкопфами, приводной части и литой станины.
Техническая характеристика насоса 9МГр приведена ниже.
Насос 15Гр поршневой, двухцилиндровый, двухстороннего Действия, горизонтальный. Имеет станину сварно-литой конструкции с разъемом по осям вала. Клапанные коробки насоса крепятся в лобовой стенке станины.
Эксплуатация насосов и промывочных установок. После монтажа стационарного насоса на скважине необходимо: установить насос в горизонтальной плоскости по уровню; проверить положение шкива или звездочки трансмиссионного вала относительно шкива или звездочки привода, а также натяжку и состояние клиновидных ремней и состояние ограждения клиноременной передачи; вскрыть люки, насоса; проверить наличие и состояние масла в ванне. Если масло загрязнено, то его сливают, масляную ванну промывают керосином, после чего заливают свежее масло до уровня верхней метки маслоуказателя; ручным насосом смазывают подшипники трансмиссионного и кривошипного валов; в предохранительный клапан устанавливают диафрагму, соответствующую рабочему давлению.
Затем проводят пробный пуск насоса, для чего полностью открывают пусковую задвижку, чтобы жидкость из насоса через выкидную линию поступала в приемную емкость и давление нагнетания было минимальным. Если . насос установлен выше приемной емкости, то перед пуском насоса полости над всасывающими клапанами заполняют водой. После спуска насоса наблюдают за поступлением жидкости из выкидной линии. Обнаруженные неисправности при работе насоса вхолостую необходимо устранить и только после этого пускать его в работу под нагрузкой, предварительно опрессовав рабочий манифольд на давление, не менее полуторакратного максимального рабочего давления.
В процессе эксплуатации насоса необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, состоянием и работой его отдельных узлов и деталей (давление нагнетания не должно превышать допустимое для цилиндровых втулок, установленных в насосе), за состоянием сальников штока и уплотнений крышек клапанов, цилиндров и других соединений гидравлической части насоса и его обвязки; за работой клапанов и поршней (появление стука свидетельствует о ненормальной работе клапанов и поршней, а также о нарушении соединения штока с поршнем или крепления цилиндровых втулок);. за непрерывной промывкой штоков водой; за состоянием подшипников, пальцев и направляющих крейцкопфов, которые-должны работать без стука (нагрев этих узлов свыше 70 °С не разрешается); за соединениями контрштоков с крейцкопфами и штоков с контрштоками; креплениями клапанных коробок к
корпусу насоса; клиноременными передачами и их ограждением; содержанием песка в буровом растворе.
При появлении неисправностей или поломок в насосе необходимо выявить причины и устранить их.
Элеваторы
Элеватор предназначен для захвата колонны труб или штанг и удержания их на весу в процессе спуско-подъемных операций. В зависимости от вида захватываемой колонны применяют трубные (для обсадных, бурильных и насосно-комп-рессорных труб) и штанговые элеваторы. По конструкции различают элеваторы одноштропные и двухштропные.
Элеватор состоит из следующих основных деталей и узлов: корпуса, захвата, замка и предохранителя. Корпус, как основная деталь, несущая нагрузку, выполняется литым или кованым.
Важная деталь элеватора — замок, который должен обеспечить надежное запирание захватного устройства. Это достигается с помощью предохранительного устройства, которым оснащается каждый замок в целях предупреждения самооткрывания.
Конструктивное исполнение элеваторов зависит от диаметра захватываемых труб и штанг, от способа захватывания и от массы поднимаемых или опускаемых колонн. Этим объясняется многообразие конструкций элеваторов, применяемых при ремонте скважин. Например, для обсадных и бурильных труб применяют двухштропные элеваторы, для насосно-компрессор-ных — как двухштропные, так и одноштропные. Для захвата штанг используют одноштропные элеваторы.
Элеваторы ЭТА предназначены для захвата насосно-компрессорных и бурильных труб под муфту, выпускают их двух типоразмеров грузоподъемностью 32 и 50 т для труб диаметром от 48 до 89 мм.
Элеватор (рис. III. 6) состоит из корпуса 1, шарнирно соединенного с серьгой 2, сменных захватов J для труб и рукоятки 4, которая одновременно является и запорным, устройством. Эксплуатационные его особенности: простота и удобство обращения во время работы, автоматичность процесса захвата труб, наличие сменных захватов, позволяющих одним размером элеватора ремонтировать скважины с несколькими размерами т РУб. Такие элеваторы можно применять как при механизированном свинчивании — развинчивании труб, так и при ручном— в комплекте со слайдером.
Элеваторы с захватным приспособлением ^ 3 Н, выпускают их грузоподъемностью от 15 до 50 т. В комплект входят: два элеватора, захватное приспособление и штроп.
Захватное приспособление состоит из захвата, затвора и серьги, в которую предварительно вдевают штроп. Затвор запи-
Элеватор Э X Л грузоподъемностью в зависимости от типоразмера, равной 10—40 т, состоит из массивного кованого корпуса, затвора с рукояткой и предохранительного устройства. В верхней части корпуса предусмотрена кольцевая выточка, куда вкладывается затвор, на который навинчивается поворотная рукоятка, в закрытом положении фиксируемая предохранителем.
Слайдеры
Слайдеры предназначены для автоматизации операций захвату, удержания на весу, освобождения и центрирования колонны насосно-компрессорных или бурильных труб в процессе спуска их в скважину. На рис. III.9 показан автоматический спайдер АСГ-80. Он состоит из корпуса, клиньевой подвески, сменных центраторов и механизма подъема клиньев.
Техническая характеристика слайдера АСГ приведена ниже.
Штропы
Штропы служат для подвески элеватора на крюк. Конструктивно это замкнутая стальная петля овальной формы, сильно вытянутая по одной оси. Изготавливают их цельнокатанны^-ми или сварными в стыке контактной сваркой с последующей термообработкой. Штропы различают по назначению: буровые нормальные — ШБН; буровые укороченные — ШБУ и эксплуа-
тационные — ШЭ. Для текущего и капитального ремонта скважин выпускают штропы ШЭ-28-П-Б и ШЭ-50-Б грузоподъемностью 28 и 50 т.
Ключи
Ключи различных конструкций и типоразмеров применяют для свинчивания и развинчивания бурильных, обсадных, насосно-компрессорных труб и штанг.
Для свинчивания и развинчивания труб в основном используют ключи двух типов: шарнирные и цепные. Шарнирные ключи, подразделяемые на машинные и ручные, легче цепных,, удобны и просты в работе; при работе с ними поверхность труб : в меньшей степени подвержена различным повреждениям.
Машинные ключи УМК применяют для докрепле-ния или раскрепления замкового соединения бурильных труб»-или соединения труб обсадной колонды с помощью механической тяги.
Ключи трубные двухшарнирные КТД предназначены для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб как вручную, так и >с помощью автомата АПР-2ВБ или КМУ-50.
Ключ КТД (рис. ШЛО) состоит из большой 2 и малой / челюстей и рукоятки 3, шарнирно соединенных между собой.
На оси шарнира большой челюсти и рукоятки 6 насажена пружина 4, стягивающая челюсти к центру образующих дуг, за счет чего ключ удерживается на трубе. На малой челюсти / расположен самоустанавливающийся сухарь 5 с дугообразной зубчатой поверхностью, благодаря которой сухарь всей поверх-
еностью контактирует с трубой (в отличие от других применяемых шарнирных ключей). Это обеспечивает более надежное •захватывание трубы, снижает давление на контактной поверхности, что предохраняет сухари и поверхность труб от износа
Трубный ключ КТНД состоит из шарнирно соединенных челюсти и рукоятки. В челюсть вставлена плоская плаш-жа, а в рукоятку — дугообразная с выпуклой рабочей поверхностью. На оси шарнира установлена пружина, обеспечивающая удержание ключа на вертикальной трубе.
Трубный ключ КТГУ (рис. III. 11) используют при •механизированном свинчивании я развинчивании труб с помощью механизмов АПР-2ВБ; К.МУ-50, имеющих водило. Ключ •состоит из рукоятки 6 и створки 4, шарнирно соединенных с челюстью 1 при помощи пальца 3. Пр.и надевании ключа на трубу створка 4 поворачивается вокруг пальца 3 и под действи-•ем пружины 5 плотно прижимается сухарем 2 к трубе.
Стопорный ключ КСМ предназначен для стопоре-ния колонны труб от проворачивания при их механизированном свинчивании и развинчивании. Ключ состоит из челюстей, •соединенных шарнирно с помощью пальца, двух защелок и -сухаря. При надевании ключа на трубу под воздействием пружины одна защелка замыкает его, а вторая — предотвращает от самооткрывания. Эксцентричная расточка внутренней поверхности челюсти обеспечивает заклинивание сухаря между трубой и челюстью. Для работы с трубами различных диаметров необходимо предварительно установить сухарь, соответствующий диаметру труб.
Штанговые ключи КШ предназначены для свинчи-шания и развинчивания вручную насосных штанг в процессе •спуско-подъемных операций при ремонте скважин. Выполнены они из кованой заготовки с зевом под размер квадрата штанги
Круговой штанговый ключ КШ К предусмотрен для отвинчивания штанг (внутри насосных труб) при заклини-
вании плунжера скважинного насоса. Состоит он из обода, неподвижной и подвижной плашек, зажимного винта и ступицы,, состоящих из двух дисков.
Цепные ключи предназначены для свинчивания и развинчивания вручную насосно-компрессорных труб различных диаметров. При этом необходимо, чтобы цепь ключа плотно» облегала трубу и захватывала звено за усики головки рукоятки.
Ключ состоит из рукоятки, двух щек, шарнирно соединенных с помощью болта с рукояткой, и цепи. Щеки имеют по четыре дугообразных рабочих поверхности, предусмотренные для замены поверхности по мере ее износа.
Цепные ключи выпускают двух типов: КЦН (ключ цепной 1 нормальный) и КЦО (облегченный).
Источник