Проведение работ по ремонту теплосети
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
4.3.1. Особенности производства работ при ремонте тепловых сетей
При проектировании организации и технологии работ по ремонту тепловых сетей следует учитывать ряд особенностей их проведения: а) наличие различного назначения подземных, надземных, наземных инженерных коммуникаций, часто требующих их временного или постоянного переноса, переключения или ограждения; б) ограничение в применении традиционных средств механизации и необходимость в связи с этим выполнения относительно больших объемов работ с применением средств малой механизации и вручную; в) выполнение больших объемов работ по разборке, демонтажу и замене сетей.
Работы по ремонту тепловых сетей чаще всего приходится проводить в стесненных условиях, кроме того, они отличаются рассредоточенностью объектов и сравнительно небольшими объемами на одном объекте. Проблема механизации строительно-монтажных работ при ремонте тепловых сетей является весьма сложной как в механическом, так и в технологическом аспекте, так как некоторые особенности трудовых процессов зачастую ограничивают возможности эффективного использования различных технических средств. К этим особенностям прежде всего относятся: многооперационность технологических процессов; разнообразие выполняемых операций; рассредоточенность выполняемых операций по месту и во времени; ограниченность объемов по видам работ; большой удельный вес работ, связанных с разборкой и демонтажем конструкций тепловых сетей.
Проблема комплексной механизации при ремонте тепловых сетей решается по двум основным направлениям: расширение эффективности применения существующих машин и механизмов; разработка специальных машин и механизмов для ремонта. Основные условия, которым должны удовлетворять средства механизации, применяемые при ремонте тепловых сетей, следующие: экономическая эффективность, мобильность, малая энергоемкость, малые габариты, легкость монтажа и демонтажа в стесненных условиях, высокие эксплуатационные качества, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
При производстве строительно-монтажных работ при ремонте тепловых сетей приходится сталкиваться с целым рядом условий, специфических для городских прокладок инженерных коммуникаций и влияющих в той или иной степени, как на выбор метода работ, так и на способ выполнения самих строительно-монтажных процессов. Большое значение имеет местоположение улицы или проезда, где проложена теплосеть. Если улица находится на окраине города, то производство строительно-монтажных работ значительно упрощается. При расположении улицы в центральной части города большие осложнения для производства строительно-монтажных работ вызывают интенсивность движения транспорта, наличие троллейбусных, автобусных или трамвайных путей. Это не только требует сокращения ширины рабочей площадки, но и ограничивает длину разрытия.
При производстве строительно-монтажных работ в таких местах вопросы техники безопасности приобретают особо важное значение не только для рабочих, но и для пешеходов и проезжающих на городском транспорте пассажиров. В проектах производства работ при ремонте вопросы техники безопасности для таких случаев прорабатываются особенно тщательно. Ширина улицы или проезда, где осуществляется ремонт тепловой сети, также имеет очень большое значение при выборе метода производства работ. В условиях широких улиц удается без затруднения прорыть траншею необходимых размеров, а также разместить монтажную площадку с одной стороны траншеи и отвал грунта с другой, предусмотрев при этом пространство за отвалом для въезда бульдозера. Если улицы узкие, то отвалов не делают.
На выбор метода работ влияет гидрогеологическая структура грунтов. Сыпучие грунты не позволяют делать узкие по верху траншеи. В водонасыщенных грунтах работы ведут с устройством сплошных креплений или производят искусственное понижение уровня грунтовых вод. Наибольшее количество подземных пересечений кабелей и трубопроводов встречается на перекрестках улиц, в связи с чем, в этих местах работы значительно осложняются. Наличие воздушных электросетей часто не позволяет использовать краны и экскаваторы с длинными стрелами.
Из практики строительства городских инженерных подземных сетей известно, что длительное стояние незасыпанных траншей на улицах неизбежно ведет к авариям на городском транспорте и к травматическим случаям с пешеходами. Поэтому одним из необходимых условий производства работ на городских улицах является высокий темп ремонтных работ, позволяющий сократить длину разрытия до минимальных размеров и, кроме того, уменьшить вероятность возникновения несчастных случаев.
4.3.2. Организация труда ремонта тепловых сетей
Ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей производится ремонтным и эксплуатационным персоналом предприятия как непосредственно на участках теплотрассы, так и в условиях производственных мастерских. Форма организации труда ремонтного персонала — бригадная (звеньевая), т.е. работы выполняются специализированными и комплексными бригадами (звеньями).
Количественный и квалификационный состав бригад (звеньев) устанавливается в зависимости от объема и трудоемкости выполняемых работ и требований правил техники безопасности.
На производство ремонтных работ оформляется наряд, в котором должны быть указаны: место работы, условия работы, содержание работы, время выполнения, порядок отключения и дренирования сети, меры по технике безопасности при выполнении работ и т.д. Рабочие места персонала находятся непосредственно на участках производства работ.
Организация труда на рабочих местах должна удовлетворять требованиям следующих нормативных документов: «Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей», «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей», «Инструкция по эксплуатации тепловых сетей», «Типовая инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения на предприятиях».
В условиях производственных мастерских выполняются работы, связанные с ремонтом арматуры, приспособлений, узлов оборудования тепловых сетей, а также с изготовлением отдельных деталей для производства работ.
Перед началом работ на теплотрассе ремонтируемый участок отключается согласно утвержденному графику, ремонтная площадка очищается от грязи, мусора, откачивается вода из камер и каналов.
К месту производства работ ремонтный персонал доставляется на специальной машине, оборудованной для транспортировки людей, укомплектованной спецоборудованием и приборами, а также инструментом и запасными деталями. На рабочем месте ремонтный персонал проходит инструктаж по технике безопасности, получает задание, необходимые чертежи, разъяснения бригадира или мастера для выполнения работ, обеспечивается спецодеждой, инвентарем, защитными средствами.
При выполнении значительных объемов ремонтных работ для отдыха ремонтного персонала, а также для хранения запасных частей, такелажных приспособлений, инструмента на месте производства работ размещаются временные сооружения: типа вагончиков или сборно-разборные. При ремонтных работах наиболее рационально использовать инвентарные временные сооружения вагонного типа. Конструктивно такие сооружения могут быть на колесах и перемещаться, как прицепы к автомобилю, или на полозьях, перемещаемых на трейлерах. Размеры в плане сооружений вагонного типа составляют: 2,7×7,30 м; 2,65×8,25 м и др. Электрическую и водопроводную сети вагончиков присоединяют к городским сетям. Стоки осуществляются в колодцы городской канализационной сети.
Трубы, железобетонные элементы каналов и камер, фасонные элементы, арматуру и другие изделия, необходимые для производства ремонтных работ, доставляют с заводов-изготовителей и баз по спецификации в согласованные сроки. Для складирования труб на дорожных покрытиях должны быть предусмотрены лежни. Размещение на ремонтной площадке доставленных на трассу труб, грузоподъемных механизмов, механизмов для откачки воды, электросварочных агрегатов и другого оборудования осуществляется в соответствии с проектами организации работ, учитывающими местные условия. Трубы и железобетонные элементы каналов укладывают вдоль улицы параллельно оси теплопровода с таким расчетом, чтобы они не мешали движению транспорта и пешеходов.
До начала земляных работ, разборки дорожных покрытий завозят следующее оборудование и материалы: типовые щиты ограждения; пешеходные мостики из расчета установки их через каждые 50, 100 м ; щиты для ограждения деревьев; щиты и короба для ограждения люков колодцев, водосточных решеток; водопропускные лотки. Материалы, не допускающие открытого хранения, а также инструмент размещают в складских временных сооружениях.
После того, как все необходимое для начала ремонтных работ доставлено, установлены все ограждения и пешеходные мостики, сделана проводка сигнального (предупреждающего) электроосвещения и приняты все меры по обеспечению безопасности как работающих, так и пешеходов, приступают к разборке дорожного покрытия и производству земляных работ.
Источник
Проведение работ по ремонту теплосети
по капитальному ремонту тепловых сетей
УТВЕРЖДЕНА приказом Минжилкомхоза РСФСР от 20 апреля 1985 г. N 220
Приведены основные технические требования и краткая технология проведения работ при капитальном ремонте подземных тепловых сетей.
Для инженерно-технических работников теплоэнергетических предприятий при проведении капитального ремонта подземных теплопроводов.
Разработана Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова (кандидаты техн. наук Н.К.Громов, З.В.Короткова) совместно с Управлением «Мособлтеплоэнерго» (инженеры В.А.Баранов, В.А.Камцон).
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Инструкция предназначена для теплоэнергетических предприятий местных Советов народных депутатов РСФСР и является руководством при выполнении работ по капитальному ремонту тепловых сетей.
1.2. Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при проведении капитального ремонта наружных тепловых сетей, предназначенных для транспортирования теплоносителей — воды с температурой до 150 °С и давлением до 1,6 МПа включительно и пара давлением от 0,07 до 1,6 МПа включительно.
1.3. При проведении капитального ремонта наружных тепловых сетей необходимо соблюдать требования СНиП 2.04.07-86 и 3.05.03-85, правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, правил производства и приемки работ по теплоснабжению, по наружным сетям и сооружениям.
1.4. Инструкция не распространяется:
на производство аварийных работ и ремонтных работ в зимнее время;
на ремонт: центральных и индивидуальных тепловых пунктов; насосных станций; надземных тепловых сетей; тепловых сетей, сооружаемых в зоне вечной мерзлоты, просадочных грунтах, на подрабатываемых территориях, в районах сейсмической активности.
1.5. Основной задачей капитального ремонта тепловых сетей является обеспечение безаварийной работы тепловых сетей в результате своевременного проведения ремонтных работ, в процессе которых восстанавливаются изношенные конструкции, заменяются новыми или более экономичными, улучшающими качество ремонтируемых тепловых сетей.
1.6. В объем работ по капитальному ремонту наружных тепловых сетей входят:
земляные работы по вскрытию конструкций тепловой сети и обратной засыпке по окончанию ремонта;
разборка строительных конструкций при прокладке сетей в подземных непроходных каналах, восстановление поврежденных или замена пришедших в негодность строительных конструкций каналов, камер, колодцев;
восстановление или замена подвижных и неподвижных опор;
восстановление или устройство нового защитного слоя в железобетонных конструкциях каналов, камер;
полная или частичная замена гидроизоляции каналов и камер, очистка каналов от грязи и остатков тепловой изоляции;
замена пришедших в негодность трубопроводов;
восстановление антикоррозионного покрытия;
полная или частичная замена тепловой изоляции на трубопроводах;
замена арматуры, прокладок, сальниковых компенсаторов;
проведение гидравлических испытаний.
1.7. Капитальный ремонт тепловых сетей включает те же виды, что и новое строительство, имеет особенности в технике, технологии и организации производства работ, что является следствием:
комплекса демонтажных работ, предшествующих выполнению основных ремонтных операций;
стесненности и малого фронта работ вследствие расположения тепловых сетей вблизи существующих надземных и подземных сооружений и инженерных коммуникаций, что сказывается на увеличении объема подъемно-укладочных операций и транспортных работ;
снижение эффективности использования строительных механизмов и возрастание затрат ручного труда.
1.8. Способы прокладки тепловых сетей в городах и населенных пунктах следует предусматривать преимущественно подземные — бесканальные и в непроходных каналах. Надземная прокладка тепловых сетей для жилищно-коммунального хозяйства не характерна и допускается только при соответствующем обосновании.
1.9. Наиболее прогрессивным и экономичным типом подземной прокладки является бесканальная прокладка, позволяющая значительно снизить капитальные вложения в строительство тепловых сетей. Однако большого распространения этот тип прокладки не получил вследствие несовершенства теплоизоляционных конструкций, применяемых в настоящее время.
Рекомендуемыми теплоизоляционными конструкциями для бесканальной прокладки по СНиП 2.04.07-86 являются битумоперлитовая, битумокерамзитовая, из автоклавного армопенобетона. Наиболее широко используется битумоперлитовая и армопенобетонная изоляция, так как ряд заводов выпускает теплоизоляционные конструкции заводской готовности.
Для целей бесканальной прокладки тепловых сетей применяют следующие теплоизоляционные материалы: битумовермикулит, битумокерамзит, асфальтокерамзитобетон, гидрофобизированный мел, фенольный поропласт, пенополимербетон и др. Наиболее перспективными из них являются фенольный поропласт и пенополимербетон. Дефицитность составляющих этих материалов и недостаточная разработка технологии изготовления изолированных трубопроводов при непрерывном заводском производстве ограничивают в настоящее время их внедрение. В условиях возрастания стоимости топлива эти материалы отвечают требованиям экономии тепловой энергии, позволяя достигнуть снижение тепловых потерь с помощью относительно небольшого увеличения толщины тепловой изоляции, так как теплопроводность этих материалов лежит в пределах 0,05-0,07 Вт/(м·°С) против 0,1-0,13 Вт/(м·°С), которые имеют ныне используемые материалы на битумном вяжущем и армопенобетон. Следует иметь в виду, что все материалы при бесканальной прокладке требуют эффективной гидрозащиты.
1.10. Большая часть тепловых сетей (свыше 80%) прокладывается в непроходных каналах с подвесной тепловой изоляцией. В отличие от конструкции бесканальной прокладки, принимающей всю нагрузку на основной теплоизоляционный слой, в непроходном канале механическую нагрузку принимает на себя строительная конструкция канала, что позволяет использовать для изоляции легкие теплоизоляционные материалы.
В настоящее время в качестве основного теплоизоляционного слоя для теплопроводов в непроходных каналах используются изделия из минеральной ваты — плиты, маты, сборные конструкции с защитным покровным слоем. Могут быть использованы конструкции заводской готовности с изоляцией из фенольного поропласта, пенополимербетона.
1.11. Подземные конструкции тепловых сетей работают в условиях тяжелых температурно-влажностных воздействий.
Подземные прокладки тепловых сетей располагаются на небольшой глубине, они подвержены действию как грунтовых вод, так и атмосферных осадков, а также могут затапливаться водой при аварийных ситуациях на водопроводе и канализации.
Глубина залегания уровня грунтовых вод сильно колеблется в зависимости от гидрогеологических условий. Основная закономерность залегания грунтовых вод четко прослеживается: по мере движения на юг грунтовые воды залегают на большой глубине, к северу — ближе к поверхности и местами сливаются с поверхностными водами. Количество осадков на юге страны в три раза меньше, чем на севере. Количество испаряемой воды на севере меньше, чем количество выпадающих осадков, тогда как на юге количество испаряемой воды превышает количество осадков в несколько раз.
Наибольшее количество подземных прокладок находится в средней и северной зонах страны, а следовательно, в наиболее тяжелых грунтовых условиях.
В табл.1 представлены некоторые данные по среднегодовой естественной влажности различных видов грунтов для экономических районов страны. Как видно из таблицы, среднегодовая влажность для всех грунтов велика и средний коэффициент водонасыщения составляет 0,7, что значительно превышает среднюю влажность.
Источник