Проверка качества ямочного ремонта

Ямочный ремонт асфальтового покрытия

Требования к состоянию покрытия автомобильных дорог четко прописаны в соответствующих нормативных документах (ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01 и другие). Однако в них не учитывается стремительный рост количества транспортных средств и соответствующее увеличение нагрузки на дорожное покрытие. Вместе с прогрессом технологии растет и количество материалов и технологий для ремонта дорог.

В частности, ямочный ремонт асфальтового покрытия оправдан, если степень повреждений допускает его проведение. В противном случае следует проводить капитальный ремонт дороги. Только четкое соблюдение технологических условий и требований к подобному ремонту обеспечивает прочные «латки». Рассмотрим технологию ближе.

Виды ямочного ремонта

Тип ремонта, необходимый в конкретном случае, зависит от характера и степени повреждения дорожного покрытия, эксплуатационной нагрузки на покрытие (измеряется в количестве автомобилей в сутки). Также процедура делится на различные виды в зависимости от используемых материалов и технологий:

  • Укладка горячей асфальтобетонной смеси.
  • Горячий способ асфальтирования.
  • Литье текучей смесью.
  • Струйно-инъекционный (инжекторный) метод.
  • Ремонт при помощи инфракрасных нагревательных установок.

Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками и применяется в зависимости от ряда факторов, касающихся характеристик поврежденного покрытия, климатических условий региона и даже бюджета, выделенного на проведение работ. Оперативность проведения работ – не последний показатель, который влияет на выбор технологии. К примеру, ямочный ремонт литым асфальтом зимой проводить недопустимо из-за высокой влажности.

Предпочтительная технология и материал должны соответствовать ряду критериев:

  • Соответствие свойств поверхностей готовой заплаты и основного покрытия.
  • Соответствие прочности асфальтобетонной смеси эксплуатационным нагрузкам на ремонтируемом участке.
  • Наличие и доступность материалов и технических средств для выполнения ремонта.
  • Требования материала к погодным условиям во время ремонта.
  • Оперативности возобновления дорожного движение по завершении работы и общая скорость из выполнения.
  • Экономические особенности того или иного метода выполнения работ.

Компания «новые Технологии Асфальта – NovTecAs» занимается ямочным ремонтом трасс и дорог, укладкой асфальта и смежной деятельностью в Москве.

Особенности технологии

Технологии методов, упомянутых выше, отличаются в некоторых деталях, но есть ряд общих требований, которые регулируют выполнение ремонта любого типа. Прежде всего, он должен производиться при соответствующих погодных условиях: температура воздуха не менее 5ºС и при отсутствии осадков.

Исключение составляют горячие асфальтобетонные смеси, с которыми допустимо работать при 0ºС, но только при наличии специальных присадок и при толщине укладываемого слоя более 4 сантиметров.

Перед тем, как заливать или укладывать смесь, необходимо подготовить поврежденный участок покрытия. Подготовительные работы включают в себя:

  • Разметку ремонтируемых участков;
  • Вырубку выбоин на всю глубину покрытия с захватом не менее 3 см целого асфальта вокруг ямы (некоторые технологии подразумевают повторное использование вырубленного материала);
  • Механическую очистку вырубленного углубления от подвижных частиц (при помощи пневматических, гидравлических и механических устройств для удаления мусора);
  • Пропитку стенок и дна углубления специальным подготовительным составом или битумом (в зависимости от требований конкретной технологии).

Конечно, необходимый объем и типы подготовки полностью зависят от выбранного метода. К примеру, инфракрасный ремонт выполняется путем нагрева покрытия, не требует вырубки выбоины.

Подготовленное соответствующим образом покрытие заполняется асфальтобетонной смесью согласно выбранной технологии. Смесь засыпается, заливается или распыляется в углубление, а затем разравнивается и уплотняется.

Технология ямочного ремонта дорог, включающая в себя рециклинг, подразумевает введение измельченного старого покрытия в свежую смесь для сокращения затрат материала. В случае использования струйно-инъекционного метода, все подготовительные и основные процессы выполняются при помощи одной установки, но метод имеет свои ограничения.

После завершения ремонта заплата должна приобрести эксплуатационные свойства в течение времени, соответствующего характеристикам используемого материала.

Асфальтирование горячими смесями

Горячие асфальтобетонные смеси могут быть сыпучими или текучими. Укладка разогретого материала обеспечивает его повышенную адгезию к основанию.

Асфальт для литья имеет тестообразную консистенцию и заполняет неровности основания под действием гравитации. Кроме того, литой асфальт не требует механического уплотнения, поскольку приобретает необходимую плотность в процессе остывания. С другой стороны такой асфальт размягчается в жаркое время года, что приводит к образованию колеи.

Сыпучие горячие смести битума с заполнителем определенной фракции и типа (песок, щебень) обладают своими достоинствами. Прежде всего, не дорогой транспортировкой. Вместе с тем технология укладки сыпучих горячих смесей подразумевает использование вибротрамбующих ручных агрегатов или массивных катков, что усложняет технологический процесс и увеличивает расход времени на выполнение работ.

Читайте также:  Амкодор ремонт стрелы где втулка

Асфальтирование холодными смесями

Складируемые холодные асфальтные смеси отличаются температурой укладки и, в значительной степени, составом. Модифицированный битум и специальные присадки расширяют диапазон климатических условий, позволяя асфальтировать при температуре до -10ºС. Более того, фасованная органоминеральная смесь:

  • Не требует специальной техники (кроме газовой горелки для разогрева поверхности);
  • Может укладываться в выбоины без х предварительной разделки;
  • Отсутствие специальных требований к транспортировке;
  • Не требует особой квалификации рабочей силы.

С другой стороны уложенная и утрамбованная органоминеральная смесь отличается низким сопротивлением сдвигу, что не позволяет укладывать её в местах торможения транспорта. Совокупность цены и качеств материала характеризирует его как средство для оперативного устранения выбоин, когда наступает зима, то есть вне традиционного сезона дорожных работ и средства предотвращения увеличения повреждений в зимний период.

Инжекторный или струйно-инъекционный метод – частный случай работы с холодным асфальтобетонными смесями. Соответствующие установки (к примеру, УЯР-1 или зарубежные аналоги) позволяют оперативно выполнять ремонт небольших и средних повреждений дорожного покрытия даже без разделки. Единственный агрегат выполняет все подготовительные и основные этапы ремонта, а дополнительное уплотнение не требуется ввиду нанесения смеси под давлением.

Существует несколько типов холодных асфальтобетонных смесей:

  1. С эмульсией для немедленного применения. Смеси такого типа, как правило, применяются при ремонте инжекторным методом. Порция подготовленной смеси помещается в танк агрегата перед началом смены.
  2. Эмульсионные смеси с минеральными добавками.
  3. Фасованная складируемая органоминеральная смесь. В упакованном виде такая смесь может храниться до 8 месяцев и сохранять свои свойства после нарушения упаковки до двух месяцев.

Существуют и другие, узкоспециализированные виды смесей, но применяются они гораздо реже, чем перечисленные выше.

Контроль качества

После выполнения ямочного ремонта дорожного покрытия производится визуальный и инструментальный контроль качества (ГОСТ 310515, СНиП 3.06.03 и другие) заплаты по следующим параметрам:

  • Прочности;
  • Толщины покрытия;
  • Наличие дефектов (просадки и прочие)
  • Плоскости;
  • Шероховатости покрытия.

Результаты проведения контроля сверяются с нормативной документацией, и на основе сравнения определяется качество выполнения работ.

Источник

Экспертиза ямочного ремонта

Объект исследования: Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог городского поселения согласно Муниципальному контракту

Адрес объекта: Московская область,

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ: проведению строительно-технической экспертизы по итогам проведения работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог городского поселения согласно Муниципальному контракту

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ОБЪЕКТЕ:

  • Цифровая камера Samsung WB100.
  • Линейка металлическая 300 мм. (Свидетельство о поверке №СП 0025869, действительно до 10.03.2015).
  • Измеритель прочности бетона ИПС-МГ4.03(Свидетельство о поверке № СП13187, действительно до 05.11.2015).
  • Лазерный дальномер DISTO D2 (Свидетельство о поверке № СП 0815550, действительно до 06.03.2016).
  • Измеритель защитного слоя бетона ИПА-МГ4.01(Свидетельство о поверке № СП 14769, действительно до 16.12.2015).
  • Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1 (Сертификат о калибровке № 0543891 до 16.05.2015г.)
  • Набор ВИК. (Сертификат о калибровке № 1908, действителен до 27 октября 2017г.)
  • Георадар «Лоза».
  • Дорожное колесо GN593000.

Объект исследования представляет собой устройство асфальтобетонного покрытия и ямочный ремонт автодорог.

Экспертами были произведены измерения прочности асфальтобетонного покрытия, визуальное и инструментальное обследование участков автодороги, подлежащих ремонту с фиксацией выявленных дефектов на фотокамеру.

Согласно СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.1-2012 «Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Производство работ по устройству асфальтобетонных покрытий. Общие требования»:

«6.1.1 Контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог осуществляют в полном соответствии с требованиями утвержденного проекта и СНиП 3.06.03 «Автомобильные дороги».

Примечание — При выполнении контрольных работ разрешается применять поверенные и откалиброванные, в установленном порядке, автоматизированные системы измерения, приборы и оборудование, позволяющие получить объективную количественную оценку измеряемых параметров качества асфальтобетонных покрытий».

Согласно: ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия»:

«П. 3 Определения.

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) — рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Стабилизирующая добавка — вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

п. 4 Основные параметры и виды

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее — смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее — асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

Читайте также:  Audi 80 b4 ремонт рабочего цилиндра сцепления

5 Технические требования

5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.

5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.

При визуальном обследовании установлено, что размер зерен чернового и рабочего слоя асфальтобетонной смеси составляет от 5 до 20 мм.

Согласно ТР 164-07 Технические рекомендации по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона:

« 1. Область и условия применения.

1.1 Настоящие рекомендации распространяются на строительство и ремонт дорожных покрытий сприменением литых асфальтобетонных смей, отвечающих требованиям ТУ 400-24-158-89* (с изм. N 1 от 1995 г.) «Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон. Технические условия.» [1] и ТУ 5718-001-53737504-03 «Смеси сероасфальтобетонные литые и литой сероасфальтобетон. Технические условия» [2].

1.2 Литые асфальтобетонные смеси в зависимости от назначения подразделяют на пять типов:

I тип — для устройства покрытий проезжей части мостов, эстакад, путепроводов, паркингов, и т.п. [3];

II тип — для устройства покрытий проезжей части магистральных улиц общегородского значения с непрерывным и регулируемым движением [3], дорог I, II и III технических категорий, аэродромов, мостов, эстакад, путепроводов и т.п.;

III тип — для устройства несущего слоя основания магистральных улиц общегородского значения, дорог I, II и III технических категорий, а также аэродромов;

IV тип — для устройства и ремонта покрытий тротуаров, полов, стяжек и кровли;

V тип — для ямочного ремонта покрытий проезжей части городских и автомобильных дорог, устройствагидроизоляционных покрытий и покрытий в трамвайных путях [3].

1.3 Литые сероасфальтобетонные смеси в зависимости от назначения подразделяются на два типа:

I тип — для строительства, капитального и текущего ремонта проезжей части улиц и дорог, мостового полотна мостов и путепроводов [2];

II тип — для строительства, капитального и текущего ремонта тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек [2].

1.4 Литые асфальтобетонные смеси указанных типов отличаются качеством исходных компонентов, рецептурой, рабочей температурой и консистенцией.

1.5 В зависимости от типа для их приготовления, перевозки и укладки используют обычное или специальное оборудование.

1.6 Литые асфальтобетонные смеси I, II, III и IV типов укладывают в сухую погоду весной при температуре не ниже +5 °С, а летом и осенью при температуре не ниже +10 °С

1.7 Подготовленная поверхность должна быть не мерзлой, сухой и чистой, без ям, выбоин и трещин и соответствовать нормам по ровности для определенного конструктивного слоя и категории дороги.

Всю поверхность, включая места сопряжений нового и старого покрытий, необходимо равномерно обработать горячим битумом или битумной эмульсией с расходом 0,3-0,5 л/м2.

1.8 Литую смесь V типа укладывают круглогодично при ямочном ремонте, а при устройстве покрытия — только в теплую и сухую погоду.

В зимнее время работы выполняют при температуре воздуха до -10 °С, а при более низкой температуре — при аварийно-восстановительных работах, при подготовке к массовым мероприятиям, для обеспечения временного проезда».

Согласно ТР 103-07 « Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона»:

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное.

Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

— вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

— вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой — из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

— вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание».

Читайте также:  Нестандартные оборудования при ремонте вагонов

Экспертами установлено, что асфальтобетонное покрытие ямочного ремонта, на обследуемых экспертами участках, уложено на предварительно фрезерованное основание предыдущего асфальтобетонного покрытия.

При измерении средний показатель коэффициента уплотнения соответствует коэффициенту уплотнения ремонтируемых автомобильных дорог.

Данные обследования автомобильных дорог при помощи георадара «Лоза»:

При обработке и расшифровке данных георадара «Лоза» экспертами установлено, что толщина асфальтового слоя на участках ямочного ремонта автомобильных дорог составляет от 5 до 10см. (местами до 20-ти см.)

В результате экспертно-диагностического обследования экспертиза пришла к следующим выводам:

  • Средние показатели коэффициента уплотнения равны коэффициенту уплотнения окружающего асфальтового покрытия что соответствует понятию капитальный ремонт, согласно

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2015 года):

«п. 14.3. капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);».

  • При измерении экспертами зафиксирована толщина укладываемого слоя асфальтобетона, которая составляет от 50 до 60мм., что соответствует предъявляемым требованиям и условиям муниципального контракта.

Согласно ТР 103-07 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона:

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

В зависимости от количества дефектов и степени повреждения, техническое состояние строительных конструкций оценивается по следующим категориям (см. Гл. 3 «Термины и определения» СП 13-102-2003):

Исправное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.

Работоспособное состояние — категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.

Ограниченно работоспособное состояние — категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

Недопустимое состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций).

Аварийное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

На основании данных, полученных в результате диагностического обследования, техническое состояние ямочного ремонта асфальтового покрытия, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как работоспособное состояние.

В результате обследования экспертиза пришла к следующим выводам:

Общая разница между фактическим объемом выполненных работ по ямочному ремонту автомобильных дорог, зафиксированным экспертами в ходе проведения экспертно-диагностического обследования и техническим заданием (Приложение к Контракту ) составляет _____ м2., что больше условий определенных техническим заданием.

Толщина асфальтового слоя на участках ямочного ремонта в ходе обследования георадаром «Лоза» составила от 5 до 10 см.

Часть дорожного асфальтобетонного ямочного ремонта была закатана новым слоем асфальта по улицам: ул, _____, ул. _____, ул. __________, соответственно объем фактически-выполненных работ был бы больше, чем ____ м2, но учету экспертизой подлежали только те участки автодорог, где экспертами визуально установлено выполнение ямочного ремонта.

На основании данных, полученных в результате диагностического обследования, техническое состояние ямочного ремонта асфальтового покрытия, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как работоспособное состояние.

Сметные нормы, расценки, накладные расходы, указанные в Акте о приемке выполненных работ КС-2 и согласованные с Заказчиком, в целом, соответствуют объему выполненных работ по ямочному ремонту дорожного покрытия.

Источник

Оцените статью