Региональный проект капитальный ремонт домов

Региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах

Подтверждение и обновление утвержденной программы проводится каждый год.

Региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах – это законодательно предусмотренная государственная программа, которой запланировано проведение ремонтных работ имущества коллективного использования, основываясь на его текущем техсостоянии (ст.168 ЖК).

К целям региональной программы капремонта относятся:

  • распределение и упорядочение проведения капремонта соответствующего имущества, находящегося на балансе управляющей организации;
  • распределение предоставляемой господдержки за счет бюджетных денег;
  • осуществление контроля за своевременным проведением запланированных ремонтных работ.

Формирование программы капремонта

С целью внедрения программы капремонта, детализации срока проведения работ, установления перечня необходимых услуг или ремонтных работ, распределение объемов господдержки, областными исполкомами на местах утверждается краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (до 3 лет).

Региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах содержит:

  • список зданий, нуждающихся в капремонте (кроме помещений, признанных в соответствии с законом аварийными и такими, что подлежат сносу);
  • реестр необходимых ремонтных работ либо услуг, в которых нуждается здание;
  • запланированный срок проведения капремонта;
  • другие сведения, которые должна содержать соответствующая программа капремонта.

Подтверждение и обновление утвержденной программы проводится каждый год.

Изменения утвержденной программы

Для эффективной реализации региональной программы капитального ремонта вносятся поправки к принятой раньше программе, связанные с изменениями определенных сроков ремонтных работ (перенос на более поздний срок), или с изменением принятого реестра ремонтных работ или необходимых услуг.

Пунктом 4 ст.168 ЖК предусмотрено, что основаниями для изменения утвержденной программы является решение общего собрания, кроме следующих случаев:

  • если в здании отсутствуют элементы конструкции, нуждающиеся в ремонте, но соответствующие ремонтные работ были запланированы программой;
  • если запланированные ремонтные работы здания или конструктивных элементов проводились раньше и установлено, что повторно оказывать данные услуги или выполнять работы не потребуется;
  • если был создан соответствующий фонд капремонта и его изменение происходило согласно ч.7 ст.189 ЖК.

Подготовка программ капремонта

Согласно п.6 ст.168 ЖК, порядок подготовки соответствующей программы и сбора необходимых сведений устанавливаются на основании законодательных актов и норм жилищного права. Соответствующие органы власти на местах законодательно устанавливают порядок реализации программы, требования, условия очередности осуществления ремонтных работ здания и конструктивных элементов.

Подготовительные этапы программы капремонта:

  • исполнение проекта (как правило, эта функция возложена на областные исполнительные органы госвласти на основании проведенного мониторинга техсостояния домов);
  • утверждение программы правительством соответствующей области;
  • опубликование утвержденной программы уполномоченным на то органом на соответствующем информационном портале в интернете.

Источник

Сезон экономии

Регионы России подключаются к программе господдержки энергоэффективного капремонта жилых домов

Татьяна Николаевна, на «Российской энергетической неделе» много внимания уделили росту энергоэффективности нашей экономики, в том числе в жилищном секторе. Какой вклад в решение этой задачи вносит Фонд ЖКХ?

Татьяна Кузьмина: В начале 2019 года программа господдержки проектов повышения энергоэффективности многоквартирных домов в ходе капитального ремонта получила новый импульс. Были упрощены правила предоставления поддержки, и Фонд ЖКХ теперь может возместить хозяевам квартир до 80 процентов расходов на капремонт и до 5 миллионов рублей на дом. Не нужно больше подтверждать фактическую экономию коммунальных ресурсов — для получения возмещения достаточно расчетных показателей, показывающих экономию выше 10 процентов, и отчета о выполненных работах. Фонд зарезервировал под эти цели более 800 миллионов рублей.

За 6 месяцев работы программы Фонд ЖКХ одобрил заявки на господдержку от Тамбовской, Калининградской, Ростовской, Воронежской областей, Алтайского края, Республик Карелия, Мордовия и Адыгея. Всего заявилось 58 домов, 28 из них — на возмещение расходов на сам энергоэффективный капремонт, 30 домов — на уплату части процентов по кредиту на капремонт. Общая сумма заявок — 54,78 миллиона рублей.

Часть заявок касаются возмещения средств по уже завершенным проектам. Например, в Калининграде в доме по адресу Генерала Павлова, 8, установили индивидуальный теплопункт с погодозависимым автоматическим регулированием отопления и горячего водоснабжения. Это стоило 850 тысяч рублей. Но за год на платежах жители сэкономили больше 500 тысяч рублей — примерно 14 процентов от среднегодового потребления. Из-за снижения потребления коммунальных ресурсов уменьшились затраты, и потраченные средства «вернулись». А от Фонда ЖКХ дом получит 678 тысяч рублей — 80 процентов затрат.

Читайте также:  Личный ремонт однокомнатной квартиры

Есть ли внимание к программе энергоэффективного капремонта со стороны ТСЖ и ЖСК?

Татьяна Кузьмина: Да, многие заинтересовались. Правда, собственных средств у них часто недостаточно. Кроме того, там не хватает специалистов, способных оценить потенциал энергосбережения. Мы стараемся повышать их квалификацию. Например, мы разработали общедоступный программный продукт «Помощник ЭКР», позволяющий рассчитать потенциал экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов, подобрать энергоэффективные мероприятия и рассчитать размер поддержки. Вместе с общественниками из НП «ЖКХ Контроль» и «Школы грамотного потребителя» мы организуем по всей стране семинары для представителей ТСЖ, но пока специалистов на каждый дом не хватает. Управляющие организации также становятся организаторами проведения энергоэффективного капремонта — ведь после этого им меньше приходится тратиться на текущий ремонт дома.

Может ли получить финансовую поддержку дом, формирующий взносы на капремонт у регионального оператора?

Татьяна Кузьмина: Ее могут получить собственники помещений в многоквартирном доме с любым способом формирования фонда капремонта: как на специальных счетах, так и на счетах регионального оператора. Однако по правилам проект энергоэффективного капремонта нельзя финансировать за счет взносов других домов, формирующих фонд капремонта у регионального оператора в «котле».

Кому еще может быть выгоден рост энергоэффективности жилого сектора?

Татьяна Кузьмина: В сбыте своей продукции должны быть заинтересованы производители и поставщики энергоэффективного оборудования и материалов — мне кажется, их потенциал пока не задействован. Также это интересно муниципальным и региональным органам власти, ведь за счет общего снижения размера оплаты «коммуналки» они могут сократить свои расходы на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Чтобы поддержать собственников, готовящих заявки на финансовую поддержку, Фонд ЖКХ выступил с инициативой ввести специальную процедуру подачи обращений от лица таких собственников через интернет-ресурс «Реформа ЖКХ». Соответствующие предложения мы уже направили в Минстрой России. Кроме того, мы договорились с НП «ЖКХ Контроль», что их эксперты будут помогать всем желающим оценивать потенциал энергоэффективности дома и готовить заявки в Фонд ЖКХ. На сайте www.fondgkh.ru в разделе «Направления деятельности/Энергоэффективный капремонт» изложены все условия участия в программе. Также полезную информацию можно найти на сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Энергоэффективность».

Можно ли не платить взнос на капремонт?

Многоквартирный дом был отремонтирован в 2019 году. Должны ли мы теперь платить взносы на капитальный ремонт дома? Куда следует обратиться, чтобы его не платить?

Э.Б., Ирбит

Проведение капитального ремонта не освобождает собственников от обязанности оплачивать взносы на капремонт.

Вероятнее всего, капитальный ремонт в вашем доме проведен региональным оператором.

Основной принцип использования уплаченных собственниками взносов региональным оператором для целей финансирования работ по капремонту общего имущества установлен в ч. 4 ст. 179 ЖК РФ. Данная норма предусматривает, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах. Это правило распространяется только на случаи формирования фондов капремонта на счете (счетах) регионального оператора.

Таким образом, для проведения капитального ремонта вашего дома были использованы средства, подлежащие возврату для обеспечения проведения капремонта иных домов. Поэтому речь не может идти о прекращении оплаты взносов.

Ситуация может быть иной, если фонд капремонта формируется на специальном счете. Но в этом случае проведение комплексного капремонта потребовало бы установления повышенного размера взноса на капремонт или привлечения заемных средств, которые в дальнейшем должны погашаться из взносов, что также исключает возможность освобождения собственников от спорных расходов.

Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?

Пришла составить договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта, а мне было отказано. Правомерен ли отказ?

И. Дружинина, Липецк

Взносы на капитальный ремонт являются составной частью платы за жилое помещение наряду с платой за содержание жилого помещения и потребляемые коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).

Обязанность по уплате взносов возникает у собственника помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капремонта, в силу закона. Обязанность по уплате взносов не ставится в зависимость от наличия договорных отношений между собственниками, региональным оператором или владельцем специального счета.

Конституционный суд РФ (постановление от 12.04.2016 N 10-П) признал не противоречащим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капремонт, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах.

Читайте также:  Самые красивый ремонт дома

Ранее ст. 181 ЖК РФ действительно устанавливала обязанность собственников помещений заключить договор о формировании фонда капремонта и об организации его проведения. На сегодняшний день закон не требует заключения интересующего вас договора.

Источник

Региональная программа и региональный оператор капремонта – что это?

С 2015 года владельцы квартир стали ответственными за проведение капитального ремонта в своем многоквартирном доме (МКД). Для этого каждого собственника помещений в МКД (за исключением некоторых категорий) обязали ежемесячно вносить взнос на капитальный ремонт общего имущества.

Капитальный ремонт проводится на основании региональной программы путем формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В данной статье поговорим подробнее о таких понятиях, как «региональная программа капитального ремонта» и «региональный оператор капремонта».

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.

В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.

Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.

Она включает в себя:

    перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).

Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).

Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.

2. Региональный оператор: понятие, права и обязанности

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).

Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.

Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.

В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Региональный оператор обязан:

  • в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и другие документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.
Читайте также:  Фасад дома культуры после ремонта

Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:

  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.

3. Порядок заключения соглашения с региональным оператором

А теперь о том, что на практике работают все перечисленные нормы для собственников помещений в МКД.

Итак, субъект РФ предпринял все шаги, сформировал и утвердил все предусмотренные законом документы, о которых мы писали выше.

После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.

При этом владельцем специального счёта могут быть:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • региональный оператор (в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета).

Для принятия решения о выборе в пользу специального счета необходимо 50 % + 1 голос всех голосов собственников помещений в МКД.

Контроль за этим процессом осуществляет территориальный орган государственного жилищного надзора (госжилинспекция). Он информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о тех МКД, в которых не выбран способ формирования фондов капитального ремонта.

Если собственники в установленный срок не выбрали способ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

То же самое делается, если выбранный жильцами способ не был реализован.

Заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одной стороной договора являются собственники помещений в МКД. Второй стороной договора — выбранная организация. Если речь идет не о региональном операторе, то здесь в роли фонда может выступить любая коммерческая организация, к примеру, банк.

Практическая реализация выбранной организацией предусмотренного в ГК порядка заключения такого договора может быть осуществлена разными способами.

Например, проект договора может быть направлен для подписания каждому собственнику; его текст может быть размещен на платежном документе с указанием данного обстоятельства и порядка его подписания договора; договора может быть подписан от имени собственников одним лицом или несколькими лицами на основании доверенностей собственников и пр.

Также в соглашении могут быть прописаны дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Не менее, чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственникам помещений предоставляются предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (п.3, Статьи 189. ЖК РФ).

Собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения указанных предложений, обязаны рассмотреть их и принять на общем собрании решение.

В случае, если фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора, собственники на общем собрании должны определить и утвердить следующее:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

В данном материале мы рассказали Вам подробно, что такое региональная программа и региональный оператор капитального ремонта. Мы желаем Вам, чтобы в Вашем доме все ремонтные работы проводились своевременно и качественно!

Источник

Оцените статью