Общие сведения о разборке, притирке и сборке арматуры
Классификация арматуры. Арматура служит для управления потоком транспортируемой среды в сантехнических системах (воды, пара), изменения ее расхода, давления, перекрытия потока, раздачи потребителям и подразделяется на промышленную трубопроводную и водоразборную.
К промышленной трубопроводной арматуре относятся: запорная арматура — краны, вентили, задвижки, затворы; регулирующая арматура — регулирующие вентили, краны двойной регулировки, регулирующие клапаны, редукционные клапаны, регуляторы уровня и давления; предохранительная и защитная арматура — предохранительные, обратные подъемные, обратные поворотные и приемные клапаны; контрольная арматура — пробно-спускные краны, указатели уровня; разная арматура. К разной арматуре условно можно отнести и другие устройства, устанавливаемые на трубопроводах, — элеваторы, конденсатоотводчики и т.п. Каждая из этих групп обладает конструктивными особенностями.
По конструкции присоединительных патрубков арматуру подразделяют на муфтовую, фланцевую, цапковую, штуцерную (имеющую штуцерные присоединительные патрубки с наружной резьбой) и под приварку.
В зависимости от направления потока после прохождения арматуры различают проходную угловую арматуру (в санитарно-технических устройствах не применяются) и трехходовую арматуру, устанавливаемую обычно в местах поворота трубопровода или ответвлений от него.
По способу герметизации арматуру можно подразделить на: сальниковую, когда герметичность сопряжения подвижных элементов по отношению к внешней среде обеспечивается сальниковым устройством; натяжную, когда герметичность обеспечивается путем натяга притертых конических поверхностей у пробковых кранов; сильфонную, когда герметичность обеспечивается сильфоном, и мембранную, когда герметичность обеспечивается мембраной. Последние два вида герметизации в санитарно-технической арматуре не применяют.
По месту расположения различают арматуру, устанавливаемую: только на горизонтальных трубопроводах с вертикальным положением шпинделя или крышкой вверх; на горизонтальных и вертикальных трубопроводах в любом положении; только на вертикальных трубопроводах.
Арматуру изготовляют из серого и ковкого чугуна, стали, цветных сплавов и пластмасс.
Маркировка и обозначение трубопроводной арматуры. Вся выпускаемая трубопроводная арматура в соответствии с ГОСТ 4666-75 имеет маркировку на корпусе, выполненную отливкой, штамповкой, клеймением или гравировкой. Маркировка содержит товарный знак завода-изготовителя, условное или рабочее давление, допустимую температуру, условный проход, а также стрелку, показывающую направление потока среды. В маркировке арматуры, предназначенной для подачи среды в любом направлении, а также с выпускными концами стрелка-указатель отсутствует. На арматуре, изготовленной из стали со специальными свойствами, указывается также марка материала корпуса. Кроме маркировки выпускаемая арматура имеет отличительную окраску необработанных поверхностей корпуса у крышки, зависящую от материала основных деталей изделия. Арматура с корпусом из латуни и бронзы не окрашивается.
Для обозначения материала уплотнительных поверхностей запорных органов также используется отличительная окраска. Окрашивают маховики, рукоятки, крышки, рычаги, колпаки. Например, при уплотнительных поверхностях затвора из бронзы или латуни используют красную краску, из кожи или резины — коричневую, из эбонита или фибры — зеленую, из коррозионно-стойкой стали — голубую, из полиэтилена — серую с красными полосками по периметру или спицам и т.д. Окрашивают в цвет корпуса маховики, рукоятки, крышки и т.п. у арматуры, не имеющей вставных или наплавленных колец у затвора, т.е. с уплотнительными поверхностями, выполненными непосредственно на затворе. ГОСТ допускает замену условной окраски тиснением на фирменных табличках сведений о материалах корпуса и запорных органов, номера плавки и рабочей среды.
Для фланцевой арматуры с внутренним покрытием применяют дополнительную окраску поверхностей присоединительных фланцев по ободу.
Для удобства учета, заказа, хранения и для других целей Центральным конструкторским бюро арматуростроения (ЦКБА) в 1986 г. разработана система условных обозначений (классификатор) трубопроводной промышленной арматуры. Система состоит из комбинаций цифр и букв, условных окрасок и маркировок. Хотя она до настоящего времени не получила отражения в ГОСТах на арматуру, однако широко применяется на практике и общепринята. Наряду с классификатором пользуются кодом, полученным путем сокращения названия изделия, например КРТ — кран регулирующий трехходовой и т.д. Отдельные конструкции обозначают в этом случае только номером чертежа, по которому их изготовляют, или по другой системе с применением букв и цифр, например 3KЛ2-200-16 — задвижка клиновая литая второй модификации с условным проходом 200 мм на условное давление 1,6 МПа.
По системе ЦКБА индекс изделия включает пять элементов, расположенных последовательно:
- вид арматуры (цифровое обозначение);
- материал корпуса (буквенное обозначение);
- вид привода (цифровое обозначение); для обозначения вида привода используют однозначные числа (первая цифра трехзначного числа индекса; при отсутствии привода в индексе стоит не трехзначное число, а двузначное);
- конструкция по каталогу ЦКБА (цифровое обозначение);
- материал уплотнительных поверхностей затвора (колец) (буквенное обозначение); когда кольца отсутствуют, в индексе указывают «бк» (без колец). В случае применения внутреннего покрытия обозначение способа покрытия объединяют с обозначением материала уплотнительных поверхностей затвора.
Например, индекс «30ч925бр» обозначает задвижку (30) чугунную (ч) с электроприводом (9) конструкции, обозначенной порядковым номером 25 по каталогу ЦКБА, с уплотнительными латунными кольцами (бр); запорный муфтовый бронзовый вентиль с кожаным уплотнителем обозначается 15БЗк, где 15 — вид изделия — вентиль; Б — материал корпуса — бронза; 3 — разновидность вентиля; к — уплотнение затвора из кожи. При отсутствии привода индекс арматуры состоит из четырех элементов. После установки на трубопровод арматуру окрашивают вместе с ним.
Общие требования к водоразборной арматуре. Санитарно-техническая водоразборная арматура должна отвечать требованиям ГОСТ 19681-74, которые распространяются на смесители холодной и горячей воды для ванн, душевых установок, умывальников, моек, биде, на угловые вентили, туалетные и водоразборные краны для умывальников, моек, раковин, писсуаров и других санитарно-технических приборов при Ру
Источник
Глава VIII. Разборка, притирка и сборка арматуры
В санитарно-технических системах применяют арматуру, которая в зависимости от назначения разделяется на запорную — для выключения отдельных участков или всего трубопровода; регулирующую — для изменения количества протекающей по трубопроводу среды; водоразборную— для разбора воды у санитарных приборов; контрольную — контрольные краны, указатели уровня, трехходовые краны для манометров. Каждый из видов арматуры обычно предназначен для определенной перемещаемой среды: холодной или горячей воды, пара, коррозионных сред и др. Конструкция арматуры зависит от условий ее работы, назначения и других факторов. Материалы для изготовления ее деталей должны удовлетворять ряду требований, зависящих в основном, от условий эксплуатации.
Глава VIII. Разборка, притирка и сборка арматуры
Copyright © «Санитарно-технические работы» 2009 — 2021
О проекте «Санитарно-технические работы»
На портале собраны книги, публикции и справочные материалы относящиеся к проведению санитарно-технических работ.
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.
Источник
Особенности ремонта запорной арматуры
Запорная арматура является важнейшим элементом любого трубопровода. Не имеет значения, бытовой ли это водопровод или промышленная магистраль для перекачки технических жидкостей, неисправность подобного устройства может привести к возникновению аварийных ситуаций с печальными последствиями. Именно поэтому необходимо выполнять профилактическое обслуживание и ремонт запорной арматуры, не дожидаясь появления аварийных протечек.
Виды запорной арматуры
Если быть точным, то запорная арматура предназначена непосредственно для прерывания потока рабочей среды в трубопроводах. Но в бытовом обиходе в эту группу включают не только перекрывающие устройства, но и механизмы регулировки и стабилизации потока жидкости или газа.
Обычно под запорной арматурой подразумевают:
- Шаровые краны
- Водопроводные краны другой конструкции
- Вентиля
- Смесители
Данные устройства в основном устанавливаются на бытовых сантехнических приборах. А на магистралях водоснабжения или отопления, имеющий больший диаметр, применяют задвижки различных конструкций. Именно про ремонт и обслуживание запорной арматуры такого типа и поговорим.
Устройство клиновых задвижек
Данная запорная арматура наиболее распространена на сегодняшний день. Она может быть смонтирована на трубопроводах с внутренним диаметром от 15 до 2000 мм.
Чугунные задвижки отличаются невысокой стоимостью, обеспечивают надежное перекрытие потока. Еще одно немаловажное преимущество запорной арматуры данного типа — отличная ремонтопригодность. Чугунные задвижки могут применяться на магистралях, работающих под давлением до 160 атмосфер. К недостаткам стоит отнести хрупкость чугуна, из которого сделан корпус устройства, кроме того, не рекомендуется эксплуатация таких задвижек в условиях отрицательных температур.
- Стальные задвижки, в число которых входит и нержавеющая запорная арматура, применяются чаще других модификаций. Изделия из нержавеющей стали имеют большую устойчивость к коррозии, могут работать при огромном давлении (до 1000 Мпа). В последнее время на рынке стали появляться модификации с полимерным покрытием, которые обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.
- Задвижки из цветных металлов и сплавов могут применяться на трубопроводах, предназначенных для транспортировки газов и практически любых жидкостей, в том числе и углеводородов с большой вязкостью. Также как и нержавеющая арматура запорного типа, такие задвижки не поддаются коррозии, имеют значительный эксплуатационный ресурс.
Принцип действия задвижек основан на повороте шпинделя, который передает усилие и смещает клин, прижимающий запорные элементы к внутренним стенкам корпуса устройства. Благодаря этому происходит прерывание потока рабочей среды. Все основные поломки запорной арматуры связаны с выходом из строя уплотнений, шпинделя или нарушением герметичности корпуса (особенно у чугунных задвижек).
Ремонт запорной арматуры — возможные неисправности
Долговечность и работоспособность запорной арматуры во многом зависит от правильной организации комплекса профилактического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
В комплекс работ можно включить следующие мероприятия:
Плановый осмотр и проверка работоспособности устройства. Корпус устройства постоянно должен очищаться от пыли грязи, все подвижные элементы должны быть тщательно смазаны. Не стоит пренебрегать и таким этапом профилактики, как промывка задвижки. Дело в том, что многие технические жидкости включают в себя песок и другие механические примеси. Осаждаясь на поверхности уплотнительных и перекрывающих элементов, они не позволяют полностью прервать поток рабочей среды. Проекты компактных домов Z500 https://z500proekty.ru/doma/poisk/kompaktnie-150.html на официальном сайте https://z500proekty.ru/doma/ . Кроме того, движение таких примесей может привести к повреждению рабочих элементов задвижки (появлению задиров, вмятин).
- Текущий ремонт запорной арматуры может осуществляться непосредственно на месте установки устройства, без демонтажа с трубопровода. Для этого необходимо отключить участок трубопровода, на котором установлена задвижка.
Чаще всего ремонт заключается в зачистке уплотнений. Для этого необходимо извлечь запорный механизм из корпуса арматуры.
При очистке уплотнения при помощи ножа, необходимо следить за тем, чтобы его лезвие находилось в контакте со всей поверхностью уплотнителя, в противном случае это может привести к образованию новых царапин.
При наличии на поверхности диска небольших царапин, можно выполнить притир элементов по месту. Грубую притирку можно выполнять с помощью закрепленной на основе наждачной бумаги, окончательная доводка выполняется при помощи специальных паст, из которых выделяют пасту ГОИ, позволяющую качественно отшлифовать поверхность диска.
Если повреждения на уплотнительных элементах значительны (царапины более 0,5 мм глубиной), то должна быть выполнена замена запорного механизма, ручной притиркой такие дефекты обычно устранить не получается. Для того чтобы не останавливать работу магистрали надолго, необходимо иметь запас запасных частей, можно использовать комплектующие от старых задвижек, вышедших из строя по другим причинам.
В самых тяжелых случаях приходится прибегать к демонтажу запорной арматуры, для выполнения ремонта в заводских условиях.
Для выполнения работ по притирки рабочих поверхностей применяются специальные внутришлифовальные и плоскошлифовальные станки.
В оборудование для ремонта запорной арматуры входят также и такие устройства как притиры. Их форма должна подбираться к каждой задвижке индивидуально, для получения максимального качества обработки, конфигурации поверхностей должны быть практически идентичными. Материал, из которого изготавливают притиры, должен быть более мягок, чем поверхности устройств. Это облегчит поиск неровностей на поверхности рабочих частей устройства.
Работа выполняется с применением специальной притирочной пасты, включающей в себя абразивные материалы. Окончательная обработка должна осуществляться с использованием составов на алмазной основе. После завершения работ по притирке, все остатки материалов должны быть смыты с поверхностей задвижки машинным маслом.
Неисправности шпинделя
Данный узел запорной арматуры также может выйти из строя. Чаще всего возникают следующие виды неисправностей:
- Нарушена герметичность сальниковой набивки и через шпиндель протекает рабочая жидкость. Для устранения данной неисправности необходимо разобрать устройство, удалить сальниковую набивку. После этого необходимо тщательно очистить сам шпиндель, проверить его состояние, не допускается наличие на нем следов коррозии, нарушения геометрии. При существенных повреждениях шпинделя ремонт запорной и регулирующей арматуры заключается в замене неисправного элемента. Затем необходимо собрать задвижку в обратной последовательности с нанесением новой сальниковой набивки.
- Еще одна, достаточно распространенная неисправность — при повороте маховика шпиндель задвижки не вращается. Для устранения неполадки необходимо открутить фиксирующую гайку, снять маховик устройства. После этого необходимо запилить на шпинделе новые прямоугольные грани, на которые можно будет одеть маховик (после ремонта он будет сидеть несколько ниже по шпинделю).
- Также часто встречается и ситуация, когда и маховик и шпиндель вращаются, а задвижка не открывается. В этом случае виной является нарушение сцепления диска и нижней части шпинделя, или нарушение (закругление) его граней. Для ремонта задвижка разбирается, шпиндель соединяется с дисками. При закруглении граней вернуть им форму можно методом ковки, если такой возможности нет, придется прибегнуть к замене шпинделя полностью.
В общем, запорная арматура отличается достаточно надежной и обладает хорошей ремонтопригодностью. Главное не забывать уделять должное внимание профилактическому обслуживанию.
Источник