- Помощник слесаря
- Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…
- Раздаточная коробка МТЗ-82, ремонт и техобслуживание.
- Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
- Устройство раздаточной коробки трактора МТЗ-82
- Конструкция и функции раздаточной коробки МТЗ-82
- Функции раздаточного узла
- Конструкция раздаточной коробки
- Основные неисправности раздаточной коробки МТЗ-82
- Разборка и ремонт раздаточной коробки трактора МТЗ-80
Помощник слесаря
Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…
Раздаточная коробка МТЗ-82, ремонт и техобслуживание.
Раздаточная коробка , установленная на тракторе МТЗ-82, служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С ее помощью также осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число коробки — 0,866.
Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый шестереночный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода. Расположена раздаточная коробка в отдельном корпусе, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.
Техническое обслуживание раздаточной коробки. Масляная ванна раздаточной коробки общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии. Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.
Несрабатывание автоматического включения вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин , заеданием штифтов в отверстиях шестерни . В последнем случае усилия пружины оказывается недостаточно для поджатия штифта и заклинивающего ролика .
Причиной неисправности может быть также износ роликов, беговых дорожек пазов шестерни и ведомой обоймы муфты. Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуются и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром. Ролики номинального размера имеют диаметр 15 (-0,012), а ремонтные—15,15 (-0,012). Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни и обоймы.
Регулировку подшипников промежуточной шестерни нужно проверять через 3000ч. работы при очередном техническом обслуживании. Осевой зазор в подшипниках устанавливают не более 0,15 мм. Регулировка производится затяжкой гайки на резьбовом конце оси промежуточной шестерни. Гайку затягивают так, чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно проворачивалась от небольшого усилия. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать проверять состояние подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки.
Стойка, фиксирующая положения тяги управления раздаточной коробкой, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора. Это может повлиять на работу управления раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно полика. Для нормальной работы раздаточной коробки при отключении муфты свободного хода между упором тяги и поликом кабины должен быть зазор 4—5 мм. Регулировка положения тяги производится резьбовой муфтой.
Основные неисправности раздаточной коробки — износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости их прижимных пружин, а также износ вилки включения муфты.
О неисправности обгонной муфты судят по отсутствию автоматического включения переднего ведущего моста, а также по величине пробуксовки задних колес, при которой срабатывает привод передних колес. Для обнаружения неисправностей раздаточной коробки ее разбирают. Если в ходе разборки обнаруживают подшипники, обоймы которых проворачиваются в корпусе или на валу, то такие подшипники заменяют, но перед этим измеряют диаметры их посадочных мест и при необходимости заменяют изношенные детали. Втулку обгонной муфты и шестерню заменяют при износе поверхностей под ролики до размеров соответственно 78,98 и 109,75 мм. О большом износе или поломке вилки зубчатой муфты раздаточной коробки свидетельствует невозможность принудительного включения переднего моста. В этом случае вилку снимают, измеряют толщину ее щек (она не должна быть менее 8,4 мм) и при необходимости заменяют новой или отремонтированной.
Источник
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Устройство раздаточной коробки трактора МТЗ-82
Передний ведущий мост приводится от коробки передач через раздаточную коробку трактора МТЗ-82 и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору с предохранительной муфтой и передний карданный вал. Оба вала взаимозаменяемы.
Раздаточная коробка (раздатка) служит для передачи крутящего момента от коробки передач к переднему ведущему мосту.
С ее помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число раздаточной коробки 0,866.
Раздаточная коробка (рис. 9) представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода.
Расположена раздатка МТЗ-82 в отдельном корпусе 14, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.
Рис.9. Раздаточная коробка МТЗ-82
1 — промежуточная шестерня, 2 — подшипники промежуточной шестерни; 3 — шестерня вторичного вала; 4 — ось; 5 — гайка; 6 — ведомая обойма муфты свободного хода; 7 — пружина ролика; 8 — штифт; 9 — ролик; 10 -шестерня; 11 — зубчатая муфта; 12 — соединительный фланец; 13- вилка; 14- корпус; 15 — оттяжная пружина; 16 — вал; 17 — подшипники муфты свободного хода; 18- резьбовая муфта; 19 — упор тяги; 20- стойка, 21 — тяга управления.
Шестерня 10 раздаточной коробки трактора находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 1, которая смонтирована на оси 4 в отсеке коробки передач, и, в свою очередь, постоянно соединена с шестерней 3 вторичного вала коробки передач.
Благодаря этому шестерня 10 раздатка МТЗ-82 на всех передачах синхронно подключает в работу передний ведущий мост, когда срабатывает муфта свободного хода или когда она принудительно блокируется трактористом.
Шестерня 10 выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной блокировки.
В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих роликов 9, подпружиненных штифтами 8. Штифты 8 и пружины 7 вставлены в сверления шестерни и запираются в них пробками.
Внутренняя ведомая обойма 6 муфты свободного хода установлена на валу 16 раздатки трактора МТЗ-82 на латунной втулке и может вращаться относительно вала.
В обойме 6 сделан внутренний венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой муфтой 11, посаженной подвижно на шлицы вала 16.
Наружная шестерня 10 может проворачиваться относительно внутренней обоймы 6 на подшипниках 17.
Передаточные числа переднего и заднего мостов и радиусы качения шин трактора подобраны так, что при отсутствии буксования задних колес шестерня 10 с наружной обоймой муфт свободного хода вращается примерно на 5% медленнее, получая вращение от коробки передач, чем внутренняя обойма 6, получающая вращение от привода передних колес.
При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме, ролики 9 расклинены и не препятствуют независимому вращению шестерни 10 и обоймы 6.
Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних колес и привода замедляется, соответственно уменьшаются обороты обоймы 6.
При равенстве оборотов шестерни 10 и обоймы 6 ролики заклиниваются, объединяя в одно целое шестерню 10 и обойму 6, и тем самым автоматически подключают передний мост в ведущий режим работы.
Режим работы с автоматическим включением переднего моста МТЗ-82 является основным. Принудительное включение переднего моста используется в случае необходимости при движении задним ходом, а также в условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при большом буксовании трактора, например на пахоте и сплошной культивации, для разгрузки и повышения срока службы муфты свободного хода.
В этом случае зубчатая муфта 11 вводится в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 и блокирует муфту свободного хода, жестко соединяя шестерню 10 с валом 16.
Если передний мост включен принудительно, то действие тормозов задних колес распространяется и на передние.
Поэтому для повышения эффективности торможения и безопасности можно использовать принудительное включение переднего моста при работе на скользких дорогах и крутых склонах.
На сухих дорогах, особенно при транспортных переездах с машинами, навешенными сзади, нужно обязательно отключать передний мост. Это снизит износ шин и расход топлива, а также повысит срок службы муфты свободного хода и привода.
Управляется раздаточная коробка МТЗ-82 зубчатой муфтой 11, которая, перемещаясь с помощью вилки 13 на шлицах вала 16, может занимать три фиксированных положения: муфта свободного хода отключена (рис. 10, а), включена (рис. 10, б), заблокирована (рис.10, в).
Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой 21 (см. рис.9), рукоятка которой выведена в кабину.
Усилие от тяги передается наружному рычагу, закрепленному с помощью штифта на поворотном валике. Внутренний рычаг, приваренный к валику, поворачивает вилку 13, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты 11 и перемещает ее в требуемое положение.
Рис.10. Управление раздаточной коробкой МТЗ-82
а — муфта свободного хода отключена; б — муфта свободного хода включена; в — муфта свободного хода заблокирована.
Тяга 21 фиксируется также в трех положениях упором 19, приваренным к тяге, и стойкой 20, снабженной тремя пазами, куда заходит упор тяги.
Установка упора 19 в верхний паз стойки 20 соответствует принудительной блокировке муфты свободного хода, а в нижний — ее отключение.
Техническое обслуживание раздаточной коробки МТЗ-82
Масляная ванна раздаточной коробки — общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии.
Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.
Несрабатывание автоматического включения раздатки МТЗ-82 вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни 10 продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин 7, заеданием штифтов 8 в отверстиях шестерен.
В последнем случае усилия пружины оказываются недостаточными для поджатия штифта и заклинивающего ролика 9.
Причиной неисправности раздатки может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни 10 и ведомой обоймы 6. Наиболее изношенными обычно бывают ролики.
На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром.
Ролики номинального размера имеют диаметр 15, а ремонтные — 15,15 мм. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни 10 и обоймы 6.
Роликовые конические подшипники 2 промежуточной шестерни раздаточной коробки МТЗ-82 регулируют затяжкой гайки 5.
Гайку затягивают так, чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,05 мм.
Для доступа к гайке 5 нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать о проверке состояния подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки коробки передач.
Стойка 20, фиксирующая положение тяги 21 управления, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора.
Это может повлиять на управление раздаткой МТЗ-82. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки 20.
Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте свободного хода (см. рис. 10. в) упор 19 тяги должен заходить в верхний паз стойки 20.
Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты 18 так, чтобы при отключенной муфте (см. рис. 10, а) упор 19 располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки 20.
Источник
Конструкция и функции раздаточной коробки МТЗ-82
Как устроен раздаточный узел трактора Беларусь? Для чего нужна раздаточная коробка?
Тракторный двигатель – необычайно сложное устройство, состоящее из огромного количества узлов и деталей, выполняющих свои, строго определённые функции. Особенностью двигателей подобного типа является их способность работать в тяжёлых условиях на протяжении длительного промежутка времени без потери своих эксплуатационных параметров и характеристик. Один из основных элементов двигательной системы — раздаточная коробка МТЗ-82 и именно о ней и пойдёт речь в рамках этой статьи.
Функции раздаточного узла
Раздаточная коробка – элемент, который отвечает за передачу момента силы от двигателя на имеющиеся приводные механизмы и его распределение между ними. Что касается функций этого агрегата в тракторах МТЗ, то они заключаются в следующем:
- Распределение момента силы между ведущими мостами для достижения наилучшей проходимости транспортного средства, причём без формирования в трансмиссии негативного явления, именуемого «циркуляция мощности»;
- Увеличение значения вертящего момента на каждом из ведущих колёс, что позволяет без особых проблем преодолевать крутые подъёмы и сопротивляться качению колёс при движении по бездорожью;
- Обеспечение максимально устойчивого передвижения на малых скоростях, но с наибольшим вращающим моментом.
Конструкция раздаточной коробки
Данный узел включает в себя следующие компоненты:
- Ведущий вал;
- Межосевой дифференциал, имеющий блокировочный механизм;
- Понижающая и зубчатая (цепная) передачи;
- Вал, отвечающий за привод задней и передней оси.
Рассмотрим предназначение и принцип работы каждого узла. Итак, с помощью ведущего вала вращательный момент отправляется непосредственно на раздатку, где в действие вступает межосевой дифференциал, распределяющий его между осями и обеспечивающий их непрерывное вращение при разных угловых скоростных режимах. Он может быть симметричным и несимметричным. Первый обеспечивает равномерное распределение вертящего момента между осями, второй – раздаёт его в определённом соотношении. Чтобы в полной мере реализовать полноприводные возможности трактора МТЗ-82 предусмотрен блокировочный механизм, предлагающий частичное или полное выключение дифференциала. Это обеспечивает жёсткое взаимное соединение передней и задней оси. Блокировка может проводиться как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Что касается цепной передачи, то она выполнена в форме редуктора планетарного типа и отвечает за увеличение вертящего момента при езде по пересечённой местности. Передача цепного типа состоит из приводной цепи, ведомого и ведущего колеса. Помимо неё, раздаточная коробка может быть оснащена и зубчатой передачей, а отвечают они за доставку вращательного момента на переднюю ось. Вал задней оси установлен соосно по отношению к ведущему валу. В зависимости от ситуации, передняя ось может быть активирована в авторежиме (при пробуксовывании передних колёс), принудительно включена или выключена.
Схема раздаточной коробки МТЗ
1 — шестерня промежуточная; 2 — подшипник; 3 — шестерня КПП; 4 -ось; 5 — гайка; 6 — внутренняя обойма; 7 — пружина поджима ролика; 8 — штифт; 9 — ролик; 10 — шестерня; 11 — зубчатая муфта; 12 — фланец; 13 — вилка; 14 — корпус; 15 — пружина; 16 — вал; 17 — подшипник; 18 — гайка; 19 — упор тяги; 20 — стойка; 21 — тяга управления.
Основные неисправности раздаточной коробки МТЗ-82
Рассматривая основные неполадки, которые могут возникнуть в этом агрегате, стоит выделить такие из них:
- Снижение упругости в прижимных пружинах. В этом случае рекомендуется провести замену пришедших в негодность элементов;
- Износ роликов или обгонной муфты. Здесь следует разобрать раздаточную коробку, после чего провести внимательный осмотр деталей на предмет их износа и провести замеры всех имеющихся посадочных мест. Если имеют место дефекты, пусть и незначительные, деталь подлежит замене;
- Неработающий передний мост при пробуксовывании задних колёс. Виной всему неисправность вилки зубчатой муфты или её износ. Решение проблемы следующее – вилка снимается, осматривается и проводится замер толщины её щёк. Если результат показывает отклонение от нормы, деталь подлежит ремонту или замене.
Разборка и ремонт раздаточной коробки трактора МТЗ-80
Рассмотрим основные неисправности раздаточной коробки трактора МТЗ-80 (см. рис. 2.7.1). Во-первых, это износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов. Во-вторых, возникает ситуация с потерей упругости прижимных пружин. В-третьих, износ вилки включения муфты.
Пример. При пробуксовке задних колес не происходит подключения переднего ведущего моста. В этом случае неисправна обгонная муфта раздаточной коробки.
Чтобы устранить поломку раздаточную коробку необходимо разобрать (рис. 2.7.2—2.7.7), провести диагностику (замерить диаметры посадочных мест) и заменить неисправные детали.
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка (“раздатка”) трактора МТЗ-80: а — общий вид
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка (продолжение):
б — взаимное расположение деталей; 1 — гайка; 2 – фланец; 3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 — подшипники; 7—вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 — корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 — пробка; 20 — ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27, 31 — шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с рычагом
Рис. 2.7.2. Снятие фланца карданного вала и шестерни с обгонной муфтой в сборе трактора МТЗ-80:
1 — фланец кардана;
2 — обгонная муфта в сборе;
3 — корпус раздаточной коробки
Рис. 2.7.3. Откручивание гайки вала раздаточной коробки трактора МТЗ-80:
1 — гайка;
2 — корпус раздаточной коробки
Рис. 2.7.4. МТЗ-82 втулки обгонной муфты трактора МТЗ-80:
1 — шестерня;
2 — съемник
Рис. 2.7.5. Снятие Раздатка обгонной муфты трактора МТЗ-80:
1 — штифт;
2 — шестерня
Рис 2.7.6. Спрессовка обоймы обгонной муфты трактора МТЗ-80:
1 — обойма;
2 — шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.7.7. Спрессовка подшипника со втулки обгонной муфты трактора МТЗ-80:
1 — подшипник;
2 — втулка;
3 — двухлапчатый съемник
Источник