3. Основные машины, применяемые при ремонте пути
Определяет общий темп работ в «окно» при капитальном ремонте пути путеукладочный кран УК-25 (рис. 150), укладывающий в путь рельсовые звенья с деревянными или железобетонными шпалами; его используют также для разборки старого пути отдельными звеньями. Производительность крана до 1200 м/ч, обслуживают его 2 чел. Путеукладочные краны УК-25 сокращают затраты труда на укладке и разборке путевой решетки на 45 — 50 чел. дней на каждом километре пути.
Подъемка путевой решетки, сдвижка пути и оправка балластной призмы выполняются электробалластерами (рис. 151). Эта машина, поднимая путевую решетку на высоту до 350 мм, сдвигает ее за один проход на 250 мм. Рабочая скорость ее 1,4 — 4,2 м/с (5—15 км/ч). Электробалластеры сокращают трудовые затраты на 120 — 130 чел. дней на 1 км отремонтированного пути. Для перевозки и механизированной разгрузки балласта с одновременной дозировкой и разравниванием на путевой решетке предназначен хоппер-дозатор. Вместимость его кузова 32,4 м 3 , число вагонов в составе до 20, рабочая скорость 0,8— 1,4 м/с (3 — 5 км/ч), транспортная — как у обычного грузового поезда. Хопперы-дозаторы экономят до 130 чел.-дней на 1 км пути.
Щебнеочистительное устройство на электробалластере очищает щебеночную балластную призму. Нож его подрезает, рыхлит и направляет загрязненный щебеночный балласт на бесконечную сетчатую ленту. Лента, охватывая замкнутым контуром путевую решетку, отсеивает и выбрасывает под воздействием центробежной силы грязь и мелкие фракции через отверстия в сторону от пути, а очищенный щебень снова укладывают в путь. Производительность щебнеочистительного устройства до 2000 м 3 /ч, рабочая скорость машины 0,3 — 0,8 м/с (1—3 км/ч), транспортная — до 14 м/с (50 км/ч), экономия в затратах труда на очистке щебня 500 чел.-дней на 1 км пути. Для очистки загрязненного щебеночного балласта при снятой путевой решетке используют балласто-очистительную машину, которую перемещают два трактора Т-100М. Производительность ее 1000 м 3 /ч.
Рис. 150. Путеукладочный кран УК-25 Рис. 151. Электробалластер ЭЛБ-3
Рис. 152. Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000
Производительность ее 3000 м/ч. Для непрерывной рихтовки пути по заранее составленному графику применяют рихтующее устройство на электробалластере.
Наиболее эффективна комплексная механизация выполняемых на пути работ, включая подготовительные, основные и отделочные. Механизированные производственные базы рационально размещают на протяжении дорог. Они имеют путевое развитие, необходимые производственные здания (механические мастерские, депо путевых машин, гараж, цехи для сборки, разборки и ремонта путевой решетки, складские помещения, диспетчерский пункт), административно-хозяйственные и культурно-бытовые помещения и соответствующие погрузочно-разгрузочные, транспортные средства, звеносборочные и звеноразборочные механизированные и автоматизированные поточные линии.
Глава IX
ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ
1. Основные принципы
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР сооружения и устройства путевого хозяйства должны обеспечивать пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских— 40 м/с (140 км/ч), грузовых — 25 м/с (90 км/ч). На некоторых линиях, например Москва — Ленинград, установлены для пассажирских экспрессов скорости до 56 м/с (200 км/ч). Чтобы поезда могли безопасно следовать с такими скоростями, нужен всегда исправный, надежный железнодорожный путь.
Конструкции верхнего строения пути, земляного полотна, мостов, пересечений и другие должны соответствовать установленным типам и проектам, а чередование и сроки выполнения периодических ремонтов — нормативам. Но и этого недостаточно. Система ведения путевого хозяйства предусматривает еще один важнейший элемент — текущее содержание верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов и других технических средств.
Текущее содержание пути — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых в течение всего гола на всем протяжении пути для обеспечения его постоянной исправности и длительных
сроков службы в периоды между очередными плановыми ремонтами пути: систематический контроль технического состояния всех сооружений и устройств, от которых зависит непрерывность и безопасность движения поездов; изучение особенностей их работы в различных условиях; выявление и устранение появляющихся неисправностей и причин, их вызывающих. Устранять неисправности следует своевременно, пока они еще не представляют угрозы для безопасного движения поездов и не требуют слишком больших усилий для ликвидации. Все такие работы, подразделяемые на планово-предупредительные и неотложные, выполняют бригады рабочих по календарным графикам, которые, составляют по данным тщательных проверок технического состояния пути и сооружений, учитывая местные условия и сезонные особенности.
Планово-предупредительные работы выполняют укрупненные бригады на участках большого протяжения с применением средств механизации; при этом не только ликвидируют расстройства и неисправности пути, но и восстанавливают его однородность и тем отдаляют появление и замедляют развитие новых неисправностей. Так, сплошным уплотнением балласта под шпалами не только устраняют просадки пути, отрясения отдельных шпал, перекосы рельсовых нитей, но и создают однородное основание под рельсовыми опорами, значительно лучше воспринимающее воздействие поездной нагрузки. Сплошная рихтовка устраняет расстройства пути в плане, улучшает взаимодействие его с подвижным составом, предотвращает интенсивные износы подвижного состава и самого пути и др.
Неотложные работы выполняют малые бригады выборочно, на протяжении 6—10 км там, где неисправности таковы, что невозможно отложить их исправление до срока планово-предупредительных работ. Нельзя забывать о том, что неустраненные во время, пусть не многочисленные, но значительные неисправности верхнего строения пути, земляного полотна, моста, переезда и других устройств могут повлечь за собой катастрофические последствия.
К сожалению, труд монтеров пути в малых бригадах рабочих отделений — это в основном труд ручной, тяжелый, мало производительный. Уровень механизации работ на текущем содержании пути всего около 30%, вдвое меньше, чем на ремонте, а затраты труда достигают 70% общих затрат на все путевые работы. Более 50% рабочего времени при этом уходит на многократные развертывания и свертывания незавершенных работ, пропуск поездов по ремонтируемому и соседнему путям. Современные тенденции в совершенствовании системы текущего содержания пути выражаются в расширении номенклатуры и объема планово-предупредительных работ и их комплексной механизации, чтобы свести к минимуму, а возможно и полностью ликвидировать неотложные работы и тяжелый ручной труд.
Разработана серия специализированных машин для текущего содержания пути, позволяющих полностью механизировать все основные планово-предупредительные работы, но промышленность изготовляет пока лишь часть из них: выправочно-подъемочно-рихтовочные (ВПР-1200, ВПРС-500), шпалоподбивочные (ШПМ-0,2), рихтовочные машины Балашенко и некоторые другие. Механизацию текущего содержания пути намечено в первую очередь осуществить на наиболее грузонапряженных линиях, на магистралях, где обращаются высокоскоростные экспрессы, в районах с тяжелыми климатическими условиями, на перевальных участках с большим количеством кривых, где применяется рекуперативное торможение электровозов.
Для планово-предупредительных работ необходимо предусматривать
Рис. 153. Съемная дрезина ТД-5 Рис. 154. Прицеп к дрезине ТД-5
в графиках движения поездов и регулярно предоставлять в светлое время суток технологические „окна» продолжительностью не менее 2 ч. Работников пути к местам работы и обратно, а также материалы и инструменты доставляют на автомашинах, если же вдоль железнодорожной линии нет автомобильных дорог — различногорода дрезинами с прицепами (рис. 153, 154).
Источник
Путевые машины на железнодорожном транспорте (книга)
Рекомендовано департаментом кадров и учебных заведений МПС России в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, колледжей и учащихся образовательных учреждений железнодорожного транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.
Содержание
Введение
Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта нашей страны требует повышения эффективности производства и непрерывного его обновления на основе ускорения научно-технического прогресса. На железных дорогах увеличивается мощность пути, совершенствуется технология и организация путевых работ. Своевременный и качественный ремонт пути, снижение затрат времени, труда и расходов, повышение производительности труда осуществляются на основе максимальной механизации всех работ. Механизация в путевом хозяйстве развивается с учётом грузонапряжённости и интенсивности использования железных дорог — создаются машины, способные выполнять работы с минимальными перерывами движения поездов.
Большая роль в развитии путевого машиностроения принадлежит российским учёным и конструкторам. На магистралях нашей страны используется большой парк путевых машин и механизмов. При их создании большое внимание уделяется: повышению скорости и усилий на рабочие органы, созданию машин непрерывного действия, повышающих производительность и снижающих стоимость работ; внедрению гидропривода, позволяющего упростить кинематику, плавно регулировать скорость движения, снижать массу машин.
Важное значение имеют автоматизация работы, применение ЭВМ, обеспечивающих оптимальные режимы работы и загрузку двигателя, контроль качества выполняемых работ; разработка рабочих органов при оптимизации их параметров и режимов работы; создание машин с широким набором оборудования для выполнения различных операций, их эффективного использования по времени и сокращению их числа; увеличение надёжности и долговечности механизмов путём применения более прочных и износостойких материалов; унификация агрегатов, узлов и деталей с различными типами путевых машин.
Большое внимание уделяется совершенствованию машин с точки зрения ремонтопригодности, монтажа из легкосменяемых узлов и агрегатов, а также облегчения технического обслуживания; созданию оборудования для работы в условиях холодного климата; улучшению условий работы персонала — снижение вибрации и шума, обеспечение безопасности работ.
Источник
Путевые машины
Путевые машины, классификация путевых машин. Для комплексной механизации и автоматизация путевых работ созданы однооперационные и многооперационные путевые машины.
Путевые работы являются сложными, трудоемкими (мало привлекательными) и многооперационными. На ремонтных работах требуется выполнить до 80 технологических операций, а при текущем его содержании их насчитывается до 120.
В путевом комплексе уже насчитывается 40 типов путевых машин и 55 типов путевого механизированного инструмента. Для изучения применяемых методов и эффективных способов выполнения путевых работ, тенденций развития путевых машин и их анализа, используются приемы классификации.
Классифицировать, означает разделение множества объектов по общим для них признакам (или различиям) на классы (группы). Основные признаки, по которым классифицируют путевые машины: назначение, способ выполнения работ, тип привода, вид ходового оборудования, наличие энергетической базы, способ передвижения, системы управления, вид и состав выполняемых работ, конструктивные отличия, универсальность и др.
Классификация путевых машин
По назначению путевые машины и механизмы делятся на группы для:
- ремонта земляного полотна (путевые струги, землеуборочные машины);
- балластировки и подъемки пути (электробалластеры, путеподъёмники, планировщики, дозировщики); хоппер-дозаторы;
- очистки путевого щебня (щебнеочистительные машины);
- укладки пути и стрелочных переводов (путеукладчики, рельсоукладчики);
- сварки и шлифовки рельсов (машины ПРСМ, РШП-48);
- звеносборочных баз (звеносборочные и звеноразборочные линии);
- выправки пути, уплотнения и стабилизации балластного слоя (выправочно-подбивочно-рихтовочные, путерихтовочные, отделочные);
- диагностики состояния пути (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, автомотрисы, тележки);
- очистки и уборки снега (плуговые и роторные снегоочистители, снегоуборочные машины),
а также транспортные, тягово-энергетические и погрузочно-разгрузочные средства для путевых работ (составы для засорителей, саморазгружающиеся вагоны, автомотрисы, дрезины, мотовозы);
путевой механизированный инструмент.
По способу выполнения работ машины различают: циклического (путеукладчики, выправочно-подбивочно-рихтовочные и др.), непрерывно-циклического (Duomatic 09-32, ПМА-1) и непрерывного действия (струги, щебнеочистительные, снегоуборочные машины и др.). Машины тяжелого типа несъемные с пути; путеизмерительные тележки, путевой инструмент и др. относятся к легким и могут быть сняты с пути.
Для привода в действие рабочих органов и передвижения самоходных путевых машин используются механические, гидравлические, пневматические, комбинированные передачи. По виду ходового оборудования машины бывают: на железнодорожном ходу, гусеничном и комбинированном пневможелезнодорожном ходу.
Гусеничный и комбинированный ход применяется на путевых машинах транспортного строительства. Путевые машины в путевом хозяйстве имеют железнодорожный ход.
В зависимости от наличия энергетической установки путевые машины делятся на автономные и неавтономные. Первые оснащены собственной энергетической базой (дизельный агрегат), к которой подключают все двигатели.
Многие путевые машины автономные (путеукладчики, дрезины, автомотрисы, выправочно-подбивочно-рихтовочные и т.п.). Неавтономные машины подключаются к локомотивам (путевые струги, плуговые снегоочистители, роторные снегоочистители и т.п.).
При создании путевых машин к ним предъявляются как общие, так и специфические требования: Общие требования: к показателям назначения (производительность и др.), унификация узлов и деталей, повышение надежности, снижение стоимости, метало- и энергоемкости, универсальность машин, легкость управления, ремонтопригодность (простота изготовления деталей, возможность демонтажа и ремонта узлов и агрегатов), обеспечение безопасности при обслуживании машин и их работе, создание благоприятных условий для работы машинистов, автоматизация управления и т.п.
Специфические требования обусловлены тем, что путевые машины имеют железнодорожный ход и относятся к специальному подвижному составу (СПС). Они должны вписываться в габарит подвижного состава по ГОСТ 9238-83; не превышать допустимых нагрузок 230 кН на ось; обладать плавностью хода; оснащаться ходовым, сцепным и тормозным оборудованием, совместимым с подобным оборудованием на подвижном составе; обеспечивать быстрый перевод рабочих органов из транспортного положения в рабочее и обратно, вписываться в кривые и обеспечивать требуемую устойчивость, иными словами, отвечать требованиям, предъявляемым к подвижному составу.
Источник