Процесс очистки при ремонте автомобилей

Процесс очистки при ремонте автомобилей

Загрязнения и способы очистки.

Автомобили и их составные части, поступающие в ремонт, могут иметь на поверхностях деталей различные загрязнения. Загрязнения делятся на эксплуатационные, возникновение которых связано с эксплуатацией автомобилей, и технологические, образующиеся в процессе ремонта автомобилей. В свою очередь, эксплуатационные загрязнения можно разделить на остатки (группы 1—4) и отложения (группы 5—10). Все загрязнения различны по условиям формирования и физико-механическим свойствам.

Наружные отложения подразделяются на пылегрязевые и масляно-грязевые. Эта группа загрязнений характеризуется небольшой адгезионной прочностью и для их удаления рекомендуется струйная мойка. Остатки смазочных материалов являются наиболее распространенными загрязнениями деталей автомобильной техники.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для очистки деталей от масляных загрязнений могут применяться струйная мойка и мойка погружением.

Асфальтосмолистые отложения требуют применения очищающих средств повышенной физико-химической активности. Для деталей с такими загрязнениями наиболее перспективна очистка погружением в раств^ряюще-эмульгирующие средства на основе органических растворителей с последующим ополаскиванием водой- с добавкой синтетических моющих средств.

Нагар относится к углеродистым отложенйям и практически не удаляется способами, применяемыми для снятия остатков масла или асфальтосмолистых отложений. В настоящее время для удаления нагара применяют очистку- косточковой крошкой. В последние годы для удаления нагара и накипи начали применять расплав солей — термохимический способ. В этом случае одновременно с нагаром удаляется и накипь. Как показал опыт внедрения, этот способ перспективен и наиболее эффективен для ремонтных предприятий с программой более 5 тыс. двигателей в год.

В зависимости от условий образования и химического состава различают следующие основные виды накипи: гипсовую, карбонатную и силикатную. Для удаления накипи в настоящее время может быть рекомендована кислотно-щелочная очистка погружением (или циркуляционная) и очистка в расплаве солей.

Очистку деталей от продуктов коррозии следует производить погружением в раствор ортофосфорной кислоты или механическим способом (металлоструйная обработка, обдирка).

В случае полного удаления отслоившегося лакокрасочного покрытия рекомендуются погружные ванны с раствором каустической соды, при частичном удалении — специальные смывки.

Цементно-бетонные остатки на металлических кузовах рекомендуется удалять методом погружения.

Они представляют собой многокомпонентные смеси химических веществ, каждое из которых выполняет определенные функции. Основу CMC составляют поверхностно-активные вещества ( ПАВ ), активность которых повышена введением щелочных электролитов.

Механизм мойки синтетическими моющими средствами можно представить в виде трех основных стадий:
— смачивание моющим раствором загрязнений и поверхности металла;
— перевод загрязнений в моющий раствор путем эмульгирования; удержание Загрязнений в моющем растворе и удаление их из зоны мойки во взвешенном состоянии.

Синтетические моющие средства выпускаются в виде порошка. Они нетоксичны, негорючи, пожаробезопасны и хорошо растворимы в воде. Растворы CMC допускают одновременную очистку ^деталей из стали, чугуна и цветных сплавов. Узлы и детали, подлежащие непродолжительному хранению (10—15 дней), не нуждаются после очистки растворами CMC в дополнительной противокоррозийной обработке. Ополаскивание деталей водой после мойки CMC рекомендуется производить только на финишных операциях мойки.

Читайте также:  Авто ремонт своими руками гольф

Общая технология мойки и очистки.

Для обеспечения требуемого качества очистки автомобилей, агрегатов и деталей при полной разборке необходимо применение многостадийного моечно-очистного процесса, включающего в общем виде следующие работы:
— предварительная наружная Очистка автомобилей; слив масел из агрегатов;
— мойка подразобранных автомобилей струйная или погружением с выпариванием или проявкой картеров агрегатов;
— мойка подразобранных агрегатов струйная или погружением; мойка деталей струйная или погружением (мойка Нормалей и мелких деталей должна производиться погружением);
— межоперационная струйная мойка при восстановлении и изготовлении деталей;
— обдув деталей сжатым воздухом и продувка трубопровбдов.

Предварительная наружная очистка и мойка автомобилей. Поступающие в ремонт-автомобили до их разборки должны быть вымыты. Для этой цели целесообразно использовать гидромониторную установку ОМ5285. Очистка осуществляется за счет высокого напора водяной струи, выходящей из гидромонитора, снабженного насадком. Температура воды 20—80 °С. Затем целесообразно произвести предварительную разборку машины. Мойку следует производить в моечной машине типа АКТБ152 в случае струйной мойки или в машине погружного типа.

Мойка агрегатов. Перед мойкой агрегатов необходимо предварительно произвести их подразборку. Для этого с двигателя должны быть сняты: масляный картер, крышки клапанной коробки или крышки коромысел, газопроводы; с коробки передач — крышка коробки передач верхняя и крышка люка картера; с раздаточной коробки — верхняя крышка люка картера и крышка бокового люка картера; с переднего и заднего мостов — тормозные барабаны в сборе со ступицами; с рулевого управления — нижняя крышка картера руля.

Мойка деталей, быбор способа мойки, моющего средства, продолжительности мойки деталей определяется видами загрязнения детали в процессе эксплуатации.

Источник

Очистка машин, сборочных единиц и деталей

Сущность процесса очистки и ее цель. В результате работы и контактирования с окружающей средой детали машин покрываются загрязнениями, ухудшающими эксплуатационные характеристики машин: снижается мощность двигателей, эффективность фильтрующих элементов, работы радиаторов, увеличивается расход топлива и масел, в узлах трения возрастает абразивное изнашивание и в результате изменяются посадки в сопряжениях деталей. Все эти явления приводят к снижению надежности машин. Поэтому очистные работы при ремонте машин имеют первостепенное значение.

Процессом очистки называется процесс удаления загрязнений с поверхностей объектов очистки с помощью химического, физико-химического, теплового и механического воздействия.

Целью очистки в процессе ремонта машин является:

§ обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;

§ обеспечение возможности измерения геометрических и физико-механических параметров деталей; подготовка деталей для нанесения на них защитных покрытий;

§ исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;

§ обеспечение требуемой чистоты поверхностей деталей при сборке агрегатов, узлов и систем.

На рисунке 101 показана классификация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта.

Рис. 101. Классификация загрязнений, встречающихся на объектах ремонта

Читайте также:  Методические указания по курсовому проекту ремонт автомобилей

Из загрязнений основными являются маслянно-грязевые отложения, асфальто-смолистые, старая краска, нагар, накипь, продукты коррозии. Для удаления всех видов загрязнений необходимо применять многостадийные процессы очистки.

Мойка и обезжиривание объектов ремонта. Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении жидких и твердых загрязнений с поверхностей детали и переводе их в моющий раствор в виде растворов или дисперсий.

Раствором CMC можно очистить детали из черных и цветных металлов и сплавов. CMC выпускаются в виде сыпучего, гигроскопичного белого или светло-желтого порошка.

Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты или их соли могут вызывать корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие растворы вводят специальные добавки, называемые ингибиторы коррозии. Защитное действие ингибиторов коррозии состоит в образовании на поверхности металла защитной пленки в виде продукта реакции между металлом, ингибитором и коррозионно-активной средой.

В ремонтной практике получило распространение удаление загрязнений при помощи растворителей. Основную массу растворителей, применяемых в настоящее время на ремонтных предприятиях, составляют бензин, керосин, дизельное топливо и уайт-спирит. Их применяют для очистки деталей от асфальтосмолистых загрязнений (элементов масляных фильтров, блоков, каналов коленчатых валов, топливной аппаратуры, обезжиривания деталей и др.).

В последнее время при очистке стали шире использовать растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС). При погружении деталей в РЭС в чистом виде или в смеси с другими растворителями очистка происходит путем растворения загрязнений. При последующем погружении деталей в водный раствор CMC или в воду происходит эмульгирование растворителя и оставшихся загряз­нений и переход их в раствор, что обеспечивает необходимое качество очистки. РЭС обычно применяют при очистке поверхностей деталей от асфальтосмолистых отложений.

Обезжиривание поверхностей деталей от растительных и животных жиров обязательно проводят перед нанесением лакокрасочных покрытий, электролитического осаждения металлов, оксидирования, фосфатирования и др.

Для удаления неомыляемых жиров применяют органические растворители: бензин, уайт-спирит, керосин, четырехлористый углерод и др.

Обезжиривание поверхностей деталей в обезжиривающем растворе под действием электрического тока более производительно. В этом случае помимо химического воздействия раствора на жировые пленки происходит механическое разрушение пленок газами, выделяющимися на поверхностях деталей.

Очистка деталей от нагара, накипи, коррозии и старой краски. Очистка деталей от нагара, накипи и продуктов коррозии может производиться химическим, механическим, термохимическим и комбинированным способами.

Химический способ, основан на использовании щелочных растворов повышенной концентрации.

Наибольшее распространение получила очистка от нагара косточковой крошкой (дробленая скорлупа фруктовых косточек). Косточковая крошка подается потоком сжатого воздуха движущегося с высокой скоростью на поверхность с нагаром под давлением 0,3…0,6 МПа. Частицы, с силой ударяясь о поверхность детали, разрушают и удаляют нагар и другие загрязнения, при этом не нарушают величину шероховатости поверхности детали.

При очистке поверхностей деталей с нагаром применяется очистка металлическим песком и гидропескоструйная очистка, однако на поверхностях деталей могут появляться риски и царапины, которые являются очагами повторного образования нагара.

Читайте также:  Ремонт пластиковых изделий автомобиля

Очистка поверхностей деталей от нагара может проводиться термохимическим способом в расплаве солей.

Очистку от накипи внутренних полостей двигателя, деталей системы охлаждения, как правило, проводят щелочными растворами. Карбонаты кальция, магния, содержащиеся в накипи, растворяются в соляной кислоте, а силикаты и сульфаты кальция и магния хорошо разрыхляются в щелочных растворах. Разрыхленный слой накипи легко смывается струей воды. Для удаления накипи с поверхностей деталей из алюминиевых сплавов применяют растворы фосфорной и молочной кислот.

Очистку поверхностей деталей от коррозии можно осуществить механической, химической или абразивно-жидкостной обработкой.

Механическую обработку осуществляют ме­таллическими щетками или металлическим песком. Металлическим песком, подаваемым на очищаемую поверхность деталей сжатым воздухом, можно очищать массивные детали достаточной толщины.

Химический способ очистки от коррозии заключается в травлении пораженных коррозией поверхностей растворами серной, соляной, фосфорной и других кислот, а также пастами.

Удаление лакокрасочных покрытий осуществляется применением для этой цели растворителей, смывок, растворов щелочей и специального инструмента.

Наибольшее распространение нашел способ обработки деталей из черных металлов и их сплавов в ванне с водным раствором каустической соды концентрацией 50…100 г/л при температуре раствора 85°С. Для ускорения процесса снятия лакокрасочного покрытия в 2…3 раза в раствор вводят ускорители – трипропиленгликоль или смесь триэтаноламина с монофениловым эфиром этиленгликоля (1…10% массы каустической соды).

По окончании обработки деталей в щелочной ванне их промывают в воде при температуре 50…60°С и нейтрализуют 10%-ным водным раствором ортофосфорной кислоты. После такой обработки на поверхности деталей образуется пленка фосфатов, временно защищающая от коррозии и являющаяся грунтом для последующего лакокрасочного покрытия.

Когда удаление лакокрасочного покрытия в щелочных растворах невозможно или нецелесообразно по технологическим или конструктивным соображениям, то его удаляют при помощи растворителей, специальных смывок и специального инструмента. После выдержки смывки на лакокрасочной поверхности детали, лакокрасочное покрытие снимается скребками, с последующей протиркой очищенной поверхности ветошью, смоченной уайт-спиритом или раствором CMC.

В некоторых случаях старое лакокрасочное покрытие снимают механическим способом, используя для этой цели металлические проволочные щетки: дисковые, кольцевые, торцевые (чашечные) и др.

Очистку поверхностей деталей от консервационных смазок производят в растворах CMC.

Оборудование, применяемое при очистке деталей.При выполнении очистных операций используют моечные машины шести типов: мониторные, струйные, погружные, комбинированные, специальные, автоматизированные линии, а также специальные установки для механического и термохимического способов очистки поверхностей деталей.

Меры безопасности при проведении очистных операций.В процессе выполнения очистных операций выделяются пары щелочных растворов, кислот, растворителей, дизельного топлива и керосина, которые вызывают раздражение дыхательных путей. Попадание ряда растворов на кожные покровы работающих могут вызывать ожоги и сухость кожи. Вредное действие оказывает пыль, образующаяся при очистке деталей от нагара и ржавчины, поэтому на участках очистки необходимо применять специальные меры защиты работающих.

Источник

Оцените статью