Регламентные работы по ремонту дорожных машин
Особенностью современных дорожно-строительных машин являются сложность конструкции и высокая мощность, которые будут расти в связи с возрастающим развитием техники. На сложных машинах увеличивается вероятность возникновения неисправностей и отказов в работе, усложняется процесс их выявления и устранения, соответственно возрастают затраты труда, средств и времени на устранение неисправностей.
Для обеспечения надежности и работоспособности машин ГОСТ 18322—78 введена система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин.
Своевременное и качественное выполнение всех мероприятий, предусмотренных указанной системой, создает условия для обеспечения высокой степени технической готовности машин и создания при мини-, мальных затратах надежных основ для высокопроизводительного использования машин.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Согласно ГОСТ 18322—78 под системой технического обслуживания и ремонта машин понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, т. е. машин.
Система технического обслуживания и ремонта включает пять основных подсистем: планирование, организацию, технологию, материально- техническое обеспечение и исполнителей.
Мероприятия по поддержанию и восстановлению работоспособности машин, предусматриваемые системой технического обслуживания и ремонта, выполняют в плановом порядке. Поэтому эта система называется планово-предупредительной.
Для поддержания работоспособности машин разрабатывается комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, заключающийся в общем понятии — техническая эксплуатация машин. В техническую эксплуатацию машин включаются: обкатка машин после получения их от заводов-изготовителей или из капитального ремонта, техническое обслуживание, включая все виды технического обслуживания, диагностирование, ремонт, хранение.
Техническое обслуживание предусматривает поддержание машин в работоспособном состоянии при снижении интенсивности их изнашивания и предупреждения отказов. Основными видами работ по техническому обслуживанию являются очистка и мойка машин, контрольно- осмотровые, крепежные, регулировочные и смазочно-заправочные работы, включая диагностирование.
Своевременное и качественное выполнение работ по техническому обслуживанию машин позволяет поддерживать их длительное время в работоспособном состоянии. Однако в результате постепенного износа отдельных элементов машины или машины в целом наступает такой момент, когда работоспособность их невозможно поддерживать техническим обслуживанием, тогда требуется другое техническое мероприятие — ремонт.
Ремонт машин — это комплекс работ по восстановлению работоспособности машин, нарушенной в процессе эксплуатации.
Техническое обслуживание и ремонт составляют основу технической эксплуатации машин. Комплексы мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин, проводимые в плановом порядке, объединяют в единую планово-предупредительную систему (ППС).
Все мероприятия, предусматриваемые планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, должны выполняться по заранее разработанному плану-графику в определенной периодичности по времени и в установленных объемах.
В настоящее время для дорожно-строительных машин установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта; ежесменное техническое обслуживание (ЕО); техническое обслуживание № 1 (ТО-1): техническое обслуживание № 2 (ТО-2); техническое обслуживание № 3 (ТО-3); сезонное техническое обслуживание (СТО) и два вида ремонта — текущий (Т) и капитальный (К).
В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов обслуживаний, включая ежесменное техническое обслуживание. Так, при проведении ТО-3 выполняются все работы, предусматриваемые для ТО-2, ТО-1 и ЕО. При проведении ТО-2 соответственно выполняются работы для ТО-1 и ЕО. При проведении ТО-1 выполняются работы для ЕО.
Объем работ по ремонту машин зависит от их сложности, особенностей эксплуатации, технического состояния, качества ранее выполнявшихся технических обслуживаний. Перечень работ, выполняемых при технических обслуживаниях, включая сезонные обслуживания, устанавливается заводскими инструкциями по эксплуатации машин. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов машин и их элементов установлена в часах наработки, т. е. в количестве отработанных часов или объеме выполненных работ.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое после окончания или перед началом работы (рабочей смены), должно обеспечивать снижение интенсивности износа, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных и заправочных работ.
В состав ежесменного технического обслуживания (ЕО) входят работы по проведению контрольного осмотра и проверке исправности действия двигателя или двигателей, привода, ходовой части, рабочих органов, тормозов, органов управления, устройств для подачи топлива и смазки, приборов освещения, сигнализации, автоматики и т. д., а также но проведению операций по смазыванию механизмов машин. Время, необходимое на выполнение этого вида обслуживания машин, выполняемого машинистами, учтено в единых нормах и расценках (ЕНиР) на основные строительные и дорожные работы.
В состав работ по периодическим техническим обслуживаниям (ТО-1, ТО-2, ТО-3) в зависимости от сложности машин включаются все работы по ежесменному техническому обслуживанию, а также очистка, мойка, осмотр (ревизия), проверка и контроль с применением средств технического диагностирования состояния сборочных единиц, узлов, агрегатов, включая двигатели или другие виды приводов, приборы, ка- натно-блочную, гидравлическую и пневматическую системы, передачи, ходовую часть и машины в целом, крепления, а в случае износа — замена также деталей и сборочных единиц; регулировка механизмов и сборочных единиц (в зависимости от вида технического обслуживания); смазывание (согласно заводским таблицам смазки и инструкциям); заправка, замена (в зависимости от проработанного времени или при переводе машин для работы в весенне-летнем или осенне-зимнем сезоне) топлив, масел, охлаждающей жидкости, рабочей (гидравлической) жидкости для гидросистем и др.; опробование действия механизмов, рабочего оборудования, привода; обкатка машины.
Работы, выполняемые при технических обслуживаниях ТО-1, ТО-2 и ТО-3, их периодичность и объем предусмотрены в СНиПах и нормативными данными Госстроя СССР (см. “Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин”).
Для дорожных машин, не имеющих самостоятельных двигателей (кусторезы, корчеватели, рыхлители, бульдозеры, скреперы, грейдеры и т. п.), устанавливают один-два вида периодического технического обслуживания ТО-1 и ТО-2; для машин, снабженных самостоятельными двигателями как, например, самоходные скреперы, автогрейдеры, грейдер-элеваторы и др., устанавливают два вида технического обслуживания – ТО-1 и ТО-2, а для наиболее сложных машин также и ТО-3.
Сезонное техническое обслуживание не предусматривается плановыми нормативами и сроки его проведения не зависят от расхода ма- шино-ресурсов, т. е. количества отработанных машиной часов или объема выполненных работ. Объем обязательных работ при этом виде обслуживания зависит только от типа и конструкции машин, условий их эксплуатации и хранения. Однако этот вид технического обслуживания должен приурочиваться к очередным периодическим техническим обслужи- ваниям (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и осуществляться как ряд дополнительных к ним работ. Сроки и место проведения такого совмещенного обслуживания предусматриваются планом мероприятий по переводу парка машин на весенне-летние или осенне-зимние условия работы, составляемым дорожно-строительными организациями 2 раза в год.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации дополнительно к работам по проведению очередного технического обслуживания выполняют следующие основные работы. Осматривают и проверяют все элементы, механизмы, узлы и сборочные единицы машин, работавшие в осенне-зимних условиях. Удаляют из системы охлаждения двигатели охлаждающую жидкость, тщательно промывают систему раствором для устранения из нее накипи и заправляют водой. Систему охлаждения при наличии накипи промывают- раствором каустической соды (1,0— 1,5 кг на 10 л воды) или (при значительных отложениях накипи) — раствором соляной кислоты (10—15 % кислоты от количества воды). Снимают с двигателей устройства и приспособления (утеплительные чехлы, подогреватели и др.), поставленные для работы в холодное время года. Удаляют из картеров двигателей, коробок передач, редукторов и других элементов зимнюю смазку и промывают их. Особенно тщательно промывают корпуса топливных насосов, масляные фильтры, воздухоочистители, картеры передач пусковых двигателей. Заменяют топливо и смазочные материалы зимних сортов на летние. Заменяют также (при наличии гидроприводов) рабочую жидкость — менее вязкие сорта на более вязкие.
Если работа машин в зимний период протекала при температуре воздуха не ниже —40 °С, плотность электролита аккумуляторных батарей оставляют без изменения, т. е. 1,29. Если же работа протекала при температуре ниже —40 °С и плотность электролита в батареях поддерживалась 1,30, тогда плотность электролита доводят до нормальной, т. е. до 1,29. Рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, переключают с зимней нормы на летнюю (винт посезонной регулировки устанавливают в положение “Лето”).
Одновременно выполняют операции по регулировке топливных приборов на весенне-летний период работы.
Машины, находившиеся в консервации, тщательно осматривают, очищают от грязи и старой смазки. Все сборочные единицы и детали смазывают летними сортами масел и смазок. Снятые при консервации сборочные единицы, узлы и агрегаты после их подготовки устанавливают на место, зачищают места, тронутые коррозией, и подкрашивают их, а при необходимости окрашивают машину полностью.
При подготовке к осенне-зимнему периоду эксплуатации дополнительно к работам по проведению очередного технического обслуживания выполняют следующие мероприятия. Осматривают и проверяют все элементы, механизмы, узлы и сборочные единицы машин, работавшие в весенне-летних условиях. Промывают систему охлаждения раствором каустической соды, а при значительной накипи применяют раствор соляной кислоты (в концентрациях, указанных при подготовке машин к весенне-летним условиям работы). После промывки системы охлаждения заполняют ее (не более чем на 95 % объема) низкозамерзающей жидкостью (антифризом). При отсутствии этой жидкости допускается заполнение системы кипяченой водой или обычной водой с добавлением в нее умягчающих средств.
Для работы машин подготавливают утеплительные чехлы, подогреватели. Продувают все топливные трубопроводы системы питания и, если имеются неисправности (течь топлива, подсос воздуха и др.), устраняют их. Проверяют и регулируют карбюратор, подкачивающий насос, насос форсунки, устраняя при этом обнаруженные неисправности. Промывают топливные баки и отстойники, при необходимости заменяют топливные фильтры. Систему питания заполняют топливом зимних сортов. Удаляют из картеров двигателей, коробок передач, ведущих мостов и редукторов летнюю смазку, промывают их и заливают масла и смазки зимних сортов. Масло в картеры двигателей заливают подогретым до температуры до 80—90 °С, а в остальные емкости — до температуры до 60 °С.
Для работы в осенне-зимний период подготовляют аккумуляторные батареи, обеспечивая степень заряженности строго в соответствии с паспортными данными, так как при зарядке до 50 % электролит в батарее может замерзнуть, и система выйдет из строя. При температуре наружного воздуха до —40 ° плотность электролита должна быть 1,29, а при более низкой температуре — 1,30. Не допускают увеличения плотности электролита добавлением кислоты. Уровень электролита восстанавливают доливкой дистиллированной воды на зарядной станции.
Рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, переключают с летней нормы на зимнюю (винт посезонной регулировки устанавливают в положение “Зима”).
Для обеспечения нормального пуска двигателей в холодное время года проводят такие мероприятия, как утепление помещений и стоянок для машин, подготовка оборудования для подогрева двигателей (пусковые генраторы, электрофакельные устройства, подогреватели) и др.
В состав работ по ремонту машин входят контрольно-диагностические работы, приемка, очистка, мойка, разборка, дефектовка, комплектовка, восстановление или замена изношенных деталей и сборочных единиц (включая восстановление посадок в сопряжениях), сборка, регулировка, стендовые и ходовые испытания отремонтированных элементов, агрегатов и машины в целом, а также окраска машин.
Источник
Организация технического обслуживания дорожных машин
Организация включает выбор места проведения технического обслуживания, определение организационной формы проведения работ, подбор исполнителей, квалификация которых наиболее полно соответствовала бы характеру работ, отбор средств механизации, обеспечивающих наиболее высокую производительность труда, и определение последовательности выполнения работ для каждого исполнителя.
Техническое обслуживание машин может выполняться в стационарных мастерских или с помощью передвижных мастерских на месте их использования. Так, техническое обслуживание машин, возвращающихся в конце смены на эксплуатационную базу, целесообразно проводить в профилактории базы или на ее площадке, а те из них, которые не возвращаются на базу, следует обслуживать на месте их использования.
ТО-1 и ТО-2 машин на базе гусеничных тракторов, место использования которых от базы находится на расстоянии до 5 км, а машин на пневмоколесном ходу при удалении до 10 км, целесообразно проводить в профилактории базы. Там же следует выполнять работы и ТО-3, потому что этот вид обслуживания требует разборки машин и использования оборудования стационарных мастерских для проверки технического состояния и регулировки топливных насосов, генераторов, магнето, стартеров и других сборочных единиц.
При удалении машин от эксплуатационных баз на большие расстояния, чем указано выше, ТО-1 и ТО-2 следует проводить на месте использования машин с помощью передвижных мастерских. Там же можно выполнять работы и ТО-3, но при этом в передвижной мастерской требуется иметь обменный фонд для замены тех сборочных единиц, которые требуют регулировки и испытания на стационарных стендах.
Техническое обслуживание машин проводят централизованным, децентрализованным и смешанным методами. Суть централизованного метода заключается в том, что все работы, установленные технической документацией, выполняет специализированное подразделение. Таким подразделением является участок технического обслуживания и ремонта машин того предприятия, которому принадлежат машины. Более прогрессивная форма централизованного метода — проведение технического обслуживания специализированными предприятиями.
В этом случае все работы по обслуживанию и ремонту машин, например треста механизации, выполняет одно из его управлений механизации.
При децентрализованном методе техническое обслуживание выполняется несколькими подразделениями, обычно теми же, которые используют машины. Этот метод используют в мелких организациях.
Он требует больших затрат труда, потому что ограничивается применение средств механизации и более прогрессивных форм организации труда.
Смешанный метод технического обслуживания предусматривает выполнение значительной части работ специализированным подразделением, а части — участками, занятыми эксплуатацией обслуживаемых машин.
Техническое обслуживание машин осуществляют машинисты машин, звенья и бригады. Наиболее прогрессивная форма организации проведения технического обслуживания машин —специализированные звенья, которые могут быть организованы при любом из названных выше методов обслуживания, но наилучшие условия для него имеются при централизованном методе.
В состав звена включают трех-четырех слесарей, в их числе и машинист обслуживаемой машины. Каждый член звена специализируется на выполнении однотипных работ, таких, как крепежные, смазочные, заправочные, очистные, регулировочные и контрольно-осмотровые. Различие в сложности работ определяет и различие квалификационного состава звена. В его составе целесообразно иметь слесаря пятого, одного-двух слесарей четвертого и одного — третьего разрядов.
Работой звена руководит звеньевой, прошедший обучение на специальных курсах или в профессионально-техническом училище и имеющий опыт практической работы. Один из членов звена, имеющий права шофера или удостоверение тракториста, назначается водителем самоходной мастерской.
Специализированное звено может обслуживать 25—30 машин в условиях стационарных мастерских и 20—25 машин — на месте их использования. Распределение работ между членами звена определено организационно-технологическими картами, которые разрабатывают на основе перечней работ, содержащихся в инструкции по эксплуатации или инструкции по техническому обслуживанию, поставляемых заводами вместе с машинами.
В названных выше эксплуатационных документах содержатся и показатели технического состояния составных частей машин, при котором их следует обслуживать, а также состояние, которое требуется обеспечить обслуживанием. Ими и следует руководствоваться членам звена в процессе выполнения работ и оценки их качества.
Выполняя работы технического обслуживания в соответствии с организационно-технологическими картами, звено выявляет и устраняет мелкие неисправности, не требующие разборки машин. Сложные неисправности, требующие замены деталей, устраняют звенья, специализированные на этих работах.
С целью сокращения времени пребывания машин в техническом обслуживании в рабочее время его целесообразно выполнять, когда машина не работает (внесменное время и выходные дни).
7) Стационарное оборудование технического обслуживания
Стационарное оборудование технического обслуживания используется для облегчения и механизации выполняемых работ. По назначению оборудование подразделяют следующим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.
Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участках ежедневного технического обслуживания.
Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2— 0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давлением.
Механизированная мойка выполняется с помощью моечных установок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.
Моечные установки струйного типа используют в основном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим раствором — для легковых.
Основным рабочим органом щеточной моечной машины являются вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор.
Комбинированные моечные установки включают устройства для струйной мойки шасси и механизированной щеточной установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.
Для очистки сточных вод мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуловителями, принцип действия которых основан на различии плотностей воды, нефтепродуктов и механических примесей.
Очищенная вода повторно применяется для мойки автомобилей, что является основой для системы повторного и оборотного водоснабжения. В ливневую канализацию разрешается сбрасывать сточную воду только после ее очистки.
Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта и поэтому являются неотъемлемой частью специализированных и универсальных постов.
Ширина узкой канавы не превышает размера колеи автомобиля и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по мостам и в районе свесов автомобиля.
Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами. Реборды канав служат направляющими для колес автомобиля при заезде его на канаву.
Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в которых хранятся инструменты и мелкие детали. Стенки канав облицованы светлым кафелем, пол покрыт деревянными решетками.
Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом температурой 16—25 °С.
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения работ. По типу механизма подъема подъемники делят на электромеханические и гидравлические.
Опрокидыватели предназначены для бокового наклона автомобиля под углом до 50°, чем и обеспечивается удобный доступ к днищу. Опрокидывание производят в сторону, противоположную расположению горловины топливного бака. Перед опрокидыванием снимают аккумулятор.
К подъемно-транспортному оборудованию относят кран-балки, тали, конвейеры и др.
Кран-балки и тали используют для перемещения и подъема агрегатов и других грузов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Кран-балки имеют грузоподъемность 1—32 т, тали — 0,2-1,0 т.
Конвейерные линии используют при поточном способе технического обслуживания для механизированного перемещения автомобилей с одного поста на другой. По способу передачи движения автомобилю конвейеры делят на толкающие, несущие и тянущие.
Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью толкающей тележки, упирающейся в передний или задний мост или заднее колесо. Несущие конвейеры представляют замкнутую транспортирующую цепь, движущуюся от приводной станции. Автомобиль устанавливают на транспортную цепь или подвешивают за передний и задний мосты.
Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, перемещающуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закрепляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он катится на своих колесах.
Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на специальное и комбинированное (стационарное и передвижное).
Маслораздаточная колонка используется для заправки двигателей моторным маслом с измерением разового и суммарного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной установке, расположенной на масляном резервуаре. В комплект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным краном, расходомер и другие приборы.
Стационарный солидолонагреватель применяется для смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с помощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного шкафа и др.
Комбинированные установки служат для механизированной смазки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самонаматывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установки могут работать и индивидуально.
Источник