Выбирая ремонт за границей, готовьтесь платить таможенные платежи
Как показало последнее дело, в котором мы являлись представителями истца, таможня и суд не видят разницы с кого взимать платежи: с временно вывезенного российского судна или временно вывезенного иностранного судна. В Ростовской области завершилось судебное разбирательство между российским судовладельцем (арендатором) и таможней. Российский судовладелец обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к таможне о признании незаконным отказа в возврате таможенных платежей, уплаченных за ремонт судна за границей.
В своих требованиях общество указало несколько оснований, но ни одно из них не стало для суда достаточно убедительным для того, чтобы суд встал на сторону заявителя.
Таким образом, если нам не удастся в апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ростовской области российские судовладельцы должны быть готовы к оплачивать таможенные платежи в схожих ситуациях.
В чем собственно ситуация: российское общество арендует по бербоут-чартеру у иностранной компании судно, ввозит его под временным ввозом на территорию России для совершения международных перевозок. Затем судно уходит в рейс с грузом и по доставке груза собственник судна – иностранная компания принимает решение провести ремонт с целью очередного планового освидетельствования, что и было сделано по контракту на ремонт на украинском предприятии. При этом собственник самостоятельно заключил и оплатил контракт на ремонт, изъял из аренды судно, а затем вернул его российскому арендатору. По возвращению в Россию российскому арендатору таможня насчитала таможенный платежи за ремонт, которые пришлось заплатить.
Далее нам придется углубиться в анализ и толкование норм таможенного права, без этого свою позицию не объяснить.
Мы полагаем, что в этой ситуации имеет место применение таможней и судом первой инстанции норм таможенного законодательства по временному вывозу транспортных средств международной перевозки, имеющим статус товаров таможенного союза, к транспортным средствам международной перевозки, имеющим статус иностранных товаров.
Данный вывод сделан нами на основании следующих обстоятельств дела и нормативно-правовой базы.
Иностранный товар (согласно понятийному аппарату, данному в ст. 10 Таможенного кодекса ТС), то есть судно, зарегистрированное за иностранным юридическим лицом-собственником, было передано в аренду по договору бербоут-чартера российскому юридическому лицу. Российское юридическое лицо, имея целью осуществлять международные перевозки между российскими и иностранными портами, оформило в таможенном отношении данное судно как транспортное средство международной перевозки единственным возможным способом по ст. 342 ТК ТС во временный ввоз (специальная таможенная процедура для транспортных средств международной перевозки, имеющих статус иностранных товаров).
Затем судно ушло с грузом в международный рейс, оформив в таможне временный вывоз, и иностранный собственник решил провести ремонт и освидетельствование судна за пределами таможенного союза, что, безусловно, его право.
При этом транспортные средства международной перевозки, оформленные во временный вывоз, сохраняют статус иностранных товаров. Кроме того по ст. 345 Таможенного кодекса «временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается независимо от того, каким лицом и в каких целях оно будет использоваться за пределами таможенной территории таможенного союза».
Если внимательно осмыслить ст. 345 ТК ТС, то процедура временного вывоза, конечно, в основном, введена законодателем для товаров таможенного союза:
- «полностью произведенных на территориях государств-членов таможенного союза;
- ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза» — ст. 10 ТК ТС.
Но благодаря п.4 ст. 345 временный вывоз возможен и в ситуациях, подобных нашей, то есть с временно ввезенными иностранными судами. С одной стороны это упростило, в некотором смысле, таможенное оформление для российских арендаторов судов, но, с другой стороны, они попали в ловушку ст. 347 ТК ТС, легко применяемой таможенными органами без разбора и в отношении товаров таможенного союза, и в отношении иностранных товаров. В этой статье содержится закрытый перечень операций, которые можно совершать с временно вывезенными судами. И, если российский арендатор, как в нашем случае, привез обратно на таможенную территорию иностранное судно, отремонтированное иностранным собственником за его счет (то есть собственника), то он, по мнению таможни, по ст. 347 ТК ТС должен заплатить со стоимости ремонта таможенную пошлину. Исключения составляют гарантийные и аварийные ремонты.
Статья 347 ТК ТС, на наш взгляд, имеет значительный пробел, а именно — не предусматривает никаких исключений или оговорок в отношении временно вывезенных иностранных транспортных средств. Тем не менее, принимая во внимание, основной посыл ст. 342 и п. 3 ст. 345 ТК ТС временно ввезенные и временно вывезенные транспортные средства международной перевозки ввозятся и вывозятся без обложения таможенными платежами и налогами. И было бы не логичным предположить, что ремонт иностранного товара иностранным собственником должен сопровождаться обязанностью оплатить со стоимости ремонта пошлину в российский бюджет.
По нашему убеждению таможенные нормы в совокупности приводят к выводу, что «дух закона» направлен на взимание таможенных пошлин с российских судов или судов таможенного союза, вывезенных с территории таможенного союза и отремонтированных за рубежом (в том числе с целью мотивации местных судовладельцев ремонтироваться на своей территории и поддерживать отечественный судоремонт и судостроение), а не на обложение таможенными платежами иностранных судов, принадлежащих иностранным компаниям, имеющим право определять место и время ремонта своего судна, не являющегося товаром таможенного союза, использующееся для международной перевозки с упрощенным, специально предусмотренным для него порядком оформления в таможенному отношении с освобождением от таможенных и налоговых платежей.
Мы очень надеемся, что апелляционная инстанция не станет принимать прецедентное кабальное решение в отношении иностранных судов, возлагающее дополнительное бремя на российских судовладельцев, чей бизнес и без того полон «неожиданностей» и «сюрпризов».
Источник
ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС о ремонте судов за рубежом
Мы публикуем авторскую статью адвоката Константина Белотелова. Вы судовладелец и предпочитаете ремонтировать свои суда за рубежом? Тогда этот материал для вас — в нем много важных нюансов.
С 01.01.2018 вступил в законную силу Таможенный кодекс Евразийского экономического сообщества (ТК ЕАЭС) и утратил сил Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС).
К указанному моменту практика ремонта судов за рубежом сложилась таким образом, что судоходные компании, вывозя суда для ремонта за рубеж, зачастую предпочитают не оформлять таможенную процедуру переработки вне таможенной территории Таможенного союза.
При обратном ввозе таких судов после ремонта ТК ТС не содержал требований об их таможенном декларировании по отдельной таможенной процедуре, предоставляя перевозчику право декларировать отремонтированные суда стандартным набором документов перевозчика (ст.350 ТК ТС) с одновременным представлением документов, подтверждающих стоимость произведенного ремонта.
В качестве последствий такого ремонта судов за рубежом без их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории ТК ТС предусматривал только лишь уплату ввозных таможенных пошлин и НДС со стоимости ремонта (п.2 ст.347 ТК ТС). Нормы ТК ТС были сформулированы таким образом, что административная ответственность за недекларирование ремонта таможенным органам в действующей редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не возникала.
При этом размер таможенных платежей в таких случаях рассчитывался в соответствии со ст.262 ТК ТС: сумма подлежащих уплате как ввозных таможенных пошлин, так и налога на добавленную стоимость определялась исходя из стоимости операций переработки товаров.
В действующем ТК ЕАЭС указанные нормы изменились, и не в пользу судовладельцев.
Как и ранее, с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций (п.1 ст.277 ТК ЕАЭС):
операции по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории Союза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза;
операции по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления временно вывезенных транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Союза.
Так же, как и ранее действовавшем ТК ТС, и в настоящее время установлена фактическая возможность совершения ремонтных операций за рубежом без помещения транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Однако действующим ТК ЕАЭС теперь предусмотрено, что в случае совершения операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 Кодекса, без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе на таможенную территорию Союза такие транспортные средства международной перевозки подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса (абз.2 п.3 ст.277 ТК ЕАЭС).
То есть в настоящее время возможны два варианта таможенного оформления судов, временно вывозимых за рубеж для проведения ремонтных операций, облагаемых таможенными платежами:
вывоз в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории с последующим обратным ввозом судна в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (п.1 ст.184 ТК ЕАЭС);
вывоз судна в качестве транспортного средства международной перевозки с подачей документов перевозчика для фактического проведения ремонта за рубежом с последующим обратным ввозом судна в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (абз.2 п.3 ст.277 ТК ЕАЭС).
Таким образом, с учетом п.3 ст.105 ТК ЕАЭС и в том, и в другом случае судно при обратном ввозе после ремонта подлежит таможенному декларированию по установленной форме – с подачей декларации на товары (ДТ) в соответствующей таможенной процедуре.
И в отличие от ранее действовавших норм ТК ТС, теперь недекларирование судна после ремонта с подачей ДТ по установленной форме может повлечь рассмотрение вопроса о привлечении судоходных компаний к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере от 50% до 200% стоимости судна, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию судна, а на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В то же время, к настоящему времени уже имеются отдельные разъяснения таможенных органов о том, что в случае предъявления судна таможенному органу ненадлежащая форма декларирования не образует состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Кроме того, могут возникнуть сложности в определении размера таможенных платежей, уплачиваемых со стоимости ремонтных операций в том случае, если суда были вывезены для ремонта без их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Так, если ранее статьей 262 ТК ТС было установлено, что основой для исчисления и ввозной пошлины, и НДС служила стоимость ремонтных операций, то в настоящее время размер таможенных платежей рассчитывается в соответствии со ст.186 ТК ЕАЭС (абз.2 п.3 ст.277 ТК ЕАЭС).
Пунктом 5 статьи 186 ТК ЕАЭС установлена отсылочная норма, согласно которой при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налоги в отношении продуктов переработки исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого продукты переработки помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно п.1 ст.160 Налогового кодекса РФ (НК РФ), при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, и с учетом статей 150 и 151 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
А пунктом 2 ст.160 НК РФ предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Таким образом, в соответствии с буквальным содержанием пункта 2 ст.160 НК РФ налог на добавленную стоимость рассчитывается от стоимости ремонтных операций только в отношении тех продуктов переработки товаров, которые ранее были вывезены в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.
Если же товары не помещались под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, то из статьи 160 НК РФ следует, что НДС рассчитывается от стоимости ремонтных операций, увеличенной на размер подлежащей уплате таможенной пошлины.
Кроме того, в случае ремонта судов за рубежом без их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (при вывозе) и под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (при обратном ввозе) зачастую возникают проблемы в налоговых органах, связанные с получением вычета по налогу на добавленную стоимость (НДС) или его возмещением из бюджета.
Так, частями 1, 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
Вместе с тем, в случае вывоза/ввоза водного судна без его помещения под таможенные процедуры налоговые органы в ряде случаев отказывают в вычете по НДС по основаниям, предусмотренным ст.171 НК РФ.
Судебная практика по данному вопросу противоречива (Арбитражные суды Дальневосточного и Поволжского округа принимали в подобной ситуации постановления в пользу судовладельца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа – в пользу налоговых органов).
Из всего изложенного следует, что в условиях действующего законодательства боле прозрачным, понятным и выгодным вариантом является помещение судов, предназначенных для ремонта за рубежом, под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В качестве положительного изменения законодательства можно отметить тот факт, что пунктом 2 ст.277 ТК ЕАЭС разрешена ранее существовавшая проблема с освобождением от таможенных платежей ремонтных операций морских судов, зарегистрированных в международных реестрах судов государств-членов: ТК ЕАЭС установлено, что в отношении таких судов допускается проведение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Источник