Проведение изыскательских работ при ремонте мостов
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 182-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33179-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2017 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям мостов, путепроводов и эстакад, а также мостовых переходов (далее по тексту мостовых сооружений) на автомобильных дорогах общего пользования по Техническому регламенту [1].
1.2 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на общие требования к изысканиям мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, изменений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах, в частности, касающихся общих требований к изысканиям мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12248-2010 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
ГОСТ 19912-2012 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
ГОСТ 20522-2011* Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 20522-2012. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 25100-2011 Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация
ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролётов мостов на внутренних водных путях
ГОСТ 27296-87 Защиты от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерений
ГОСТ 31191.2-2004 Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 воздушное лазерное сканирование: Метод топографической съёмки с помощью лазерного сканера.
3.2 вынос трассы в натуру: Комплекс полевых изыскательских работ в составе инженерно-геодезических изысканий по проложению (трассированию) и закреплению на местности проектного положения оси мостового перехода.
3.3 геодезическая основа для строительства мостового перехода: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий мостового перехода, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, опорные и съемочные геодезические сети, а также пункты геодезической разбивочной основы.
3.4 геодезическая привязка: Определение положений закрепленных на местности точек зданий и сооружений и их элементов в принятых системах координат и высот.
3.5 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.
3.6 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.
3.7 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.
3.8 гидрометеорологические характеристики: Количественные оценки элементов гидрометеорологического режима, устанавливаемые по данным наблюдений путем их анализа и расчетов.
3.9 глубинный репер: Нивелирный репер специальной конструкции (основание которого устанавливается на плотные динамически устойчивые грунты), служащий высотной геодезической основой для выполнения геодезических наблюдений за деформациями зданий сооружений и земной поверхности.
3.10 грунтовый репер: Нивелирный репер, основание которого устанавливается ниже глубины промерзания, оттаивания или перемещения грунта и служащий в качестве высотной геодезической основы при создании (развитии) геодезических сетей.
3.11 инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ, и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента — цифровую модель рельефа и цифровую модель ситуации.
3.12 инженерно-геологические условия: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.
3.13 инженерно-геологические процессы: Изменение компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных и техногенных факторов.
3.14 инженерно-геологическое строение: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.
3.15 инженерно-геодезические изыскания: Комплекс топографических и геодезических работ, в процессе которых исследуется ситуация и рельеф на участке, где запланировано строительство.
3.16 инженерно-геологические изыскания: Комплекс исследований, в ходе которых проводится изучение инженерно-геологических условий района (объекта, площадки, участка, трассы) предполагаемого места строительства, включая рельеф, сейсмотектонические, геоморфологические и гидрогеологические процессы, геологическое строение и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий при взаимодействии данных объектов с геологической средой.
3.17 инженерно-геологическая рекогносцировка — это системный метод изучения геологических условий строительства, используемый на начальном этапе инженерно-геологических исследований. Инженерно-геологическая рекогносцировка проводится с целью описания инженерно-геологических условий изучаемой территории и включает геоморфологические, геологические, гидрогеологические, экологические и гидрометеорологические наблюдения. В ходе рекогносцировки решаются следующие основные задачи: осмотр места изыскательских работ; визуальная оценка рельефа; описание имеющихся обнажений, в том числе карьеров, строительных выработок и т.д.; описание водопроявлений; описание геоботанических индикаторов гидрогеологических и экологических условий; описание внешних проявлений геодинамических процессов; опрос местного населения о проявлении опасных геологических и инженерно-геологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и т.д.
3.18 инженерно-геотехнические изыскания: Комплекс геотехнических работ и исследований с целью получения исходных расчетных значений для проектирования фундаментов, опор и др. на участках размещения объектов капитального строительства и индивидуального проектирования, необходимых и достаточных для построения расчетной геомеханической модели взаимодействия зданий и сооружений с основанием.
3.19 инженерно-гидрометеорологические изыскания: Комплекс работ по изучению элементов гидрометеорологического режима, включающий в себя как собственно наблюдения, выполняемые без каких-либо изменений — чисто визуально, так и действия, связанные с производством количественных оценок (измерений) характеристик гидрометеорологических явлений и процессов.
3.20 инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования мостового перехода и прилегающей к нему территории, автомобильной дороги с целью получения исходных данных, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.
3.21 камеральное трассирование мостового перехода: Трассирование вариантов положения оси мостового перехода, представленных в графической, цифровой или иных формах, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам и другим картографическим материалам.
3.22 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.
3.23 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно-геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т.п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.
3.24 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и (или) прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.
3.25 карта опасности природных и техноприродных процессов (карта опасности): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) характеристик опасности (интенсивности, повторяемости, вероятности и др.) природных или техноприродных процессов.
3.26 карта риска от природных и техноприродных процессов (карта риска): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) вероятных потерь (социальных, материальных и др.) от воздействий природных и техноприродных процессов.
3.27 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.
3.28 координирование промерной точки: Определение местоположения промерной точки на водной поверхности.
3.29 маркирующий горизонт: Слой в толщах горных пород, хорошо выдержанный по простиранию и выделяющийся по одному признаку или их набору (составу, окраске, зернистости, наличию включений, прослоев, комплексу органических остатков). Является важнейшим элементом при геол. картировании и корреляции разрезов.
3.30 материалы инженерных изысканий: Фактические данные, полученные в процессе выполнения инженерных изысканий, являющиеся основой для построений, обобщений, выводов и рекомендаций, входящих в результаты инженерных изысканий.
Источник
Проведение изыскательских работ при ремонте мостов
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Техническое состояние мостового сооружения — совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения (надежность, долговечность, безопасность, ремонтопригодность и др.), характеризуемая в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на этот объект.
Транспортно-эксплуатационные показатели мостовых сооружений — показатели, отражающие влияние на условия движения фактических геометрических параметров сооружения и состояния элементов мостового полотна. К таким показателям относятся обеспечиваемая безопасная скорость и фактические создаваемые перегрузки в несущих конструкциях из-за изменившегося состояния элементов мостового полотна.
Общая оценка состояния сооружения (обобщенный показатель состояния) — общая оценка состояния сооружения в баллах, определяющая степень соответствия показателей сооружения требуемым, обеспечивающим безопасную и длительную работу под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения. Общая оценка состояния дается по результатам комплексной оценки основных показателей мостового сооружения с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов.
Исправное состояние — состояние мостового сооружения, при котором оно соответствует нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Дефект — каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Критический дефект — дефект, при наличии которого эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например закрытие движения по полосам, либо вовсе недопустима. К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др.
Опасный дефект — дефект, который в значительной степени снижает один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не является критическим. При наличии опасных дефектов требуется введение ограничений движения.
Значительный дефект — дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не представляет непосредственной опасности для эксплуатации сооружения.
Малозначительный дефект — дефект, который существенно не влияет на основные показатели мостового сооружения. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.
Несущественный дефект — дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели мостового сооружения или существующая степень развития которого допускается нормами.
Устранимый дефект — дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект — дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Остаточный ресурс сооружения — суммарная наработка сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Остаточный срок службы сооружения — календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Фактическая грузоподъемность мостового сооружения — величина полезной максимальной нагрузки, которую может воспринять сооружение исходя из расчетов по первой группе предельного состояния с учетом имеющихся дефектов в элементах сооружения при фактических постоянных нагрузках.
Износ — показатель состояния элемента, отражающий степень снижения его функциональных качеств.
Обобщенный показатель износа сооружения — характеристика, отражающая степень снижения первоначальной стоимости сооружения по снижению основных функциональных качеств его конструкций.
Диагностика — обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки. Диагностика выполняется согласно отраслевым нормативным документам и инструкциям Заказчика.
Раздел 4. Общие положения, основные типы обследований
Обследования мостовых сооружений проводят с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях.
Обследования являются составляющей частью надзора за мостовыми сооружениями.
Обследование включает сбор необходимой информации о мостовом сооружении в объеме, предусмотренном техническим заданием, необходимом для достижения поставленных целей. При обследовании может производиться анализ причин возникновения дефектов, установление ремонтопригодности элементов, исследоваться возможность усиления, уширения и пр.
Обследования проводятся с соблюдением нормативных документов, действующих на момент обследования, а также документов, оговоренных в техническом задании.
Обследование мостовых сооружений проводят:
при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после строительства или реконструкции;
после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту;
периодически в процессе эксплуатации для контроля состояния и планирования ремонтных работ;
при разработке проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции;
по результатам осмотров эксплуатирующих организаций.
В зависимости от поставленных целей, характера и полноты получаемых сведений, величины трудозатрат обследования мостовых сооружений удобно разделить на девять основных типов, представленных в таблице 4.1.
Основные типы обследования
Название и описание типов обследования
Периодическая диагностика эксплуатируемых мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность — 1 раз в 5 лет) с целью выявления их состояния, проверки соответствия сооружений установленным требованиям и внесения изменений в банк данных. Отчетная документация — технический паспорт мостового сооружения
Первичная диагностика новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров нового сооружения в банк данных. Отчетная документация — первичный технический паспорт мостового сооружения
Диагностика мостовых сооружений после проведения капитального ремонта. Проводится с целью установления соответствия выполненных работ проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров отремонтированного сооружения в банке данных. Отчетная документация — технический паспорт мостового сооружения
Диагностика мостовых сооружений после проведения ремонта. Производится с целью уточнения технического состояния сооружения после выполнения ремонтных работ, внесения этих уточнений в банк данных и корректировки технического паспорта. Отчетная документация — уточнения в техническом паспорте мостового сооружения
Периодическое обследование мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность — 1 раз в 10 лет, а для деревянных мостов — 1 раз в 5 лет). Мостовые сооружения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, до начала восстановительных работ следует обследовать ежегодно. Основными задачами регулярно осуществляемых периодических обследований эксплуатируемых мостовых сооружений являются оценка, контроль их состояния и проверка его соответствия установленным требованиям. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. Отчетная документация — отчет о результатах обследования и технический паспорт мостового сооружения
Первичное обследование новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ. По требованию проектной организации или территориального органа управления сооружение может быть испытано, как это предусмотрено СНиП 3.06.07-86. Отчетная документация — отчет о результатах обследования и первичный технический паспорт мостового сооружения
Обследование мостовых сооружений после проведения ремонта, капитального ремонта. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений и может сопровождаться проведением испытаний. Отчетная документация — отчет о результатах обследования и дополненный или исправленный технический паспорт мостового сооружения
Предпроектное обследование. Обязательный вид обследования перед составлением технического задания на проектирование ремонта, капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения, проводимый с целью определения ремонтопригодности его элементов и сбора необходимой информации для разработки проекта, принятия правильной стратегии по модернизации сооружения. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. При необходимости, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов. Отчетная документация — отчет о предпроектном обследовании
Специальные внеплановые обследования, неполные обследования. Необходимость проведения, цели, задачи внеплановых и неполных обследований устанавливаются индивидуально для каждого конкретного сооружения для решения специальных вопросов, например с целью уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций, обследования при организации пропуска сверхнормативных нагрузок по сооружению для определения возможности и условий их проезда и выявления повреждений после их прохода и т.д. Отчетная документация — заключение либо отчет о результатах обследования
При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мостовые вооружения рекомендуется обследовать.
Периодические обследования, периодическая диагностика, выполняемые в период эксплуатации, являются основой управления состоянием мостовых сооружений и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостовых сооружений. Периодические обследования мостовых сооружений и оценка их технического состояния проводятся регулярно (в плановом порядке) на протяжении всего срока эксплуатации сооружений с периодичностью, установленной в отраслевых нормативных документах.
По результатам диагностики, в случаях, когда полученных данных недостаточно для определения грузоподъемности и оценки состояния сооружения, может быть сделан вывод о необходимости проведения дополнительного обследования и испытаний.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ без проведения испытаний, так и с испытаниями.
Испытаниям при приемке в эксплуатацию, как правило, подвергаются мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями. Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решению приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях обосновывается.
Источник