- Ремонт площадей общего пользования
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме — Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей
- Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме
- Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
- УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания
- Суд признал протокол общего собрания недействительным
- УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет
- Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС
Ремонт площадей общего пользования
Ответственность за содержание и ремонт площадей общего пользования в многоквартирном доме несут собственники здания, и организации, которые его обслуживают — управляющие компании или ТСЖ. При этом, именно собственник жилья является главным ответственным лицом. В действующем жилищном законодательстве даже существует такая норма, что в случае, если дом рухнет, расходы по его утилизации возлагаются на собственников жилья, а не на управляющие компании. В любом случае, при всех неполадках в доме, ответственность ложится на плечи жильцов. Если собственников не удовлетворяет работа ТСЖ или управляющей компании, то они имеют право переизбрать председателя товарищества или сменить подрядчика
Для того чтобы состояние площадей общего пользования соответствовало допустимым показателям надежности и безопасности для здоровья и жизни граждан проводится текущий и капитальный ремонт. Текущий и капитальный ремонт помещений общего пользования производится по решению общего собрания владельцев помещений.
К помещениям общего пользования относятся лестницы, межквартирные лестничные площадки, коридоры, переходные лоджии, лифты, чердаки, лифтовые и иные шахты, технические этажи и подвалы, и другие помещения.
Проведение текущего ремонта площадей общего пользования необходимо для того, чтобы предупредить износ и поддержать эксплуатационные показатели дома, а также для устранения неисправностей. Текущий ремонт лестниц, подъездов, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подвалы и над балконами верхних этажей включает замену или восстановление отдельных его участков и элементов.
В текущий ремонт общего имущества также входит:
— восстановление, замена отдельных участков пола;
— усиление, устранение местных деформаций и восстановление участков фундамента, отмосток, вентиляционных продухов, входов в подвалы;
— заделка, усиление, смена некоторых межквартирных участков перегородки;
— окраска и ремонт фасадов дома, заделка архитектурных элементов, герметизация швов;
— замена отдельных элементов перекрытия, заделка трещин и швов, окраска и утепление перекрытия;
— частичный ремонт кровель, ремонт гидроизоляции, замена водосточных труб;
— внутренняя отделка или восстановление отделки во вспомогательных помещениях, подъездах и других помещениях общего пользования;
— восстановление работоспособности или замена отдельных элементов внутренних систем отопления, вентиляции, газоснабжения, водоснабжения, канализации, электротехнических устройств и электроснабжения (кроме внутриквартирных приборов и устройств);
— восстановление и ремонт разрушенных участков дорожек, тротуаров, проездов, а также
благоустройство хозяйственных и спортивных площадок, и площадок для отдыха.
Капитальный ремонт проводится, когда необходимо устранить физический износ или разрушения имущества общего пользования, для восстановления и поддержания эксплуатационных показателей, а также при необходимости произвести замену элементов конструкции, например, лифтов, ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома.
Подробнее о ремонте площадей общего пользования
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме — Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме
Содержание мест общего пользования в многоквартирном доме может осуществляться собственниками помещений или иными лицами с учетом выбранного способа управления. Перечень работ, условия их выполнения и финансирования устанавливаются на общем собрании собственников помещений.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Перечень мест общего пользования
К общему имуществу многоквартирного дома (местам общего пользования), в частности, относятся (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491):
· помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме. Например, это межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, колясочные, технические этажи, чердаки и подвалы;
· иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме;
· земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке.
Лица, обязанные содержать места общего пользования
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту мест общего пользования или привлекать иных лиц (п. 12 Правил № 491).
В зависимости от способа управления многоквартирного дома содержание мест общего пользования может осуществляться (п. п. 12, 16 Правил № 491; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):
1) управляющей организацией;
2) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) застройщиком (в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию);
4) лицом, принявшим от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту;
5) иными лицами, с которыми заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
6) привлекаемыми специализированными организациями — в части выполнения работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома.
Порядок содержания мест общего пользования
Содержание мест общего пользования включает в себя, в частности (п. 11 Правил № 491):
1) осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
2) поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;
3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
4) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;
5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
6) текущий и капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании утверждают перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п. 17 Правил № 491).
По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении более частой периодичности (п. 5 Правил № 290).
Периодичность видов работ
Некоторые виды работ по содержанию мест общего пользования проводятся со следующей примерной периодичностью (п. п. 3.2.7, 3.2.9, 3.3.6, 5.9.11 Правил и норм технической эксплуатации, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170):
· сухая уборка и мойка пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. — не реже чем через пять дней;
· сухая уборка и мойка стен — не реже двух раз в год;
· мокрая уборка всех поверхностей лестничных клеток — не реже раза в месяц;
· ремонт подъездов — раз в пять лет или раз в три года в зависимости от классификации зданий и физического износа;
· планово-предупредительный текущий ремонт мусоропроводов — раз в пять лет;
· уборка теплых чердачных помещений — не реже раза в год;
· побелка дымовых труб, стен, потолка и внутренних поверхностей вентиляционных шахт — раз в три года.
Текущий и капитальный ремонт мест общего пользования проводится по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. п. 1, 4.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 189 ЖК РФ; п. п. 18, 21 Правил № 491).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в этом доме (ст. 210 ГК РФ; ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
Источник
Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
В Жилищном кодексе РФ закреплено, что решение о проведении текущего ремонта общего имущества принимают собственники помещений в доме на общем собрании. Узнайте, должна ли управляющая организация, по мнению суда, ремонтировать подъезды в доме в отсутствие решения собственников и почему.
УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания
Управляющая организация в Кемерово получила протокол общего собрания собственников с решением о текущем ремонте общего имущества дома – одного из подъездов (ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ). Протокол был подписан членами счётной комиссии и председателем Совета многоквартирного дома.
В протоколе ОСС было указано, что ремонт проводится за счёт средств собственников. Они должны были ежемесячно вносить дополнительную плату в адрес УО до полного погашения затраченной на работы суммы. Стоимость ремонта подъезда составила 68 000 рублей. УО согласно решению ОСС включила в счета за ЖКУ дополнительный платёж.
Собственники созвали внеочередное общее собрание и отказались платить за ремонт. На этом собрании они узнали о протоколе ОСС, согласно которому действовала управляющая организация. Оказалось, что такого собрания не проводилось, собственники помещений в доме о нём не знали и не голосовали.
Суд признал протокол общего собрания недействительным
УО отказалась делать перерасчёт, поскольку представленный ранее протокол не был оспорен. Один из собственников направил в суд иск с требованием признать протокол ОСС о проведении ремонта за счёт владельцев помещений недействительным, а ремонт оплатить из собственных средств УО (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Собственники в суде доказали, что не были извещены о проведении общего собрания в соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, не присутствовали на нём и не голосовали по заявленным вопросам. Председатель Совета МКД подтвердила, что ОСС не проводилось, а документы она подписала за себя и за членов счётной комиссии.
Суд признал протокол общего собрания собственников недействительным, и УО пришлось вернуть собственникам деньги, которые они оплатили согласно дополнительным начислениям.
УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет
После признания протокола ОСС о проведении текущего ремонта недействительным, управляющая организация подала в суд на председателя совета МКД с требованием возместить 68 000 рублей за ремонт подъезда.
Суды первой и апелляционной инстанций иск управляющей организации отклонили. Их решения основывались на следующих аргументах:
1. По условиям договора, заключённого между УО и собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обязана за плату содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать общее имущество дома (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
При этом размер платы определяется в размере, позволяющем содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 29 ПП РФ № 491).
2. Надлежащее состояние общего имущества МКД – это соблюдение характеристик надёжности и безопасности дома, жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, а также соблюдение прав и интересов собственников помещений в доме (п. 10 ПП РФ № 491).
Чтобы обеспечить такие условия, УО должна проводить техническое обслуживание дома, осмотры, контрольные проверки и текущий ремонт (ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
3. Текущий ремонт подъездов должен проводиться с периодичностью раз в 3–5 лет в зависимости от физического износа МКД (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
4. Все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления. Управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия в договоре или решения общего собрания собственников (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Принимая во внимание данные требования законодательства РФ, судьи установили, что управляющая организация была обязана провести текущий ремонт в подъезде за счёт средств, ежемесячно собираемых с жителей дома согласно договору управления.
Причинно-следственных связей между поддельным протоколом, подписанным председателем Совета дома, и ремонтом подъезда суд не установил. Поэтому судьи отклонили требование УО взыскать с председателя сумму ущерба, равную стоимости ремонта.
Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС
Управляющие организации и ТСЖ, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирных домов, не должны ждать обращения жителей с требованием провести текущий ремонт или решения общего собрания собственников.
УО следует помнить, что:
- Текущий ремонт общего имущества МКД должен проводиться раз в 3–5 лет (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
- Обязанность проводить ремонт возложена на УО договором управления и нормами ЖК РФ, № 384-ФЗ, ПП РФ № 491, постановлением Госстроя № 170 и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
- На проведение текущего ремонта, порядок финансирования которого определён в договоре управления, не требуется принятие дополнительного решения ОСС. Обязанность проводить такие работы лежит на управляющей организации, даже если собственники отказались от проведения текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
- Суд, рассматривая иски к УО о непроведении ремонта, не принимает во внимание доводы о том, что организация приступила к управлению дома недавно и все дефекты и нарушения содержания общего имущества имелись ранее. Данные обстоятельства не снимают с УО, управляющей на момент обращения собственника в суд домом, обязанности по выполнению текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
За ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома УО может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за управление МКД с нарушением лицензионных требований.
Также суды удовлетворяют требования собственников о возмещении управляющей организацией морального ущерба и выплаты штрафа за отказ выполнить работы по текущему ремонту по ст. ст. 14, 15, ч. 6 ст. 13 № 2300-I «О защите прав потребителя» (решение Подольского городского суда МО от 28.09.2017 по делу № 2-2453/2017, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
Источник