Тема 13. Техническое обслуживание системы зажигания.
Вид работ: Диагностика, техническое обслуживание электрооборудования.
Формируемые компетенции: ОК 1. – ОК 9. ПК 1.1.-ПК 1.2.
Оборудование, инвентарь, инструменты, приспособления: лаборатория ТО, пост технического обслуживания, рабочее место слесаря ремонтника, слесарный верстак, тиски слесарные, учебный автомобиль ВАЗ 2106, учебный двигатель ЗМЗ 53, ВАЗ 2101, приборы системы зажигания, смотровая канава, компрессор, набор инструмента слесаря ремонтника, диагностическое оборудование, мерительный инструмент, приспособления.
Правила безопасности труда:
1. Использование средств индивидуальной защиты: специальную одежду, перчатки, обувь.
2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом: гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях, слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями; рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность; ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм; напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней; электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.
6. Использование безопасных приемов труда при выполнении технического обслуживания автомобиля.
Требования к организации труда и рабочего места:
1. Проверка соответствия рабочего места требованиям, наличия оборудования на рабочем месте, инвентаря, приспособлений, инструмента.
2. Проверка средств индивидуальной защиты, спецодежды.
3. Рациональное размещение оборудования, инвентаря, инструмента, приспособлений для выполнении работ (удобство).
4. Уборка рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Порядок выполнения и содержание работ:
Порядок выполнения
Содержание работ
1. Подготовительные работы.
Организовать рабочее место. При установки автомобиля на пост ТО провести наружную мойку автомобиля и тщательную мойку двигателя. Установить учебный автомобиль на пост технического обслуживания, зафиксировать его в неподвижном состоянии установив под задние колеса противооткатные устройства, систему выпуска отработанных газов автомобиля соединить с централизованной системой удаления отработанных газов лаборатории. Въездом и выездом автомобиля на пост и с поста руководит руководитель практики, указывая водителю жестами направление движения и правильное положение рулевого колеса. Проверить исправность оборудования, рабочего инструмента и приспособлений. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не запускать».
— Открыть подкапотное пространство. — Визуально осмотреть приборы системы зажигания на предмет повреждений. — Проверить надежность крепления приборов системы зажигания. — Снять крышку распределителя зажигания и проверить состояние рабочей поверхности контактов. — Зачистить плоским бархатным надфилем рабочие поверхности контактов. — Проверить и при необходимости зачистить контакты в крышке распределителя и на роторе. — Вращая коленчатый вал установить кулачок прерывателя в положении при котором контакты будут максимально разомкнуты. — Проверить величину зазора щупом (набор щупов номер 1, если он превышает допустимую, необходимо,) — Ослабить стопорный винт крепления стойки неподвижного контакта. — Вставить отвёртку в специальный паз, установить зазор 0,35-0,45 мм, затем завернуть стопорный винт. — Смазать моторным маслом фальц (5-10 капель с указателя уровня масла). — Установить крышку распределителя на место.
3. Проверка и установка момента зажигания.
— Вывернуть свечу первого цилиндра. — Заглушить отверстие технологической пробкой. — Повернуть коленчатый вал до выталкивания пробки. — Провернуть коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания. — Снять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой 1 цилиндра и в таком положении установить распределитель в гнездо блока. — Завернуть гайку крепления. — Снять центральный провод с центральной клеммы распределителя. — Включить зажигание, удерживая провод 3-4мм. от двигателя проворачивать корпус распределителя против часовой стрелки( при правильной регулировки должно произойти на разрыве искрообразование, если этого не происходит операцию повторить). — Выключить зажигание и завернуть гайку крепления распределителя. — Установить крышку распределителя. — Поставить свечу первого цилиндра на место.
4. Техническое обслуживание свечей зажигания.
— Вывернуть свечи зажигания. — Визуально осмотреть свечи на предмет повреждений. — Очистить свечи от нагара. — Проверить и при необходимости установить зазор между электродами с помощью специально предназначенных круглых щупов, 0,6 – 0,8 мм.(они входят в комплект многих водительских наборов с инструментами, помните, что плоский щуп для этого не подходит, регулировку производите путем подгибания бокового электрода с помощью специально предназначенного ключа). — Установите свечи зажигания и затяните ключом моментом 25-30 Н.м. — Смажьте наконечники высоковольтных проводов консистентной смазкой. — Присоединить провода к свечам в соответствии порядка работы двигателя (1-3-4-2). — Проверить надежность соединений проводов высокого и низкого напряжения.
5.Контроль качества технического обслуживания системы зажигания.
Проверить: — соответствие технологического процесса технического обслуживания системы зажигания; — соответствие зазоров контактов прерывателя распределителя, свечей зажигания; — соответствие последовательности установки проводов высокого напряжения; — соответствие момента затяжки свечей зажигания.;
6. Заключительные работы.
Запустить двигатель и проверить работу системы зажигания, убрать автомобиль с поста ТО. Убрать рабочее место, проверить состояние инструмента и приспособлений.
Технологическая карта: «Установка угла опережения зажигания на двигателе автомобиля ВАЗ-2106»
Подготовка
1. Снять наконечник с проводом высокого напряжения со свечи первого цилиндра.
2. Вывернуть свечу первого цилиндра ключом 21.
Просмотр содержимого документа «Технологическая карта: «Установка угла опережения зажигания на двигателе автомобиля ВАЗ-2106»»
1. Снять наконечник с проводом высокого напряжения со свечи первого цилиндра.
2. Вывернуть свечу первого цилиндра ключом 21.
Двигатель ВАЗ, классика
Свечной ключ 21.
Установка поршня первого цилиндра в положение угла опережения зажигания50в верхнюю мертвую точку конца такта сжатия.
Установить поршень первого цилиндра в положение угла опережения зажигания
50в верхнюю мертвую точку конца такта сжатия.
2. Проворачиваем коленчатый вал ключом на 36 , предварительно зажав отверстие под свечу, большим пальцем руки, до того момента пока не почувствуем давление воздуха на палец.
3. Совмещаем метку на шкиве со средней риской на крышке двигателя, что соответствует углу опережения зажигания 5 градусов.
Двигатель ВАЗ классика
50в верхнюю мертвую точку конца такта сжатия.
1. (Ротор прерывателя – распределителя вращается по часовой стрелке) . ослабляем затяжку крепления корпуса прерывателя-распределителя ключом на 13 и поворачиваем корпус прерывателя – распределителя по часовой стрелке до упора.
2. Подсоединяем лампочку одним выводом к низковольтному выводу прерывателя распределителя, а вторым выводом к массе автомобиля.
3. Включаем зажигание и начинаем поворачивать корпус прерывателя- распределителя навстречу вращения ротора — до начала загорания лампочки.
4. Фиксируем корпус прерывателя- распределителя в этом положении ключом 13.
5. Зажигание установлено. Выключаем зажигание, отсоединяем лампочку, заворачиваем свечу первого цилиндра, надеваем наконечник на свечу.
6. Запускаем двигатель. Если зажигание правильно установлено двигатель запустится
Двигатель ВАЗ классика
Технологическая карта:
«Установка угла опережения зажигания на двигателе автомобиля ВАЗ-2106»
Примечание.Перед установкой зажигания необходимо: отрегулировать клапана. отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, отрегулировать карбюратор для работы на холостых оборотах двигателя.
УСТАНОВКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЕ ВАЗ
1 – опережение зажигания 10 градусов;
2 – опережение зажигания 5 градусов;
3 – опережение зажигания 0 градусов – положение коленчатого вала ВМТ конца такта сжатия;
Источник
Курсовая работа: Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112
Название: Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112 Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа Добавлен 04:14:01 28 апреля 2010 Похожие работы Просмотров: 6364 Комментариев: 15 Оценило: 6 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать
ФГОУ СПО «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»
По дисциплине: «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
Тема: «Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и
ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ — 2112»
Выполнил: студент гр. 948
2. Теоретическая часть
2.2 Техническое обслуживание и диагностика
2.4 Новые технологии
3. Практическая часть
3.1 Расчет производственного участка
3.2 Экспликация оборудования
3.3 Технологическая карта
3.4 технологический процесс ремонта коммутатора
4. Вывод и заключение
5. Список используемой литературы
6.1 Таблицы технических характеристик приборов электрического оборудования соответствующих исправному состоянию
6.2 Электрические схемы проверки приборов на исправное состояние
Раньше на всех автомобилях применялась контактная (батарейная) система зажигания, потом ей на смену пришла контактно транзисторная система зажигания. У нее вторичное напряжение было выше, и она работала стабильнее батарейной. Далее появилась бесконтактная система, которая была надежнее в эксплуатации, чем предыдущие системы и проще в обслуживании. Но в настоящее время применяют более совершенную систему управления двигателем, где все через датчики управляется бортовым компьютером. Это более точная система на данный момент времени. Теперь некоторые детали и аппараты системы уже не подлежат ремонту и восстановлению, а заменяются. Количество аппаратов проходящих техническое обслуживание (ТО) уменьшилось. С появлением системы управления двигателем процент неисправностей, приходящийся на систему зажигания, уменьшился в три раза.
Чтобы провести полное ТО и ремонт в батарейной системе зажигания потребуется очень много времени, так как в ней все аппараты подлежат обслуживанию, а на обслуживание каждого аппарата требуется выполнить около двух десятков операций. В контактно – транзисторной системе уже проводится меньше операций для проведения ТО, в бесконтактной же вовсе некоторые аппараты не проходят ТО и за счет этого время на обслуживание системы значительно уменьшается. В системе управления двигателем не имеется подвижных деталей и поэтому здесь не проводится обслуживание, а так же не регулируется, так как здесь зажиганием управляет контроллер.
2. Теоретическая часть
Система зажигания характеризуется наличием работоспособного состояния, в котором она выполняет заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют номативно-технической и конструкторской документациям, предотказного состояния, когда параметры технического состояния достигают своих предельных значений, или состояние отказа. Иногда понятие работоспособности заменяют понятием исправности, которое более широко характеризует состояние системы, при котором они удовлетворяют всем требованиям номативно-технической и конструкторской документаций.
Наибольшего ухода требует прерыватель-распределитель, так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическом смазывании.
Визуально определяют загрязненность крышки распределителя и посадку высоковольтных проводов в гнездах выводов. Неплотная посадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.
В процессе эксплуатации на поверхности крышек прерывателя-распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи, влаги происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен полный отказ всей системы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскальзывание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Поэтому следует хотя бы раз в месяц проверять чистоту крышек и проводов. А примерно раз в три года целесообразно менять весь комплект высоковольтных проводов и наконечников.
Неправильная установка зажигания снижает мощность, экономичность и ухудшает устойчивость и приемистость работы двигателя. Потеря упругости пружин центробежного регулятора вследствие усталости металла или поломка одной из его пружин резко увеличивает угол опережения зажигания на малых и средних режимах работы. В результате появляются детонационные стуки в двигателе (особенно при движении груженого автомобиля на малой скорости). Угол опережения зажигания увеличивается и при увеличении зазора между контактами прерывателя.
Нарушение герметичности вакуумного регулятора из-за повреждения диафрагмы или прокладки под штуцером, трещины в крышке или неплотного соединения трубопровода снижает разрежение. Тогда при изменении нагрузки угол опережения зажигания не изменяется, что снижает экономичность двигателя.
2.2ТО и диагностика
Прерыватель-распределитель бесконтактной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Снять крышку, очистить внутреннюю поверхность она не должна иметь трещин и следов пробоя изоляции; посмотреть контакты; смазать подшипники, уплотнительную муфту; проверить работу автоматов опережения зажигания и угол замкнутого состояния контактов. Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистой ветошью, смоченной бензином. Так же проверяют его надежное крепление к двигателю.
Для смазывания подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.
Все распределители через каждые 45—50 тыс. км пробега автомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматривают подшипник подвижною диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазочного материала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуется приманять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.
При углубленном техническом обслуживании проверяется натяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления помехоподавительных резисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойность искрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, регулируют или заменяют изношенные детали и узлы. Проверку распределителей, снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.
ТО свечей зажигания
Свечи зажигания подвергают проверке при каждом ТО-2. Вывертывание и ввертывание свечи зажигания производят специальным свечным ключом, предварительно очистив ее гнездо и поверхность от грязи и окалины, чтобы не засорить камеру сгорания двигателя. Тепловой конус свечи зажигания очищают с помощью пескоструйного прибора типа Э203.О, а после очистки и регулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойность искрообразования на приборе типа Э203.П. . Исправная свеча должна быть сухой, без нагара на изоляторе, а цвет нижней части изолятора – красновато-коричневый. Цвет искры у исправной системы – белый с голубым оттенком.
ТО транзисторного коммутатора
При каждом обслуживании транзисторный коммутатор протирают от пыли, грязи и масла, для того, чтобы не уменьшать теплоотдачу выходного транзистора. А так же проверяют надежность крепления коммутатор к кузову автомобиля и всех его соединений.
ТО высоковольтных проводов
Высоковольтные провода так же протирают от пыли, грязи и масла ветошью смоченной бензином. Так как грязь, скапливаемая на проводах, может привести к их пробою. Проверяют целостность изоляции проводов, а так их посадку в выводах прерывателя-распределителя и на свечах зажигания.
ТО катушки зажигания
Катушку зажигания, впрочем, как и все остальные элементы системы зажигания, протирают от пыли и грязи. Так же осматривают крышку катушки на механические повреждения (сколы трещины и т.д.). Проверяют надежность всех соединений на клеммах, центрального провода и крепление самой катушки к кузову
Проверяют работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания как руками (кулачек должен прокручиваться без заеданий) так и стробоскопом, при необходимости регулируют натяжение пружин регулятора. Проверяют работоспособность пружины мембраны в вакуумном регуляторе опережения зажигания. Измеряют сопротивление помехоподавительного резистора, которое должно составлять 7-14 Ом.
Диагностика свечей зажигания
Если в свечу встроен помехоподавляющий резистор, то проверяют его сопротивление, которое должно составлять около 5 кОм. Работоспособность свечи зажигания проверяют на стенде Э203.
Диагностика транзисторного коммутатора
Транзисторный коммутатор диагностируется на стенде СП-38М. Высоковольтный провод от катушки зажигания вводять в центральный ввод крышки распределителя, установленного на стенде, а высоковольтные провода стенда — в боковые выводы крышки распределителя. Клемму «М» транзисторного коммутатора и корпус катушки тщательно соединяют с корпусом стенда. Прерыватель-распределитель, установленный на стенде, не должен иметь конденсатора. Рукоятку переключателя 14 устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Рукояткой 26 создают частоту вращения вала электродвигателя, соответствующую максимальной частоте вращения валика прерывателя. Ручкой 16 устанавливают зазор в разряднике, равный 10мм.
Диагностика высоковольтных проводов
Проверяют сопротивление высоковольтных проводов, оно должно составлять 13х10 -3 Ом/м.
Диагностика катушки зажигания
Проверка катушки зажигания. Зажимы «ВК-Б» и «Р» проверяемой катушки зажигания подключают проводами к штепсельной розетке 21. Высоковольтным проводом соединяют центральный вывод катушки зажигания с центральным выводом крышки прерывателя-распределителя, установленного на стенде. Вставляют высоковольтные провода 29 в боковые выводы крышки распределителя. Переключатель 14 устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Включают электродвигатель стенда и наблюдают за свечением лампы индикатора 8, включенной последовательно в цепь первичной обмотки проверяемой катушки зажигания. Отсутствие свечения свидетельствует об обрыве первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора.
Рукояткой 26 устанавливают максимальную частоту вращения вала электродвигателя. Ручкой 16 устанавливают зазор между остриями искрового разрядника 4 (7 мм), проверяют зазор по шкале 17, нажимают на кнопку 9 и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажигания считается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.
Так же катушку зажигания можно проверить с помощью омметра. Сопротивление на первичной обмотке должно составлять 0,05-3,3 Ом, а на вторичной более 10 кОм.
Изношенные поверхности валов прерывателя-распределителя восстанавливают путем металлизации (хромирование, осталивание) с последующей шлифовкой, после восстановления вала распределителя в корпус прерывателя-распределителя вставляются втулки взамен изношенным. Затем происходит развертывание втулок под диаметр восстановленных размеров вала
Биение вала прерывателя-распределителя устраняют путем правки его на свинцовой плите или деревянном бруске, при этом биение допускается в пределах 0,04мм.
Хвостовую часть прерывателя восстанавливают путем наплавки высокоуглеродистой сталью с последующей термообработкой. Закаленность должна быть в пределах 48-52 ед. HRC.
Ремонт транзисторного коммутатора
К ремонтируемым транзисторным коммутаторам относятся коммутаторы типов 36.3734 и 3620.3734, которые выполнены на дискретных элементах, расположенных в металлическом корпусе.
Разборка таких изделий осуществляется с помощью отвертки, пинцета и паяльника для отпайки проводников от разъема. По завершении отпайки плату с радиокомпонентами извлекают из корпуса и с помощью омметра или мультиметра определяют дефекты. Эти электронные блоки и транзисторный коммутатор можно диагностировать с применением специально собранных испытательных схем, в состав которых входят стабилизированный источник постоянного тока с внутренним сопротивлением не более 0,03 Ом при максимальной силе тока нагрузки 10 А, амперметры, вольтметр и генератор сигналов типа Г6-15 или Г6-26. Изучая с помощью осциллографа переходные процессы в транзисторном коммутаторе, определяют его работоспособность и все функции управления: регулирование продолжительности открытого состояния и ограничение силы тока выходного транзистора, выключение его при прекращении управляющего сигнала на входе и т. д.
Основные операции ремонта заключаются в выпаивании отказавших элементов, установке и припайке новых элементов с последующей лакировкой.
После ремонта электронные блоки и транзисторный коммутатор испытывают в соответствии с техническими условиями на специальных стендах. Испытания электронных изделий производят с применением осциллографических методов измерения рабочих процессов.
Системы управления двигателем управляет работой двигателя за счет контроллера и датчиков. В данной системе заданные параметры не корректируются в процессе работы двигателя.
В более совершенной же микропроцессорной системе всем управляет не контроллер, а микропроцессор. Он анализирует сигналы, поступающие с датчиков, и корректирует те параметры, которые необходимы для более стабильной и экономичной работы двигателя.