- Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
- С изменениями и дополнениями от:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Кто имеет право проверять тахограф?
- Штрафы за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографа
- Что дает контроль тахографа?
- Кто имеет право проверять тахографы?
- Кто, где, когда может останавливать машины для контроля самописца
- Когда инспекторы ГИБДД могут осуществить осмотр контрольного устройства?
- Что проверяют в тахографе в первую очередь?
- Осмотр тахографов с блоком СКЗИ
- Проверка устройств ЕСТР
- Когда проводится проверка тахографа, частота обязательных осмотров
- Какие нарушения могут быть обнаружены?
- Санкции за нарушения по эксплуатации электронных приборов учета
Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
Правила
обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)
С изменениями и дополнениями от:
17 декабря 2013 г., 30 января 2018 г., 15 октября 2019 г.
ГАРАНТ:
См. правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденные приказом Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 пункт 1 изложен в новой редакции
1. Настоящие правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:
1) ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа;
2) техническое обслуживание тахографа;
3) ремонт тахографа и/или внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие с Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу), включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);
4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 пункт 2 изложен в новой редакции
2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа включает:
1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций — изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации — изготовителя тахографа;
3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 пункт 3 изложен в новой редакции
3. Техническое обслуживание тахографа включает:
1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
2) настройку тахографа.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа проводится при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство в снаряженном состоянии с водителем;
2) давление в шинах соответствует инструкциям организации-изготовителя транспортного средства;
3) износ шин соответствует требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»*;
4) транспортное средство приводится в движение собственным двигателем и двигается прямолинейно по ровной поверхности на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации — изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
5. Настройка тахографа включает:
1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного (VIN) и государственного регистрационного (VRN) номеров транспортного средства.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
6. Настройка тахографа проводится один раз в три года либо после:
1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
3) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
4) замены блока СКЗИ тахографа;
5) нарушения пломбировки тахографа.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
7. Настройка тахографа завершается его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы устанавливаются на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов ГНСС, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 пункт 8 изложен в новой редакции
8. Ремонт и/или модернизация тахографа осуществляются согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации — изготовителя тахографа.
После ремонта и/или модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 2 марта 2018 г. — Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35
9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации осуществляются согласно технической документации организаций — изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.
При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа;
3) направить информацию об уничтожении ключевой информации в ФБУ «Росавтотранс»;
Информация об изменениях:
Подпункт 4 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339
4) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
10. При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»**, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»*** и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. После вывода тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или окончанием срока эксплуатации:
Информация об изменениях:
Подпункт 1 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339
1) мастерские должны выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339
2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382);
3) направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.
Информация об изменениях:
Пункт 12 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339
12. Владелец транспортного средства по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа:
1) осуществляет его утилизацию;
2) обеспечивает направление информации в ФБУ «Росавтотранс» для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7397; 2012, N 49, ст. 6881.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038, N 30 (ч. 1), ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328.
*** Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 (1 ч.), ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407, N 31, ст. 4173, N 31, ст. 4196, N 49, ст. 6409, N 52 (ч. 1), ст. 6974; 2011, N 23, ст. 3263, N 31, ст. 4701.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Кто имеет право проверять тахограф?
Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.
Штрафы за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографа
Различают 2 вида нарушений в этой сфере:
- Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции. Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию). Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.
Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).
Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.
Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.
Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.
Что дает контроль тахографа?
Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:
- Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
- Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
- Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
- Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
- Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.
Такие проверки позволяют снизить аварийность на дорогах с помощью контроля переработок рабочего времени и мониторинга соблюдения допустимой скорости движения.
Кто имеет право проверять тахографы?
Наличие самописца, а также соответствие прибора утвержденным нормам вправе контролировать сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД (пункт 102 Технического регламента о безопасности колёсных ТС, утвержденный постановлением Правительства России №720 от 10.09.2009 г.).
Проверку тахографа также рекомендуется выполнять уполномоченным сотрудникам предприятия и самим водителям, чтобы заблаговременно обнаружить неполадки, устранить их и избежать возможных штрафов.
Кто, где, когда может останавливать машины для контроля самописца
Мониторинг состояния цифрового контрольного прибора имеют право осуществлять работники ГИБДД и Ространснадзора на трассе, дорогах и спец. предприятиях.
Прежде чем приступить к ревизии сотрудник инспекции должен показать карту контролёра. Если такой документ отсутствует, право на осмотр прибора ему не предоставляется.
После того, как инспектор предъявит соответствующее удостоверение, водитель обязан предоставить доступ к тахографу. Если лицо, управляющее транспортным средством, откажется это сделать, ему грозит взыскание в виде штрафа за административное нарушение.
Когда инспекторы ГИБДД могут осуществить осмотр контрольного устройства?
В законе нет никаких пометок о частоте проверок тахографов, а это означает, что:
- осмотр ТС может осуществляться как в пункте дорожно-патрульной службы, так и на дороге/трассе;
- проверки могут производиться как при плановом, так во время внепланового рейда;
- уполномоченное лицо имеет право провести как поверхностную проверку наличия аппарата, так и полную процедуру осмотра (в данном случае инспектор обязательно должен предъявить карту контролёра).
Более того, проверять соблюдение лицами, управляющими ТС, правила режима труда и отдыха вправе работники и работники Трудовой инспекции. Однако такие проверки осуществляются только на специализированных предприятиях, следовательно, непосредственно водителю не придется с ними контактировать.
Что проверяют в тахографе в первую очередь?
Сотрудник Госавтоинспекции в первую очередь попросит показать документы на авто, чтобы выяснить, нужен ли именно для этой машины самописец.
Если автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован тахографом, то инспектор выясняет:
- установлен ли прибор;
- соответствует ли он по типу (ЕСТР и СКЗИ);
- есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом (выполняется сверка соответствия данных в паспорте и на карточке);
- состояние бортового самописца (все ли пломбы на месте, нет ли признаков вмешательства в работу и пр.);
- исправно ли оборудование.
Далее, если у инспектора возникли подозрения, он вправе попросить водителя распечатать данные с тахографа. Распечатка покажет: соблюдается ли РТО и скоростной режим.
Важно понимать, что водитель должен уметь делать распечатку данных с бортового самописца, так как за отказ предоставить данную информацию ему снова-таки грозят штрафные санкции.
Осмотр тахографов с блоком СКЗИ
Работа отечественных самописцев с блоком СКЗИ основывается на системе криптографической защиты информации. В состав таких приборов входят процессор, блок памяти, акселерометр, хронометр и приёмник сигналов со спутников. Питание осуществляется от АКБ. Используются такие тахографы только на территории РФ.
Процедура проверки тахографов инспектором предполагает следующие действия:
- Определение расположение прибора в кабине авто.
- Подтверждение по серийному № законности использования конкретной модели устройства в РФ.
- Проверка наличия карточки водителя.
- Выяснение количества доп. функций, установленных на приборе.
- Осмотр компонентов оборудования.
- Выяснение наличия калибровочной таблицы, в которой указаны сведения о компании, выполняющей плановые калибровки, информация о резине и расчетные данные.
- Осуществление диагностики дисплея контрольного прибора и сверка данных о его месторасположении.
Проверка устройств ЕСТР
Тахографы с блоком ЕСТР (с телематическим комплексом) используются на машинах для международных рейсов. Защита собираемой информации выполняется за счет криптографических алгоритмов. Диагностика таких аппаратов выполняется по следующей схеме:
- Сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом.
- Далее выясняется наличие расположение пломб (для этого используется калибровочная таблица).
- Сверяется дата установки самописца.
- Выполняется мониторинг данных об имеющихся отклонениях.
- Выясняется, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха.
- Осуществляется проверка состояния скоростных датчиков.
Важная информация! От контролера зависят сроки замены комплектующих и ремонта электронного контрольного прибора. Произвести диагностику и обслуживание тахографа можно в центрах метрологии и стандартизации.
Когда проводится проверка тахографа, частота обязательных осмотров
Периодичность диагностики не регламентирована на государственном уровне, поэтому у инспекторов ДПС есть полное право запросить доступ к контрольному прибору в любое время. При этом плановая проверка и обслуживание тахографа должны осуществляться не реже, чем 1 раз в 2 года – прил. 3,5 Приказа Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года.
Периодичность диагностики зависит от:
- поправок, вносимых в законодательство РФ;
- изменения конструктивных особенностей электронного контрольного устройства;
- смены VIN транспорта или личных данных водителя.
Кроме того, диагностика может проводиться, если: необходимо установить/заменить микропроцессор; пришло время заменить диски либо шины; сменился регистрационный № ТС; возникла необходимость в ремонте/обслуживании криптографического навигационного блока.
Учёт сведений о РТО ведется ежегодно.
Какие нарушения могут быть обнаружены?
Проверяющий может выявить такие несоответствия:
- отсутствие самого тахографа, а также несоответствие типа прибора для установки на конкретный вид ТС;
- отсутствие базовых комплектующих;
- неисправность оборудования. Распространены такие факторы, влияющие на корректность работы прибора, как отсутствие/недостаток подачи электроэнергии, блокировка датчиков скорости, магниты и т.д.;
- некорректная калибровка;
- нарушение скоростного режима;
- несоблюдение РТО.
Санкции за нарушения по эксплуатации электронных приборов учета
Главная задача руководителей предприятия – обучить водителя правильной эксплуатации тахографа. Если водитель не знает, как распечатать данные или вообще не умеет использовать прибор мониторинга, это грозит всевозможными нарушениями и, соответственно, штрафами. А несоблюдение правил использования бортовых самописцев приравнивается к управлению транспортом без тахографа. Суммы штрафов прописаны в 1 и 2 частях статьи 11.23. КоАП.
Проверка тахографа инспектором ГИБДД законна. Поэтому, чтобы избежать наказания, руководителям предприятий рекомендуется обучить своих сотрудников навыкам эксплуатации самописцев и своевременно проводить самостоятельную проверку, калибровку и обслуживание оборудования.
Источник