Распоряжение средствами капитального ремонта

Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта

Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 174 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 149-ФЗ в часть 1 статьи 174 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 13-ФЗ

2. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме. В случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.

Источник

Распоряжение средствами капитального ремонта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 марта 2020 г. N 6644-ОГ/06 О принятии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме

1. Согласно ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ, если на спецсчете достаточно денег или определен способ финансирования соответствующих мероприятий, собственники помещений в МКД вправе на общем собрании принять решение о проведении капремонта в более ранние сроки, чем предусмотрены региональной программой капремонта.

С другой стороны, ч. 4 ст. 168 ЖК РФ допускает перенос сроков капремонта на более поздний срок или сокращение его объема по решению ОСС помещений в МКД.

Прошу разъяснить, сколько голосов от общего количества голосов в МКД необходимо для принятия на ОСС указанного решения об ускорении либо отложении сроков капремонта общего имущества МКД:

— простое большинство при условии кворума в 50% голосов от общего количества голосов (поскольку ч. 1 ст. 46 ЖК РФ специально не установлено иное), либо

— не менее двух третей голосов от общего числа голосов в МКД, поскольку оба указанных решения являются решениями о капитальном ремонте общего имущества в МКД, а оно, в свою очередь, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ требует для утверждения не менее чем 2/3 голосов собственников.

2. Согласно ч. 9, ч. 9.1 ст. 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление от органа ГЖН о 50% дефиците фактического размера средств ФКР по сравнению с начисленными, и если его взаимодействие с должниками по взносам не привело к положительному результату, обязан инициировать проведение ОСС помещений в данном МКД в целях принятия решения о порядке погашения задолженности. Аналогичная обязанность есть у управляющей организации, если владельцем спецсчета является региональный оператор.

В связи с этим прошу разъяснить:

— какого рода решение может принять ОСС, созванное по указанному поводу?

— какое количество голосов собственников необходимо будет для утверждения данного решения?

3. Согласно ч. 6 ст. 190.1 ЖК РФ собственники помещений в МКД, который требовал проведения капремонта на дату первой приватизации помещения в данном доме, вправе на общем собрании определить то лицо, которое будет от их имени участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе подписывать соответствующие акты.

В связи с этим прошу разъяснить, сколько голосов от общего количества голосов в МКД необходимо для принятия на ОСС указанного решения о наделении лица полномочиями по приемке работ по капремонту:

— простое большинство при условии кворума в 50% голосов от общего количества голосов (поскольку ч. 1 ст. 46 ЖК РФ специально не установлено иное),

— квалифицированное большинство — в 50% либо 2/3 от всех голосов (по иным соображениям).

Читайте также:  Общество с ограниченной ответственностью строительство эксплуатация ремонт

Ответ: Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения, направленные в форме электронного документа от 4 февраля 2020 г. N 132401, от 10 февраля 2020 г. N 132992, от 14 февраля 2020 г. N 133603 (вх. в Минстрое России от 4 февраля 2020 г. N 3909-ОГ, от 10 февраля 2020 г. N 4927-ОГ, от 14 февраля 2020 г. N 5945-ОГ), о разъяснении отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в соответствующей сфере.

Согласно статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), поставленным на голосование, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, собственники помещений могут провести капитальный ремонт раньше запланированного региональной программой срока, в таком случае самостоятельно обеспечив его проведение. Израсходовать средства фонда капитального ремонта со специального счета собственники вправе в любое время, приняв решение о капитальном ремонте многоквартирного дома на общем собрании при условии, что на момент вынесения такого решения на специальном счете достаточно средств, или же, если средств на таком счете недостаточно, определить иные способы финансирования.

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По вопросу о порядке погашения задолженности по взносам на капитальный ремонт сообщаем, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет и они остаются собственниками своих денежных средств, поэтому владелец специального счета все действия, связанные с распоряжением данным счетом, вправе осуществлять только по решению общего собрания собственников помещений. В связи с чем, наделение владельца специального счета полномочиями по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт может быть осуществлено только решением общего собрания собственников помещений в любое время.

Частью 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть, в частности, определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

На основании изложенного, собственники помещений, накапливающие средства на капитальный ремонт на специальных счетах, самостоятельно решают все вопросы, связанные с проведением капитального ремонта, путем принятия решения большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
стратегических проектов
М.С. Гилев

Обзор документа

Минстрой разъяснил, что собственники помещений в многоквартирном доме, накапливающие средства на капремонт на спецсчетах, самостоятельно решают все вопросы, связанные с капремонтом.

Решения принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник

Распоряжение средствами капитального ремонта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Банка России от 12 сентября 2014 г. № 41-2-2-5/1657 “По протоколу круглого стола по теме «Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов — новый рынок и новые возможности» (письмо АРБ от 14.05.2014 № А-02/1Р- 313)”

Департамент банковского регулирования совместно с Юридическим департаментом рассмотрел письмо Ассоциации российских банков о вопросах, сформированных по результатам круглого стола на тему «Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов — новый рынок и новые возможности» и сообщает следующее.

1.1. О предложениях по разработке единых требований к процедуре открытия специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.

Специальный счет для формирования фонда капитального ремонта (далее — специальный счет) открывается в банке с учетом установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) особенностей открытия и закрытия специального счета. Статьей 175 ЖК РФ определяется перечень лиц, которые могут быть владельцами специального счета для формирования фонда капитального ремонта. Частью 1 статьи 176 ЖК РФ определены документы, на основании которых открываются специальные счета для формирования фонда капитального ремонта.

Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» содержит достаточные правила по открытию специальных банковских счетов (в том числе пункты 2.8 и 4.14), в связи с чем отсутствует необходимость дополнительного регулирования процедур открытия специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

1.2. — 1.5. В отношении обязанности банка при закрытии специального счета осуществлять проверку того, что денежные средства зачисляются на другой специальный счет, отмечаем следующее.

В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях предусмотрены балансовые счета второго порядка № 40604 «Специальный банковский счет регионального оператора» и № 40705 «Специальный банковский счет товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов».

Таким образом, при перечислении денежных средств на специальный счет получателя средств, получатель средств может быть идентифицирован по реквизиту «Номер счета получателя средств», сформированного в соответствии с требованиями Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Что касается полномочий лиц на распоряжение денежными средствами, составляющими фонд капитального ремонта, отмечаем следующее.

ЖК РФ применительно к специальному счету устанавливает требования к владельцу указанного счета (ч. 1 ст. 176 ЖК РФ), а также к лицам, на счет которых может быть перечислен остаток денежных средств при закрытии специального счета (ч. 4 ст. 176 ЖК РФ).

Читайте также:  Ремонт лада калина apk

В этой связи полагаем, что применительно к специальному счету кредитная организация обязана обеспечить доступ к денежным средствам, составляющим фонд капитального ремонта, только для уполномоченных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.

Таким образом, по нашему мнению, кредитная организация в целях управления регуляторным риском и правовым риском вправе осуществлять мероприятия по получению необходимой информации для проверки полномочий лиц, имеющих право распоряжения денежными средствами, составляющими фонд капитального ремонта, в целях открытия специального счета или перевода денежных средств при закрытии специального счета, которую оценивает самостоятельно.

1.6. — 1.8. ЖК РФ непосредственно не предусмотрены последствия утраты кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, соответствия требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ, в том числе, в части необходимости (отсутствия необходимости) закрыть специальный счет и перевести денежные средства, составляющие фонд капитального ремонта, в иную кредитную организацию.

Согласно пункту 4 статьи 859 ГК РФ основанием закрытия банковского счета является расторжение договора банковского счета. Особенности расторжения договора специального счета предусмотрены частями 3 и 5 статьи 176 ЖК РФ. При этом ЖК РФ не предусматривает иных оснований закрытия специальных счетов.

Полагаем, что установление последствий несоответствия кредитной организации, в которой открыт специальный счет, требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ может быть осуществлено только на уровне закона, учитывая отсутствие у Банка России полномочий по принятию нормативного акта в этой части.

2.1. Согласно статье 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Частью 3 статьи 177 ЖК РФ установлено, что банк в порядке, установленном указанной статьей, банковскими правилами и договором специального счета, обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 ЖК РФ. Операции по специальному счету, не предусмотренные частью 1 статьи 177, не допускаются (часть 2 статьи 177 ЖК РФ).

В этой связи исполнять поручения клиента на списание денежных средств, не предусмотренные режимом счета, кредитная организация не вправе.

Несмотря на то, что ЖК РФ предусматривает целевое расходование фонда капитального ремонта, специальной ответственности банка в случае, если средства со специального счета будут использованы нецелевым образом, в ЖК РФ не предусмотрено.

По общему правилу, сформулированному в пункте 1 статьи 866 ГК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении поручения клиента банк плательщика несет ответственность в порядке, по основаниям и в размерах, которые предусмотрены Главой 25 ГК РФ.

Кроме того, частью 4 статьи 177 ЖК РФ предусмотрено, что операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении определенных указанной частью документов.

Банк отказывает в выполнении распоряжения владельца специального счета о совершении соответствующей операции, в подтверждение которой не представлены документы, указанные в частях 4 и 5 статьи 177 (ч. 6 ст. 177 ЖК РФ).

Пунктом 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» установлено, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России.

В пункте 2.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» установлены основные процедуры приема к исполнению распоряжений. При этом банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений, в том числе, в целях реализации требований статьи 177 ЖК РФ.

2.2.-2.3. Согласно статье 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Статьей 136 ЖК РФ установлено, что государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, статьей 140 установлено, что товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищностроительный кооператив. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ потребительские кооперативы, к которым в том числе относятся жилищные и жилищно-строительные кооперативы, являются юридическими лицами — некоммерческими организациями.

Таким образом, с учетом статуса владельца специального счета требования Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» на специальные счета не распространяются.

ЖК РФ не предусмотрена функция Банка России по обеспечению сохранности накоплений граждан. Вместе с тем в части 2 статьи 176 ЖК РФ в целях обеспечения необходимого уровня надежности кредитной организации, в которой может открываться специальный счет для перечисления средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, установлен критерий, ограничивающий круг таких банков, по величине их собственных средств (капитала) — в размере 20 миллиардов рублей.

Банк России полагает, что исходя из приоритета сохранности средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, критерий отбора банков, установленных в статье 176 ЖК РФ, является обоснованным и достаточным.

2.4. Разъяснение положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» не относится к компетенции Банка России, определенной Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вместе с тем, считаем возможным отметить следующее.

Анализ норм части 6 статьи 175 ЖК РФ и пункта 2 статьи 854 ГК РФ в системной связи позволяют сделать вывод, что не допускается списание денежных средств, находящихся на счете, в том числе без распоряжения клиента, когда такое списание законом определенно запрещено.

Соответственно при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном счете, банк осуществляет проверку наличия оснований, указанных в части 6 статьи 175 ЖК РФ.

2.5. Специальный счет является одним из видов банковских счетов, открываемых на основании договора банковского счета, в связи с чем, к нему применяются соответствующие требования, установленные главой 45 ГК РФ.

Согласно статье 27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.

2.6. — 2.7. Из пункта 7 статьи 177 ЖК РФ определенно следует непосредственная обязанность банка информировать любого собственника помещения в многоквартирном доме по его требованию о сумме зачисленных на специальный счет платежей, об остатке средств на специальном счете, о всех операциях по данному специальному счету.

Полагаем, что банк вправе самостоятельно определить порядок предоставления информации по специальному счету собственникам помещений в многоквартирном доме в целях надлежащего исполнения указанной обязанности (в том числе, в части передачи соответствующей информации надлежащему лицу с учетом требований ЖК РФ и соблюдением банковской тайны).

Читайте также:  Технологический процесс ремонта нефть

2.8. — 2.12. ЖК РФ непосредственно не предусмотрена обязанность кредитной организации, в которой открыт специальный счет, осуществлять учет денежных средств, поступивших на него, в разрезе собственников помещений, за счет взносов которых на специальном счете осуществляется формирование фонда капитального ремонта.

Полагаем, что соответствующий учет денежных средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, в разрезе собственников помещений, в том числе в целях обеспечения возможности исполнения требований части 2 статьи 174 ЖК РФ, может вестись владельцем соответствующего специального счета по аналогии, например, с ведением региональным оператором учета взносов на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (ст. 183 ЖК РФ).

Отмечаем при этом, что в соответствии со статьей 36.1 ЖК РФ право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения.

2.13. Совершение операции по списанию комиссионного вознаграждения со специального счета в соответствии с условиями договора специального счета прямо предусматривается в пункте 6 части 1 статьи 177 ЖК РФ. При этом вид комиссионного вознаграждения, которое может быть списано со специального счета, ЖК РФ не устанавливает.

Вопросы, касающиеся взимания кредитными организациями с клиентов различного рода комиссий, нашли отражение в судебной практике. Так, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Информационного письма от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре», для разрешения спора необходимо определить природу комиссий, взимаемых банком с заемщика. Кроме того, в данном информационном письме указано, что «банк имеет право на получение отдельного вознаграждения (комиссии) . в том случае, если оно установлено за оказание самостоятельной услуги клиенту». При этом под самостоятельной услугой понимается действие, создающее «для заемщика какое-либо дополнительное благо или иной полезный эффект» (абзац 9 пункта 4).

2.14. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 859 ГК РФ банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом. Одним из таких случаев является предусмотренное пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) право кредитной организации расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закон № 115-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, нормы Закона № 115-ФЗ о расторжении договора банковского счета подлежат применению в отношении специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацу второму пункта 1.2 статьи 859 ГК РФ со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 859 ГК РФ.

Частью 4 статьи 176 ЖК РФ установлено, что остаток денежных средств при закрытии специального счета перечисляется по заявлению владельца специального счета: 1) на счет регионального оператора в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта; 2) на другой специальный счет в случае замены владельца специального счета или кредитной организации на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 859 ГК РФ в случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение 60 дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого установлен в Указании Банка России от 15.07.2013 № 3026-У «О специальном счете в Банке России».

3.1. — 3.2. Пункт 2 части 1 статьи 177 ЖК РФ непосредственно допускает возможность списания денежных средств со специального счета в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и (или) работ, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. Списание денежных средств со специального счета в счет погашения займов, кредитов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 177 ЖК РФ может осуществляться в рамках применяемых форм безналичных расчетов с учетом требований части 5 статьи 177 ЖК РФ. Оценка кредитного риска должна осуществляться на основании общих подходов, содержащихся в Положении Банка России от 26.03.2014 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

3.3. В соответствии со статьей 358.9 ГК РФ (часть первая) предметом залога могут быть права по договору банковского счета при условии открытия банком клиенту залогового счета (заключение с клиентом (залогодателем) договора залогового счета). Статьей 176 ЖК РФ в отношении специального счета не предусмотрена возможность заключения договора специального счета с элементами (условиями) договора залогового счета. Поскольку все особенности открытия специального счета установлены данной статьей, а ГК РФ не предусмотрен иной порядок залога прав по договору банковского счета, полагаем, что отсутствует возможность распространения на такой специальный счет режима залогового счета.

И.о. директора А.А. Лобанов

Обзор документа

Рассмотрен ряд вопросов по финансированию капремонта многоквартирных домов.

Действующее законодательство предусматривает открытие спецсчета для создания фонда капремонта. Указано, что он может формироваться по правилам, установленным инструкцией ЦБ РФ от 30 мая 2014 г. N 153-И. Дополнительно регулировать данные процедуры нет необходимости.

Отмечено, что кредитная организация обязана обеспечить доступ к денежным средствам, составляющим фонд капремонта, только для уполномоченных лиц. Их права удостоверяются путем представления банку документов, предусмотренных законом. Учитываются банковские правила и договор банковского счета.

Владельцем спецсчета может быть ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. По решению общего собрания собственников ТСЖ может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Потребкооперативы, к которым в т. ч. относятся последние, являются некоммерческими организациями.

Таким образом, с учетом статуса владельца требования Закона о страховании вкладов физлиц в банках на спецсчета не распространяются.

Жилищный кодекс РФ не предусматривает функцию ЦБ РФ по обеспечению сохранности накоплений граждан. Однако для обеспечения необходимого уровня надежности кредитной организации, в которой может открываться спецсчет, установлен критерий, ограничивающий круг таких банков, по величине их собственных средств (капитала) — в размере 20 млрд руб.

Также указано, что на спецсчет не распространяется режим залогового счета.

Источник

Оцените статью