Проведение специальных операций при подземном ремонте скважин

Вопрос 5. Основные технологические операции, выполняемые при ремонте скважин и их характерные особенности.

Характерной особенностью подземных ремонтов является то, что независимо от их назначения, продолжительности и сложности, в большинстве случаев выполняются одни и те же технические операции с использованием одних и тех же специальных машин и инструментов.

Технологический цикл подземного ремонта скважин можно расчленить на три основных этапа:

— освоение скважины после ремонта.

Первый технологический этап – подготовительные работы – состоит из двух частей, выполняемых независимо друг от друга:

а) подготовка скважины к проведению ремонта,

б) подготовка оборудования и инструмента для ремонта.

Скважину считают подготовленной к ремонту, если создана возможность проведения в ней всех необходимых технологических операций, при соблюдении охраны труда, исключении загрязнения окружающей природной среды и потерь продукции скважины. Такие условия могут быть обеспечены созданием репрессии на эксплуатируемый объект или использованием специальных технических устройств и технологий, предупреждающих возможные проявления пластовых флюидов в процессе ремонта.

Ко второй группе подготовительных работ относят:

— транспортные – доставка на скважину наземного и подземного оборудования, механизмов, инструмента и пр.

— подготовительные – монтаж оборудования и развертывание агрегатов на площадке у скважины, подготовка его к работе, обвязка, опробование.

— заключительные – свертывание комплекса оборудования и подготовка к транспорту, рекультивация и пр.

К этой группе подготовительных работ можно отнести исследование и обследование скважин перед ремонтом.

Собственно ремонт заключается в доставке к заданной зоне ствола скважины необходимого оборудования, инструмента, приборов, технологических материалов (реагентов) и выполнения определенных технических манипуляций, соответствующих цели ремонта.

Этап собственно ремонта включает и процесс извлечения из скважины подземного эксплуатационного оборудования для замены, ревизии или подготовки к необходимым технологиям ремонта.

Подавляющее большинство текущих и капитальных ремонтов связано с производством спуска и подъема колонны труб (СПО), поэтому эти операции являются частью структуры собственно ремонта и фактически определяют общую его продолжительность.

Освоение скважины заключается в обеспечении условий для притока флюидов из эксплуатационного объекта к ее забою после ремонта.

В зависимости от вида и цели ремонта, способов эксплуатации, величин пластовых давлений, комплектации наземного и внутрискважинного оборудования, систем и особенностей разработки месторождений перечень и количество операций на всех этапах ремонта, а также их характер могут видоизменяться. Так, на скважинах укомплектованных соответствующим оборудованием или с низкими пластовыми давлениями нет необходимости создания репрессии на продуктивные объекты. Некоторые ремонтные операции можно выполнить без спуска и подъема труб, есть виды ремонта, выполняемые проведением одной операцией спуска и подъема, при других – требуется несколько таких операций. Иногда спускоподъемные операции являются целью ремонта, например, для изменения глубины башмака (подвески) подъемных труб.

Вопрос 6. Техническое обеспечение технологий ремонта скважин.

Для выполнения подготовительных работ, транспортных и вспомогательных операций, обслуживания оборудования в процессе ремонта, наряду с техническими средствами общего назначения используют и специальные агрегаты.

Ремонт скважин связан с большим числом однотипных операций, которые выполняются машинами, агрегатами и инструментами одного и того же типа и назначения, как в текущем, так и капитальном ремонте, но с различными параметрами. Все многообразие машин, агрегатов и механизмов, используемых при собственно ремонте скважин предназначены для выполнения двух основных групп операций:

с п у с к о п о д ъ е м н ы х

т е х н о л о г и ч е с к и х

Спускоподъемные операции (СПО) заключаются в извлечении и спуске лифтовых (подъемных) колонн в эксплуатационных скважинах и технологических колонн, посредством которых выполняются ремонтные работы. Для их выполнения создано большое количество машин, инструментов и средств механизации.

Конструкция установок, машин и механизмов для работы с прерывными и непрерывными колоннами принципиально отличаются.

Комплект для СПО прерывных колонн составляет:

— инструменты и механизмы для отворота и заворота труб, их

захвата и удержания на весу

— средства механизации спускоподъемных операций.

Грузоподъемное оборудование имеет в своем составе вышку или мачту, оснащенную талевой системой и лебедку. Талевая система включает неподвижный кронблок, установленный на верху вышки (мачты) и подвижный талевый блок, через шкивы которых пропущен талевый канат. Один конец талевого каната подвижный (ходовой) соединен с барабаном лебедки, другой конец неподвижный («мертвый») – крепится к основанию вышки (мачты) или к оси талевого блока.

Рис. 3.1 Схема талевых систем

а – на прямом канате, би в –с креплением свободного конца каната к основанию подъемной установки или якорю; г— с креплением свободного конца к талевому блоку; 1 – кронблок; 2 – талевый блок; 3 – талевый канат.

К талевому блоку присоединяется крюк, к которому подвешивается колонна труб или штанг. Грузоподъемный а г р е г а т для ремонта скважин это комплекс подъемных машин и вспомогательных технических средств, размещенных на транспортной базе и соединенных в единый механизм (установку), приспособленный для выполнения спускоподъемных операций. Привод лебедки от тягового двигателя транспортных средств.

Рис 3.4 а . Принципиальная схема подземного ремонта скважин

1 – ходовой конец талевого каната, 2 – барабан лебедки, 3 – направляющий ролик,

4 – колонна труб, 5 – элеватор, 6 – штропы, 7 – крюк, 8 – талевый блок, 9 – вышка,

10 – кронблок, 11 – мостки, 12 – рабочие ветви талевого каната.

Агрегаты для текущего ремонта комплектуются набором инструмента и средств механизации для спускоподъемных операций. Агрегаты и установки для капитального ремонта скважин комплектуются дополнительно механизмами вращения колонны труб и промывки скважины – ротором, насосным блоком, механизмами приготовления и очистки промывочных жидкостей, противовыбросовым оборудованием.

К инструментам для свинчивания и отворота труб и штанг, захвата и удержания их на весу относят трубные и штанговые элеваторы, спайдеры, ключи, штропы и ряд подобных приспособлений, конструкция которых весьма специфична (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к гл 3).

Элеватор – инструмент для захвата и удержания на весу труб (трубный) или штанг (штанговый) в процессе СПО. Элеватор надевается на трубу (штангу) под муфту, к крюку подвешивается посредством штропов. Спайдер – предназначен для удержания колонны захваченной за тело трубы при помощи клиновой подвески путем ее перемещения по наклонной поверхности корпуса. Клиновая подвеска подпружинена и включает обычно три клина, рабочие поверхности которых снабжены плашками.

Читайте также:  Входит ли ремонт отмостки

Элеватор – спайдер предназначен для захвата и удержания на весу безмуфтовых труб. Используют в качестве элеватора подвешенного к крюку, и в качестве спайдера, закрепленного на устье скважины.

Штропы служат для подвески элеваторов к крюку талевой системы. В стержневых элеваторах эта деталь постоянно соединена с его корпусом и не отделяется в процессе работы. Ключи различных конструкций и размеров используют для свинчивания и отвинчивания труб при спускоподъемных операциях.

Подразделяются на ключи для операций выполняемых вручную и с использованием механического привода.

Противовыбросовое оборудование устанавливается на устье с целью предотвращения проникновения в атмосферу газа или жидкости находящихся в скважине в полости НКТ и межтрубного пространства. Комплектуется герметизаторами и превенторами.

Превенторы в подземном ремонте предназначены для герметизации устья скважины при наличии и отсутствии в ней колонны труб. Для обвязки предназначены манифольды, составной частью которых являются запорные устройства (задвижки, краны), тройники, угольники, напорные трубы, манометры.

Оборудование для технологических операцийвключает оборудование наземное и спускаемое в скважину.

К наземному оборудованию относят оборудование, выполняющие технологические операции с дневной поверхности:

— агрегаты для транспортирования, приготовления и нагнетания в скважину технологических жидкостей, манифодьды и трубопроводы для их обвязки и соединения со скважиной,

— установки для производства пара и нагрева нефти и пластов,

— агрегаты и приборы для исследования и обследования скважин перед выполнением ремонта,

— прочее оборудование, устанавливаемое на устье скважины для выполнения технологических операций,

— специальное оборудование и механизмы, участвующие в технологическом процессе и дислоцированные вне территории скважины.

Агрегат для нагнетания технологических жидкостей представляет собой транспортную базу, на платформе которой смонтированы один, два и более насоса. Агрегат укомплектован всасывающими и нагнетательными линиями, системой управления и контроля. Транспортной базой служат автомобили и тракторы.

Для транспортирования жидкостей предназначены установленные на шасси автомобиля цистерны (автоцистерны), укомплектованные приспособлениями для подачи жидкости к передвижным насосным и смесительным установкам.

Для транспортирования растворов ингибированной соляной кислоты предназначены цистерны-кислотовозы, у которых цистерны изготовлены из нержавеющей (коррозионностойкой) стали, а насос и насосная обвязка в кислотостойком исполнении.

Блок манифольдов предназначен для обвязки нескольких насосных установок между собой и с устьевым оборудованием при нагнетании жидкости в скважину под высоким давлением. Все оборудование смонтировано на шасси автомобиля и включает высоконапорный и приемо-раздаточный коллекторы, комплект всасывающих и нагнетательных линий, подъемную стрелу.

Прогрев скважины паром, промывка горячей нефтью производится парогенераторными установками и агрегатами для депарафинизации, представляющие транспортную базу, на которой смонтированы генераторы пара и нагнетательные насосы.

К оборудованию, спускаемому в скважину, относят:

— устройства для разобщения и герметизации отдельных интервалов скважины и удержания инструментов от перемещения.

— инструменты, применяемые для ликвидации аварий,

— инструменты для разрушения и изменения формы колонны или скважины,

-забойные двигатели для вращения скважинных инструментов,

— механизмы и приспособления для разрушения и очистки скважины от образовавшихся пробок и отложений на обсадных и подъемных трубах,

— трубы технологических колонн, используемых для ремонтных операций,

Якорь скважинныйприменяется для закрепления в стволе скважины различного оборудования – насосов, фильтров, приборов, пакеров и т.п.

Наиболее широко применяется гидравлический якорь с плашечными закрепляющими элементами. Их преимущество заключается в автоматическом закреплении при создании давления в трубах и откреплении при его снятии. Состоит из корпуса, в радиальных отверстиях которого утоплены плашки с зубчатой поверхностью, удерживаемые пластинчатыми пружинами. Созданием давления в корпусе плашки выдвигаются до контакта с обсадной колонной и воспринимают усилия в любом направлении. При снятии давления пружины возвращают плашки в исходное положение.

Для герметизации и разобщения заданного интервала ствола скважины по вертикали при различных ремонтных операциях предназначены пакеры и разобщающие пробки. Основной частью любого пакера является уплотнительный узел (уплотнитель). Материалом уплотнителя обычно служит резина с большим сопротивлением разрыву Пакер доставляют в заданный интервал ствола скважины в транспортном положении, когда уплотнитель не деформирован. Перекрытие ствола происходит за счет расширения уплотнителя в результате его деформации и заполнения межтрубного пространства.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ ПОДЗЕМНОМ РЕМОНТЕ СКВАЖИН

Характерной особенностью подземного ремонта является то, что при различных его назначениях могут выполняться одни и те же операции. Например, при изменении глубины подвески ШСН и при гидроразрыве выполняют спуско-подъемные операции и т. п. Независимо от целей подземного ремонта одинаковые по своему содержанию операции, входящие в него, требуют использования одних и тех же специализированных машин и инструментов.

При подземном ремонте выполняются следующие операции:

транспортные — доставка к скважине необходимого оборудова­ния и инструмента;

подготовительные — установка оборудования на площадке скважины и подготовка его к работе;

спуско-подъемные — извлечение или спуск в скважину оборудования;

собственно операции ремонта;

заключительные — свертывание комплекса оборудования и под готовка его к транспортировке.

Подразделение операций при подземном ремонте достаточно условно. В ряде случаев операции, собственно подземного ремонта занимают очень мало времени по сравнению со всеми осталь­ными, например смена цилиндра трубного скважинного насоса. Иногда спуско-подъемные операции являются целью ремонта

например при изменении глубины спуска колонны подъемных труб.

Подземный ремонт скважин включает в себя текущий и капи­тальный ремонты, а текущий, в свою очередь, подразделяется на предупредительный, вынужденный и технологические работы.

Предупредительный ремонт в зависимости от спосо­ба эксплуатации скважины включает следующие операции.

При фонтанной или компрессорной эксплуатации;

спуск или подъем колонн труб;

замену отдельных изношенных или имеющих дефекты труб;

установку или замену пакеров, якорей, газлифтных клапанов, клапанов-отсекателей;

очистку внутренней полости труб от песка, парафина, солей или продуктов коррозии (с подъемом и без подъема труб на поверх­ность)

При эксплуатации ШСН или ЭЦН:

спуск или подъем насоса, проверку его состояния, замену но­вым:

проверку и замену клапанных узлов;

проверку, очистку или замену защитных приспособлений насо­са;

спуск, подъем или замену подземного оборудонании скважин, оборудованных ЭЦН

установку или замену клапанов-отсекателей.

Читайте также:  Ремонт генераторов дзержинске нижегородской области

Вынужденный ремонт проводят для устранения внезапно появившихся отказов или дефектов в работе оборудования:

ликвидация обрывов или отвинчивания колонны насосных штанг;

расхаживание заклиненного плунжера;

расхаживание прихваченных труб.

При текущих ремонтах целесообразно совмещать несколько операций, например, при замене ШСН целесообразно очистить поднятые трубы от песка или парафина, осмотреть и отбраковать дефектные штанги и трубы и т. п.

К технологическим работам относятся:

изменение глубины подвески рядов труб или их диаметров при фонтанной или газлифтной эксплуатации;

изменение глубины подвески насоса;

замена насоса на другой.

Необходимо отметить, что такое деление операций на перечис­ленные группы достаточно условно, но оно приводится здесь для облегчения понимания назначения и целей всего многообразия работ, проводимых со скважиной и оборудованием, спущенным в нее.

Например, образование пробок или отложений парафина может вызвать. вынужденный ремонт, если наблюдение за работой сква­жины пелось плохо и появление пробки привело к прекращению

подачи, или предупредительный — при постоянном наблюдении за работой скважин.

Капитальный ремонт скважин включает в себя опера­ции, связанные с ремонтом собственно скважины и воздействием на призабойную зону и пласт. Кроме того, обычно к ним относят сложные вынужденные операции текущего ремонта, например извлечение оборванных штанг и труб.

Помимо обследования скважин и уточнения номенклатуры предстоящих к выполнению операций капитальный ремонт вклю­чает:

ремонтно-исправительные работы (герметизация устья, исправ­ление и замена поврежденной части колонны, перекрытие дефек­тов в колонне, установка и разбуривание цементных пробок),

крепление пород призабойной зоны,

переход на другой продуктивный горизонт,

зарезку и бурение второго ствола,

К капитальному ремонту могут быть также отнесены и рабо­ты, связанные с воздействием на призабойную зону и пласты:

гидравлический разрыв пласта;

тепловое воздействие на призабойную зону.

Схема, иллюстрирующая перечисленные виды ремонтов и вхо­дящие в них операции, приведена на рис. IV. 1.

Рассмотрение технологии подземных ремонтов показывает, что спуск-подъем штанг или труб присутствует практически во всех случаях. Исследования показывают, что на эти процессы уходит 70—90.% всего времени, затрачиваемого на подземный ремонт.

Работа по сокращению времени и трудоемкости спуско-подъ-емных операций ведется в двух направлениях:

создание машин и механизмов для ускорения и облегчения тру­да бригад подземного ремонта в сочетании с совершенствованием технологии выполнения операций;

разработка оборудования, исключающего вообще или значи­тельно сокращающего отдельные операции спуска-подъема.

В качестве примера первого направления можно привести соз­дание автомата АПР-2 (автомат Молчанова) с комплексом инст­рументов, в качестве второго — эксплуатацию скважин с помощью вставных насосов (исключающих необходимость подъема труб при смене насоса) или использование гибких штанг, при подъеме и спуске которых исключается разборка колонны и т. п.

Что касается остальных операций, выполняемых при подземном ремонте, то анализ показывает, что они механизированы в значи­тельно большей степени и длительность их проведения обуслов­лена не физическими возможностями людей, выполняющих эти операции, а технологией проведения операций и техническими ха­рактеристиками оборудования.

ПОДГОТОВКА СКВАЖИН К РЕМОНТУ

Скважину (эксплуатационную или нагнетательную) считают подготовленной для подземного ремонта, если создана возмож­ность проведения всех необходимых операций при условии соблю­дения безопасности рабочего персонала, исключения загрязнения окружающей среды и потерь нефти.

Подготовка скважины состоит из двух основных частей: собст­венно подготовки скважины к проведению планируемых работ и: подготовки используемого при этом оборудования.

К первой группе относятся работы, связанные с глушением скважины и предупреждением ее фонтанирования или каких-либо» проявлений в процессе проведения работ. Ко второй — установка или ремонт мостков, проверка якорей, установка передвижного агрегата подземного ремонта либо приведение в порядок стацио­нарной вышки (ремонт полов и мостков, проверка состояния кронблока и мачты, смазка шкивов, оснастка талевой системы, уста­новка оттяжного ролика), подвешиваение ролика к поясу вышки при работе на скважинах, оборудованных ЭЦН, расстановка обо­рудования на площадке.

Помимо этого, к подготовительным работам относят: доставку к скважине труб, насосных штанг, каната, талевого блока, подъ­емного крюка, укладку труб и штанг в стеллажи, райберовку труб, крепление муфт на трубах, работы, связанные с исследованием состояния скважины (определение уровня жидкости, места распо­ложения пробки, глубины забоя и т. п.). Необходимость подготов­ки скважин, эксплуатирующихся механизированными способами, обусловлена возможностью ее проявления при подземном ремонте,. причем вероятность самоизлива скважины тем выше, чем большая депрессия создавалась на забое в процессе ее эксплуатации. Это объясняется следующим образом. Большинство месторождений раз­рабатывают с поддержанием пластового давления. При высокой обводненности и работе скважин в режиме форсированных отбо­ров перепады между пластовым и забойным давлением весьма ве­лики. Если после остановки такой скважины не заглушить ее, то« через сравнительно небольшой промежуток времени давление вос­становится и статический уровень жидкости поднимется настоль­ко, что начнется самоизлив скважины.

Для фонтанирующих скважин глушение обязательно, пос­кольку в противном случае начнется ее открытое фонтаниро­вание.

Для эксплуатационных скважин подготовка их к ремонту мо­жет быть выполнена несколькими способами.

1. Наиболее рационально перекрытие клапана-отсекателя, установленного выше перфорационных отверстий эксплуатационной колонны. Для этого необходима предварительная установка клапана-отсекателя, позволяющего проводить ремонт без глушении скважины.

2. Промывка скважины в сочетании с глушением.

3. Оснащение устья скважины оборудованием, позволяющим проводить работы под давлением.

Глушение скважины заключается в замене жидкости в скважи­не, состоящей из нефти, газа и воды, на задавочную жидкость с плотностью, обеспечивающей создание необходимого противодав­ления на пласт.

Для удаления из скважины пластовой жидкости с малым удель­ным весом применяют прямую и обратную циркуляцию жидкости. При прямой технологическую жидкость закачивают по колонне на-сосно-компрессорных труб, а вытесняемая пластовая жидкость дви­жется по кольцевому каналу между НКТ и эксплуатационной ко­лонной. При обратной циркуляции технологическую жидкость за­качивают в кольцевое пространство, а вытесняемая пластовая жид­кость движется по НКТ.

Промывка с прямой и обратной циркуляцией обеспечивает га­рантированное замещение столба пластовой жидкости лишь до глубины спуска насоса или НКТ. Для замещения всего объема жидкости поступают следующим образом: при обратной промывке после появления технологической жидкости на устье скважины, что определяется по периодическим отборам проб из контрольно­го вентиля, центральную задвижку закрывают, а закачку техноло­гической жидкости не прекращают.

При условии повышения давления закачиваемой технологиче­ской жидкости по сравнению с пластовым столб жидкости, распо­лагающийся ниже колонны промывочных труб или НКТ, будет за­давлен обратно в пласт.

Читайте также:  Ремонт меркурий 231 ат 01i трехфазный многотарифный

Гарантировать полное замещение всего столба пластовой жид­кости на технологическую при промывке нельзя, поэтому плот­ность пластовой жидкости выбирают такой, чтобы противодавле­ние на пласт превышало пластовое давление на 5—10 %. Соотно­шение противодавления и пластового давления называют коэффи­циентом запаса.

В качестве технологической жидкости при подземном ремонте обычно используют:

сточную воду, получаемую в процессе промысловой подготов­ки продукции нефтяных скважин, плотностью 1080-—1120 кг/м 3 ,

высокоминерализованную пластовую воду плотностью 1180— 1230 кг/м 3 ,

специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450 кг/м 3 .

После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монти­руют оборудование для выполнения подземного ремонта.

В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конст­рукции оборудования, спущенного в скважину, целей подземного ремонта состав и размещение оборудования могут быть различны­ми. Общим для большинства работ (рис. 1У.2) является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-комп-рессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), яко­рей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для

121

подъемника. При ремонте сква-жины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования не­сколько иное (рис. IV.3).

Порядок выполнения подгото­вительных работ следующий.

1. Установка передвижных
мостков у устья скважины в тех
случаях, когда отсутствуют ста-
ционарные.

2. Проверка якорей для креп­ления оттяжек.

3. Устройство площадки для
опоры домкрата вышки и агре­гата.

4. Установка агрегата у устья
скважины.

5. Установка вышки в верти­кальное положение, выдвижение
ее секции вверх.

6. Центровка мачты и натя­жение оттяжек.

7. Установка настила рабо­чей площадки.

Рассмотрим более подробно выполняемые операции при мон­таже агрегата Азинмаш-37А, В них участвуют оператор, помощ­ник оператора, машинист подъ­емного агрегата и тракторист ходового трактора.

По сигналу оператора тракто­рист подгоняет ходовой трактор
к передвижным мосткам, .опера-
гор зацепляет их к фаркопфу и
наблюдает за точной установкой
мостков у устья. Вместе с помощником он отцепляет мостки после их установки.

Оператор вместе с трактористом проверяет качество крепления якорей. Для этого тракторист последовательно подводит трактор к каждой петле, оператор цепляет петлю якоря за фаркопф и да­ет сигнал на натяжку якоря. После проверки на усилие 45 кН трактор переезжает к следующему якорю.

В это время помощник наблюдает за подгонкой агрегата к ус­тью скважины со стороны, противоположной мосткам. Не доез­жая 10 м до устья, агрегат останавливается, оператор с помощ­ником разматывают оттяжки и растаскивают их в стороны. Затем они подготавливают площадку под брусья и подъемный агрегат, укладывают брусья под домкраты агрегата.

Рис. IV.З. Схема размещения оборудования у устья ремонтируемой скважины с ЭЦН:

1 — якорь; 2 — страховочные оттяжки; 3 — приемные мостки; 4,5 — стеллажи для труб; б—рабочая площадка; 7— скважина; 8 — выкидная линия; 9 — площадка для подъемни­ка; 10 — силовые оттяжки; 11 — кабеленаматыватель; 12 — культбудка, 13 — осветитель­ная установка; 14 — станция управления ЭЦН и автотрансформатор

Машинист, руководствуясь сигналами оператора, стоящего на мостках, подгоняет агрегат к устью скважины таким образом, что­бы продольная ось агрегата совпадала с осью устья скважины. Одновременно с этим помощник следит за движением агрегата и, когда расстояние между плоскостью ног задней опоры мачты и устьем скважины составляет 1,5 м, дает сигнал на прекращение движения.

Машинист затормаживает агрегат, ставит его на ручной тормоз, присоединяет заземление к кондуктору и вынимает выносной пульт управления.

Оператор с помощником устанавливают ноги задней опоры мачты в нижнее положение. Для этого вытаскивают пальцы, фик­сирующие их в верхнем положении, и после опускания ног их ус­танавливают в отверстие, соответствующее нижнему положению.

После этого вращением винтовых домкратов прижимают опорные плиты ног к фундаменту, устанавливают боковые откидные опо­ры, после чего разносят стяжные винты к якорям и цепляют их за петли.

После проверки исправности узлов подъема и работы упоров верхней секции вышки машинист заполняет маслом полость гид­равлических домкратов для подъема мачты. По сигналу оператора, находящегося в 15—20 м от агрегата, машинист, работая за вы­носным пультом управления, начинает подъем до тех пор, пока мачта не сядет в гнезда задней опоры.

Оператор с помощником прикрепляют нижнюю секцию мачты к задней опоре и открепляют верхнюю секцию от нижней. Маши­нист по сигналу оператора начинает выдвижение секции вышки до появления светового сигнала на пульте, после чего опускает ее вниз, сажая на упоры.

При подъеме оператор с помощником наблюдают за подъемом секции и оттяжкой канатов. После выдвижения секции вышки они растаскивают оттяжки и зацепляют их за стяжные винты, ранее прикрепленные к петлям якорей.

Центрируют мачту вращением винтовых домкратов таким об­разом, чтобы ось вращения спущенного крюка совпадала с осью скважины. После центровки оператор с помощником натягивают оттяжки мачты винтами. Затем устанавливают и настилают рабо­чую площадку.

После размещения и монтажа оборудования бригада присту­пает к монтажу приспособлений для спуско-подъемочных опера­ций: устанавливают инструментальный столик, монтируют, если они используются при ремонте, штанговый или трубные механи­ческие ключи и т. п.

Указывать общий для подземных ремонтов всех видов перечень работ не представляется целесообразным, поскольку он опреде­ляется не только целью ремонта, применяемыми инструментами и механизмами, но и традициями выполнения этих операций, су­ществующими в НГДУ или объединениях.

Перед ремонтом скважины, эксплуатируемой Э11Н, рядом с ней в поле зрения тракториста устанавливают кабеленаматыва-тель и пульт управления им. Ось барабана должна быть перпен­дикулярна к линии, соединяющей его середину с осью скважины. Кабель должен сбегать с верхней части барабана и через подвес­ной ролик направляться к устью скважины.

У устья скважины располагают инструмент для спуско-подъ-емных работ, вспомогательное оборудование.

Проведению спуско-подъемных операций, расхаживанию труб и всех операций, связанных с применением или извлечением внут-рискважинного оборудования, предшествует разборка устьевой ар­матуры.

Фонтанную арматуру разбирают следующим образом: вначале отсоединяют боковые фланцы, снимают буферный и вместо него устанавливают подъемный патрубок. После отвинчивания болтов,

крепящих тройник к центровой задвижке, элеватор подводят под муфту подъемного патрубка и осторожно поднимают арматуру вверх.

Источник

Оцените статью