Реконструкция или капитальный ремонт теплового пункта

Капремонт вместо реконструкции: учесть расходы стало проще

Теперь понятие «капитальный ремонт» закреплено законодательно. Кроме того, более подробно прописан перечень работ, которые относятся к реконструкции. Это поможет компаниям избежать ошибок при разграничении расходов на такие виды работ в учете.

Недавно в законодательство были внесены поправки 1 , благодаря которым станет легче отличить строительные работы, которые относятся к капитальному ремонту, от реконструкции. Кроме того, некоторые виды работ, традиционно относимые налоговиками к реконструкции, компаниям станет проще учесть в качестве расходов на ремонт.
Это имеет важное значение, так как учет расходов на эти виды работ ведется по-разному, а тема классификации строительных работ в учете до сих пор остается одной из самых спорных.

Почему невыгодна реконструкция?

Расходы на ремонтные работы в налоговом учете компания имеет право списать единовременно в размере фактических затрат (при условии, что она не создает резерв по этому виду расходов). Причем это касается как текущего, так и капитального ремонта 2 .
С расходами на реконструкцию другая ситуация. Эти расходы увеличивают первоначальную стоимость имущества и впоследствии могут быть списаны только через амортизацию 3 .
В результате очень часто списание таких расходов растягивается на долгие годы, особенно если речь идет о реконструкции здания. Дополнительные сложности вызывает еще и то, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация объекта после реконструкции рассчитывается по-разному, в результате чего фирме приходится вести еще и учет временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Кроме того, если реконст­рукция длится более 12 месяцев, то на весь период проведения этих работ приостанавливается начисление амортизации по объекту 4 .

Пример. Компания произвела строительно-монтажные работы (СМР) в здании на сумму 900 000 руб. (без НДС), которые были завершены в сентябре (срок проведения работ не превысил 12 месяцев). Первоначальная стоимость здания — 3 000 000 руб., оно входит в 8-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 21 год (252 месяца) Компания использует линейный метод начисления амортизации и не применяет амортизационную премию. Рассмотрим отражение расходов на СМР в налоговом учете.
Вариант 1: расходы учтены как ремонт.
Всю сумму расходов (900 000 руб.) компания может списать единовременно в периоде завершения работ, т. е. в сентябре, на дату подписания акта приемки (при условии, что фирма не создает резерв по расходам на ремонт).
Соответственно, вся сумма расходов на ремонт будет полностью учтена в декларации по налогу на прибыль за сентябрь (9 месяцев).
Вариант 2: расходы учтены как реконструкция.
Фирма обязана на всю сумму расходов по СМР увеличить перво­начальную стоимость здания.
При этом ежемесячная сумма амортизации по нему до реконструкции была рассчитана так:
1 : 252 мес. x 100% x x 3 000 000 руб. = 11 905 руб.
Допустим, до реконструкции здание эксплуатировалось 60 месяцев, поэтому сумма амортизации, начисленная за этот период в налоговом учете, составила:
11 905 руб. x 60 мес. = = 714 300 руб.
Предположим, что после реконструкции срок службы здания фирма увеличивать не стала, в связи с этим новая сумма ежемесячной амортизации была рассчитана так (см. письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57):
1 : 252 мес. x 100% x x (3 000 000 руб. + 900 000 руб.) = = 15 476 руб.
То есть срок, в течение которого будет начисляться новая амортизация, составит:
(3 900 000 руб. – 714 300 руб.) : : 15 476 руб. = 206 мес.
В отличие от первого варианта, когда компания имеет право полностью списать расходы уже в сентябре, при классификации СМР в качестве реконструкции расходы будут полностью списаны только через 17 лет.

Итак, вполне очевидно стремление большинства компаний списать, как правило, немалые расходы на строительно-монтажные работы в качестве ремонтных. В свою очередь, налоговики при каждом удобном случае пытаются признать подобные работы реконструкцией, а значит, исключить их стоимость из состава расходов.
Самое большое количество споров возникает по поводу капитального ремонта, ведь это довольно дорогостоящее мероприятие, которое иногда можно легко принять за реконструкцию.

Капремонт или реконструкция: есть ли четкие критерии?

До недавнего времени определение понятия «ремонт» можно было встретить только в строительных нормативах времен СССР.
Что касается определения термина «реконструкция», то оно хотя и содержится в Нало­говом кодексе, но носит слишком общий характер и указывает лишь на целевую направленность работ, поэтому компаниям часто бывает сложно применить его на практике, чтобы классифицировать конкретные виды строительно-монтажных работ.
Поэтому для отделения работ по реконструкции от ремонтных Минфин России рекомендовал компаниям использовать советские строительные нормативы 5 (см. таблицу на с. 19).
Несмотря на то что работы по капремонту и реконструкции описаны в этих документах достаточно подробно, вопросы все равно остаются.
Ведь грань, отделяющую экономически целесообразную модернизацию, которая проводится в рамках капремонта, от реконструкции, порой увидеть крайне сложно. Об этом свидетельствует и обширная судебная практика 6 .
В частности, интересно недавнее постановление ВАС РФ 7 , в котором судьи сделали вывод, что одни и те же работы могут являться и капитальным ремонтом, и реконструкцией. Все зависит от обстоятельств, при которых они проводились.
Так, компания, занимающаяся добычей нефти, провела работы «по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины, и забуриванию с этого места бокового ствола». Налоговики часть этих затрат признали реконструкцией, поскольку в результате забуривания некоторых скважин добыча нефти увеличилась.
Но в Президиуме ВАС РФ посчитали, что увеличение объема добычи нефти еще ни о чем не говорит, поскольку зависит от нескольких факторов, а значит, на основании только этого показателя нельзя квалифицировать строительные работы как реконструкцию.
В данном случае определять работы нужно было в зависимости от состояния скважины: если она была технически неисправна и работы проводились с целью устранения неисправностей, это капитальный ремонт (именно при таких обстоятельствах эти работы указывались в качестве ремонтных и в отраслевых нормативных документах). Но если те же работы проводились в исправных, но бездействующих скважинах, это уже реконструкция.

Капремонт «узаконили»

Теперь в связи с принятием Закона № 215-ФЗ разграничить капитальный ремонт и работы по реконструкции станет намного легче. Наиболее существенные изменения внесены в положения Градостроительного кодекса.
Обратите внимание: этот документ является одним из важнейших в регулировании вопросов строительства, реконструкции, ремонта 8 .
Обновленная редакция Градостроительного кодекса действует с 22 июля 2011 года.
Теперь в нем содержится официальное определение ка­питального ремонта, а также более подробно описан перечень работ, относящихся к реконструкции.
До внесения поправок понятие «реконструкция» в Градостроительном кодексе было слишком общим, но теперь отдельные определения терминов «реконструкция» и «капитальный ремонт» даны для объектов капитального строительства (т. е. зданий, сооружений и др.) и для линейных объектов (линий связи или электропередачи, дорог, трубопроводов и др.) 9 .
Так, теперь к реконструкции капитальных объектов, кроме изменения параметров объекта (высоты, этажности, площади, объема), относятся еще и следующие виды работ:
надстройка, перестройка или расширение объекта;
замена или восстановление его несущих строительных конструкций (за исключением отдельных элементов этих конструкций).
Капитальный ремонт зданий, сооружений — это замена или восстановление:

  • строительных конструкций объекта (кроме несущих);
  • систем инженерно-техни­ческого обеспечения и их сетей;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Что касается ремонта и реконструкции линейных объектов, то здесь главный критерий отличия — это изменение класса, категории, изначальных показателей функционирования или границ полос отвода, а также охранных зон объекта.
Иными словами, если хотя бы один из этих признаков изменился, значит, проведена реконструкция, если нет — капитальный ремонт.
Кроме того, незначительные изменения затронули и положения Налогового и Земельного кодексов. Но эти поправки, по сути, носят лишь уточня­ющий характер (в частности, из некоторых положений НК РФ с 2012 г. исключено отдельное упоминание работ по «расширению» объекта).
При этом в основных положениях Налогового кодекса, которые регулируют учет расходов на ремонт и реконструкцию, никаких изменений не произошло.

Подведем итоги

Несмотря на то что советские строительные нормативы не прекратили действовать, все-таки при разграничении видов строительных работ в учете компаниям имеет смысл в первую очередь руководствоваться нормами Градостроительного кодекса.
Например, при ремонте зданий расходы, связанные с внутренней перепланировкой помещений в них, станет проще признать капитальным ремонтом (при условии, что несущие конструкции в здании полностью не менялись).
Но обратите внимание: если строительные работы направлены на увеличение производственных мощностей компании, то независимо от их вида они все равно будут считаться реконструкцией с точки зрения налогового учета. То есть целевая направленность работ в данном случае имеет решающее значение.
Ведь при отражении расходов в налоговом учете фирмы в первую очередь должны руководствоваться Налоговым кодексом. Такой вывод, в частности, сделали судьи в уже упоминавшемся Постановлении ВАС РФ № 11495/10.

Пример. Компания имеет в собственности офисное здание. На одном из этажей произведена перепланировка (вместо 10 кабинетов сделано 12). При этом несущие конструкции здания не менялись, увеличения его площади не произошло, а назначение осталось прежним.
Ситуация 1: перепланировка произведена в связи с расширением штата работников.
С учетом положений ст. 257 НК РФ расходы на перепланировку помещения в связи с увеличением числа сотрудников, скорее всего, будут признаны реконструкцией. Особенно, если от этого напрямую зависит увеличение объемов производства или сбыта продукции (например, если компания дополнительно приняла на работу менеджеров по продажам).
Ситуация 2: перепланировка произведена для увеличения числа помещений архива.
В данном случае у фирмы гораздо больше шансов учесть расходы на перепланировку в качестве ремонтных, так как эти затраты не связаны с расширением деятельности компании.

Подведем итоги

Капитальный ремонт включает в себя: устранение неисправностей всех изношенных элементов; их восстановление или замену на улучшенные (в данном случае допустима экономически целесообразная модернизация объекта: улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории).
Перечень конкретных видов работ содержится в приложении № 8 к Положению МДС 13-14.2000.

Обратите внимание:
не является ремонтом полная замена основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов)

Читайте также:  Ежемесячный тариф за капитальный ремонт

п. 5.1 ВСН 58-88(р), утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312; п. 3.11 Положения МДС 13-14.2000, утв. пост. Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279

Реконструкция — это пере­устройство объекта, связанное с совершенствованием производства и повышением его техни­ко-экономических показателей для увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

При реконструкции могут проводиться следующие работы:

  • изменение планировки помещений;
  • возведение надстроек, встроек, пристроек (при необходимости — их частичная разборка);
  • повышение уровня инженерного оборудования (в т. ч. реконструкция наружных сетей, кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности объекта;
  • благоустройство прилегающих территорий;

расширение существующих и строительство новых обслуживающих объектов (или строительство основных объектов вместо ликвидируемых)

п. 2 ст. 257 НК РФ; п. 5.3. ВСН 58-88(р); письмо Минфина СССР от 29.05.1984 № 80*

* В данном письме речь идет о реконструкции предприятий (т. е. понятие «реконструкция» дано в более широком смысле).


Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ (далее — Закон № 215-ФЗ)
2 подп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ
3 п. 2 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ
4 п. 3 ст. 256 НК РФ
5 письма Минфина России от 24.03.2010 № 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794
6 пост. ФАС УО от 27.06.2011 № Ф09-9075/10, ФАС СКО от 15.06.2011 № Ф08-3120/11; определение ВАС РФ от 03.03.2011 № ВАС-173/11 и т. д.
7 пост. Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 11495/10 (далее — Постановление № 11495/10)
8 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 ГрК РФ
9 подп. 14-14.3 ст. 1 ГрК РФ

Источник

Капитальный ремонт теплового пункта

В процессе капитального ремонта теплового пункта осуществляется восстановление или замена оборудования, а также производится его модернизация с целью улучшения эксплуатационных качеств и повышения технико-экономических показателей.

Капитальный ремонт оборудования теплового пункта проводит специализиро­ванная ремонтная бригада. При необходимости к капитальному ремонту привлекают бригады, производящие обслуживание тепловых пунктов. Для обеспечения непрерывного теплоснабжения зданий рекомендуется капи­тальный ремонт производить с применением передвиж­ной бойлерной установки. При использовании на тепловом пункте двухступенчатой водонагревательной установки рекомендуется произво­дить ремонт поочередно каждой ступени водонагревателя.

В зависимости от состава и объема работ капитальный ремонт теплового пункта делится на малый, средний и большой капитальный ремонт.

Малый капитальный ремонт. При малом капитальном ремонте оборудования теплового пункта предусматривается частичная разборка агрега­тов и узлов; замена или восстановление неисправной за­порной арматуры, насосного оборудования, электрообо­рудования, КИП и автоматики; ремонт водоподогревателей и трубопроводов; наладка оборудования; теплоизоляционные и строительно-отделочные работы. Малый капитальный ремонт оборудования теплового пункта должен включать в себя следующий состав ра­бот: проверку и частичный ремонт запорной арматуры и трубопроводов; проверку, чистку опрессовку и ремонт водоподогревателей, элеваторов; проверку и частичный ремонт насосных агрегатов; проверку и мелкий ремонт элементов электрооборудования и электропроводки; про­верку и частичный ремонт элементов автоматики и КИП; измерение сопротивления изоляции электрообо­рудования, сопротивления заземляющего устройства; маркировку оборудования; отдельные строительно-отде­лочные работы; наладочные работы.

Наладочные работы при малом капиталь­ном ремонте должны включать в себя следующий состав работ: ознакомление с технической документацией и проверку соответствия ее правилам технической эксплуатации данной установки; проверку качества монтажа электрических схем и импульсных линий; проверку регу­лирующих приборов, сигнальной арматуры, пакетных выключателей, магнитных пускателей, ключей, кнопок; ревизию гидравлических схем автоматизации; очистку фильтров, замену прокладок, продувку линий и т.д.; рас­чет проходных сечений и снятие характеристик регулято­ров; определение статических и динамических характери­стик объекта регулирования; расчет оптимальных стати­ческих и динамических настроек регуляторов, наладку электрической схемы защиты сигнализации энергетиче­ских и технологических установок; наладку электрической схемы автома­тического регулирования управления отдельными агре­гатами; пробную эксплуатацию системы автоматического регулирования в течение 72 ч, обработку и анализ результатов испытаний и составле­ние технического отчета.

Средний капитальный ремонт обору­дования теплового пункта предусматривает: разборку, ревизию и ремонт отдельных узлов и агрега­тов; замену или восстановление неисправностей запор­ной арматуры, насосного оборудования, трубопроводов, водоподогревателей (при необходимости), элементов электрооборудования, КИП и автоматики; наладку обо­рудования и внутриквартальных тепловых сетей; тепло­изоляционные и строительно-отделочные работы. При среднем ремонте допускается частичная замена отдель­ных неисправных узлов и агрегатов инженерного обо­рудования на новые или капитально отремонтирован­ные. Средний капитальный ремонт должен включать состав работ малого капитального ремонта и дополнительно при необходимости работы по наладке внутриквартальных тепловых сетей.

Наладочные работы тепловых сетей при среднем ка­питальном ремонте должны включать следующие рабо­ты: разработку мероприятий по наладке; гидравличес­кий расчет тепловой сети в номинальном режиме; расчет дроссельных диафрагм, элеваторов, а так­же их установку; разработку технических мероприятий по наладке с составлением необходимых чертежей; про­верку правильности установки КИП и арматуры на сети и вводах; корректировку теплового и гидравлического режимов; замер фактических величин давлений и темпе­ратур на вводах; составление технического отчета.

Большой капитальный ремонт тепло­вого пункта предусматривает: полную разборку, ревизию, ремонт всех узлов и агрегатов; замену или восстановление неисправной запорной арматуры, насо­сов, трубопроводов, электрооборудования, водоподогревателей (при необходимости), КИП и автоматики, на­ладку оборудования, внутриквартальных тепловых сетей и внутренних систем теплоснабжения (при необходимо­сти); теплоизоляционные и строительно-отделочные ра­боты. Большой капитальный ремонт теплового пункта должен включать в состав работ, выполняемых при сред­нем капитальном ремонте и дополнительно: полную раз­борку, ревизию и ремонт всех узлов и агрегатов тепло­вого пункта; замену или ремонт всех изношенных или неисправных деталей и узлов; замену водоподогревателей (при необходимости). По окончании проведения капитального ре­монта выполняются электроизмерительные работы: замеры сопротивления изоляции, сопротивления зазем­ляющего устройства, проверка наличия цепей, измерение полного сопротивления цепи.

Необходимые для проведения капитального ремонта оборудование, арматура и материалы заводского изготовления, а также из­готовленные или отремонтированные в специализированных мастерских должны соответствовать проектам и требованиям ГОСТов, нормалей и технических условий и подтверждены паспортами заводов-изготовителей или сертификатами. Принимаемая к монтажу запорная и ре­гулирующая арматура должна удовлетворять следую­щим требованиям: а) литье должно быть чистым, гладким и не иметь свищей, раковин и трещин; б) уплотнительные поверхности и контактирующие детали должны быть чистыми, не иметь царапин и забоин; в) шпиндель должен быть прямым, свободно вращаться по втулке по всей длине, а его нарезка должна быть чистой, без заусенцев, забоин и т. д. Трубы, арматура и другие изделия и детали, предназначенные для монта­жа, должны быть защищены от воздействия атмосфер­ных осадков и коррозии. Затворы запорной арматуры должны находиться в закрытом положении.

Демонтированные детали, узлы, приборы учета и контроля (за исключением тех, которые при ремонте подлежат обязательной замене), а также демонтирован­ные провода, кабели, заземляющие устройства и кре­пежные детали, снятые с объектов, должны быть тща­тельно осмотрены, приведены в пригодное состояние пос­ле чего они могут быть использованы при ремонтных работах с составлением акта возврата. При хранении секций водоподогревателей, труб и других крупногаба­ритных деталей следует предусматривать защиту их от засорения и попадания на них атмосферных осад­ков. Все оборудование и материалы, подлежащие исполь­зованию, при монтаже должны храниться в соответствии с требованиями ГОСТов или технических условий на данный вид оборудования.

Капитальный ремонт теплового пункта состоит из следующих видов ремонтных работ:

— ремонт трубопроводной арматуры и трубопроводов;

— ремонт водоподогревателей и элеваторов;

— ремонт насосного оборудования;

— ремонт автоматики и контрольно-измерительных приборов;

Ремонт трубопроводной арматуры и трубопроводов. При ремонте арматуры теплового пункта выполняются следующие работы: очистка, промывка, осмотр всех деталей; запайка медью свищей в бронзе и чугуне; замена саль­ников, погнутых шпинделей с изношенной или повреж­денной резьбой и изношенных золотников; притирка гнезд в корпусах и золотников; притирка или замена при­шедших в негодность дисков, клапанов, пробок. После подгонки плоскостей, смены набивки сальниковых уплот­нений и окончательной сборки все задвижки и вентили, а также все предохранительные клапаны должны быть опрессованы.

Ремонт трубопроводов предусматривает: разметку и вырезку дефектных участков трубопровода; установку новых участков трубопровода с подгонкой по месту и сваркой стыков; заварку отдельных свищей, трещин на трубопроводах. Трубопроводы следует про­кладывать прямолинейно, без провалов и прогибов с обя­зательным соблюдением необходимых уклонов.

При монтаже фланцевых соединений необходимо при­менять болты с шестигранной головкой. Под гайки долж­ны быть установлены шайбы. Концы болтов при стяги­вании фланцев, как правило, не должны выступать из гаек более чем на половину диаметра болта. Головки болтов следует располагать с одной стороны соединения. Плоскости соединяемых фланцев должны быть ровными и взаимопараллельными. Устранение перекосов фланцев путем установки скошенных прокладок или подтяжки отдельных болтов не разрешается. Отремонтированная арматура должна свободно и легко открываться и плот­но закрываться.

При замене сальниковой набивки задвижек набивку следует закладывать отдельными кольцами, смещая стыки колец на 120°, внутренние диаметры колец должны быть равны диаметру вала. Стыки колец сальниковой набивки должны быть срезаны под углом 45°. Утечка воды через сальник не допускается. Ход шпинделя в задвиж­ках должен быть легким. На фланцевых соединениях трубопроводов горячей воды должны быть установлены прокладки из клингерита или паронита. Внутренний диа­метр прокладки не должен быть меньше внутреннего ди­аметра трубопровода. Устранение неплотностей во фланцевых соединениях следует производить подтяжкой бол­тов или заменой новыми прокладками.

При установке рычажных предохранительных клапа­нов необходимо, чтобы груз соответствовал расчетным данным, а положение его было строго зафиксировано стопорным болтом. Шток золотника должен находиться в строго вертикальном положении. В обратных клапанах пропуск воды обратным током следует устранять очист­кой клапана от загрязнений, сменой при необходимости шарнира, заслонки или притиркой седла клапана. Грязевик необходимо устанавливать так, чтобы внутренний патрубок с сеткой был на стороне выхода воды из грязе­вика. Задвижки после ремонта (до их монтажа на тру­бопроводах) следует подвергать гидравлическим испы­таниям давлением. Испытания задвижек проводят при двух положениях уплотнительных колец: при открытом положении с заглушённым фланцем задвижки (для проверки плотности сальников и корпуса задвижки), и при закрытом положении задвижки (для проверки плотности притирки колец). Падение давления в течение 5 мин не допускается.

Ремонт водоподогревателей и элеваторов. Ремонт водоподогревателя включает следующие работы: очистку поверхностей теп­лообменника от накипи и других отложений; проверку плотности водоподогревателя (плотности вальцовки нагревательных трубок, соединений его отдельных частей между собой и с трубопроводами). Очистка нагреватель­ных трубок теплообменников от коррозионных отложений и продуктов накипеобразования производится гид­равлическим, гидропневматическим или химическим спо­собами. После очистки и промывки (или монтажа) по­догреватель должен быть проверен на плотность под дав­лением. При обнаружении течи в вальцовке или в самих трубках следует произвести подвальцовку трубок или замену их новыми. Установка заглушек на неисправные трубки не допускается. Секции водоподогревателей (при их замене) должны быть установлены горизонтально по уровню и надежно закреплены хомутами. Затяжку болтов на фланцах калачей и патрубков необходимо производить равномерно во избежание образования зазора.

Читайте также:  Энергоэффективный капитальный ремонт мкд что это

Ремонт элеватора предусматривает: контроль внут­реннего состояния смесительной камеры, горловины, диффузора и сопла; очистку их от накипи и других отложений химическим или механическим путем, шлифовку сопла и камеры смещения; проверку диаметра и дли­ны сопла (при необходимости замена сопла); испытание на плотность. Диаметр сопла элеватора должен соответ­ствовать расчетному. Горловины входного и выходного отверстий элеватора должны быть соосны. Сопло должно быть установлено так, чтобы обеспечить плотность при­легания его к входному фланцу элеватора (выточка на входном фланце должна быть строго перпендикулярна к оси проточной части, а фланец к оси сопла). Конус эле­ватора должен входить в расточку переднего фланца элеватора со стороны подающей трубы. Фланец трубы должен перед элеватором обеспечить плотное примыка­ние конуса.

Ремонт насосного оборудования. Ремонт насосов предусматривает выполнение следующих работ: очистку, промывку и ревизию всех деталей; замену или восста­новление основных деталей насоса; контроль осевого раз­бега ротора и зазоров в уплотнениях и подшипниках; замену подшипников; проверку вала (при необходимости его шлифовку и правку); замену сальниковых уплотне­ний; статическую балансировку рабочего колеса; сборку насоса, центровку с электродвигателем. При ремонте ручных насосов должны быть произведены: проверка, очистка и притирка клапанов и цилиндров насосов; на­бивка сальников; установка прокладок крышек и дру­гих собранных на болтах частей насоса, исключающая возможность подсоса воздуха при работе насоса. При разборке и сборке насосов запрещается применять зуби­ла, ломы, слесарные молотки. Для разборки следует применять разъемные скобы, ключи, медные молотки. При их отсут­ствии разрешается пользоваться слесарным молотком с применением деревянных прокладок. При разборке и монтаже насосов обязателен тщательный осмотр дета­лей для выявления возможных трещин, раковин, переко­сов, недопустимых зазоров, загрязнений в ходовых ча­стях. Все части агрегата перед сборкой должны быть тщательно протерты чистой ветошью, смоченной керосином. Ржавчина с шеек и других частей должна быть обязательно удалена.

Вращающиеся детали насоса не должны иметь забо­ин, заусенцев, трещин. Радиальный зазор внутреннего кольца подшипника должен быть не более 0,2 мм. Про­гиб вала не должен превышать 1 мм. Трещины, разру­шения сепараторов не допускаются. Биение пояска уп­лотнения рабочего колеса на валу насоса должно быть не более 0,12 мм. Ротор насоса при вращении (за муфту) должен свободно вращаться без заеданий. После монта­жа насосов и электродвигателей следует проверить пра­вильность центровки насоса и электродвигателя путем проверки щупом радиального зазора между полумуфтами и электродвигателями в четырех диаметрально про­тивоположных точках, при этом вращение валов насоса и электродвигателя не допускается. Радиальный зазор должен быть в пределах 0,050,2 мм. Для достижения необходимой соосности под лапы электродвигателя до­пускается устанавливать прокладки, число которых не должно превышать двух под каждую лапу. При износе резиновых пальцев упругих муфт более чем на 1 /4 их толщины пальцы должны быть заменены новыми. Дро­жание, вибрация и шум при работе агрегатов должны быть устранены выравниванием положения насоса по уровню, укреплением и подтяжкой фундаментных бол­тов, при необходимости ремонтом фундамента, задел­кой трещин в нем, постановкой эластичных прокладок под корпус насоса или установкой вибровставок.

Напорные и всасывающие трубопроводы насосов должны иметь собственные опоры и не передавать уси­лий на насос. Фундамент агрегата должен покоиться на песчаной подушке и не иметь соприкосновений с полом, фундаментом и стенами здания. Перед пуском насоса проверить наличие масла в картере (опорном кронштей­не). Масляная ванна должна быть заполнена чистым маслом до уровня, отмеченного на рисках маслоуказателя. Произвести пуск насоса при закрытой напорной задвиж­ке. После пуска насоса проверить на ощупь состояние подшипников по нагреву. Установившаяся температура не должна превышать 6070 °С. После пуска необходимо проверить состояние сальников насоса. При правильной подтяжке через сальник может просачиваться рабочая жидкость каплями или тонкой струйкой. Затяжку сальников следует про­изводить равномерно, не допуская их перетяжки. Не до­пускается работа насоса при закрытой напорной задвиж­ке свыше 2 мин и регулирование работы насоса задвиж­кой, установленной на всасывающем трубопроводе.

Теплоизоляционные работы. Технологические трубопроводы, корпуса задвижек, фланцевые соединения, водоподогреватели, элеваторы и другое оборудование теплового пункта подлежат тепловой изоляции. Теплоизоляционные работы следует выполнять после гидравлических испытаний оборудования теплового пункта. Перед выпол­нением теплоизоляционных работ металлические поверхности, подлежащие теплоизоляции, должны быть тщательно очищены от пыли, грязи, ржавчины, высушены и покрыты антикоррозионными материалами. Теплоизоля­ция должна плотно прилегать к изолируемой поверхности и быть надежно закреплена. Теплоизоляцию арматуры и фланцевых соединений следует производить таким обра­зом, чтобы можно было свободно снять болты во флан­цевых соединениях.

Ремонт автоматики и контрольно-измерительных приборов.Работы по ремонту и монтажу электро­автоматики следует выполнять в строгом соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации элек­троустановок потребителей». Малый капитальный ремонт электроавтоматики теплового пункта предусматривает следующий объем работ: частичную разборку аппаратуры, чистку, промывку и сушку деталей; отбраковку и мелкий ремонт вышедших из строя отдельных деталей аппаратуры; проверку взаи­модействия реле и приборов, выдержек времени, работо­способности электронного блока, работоспособности датчиков всех типов, а также проверку и ремонт кре­пежных деталей; частичный ремонт трехходовых кранов, вентилей; наладку всей схемы автоматики и сигнализа­ции.

Средний капитальный ремонта электроавто­матики предусматривает объем работ малого капитального ремонта, а также наладку оборудования внутриквартальных тепловых се­тей.

Объем большого капитального ремонта электроав­томатики вклю­чает, помимо объема работ среднего капитального ремонта, пол­ную разборку датчиков перепада давления, датчиков давления, исполнительных механизмов, редукторов, реле времени с последующей дефектовкой их элементов, а также ремонт или замену изношенных деталей и узлов, замену отдельных приборов на новые или капитальноотремонтированные.

Ремонт электронного блока автоматики производится путем замены неисправного блока на новый или капи­тально отремонтированный блок. Все элементы электро­автоматики должны четко срабатывать. Вибрация, не­плотное прилегание сердечников, дребезжание и искре­ние контактов не допускаются. Аварийные резервные (АВР) насосы включают после снижения располагаемо­го напора в насосе с использованием дифференциального реле давления. Разность настроек концевого выключа­теля и выключателя предельного момента электрофицированной задвижки должна быть минимальной.

Электрический монтаж следует выполнять аккуратно, провода должны быть уложены в трубы, на концах труб установлены изоляционные втулки, все провода промар­кированы согласно принципиальным схемам. Все элементы электроавтоматики (датчики, реле, ключи и кнопки управления и т. д.) должны быть промаркированы со­гласно принципиальным схемам. На панели должны быть надписи, поясняющие назначение управляющих элементов (кнопок, ключей, световых табло). Щиты должны плотно закрываться, иметь внутреннее освещение. Для ремонтного освещения должен быть предусмотрен понижаю­щий трансформатор (220/36 В). Дверцы щитов должны запираться. На щите автоматики должна быть вывешена инструкция по автоматике.

Все манометры после ре­монта должны быть проверены и иметь клеймо с датой проверки. Места присоединения маномет­ров следует уплотнять прокладками из кожи или фибры. Приборы должны быть установлены строго вертикально и надежно закреплены. Гильзы для термометров должны быть заполнены маслом, имеющим температуру кипе­ния выше температуры измеряемой среды. Выступаю­щая часть термометра должна быть защищена оправой, не препятствующей свободной выемке термометра. Ма­нометры следует присоединять к трубопроводам с помо­щью трехходовых кранов для продувки и удаления воз­духа. При снятии давления стрелки манометра должны установиться на нуле. Манометры не должны иметь вмя­тин на корпусе и разбитых стекол.

Ремонт гидроавтоматики. Объем ма­лого капитального ремонта гидроавтоматики включает: частич­ную разборку, чистку деталей от грязи; мелкий ремонт вышедших из строя отдельных деталей; чистку сопловых и дроссельных отверстий; набивку сальниковых уплотнений вентилей, регуляторов давления и замену резиновых уплотне­ний; проверку состояния мембран датчиков давления; замену смазки в исполнительных механизмах электрозадвижек, в подвижных системах регуляторов. Объем среднего капитального ремонта гид­роавтоматики включает помимо объема работ малого капитального ремон­та замену сильфонного узла в регуляторах расхода, а также ремонт уплотнительных поверхностей регуляторов расхода, давления и электрозадвижек. Объем большого капитального ремонта гидроавтоматики включает, помимо объема работ среднего капи­тального ремонта, полную разборку всех узлов и де­талей гидроавтоматики; чистку узлов и деталей от грязи; дефектовку узлов и деталей; замену или восстановление изношенных деталей; замену регуля­торов датчиков новыми или капитально отремонтиро­ванными; ремонт уплотнительных поверхностей путем их проточки с последующей притир­кой; притирку золотников клапанов; гидравлические ис­пытания регуляторов, задвижек после сборки.

Сальниковое уплотнение регулиру­ющих органов не должно быть тугим, чтобы не затруд­нять ход штока. При сборке регуляторов прямого действия и регулирующих клапанов должно быть полное за­крытие золотников (при двух седельных клапанах одновременно обеих золотников). При монтаже регулято­ров прямого действия и регулирующих клапанов необхо­димо обеспечить установку фланцев трубопровода без перекосов и соосность болтовых отверстий фланцев тру­бопровода и корпуса клапана. После сборки следует провести гидравлическое испытание давлением, указан­ным в техническом паспорте. Для монтажа принимают регуляторы, прошедшие полную ревизию, работоспособ­ность которых гарантирована.

Ремонт электрооборудования. Объем работ при малом капитальном ремонте защит­ной и пускорегулирующей аппаратуры включает: наружный и внутренний осмотр аппаратуры и ликвидацию видимых повреждений; чистку аппаратуры; выявление дефектных деталей и узлов; их ремонт или замену; затяжку крепеж­ных деталей и клемм; чистку контактов от грязи и на­плывов; замену сигнальных ламп и ремонт ее арматуры; восстановление маркировки на щитах, аппаратах, проводах; проверку технического состояния кожухов, рукояток, замков, другой арматуры; замену предохра­нителей и плавких вставок; проверку аппаратуры на функционирование; проверку целостности пломб на ап­паратах; замер сопротивления изоляции электрообору­дования.

В объем работ при среднем капитальном ремонте за­щитной и пускорегулирующей аппаратуры вхо­дят следующие виды работ: все виды работ, предусмо­тренные для малого капитального ремонта; проверка исправности и ремонт подключенной к аппаратуре элек­тропроводки и цепей заземления; проверка соответствия аппаратуры условиям эксплуатации и нагрузки. Объем работ при большом капитальном ремонте защитной и пускорегулирующей аппаратуры включает: все виды работ, предусмотренные для малого и среднего ка­питального ремонта; проверку и регулировку хода и на­жатия подвижных контактов; ремонт или замену ка­тушек соленоидов и обмоток различного назначения. При ремонте пускорегулирующей аппаратуры допускается использование отдельных исправных деталей и узлов аналогичной демонтированной аппаратуры, не подлежа­щей дальнейшему использованию.

Читайте также:  Ремонт каркаса палатки туристической

При установке распределительных щитов расстояние между голыми, находящимися под напряжением частя­ми и металлическими нетоковедущими частями, должно быть не менее 20 мм по поверхности изоляции и 12 мм по воздуху. В отверстия для прохода проводов в панелях щитов, щитков и других электроконструкциях из токопроводящих материалов должны быть установлены изо­лирующие втулки. Ножи рубильников должны легко, од­новременно и плотно, без зазоров, перекосов и заеданий входить в клеммы. Провода питающей сети следует под­ключать к верхним неподвижным контактам рубильни­ка. На контактных поверхностях аппаратуры управления (магнитные пускатели, контакторы, автоматы и др.) не должно быть наплывов металла, нагара или обгоревших участков. Все токоведущие части пускорегулировочных и защитных аппаратов должны быть защищены от случайных прикосновений.

Дверцы ящиков, шкафов и другой аппаратуры дол­жны иметь исправные запоры. Магнитные пускатели следует устанавливать так, чтобы отклонение от верти­кали составляло не более 5°. Подвижная система аппа­ратов должна иметь легкий ход и включаться (отклю­чаться) без заеданий. Гибкие соединения внутри аппа­ратов не должны препятствовать свободному ходу подвижной части. Включение аппаратов должно происходить четко, без замедления и застопоривания. Подвиж­ная система при снятии напряжения или при срабатыва­нии реле должна быстро возвращаться в нормальное положение под действием контактных пружин или собст­венного веса. Допускается незначительное гудение маг­нитной системы, магнитного пускателя, характерное для исправного аппарата данного типа. Если при включении магнитного пускателя наблюда­ется слишком сильное гудение его магнитной системы, то необходимо проверить и устранить следующие возмож­ные неисправности: недостаточную затяжку винтов сер­дечника; повреждение короткозамкнутого витка; чрез­мерное нажатие контактов; неплотное прилегание якоря к сердечнику.

Места соединений и ответ­влений проводов и кабелей не должны испытывать ме­ханических усилий. В местах соединений и ответвлений жилы проводов и кабелей должны иметь изоляцию, рав­ноценную с изоляцией жил целевых мест этих проводов и кабелей. В местах выхода из жестких труб и гибких металлических рукавов провода следует защищать от повреждений. Присоединение проводов и кабелей к элек­троприемникам и установочной арматуре следует произ­водить с помощью наконечников или специальных за­жимов. Одножильные провода сечением до 10 мм 2 и многожильные сечением до 2,5 мм 2 с медной и алю­миниевой жилой можно присоединять без наконечников. Скрытая и открытая прокладка электропроводки по на­греваемым поверхностям не допускается. В местах пе­ресечения электропроводки, закрепленной к основанию с температурными и осадочными швами должны быть предусмотрены компенсирующие устройства.

Расстояния от открыто проложенных внутри зданий проводов и кабелей, а также от распаечных коробок скрытой прокладки проводов до стальных трубопрово­дов при параллельной прокладке проводов должны быть не менее 100 мм. Пересечения трубопроводов с незащи­щенными и защищенными проводами следует выполнять на расстоянии от них не менее 50 мм. Крепление незащищенных проводов металлическими бандажами и скобами необходимо выполнять с применением изоля­ционных прокладок. Прокладку незащищенных изолированных проводов на роликах и изоляторах следует производить на высоте не менее 2,5 м от уровня пола. Сни­жение указанной высоты до 2 м допускается в помещении без повышенной опасности.

Открытую прокладку плоских проводов следует производить: по сгораемым основаниям, покрытым сухой тисовой или мокрой штукатуркой; по несгораемым ос­нованиям; по сгораемым основаниям с прокладкой ли­стового асбеста толщиной 3 мм. Скрытую прокладку плоских проводов необходимо производить: по несгорае­мым основаниям в заштукатуриваемой борозде или по­крытой штукатуркой; в каналах и пустотах несгораемых строительных конструкций. В местах присоединения жил проводов надлежит предусматривать запас провода, обеспечивающий возможность повторного присоедине­ния. Места соединений и ответвлений проводов и кабе­лей должны быть доступны для осмотра и ремонта.

Прокладка проводов и вторичных цепей в камерах распределительных устройств, на панелях щитов и в пультах должна быть выполнена изолированными прово­дами с негорючей изоляцией непосредственно по метал­лическим или изоляционным поверхностям вплотную друг к другу; свободно пучками или пакетами как в вертикальном, так и в горизонтальном на­правлении без жесткого крепления к панели по всей дли­не; скрыто в коробках, а также в трубках, имеющих антикоррозионное покрытие или окраску (крепление проводов не требуется), напрямую путем прокладки прово­дов с задней стороны панели щита кратчайшим путем от одного зажима к другому без крепления проводов к панели. Слаботочные провода на щитах диспетчериза­ции и связи следует прокладывать пучками. Соединение слаботочных проводов и присоединение их к аппаратам необходимо выполнять пайкой или с помощью специальных наконечников и гильз. Соединение медного и алюминиевого провода в одном зажиме под один винт не допускается.

Провода и жилы кабелей подключаемые к зажимам приборов и аппаратов, а также зажимы должны иметь прочную и четко выполненную маркировку в соответствии с прин­ципиальной электрической схемой или проектом. Жилы проводов и кабелей должны быть оконцованы отрезками из поливинилхлоридной трубки, маркировочные надписи на которых следует выполнять несмываемой краской, штамповкой, несмываемыми чернилами. Законченные электропроводки должны сдаваться заказчи­ку комплектно со смонтированным электрооборудовани­ем при обязательном предъявлении протокола по замеру сопротивления изоляции электропроводок и кабелей.

Заземляю­щие устройства должны быть подвергнуты тщательному осмотру, а также проверке соответствия их требованиям правилам технической эксплуатации и данным проекта. При этом следует прове­рять правильность конструктивного исполнения, сечения, заземляющих проводок, надежность присоединений их к заземляемым элементам, а также производить измерение сопротивления заземлителей, проверку наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами. В тепловом пункте должны быть заземлены корпуса электродвигателей и светильников; каркасы щитов и шкафов, металлические оболочки силовых кабелей и проводов, стальные трубы электропроводки, а также другие металлические конструкции, связанные с установкой электрооборудования. Каждый заземляющий элемент электроустановки должен быть присоединен к заземлителю или к заземляющей магистрали при помощи отдельного ответвления. Контактные поверхности на заземляемом электрооборудовании в мес­тах присоединения заземляющих проводов должны быть очищены до металлического блеска и покрыты тонким слоем вазелина.

Присоединение заземляющего провода к металличес­кому корпусу щитка, коробки, пульта и т. п. следует осу­ществлять припайкой (сваркой) или с помощью винта (болта), обеспечивая надежный контакт.

Заземляющие провода должны иметь поперечное сечение: для медной жилы не менее 4 мм 2 ; для алюминиевого провода не менее 6 мм 2 . Сопротивление защитного заземления не должно превышать 4 Ом. При сдаче за­земляющих устройств в эксплуатацию должны быть предъявлены исполнительные чертежи и схемы уст­ройств; акты на скрытые работы, акты проверки открыто проложенных заземляющих проводников, протоколы из­мерения сопротивления заземлителей; протоколы нали­чия цепи между заземлителями и заземляющим обору­дованием, протоколы измерения сопротивления изоляции электросетей и обмоток электрооборудования. На каждое заземляющее устройство должен быть заве­ден паспорт, содержащий схему устройства, основные технические и расчетные данные, данные о результатах осмотров и испытаний, сведения о произведенных ремонтахи внесенных изменениях.

Ремонт электродвигате­лей предусматривает: очистку наружных поверхностей от грязи, пыли и масла, разборку электродвигателя в нужном для ремонта объеме, замену подшипников, заме­ну смазки, осмотр и очистку вентиляционных устройств, осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом статорных и роторных обмоток, коллекторов, проверку состояния и надежности крепления обмоток и устранение дефектов, устранение местных повреждений изоляции обмоток ста­тора и ротора, сушку обмоток (если сопротивление изо­ляции ниже 0,5 МОм); подтяжку крепежных соединений, при необходимости замену крепежных деталей, ре­монт вала (торцовку, исправление центровых отверстий, устранение прогиба, восстановление диаметра шеек вала и посадочных мест, зачистку заусениц, забоин); сборку электродвигателя, измерение зазоров между сталью ро­тора и статора, проверку сопротивления изоляции обмо­ток между собой и относительно корпуса, проверку рабо­ты на холостом ходу и под нагрузкой.

Ремонт электродвигателей нецелесообразен в следующих случаях: разбиты корпус или подшипниковые щиты, отбита одна из «лап», повреждена активная сталь (более 25 %); име­ются значительные повреждения механических узлов. Электродвигатели должны быть установлены и сцентри­рованы так, чтобы их работа не вызывала ненормальной вибрации или шума. Все вновь смонтированные электро­двигатели перед сдачей в эксплуатацию должны быть подвергнуты проверке с целью выяснения: не задевают ли вращающиеся части электродвигателя неподвижных частей, не нагреваются ли выше допустимого все трущиеся части электродвигателя, нет ли сильной ви­брации, не нагреваются ли отдельные части обмоток, правильно ли выбрано направление вращения электро­двигателя (правильность соединения подводящих пита­ющих проводов с выводами электродвигателя), хорошо ли заземлен корпус электродвигателя. При монтаже электродвигателя, сочленяемого с насосом посредством эластичной муфты, необходимо обеспечить соосность валов. После монтажа электродвигателя с насосом проверить свободное (без задеваний) вращение валов. Каждый электродвигатель должен быть снабжен отдельным аппаратом управления в виде пускателя, автомата. Защита электродвигателей автоматами и предохранителями должна вы­полняться на всех фазах.

Правила приемки теплового пункта пос­ле капитального ремонта. После проведения большого капитального ремонта приемка теплового пункта должна осущест­вляться представителем эксплуатирующей организации в присутствии исполнителя работ и представителя теп­лоснабжающей организации с оформлением акта. После прове­дения среднего или малого капитальных ремонтов при­емка теплового пункта производится представителем эксплуатационной организации в при­сутствии исполнителя работ. При сдаче теплового пункта после капитального ремонта должны быть предъявлены следу­ющие документы: протокол измерения сопротивления изоляции электросетей и обмоток электрооборудования, протокол проверки цепи между заземлителями и зазем­ляемыми элементами электрооборудования, протокол из­мерения сопротивления заземляющего устройства, акты на скрытые работы, акты на промывку и опрессовку оборудования, заполненная ремонтная карта, оперативный журнал, паспорт теплового пункта.

После проведения капитального ремонта инженерное оборудование теплового пункта должно отвечать следующим требованиям: все оборудование без исключения должно находиться в рабочей состоянии; насосы, электродвигатели, водоподогреватели задвижки и прочее оборудование должны быть промаркированы согласно принципиальной схеме теплового пункта с указанием кратких характеристик и даты установки; технологические трубопроводы должны быть изолированы и окрашены. На всех трубопроводах должны быть нанесены стрелки, указывающие направление потока. Реле, магнитные пускатели должны четко срабатывать; вибрация, неплотности прилегания сердечников, дребезжание и искрение контактов не допускается. Все элементы электроавтоматики (датчики, регулирующие приборы, пускатели, ключи кнопки управления и т. д.), а также электропровода должны быть промаркированы согласно принципиальной схеме. Силовое электрооборудование должно быть защищено от коротких замыканий и перегрузок, а все электрооборудование надежно заземлено. Тепловой пункт должен быть полностью укомплектован исправными и проверенными контрольно-измерительными приборами и защитными средствами.

При невыполнении требований к оборудованию теплового пункта после капитального ремонта по результатам работ комиссии организация, выполняющая ремонт, должна организовать работы по устранению замечаний и недоделок в кратчайшие сроки. После устранения всех замечаний и недоделок тепловой пункт повторно представляется комиссии для приема.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью