- Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
- Ценообразование в строительстве
- Экспертиза проектной документации на реконструкцию
- Реконструкция здания
- Ситуации, когда экспертиза проектной документации на реконструкцию не требуется
- Разъяснения Главгосэкспертизы по п. 27.4, 28, 35.1, 44, 44.2, 45.11 Постановления Правительства № 145
Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Ценообразование в строительстве
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13), а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Источник
Экспертиза проектной документации на реконструкцию
4,33 (Проголосовало: 51)
Планируя осуществление реконструкции принадлежащих им зданий и сооружений, многие собственники задаются вопросом о том, потребуется ли в данном случае экспертиза проекта. Чтобы ответить на него, необходимо ознакомиться сразу с несколькими разделами Градостроительного кодекса.
Планируя осуществление реконструкции принадлежащих им зданий и сооружений, многие собственники задаются вопросом о том, потребуется ли в данном случае экспертиза проекта. Чтобы ответить на него, необходимо ознакомиться сразу с несколькими разделами Градостроительного кодекса. Это позволит выяснить, какие именно работы относятся к категории реконструкции, и в каких случаях можно избежать проведения экспертизы.
Реконструкция здания
Понятие реконструкции отражено в ст. 1 ГрК РФ. Этот раздел нормативного документа указывает, что под реконструкцией следует понимать работы, которые влекут за собой одно из следующих последствий:
- изменение параметров объекта строительства, включая его высоту, площадь, этажность и проч.;
- изменение параметров одного их компонентов объекта;
- возведение дополнительных объемов к конкретному объекту;
- модификация конструктивных элементов здания;
- другие работы, приводящие к существенному изменению первоначальных характеристик объекта.
В общем случае реконструкция здания представляет собой операцию, которая требует проведения экспертизы проекта. Однако ст. 49 ГрК РФ содержит несколько исключений из этого правила.
Ситуации, когда экспертиза проектной документации на реконструкцию не требуется
Тщательный анализ положений ст. 49 ГрК РФ показывает, что проводить экспертизу проекта реконструкции нет необходимости в следующих случаях:
- если для объекта не требуется разрешение на строительство;
- если объект возводится с применением вторичной проектной документации;
- если работы на объекте относятся к категории капитального ремонта, а не реконструкции;
- если объект относится к жилым зданиям, имеющим не более трех этажей. Указанные здания могут быть предназначены как для индивидуального пользования, так и принадлежать к категории многоквартирных домов. В этом случае число квартир в таком доме не должно превышать 10. Во всех случаях экспертиза проектной документации жилого дома не проводится, только если объект реконструируется без привлечения бюджетных средств;
- если объект относится к нежилым зданиям, его площадь не превышает 1500 кв.м, а количество этажей – двух. Для зданий производственного назначения применяется дополнительное условие: проект реконструкции не должен требовать выделения санитарной зоны, в том числе в случаях, когда такая зона уже выделена.
Источник
Разъяснения Главгосэкспертизы по п. 27.4, 28, 35.1, 44, 44.2, 45.11 Постановления Правительства № 145
27_4. Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Крайне необходимы разъяснения по пункту 27(4) Положения № 145, которым установлены основания для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении работ по капитальному ремонту, а именно:
— замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций;
— замена и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения .
Речь идет о замене (восстановлении) всех видов одновременно или по отдельности? В случае, если такие работы планируются не в отношении всего объекта, а только в его отдельных помещениях — обязательна ли проверка? Может ли застройщик по собственной инициативе направить техническую часть проекта по капитальному ремонту на оценку соответствия если проверка сметной стоимости обязательна, а также если не обязательна?
Согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ при проведении капитального ремонта ОКС сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Пунктом 27(4) Положения № 145 такие случаи установлены.
Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта ОКС (часть 3 статьи 49 ГрК РФ). При этом проектная документация ОКС, указанная в части 3 статьи 49 ГрК РФ подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
В силу пункта 2 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ по собственной инициативе застройщик может направить техническую часть проекта по капитальному ремонту на оценку соответствия только в случае, если проверка сметной стоимости не обязательна.
28. Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных компаний и корпораций, начинается после заключения договора и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).
В отношении иных объектов капитального строительства проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).
В отношении работ, финансирование которых происходит с привлечением бюджетов Положение № 145 предусматривает начало проведения экспертизы с момента заключения договора, т.е. до оплаты, что влечет увеличение дебиторской задолженности. Взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке с коммерческих организаций не гарантирует исполнения судебного решения.
В связи с изложенным пункт 28 Положения № 145 предлагается изложить в следующей редакции: «Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства».
Норма изложена корректно.
Правительством Российской Федерации было принято решение изложить пункт 28 Положения № 145 в представленной редакции после согласительных процедур с Минтрансом России и Минстроем России.
Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий ОКС работы в отношении которых финансируются с привлечением средств бюджетной системы начинаются после заключения договора и завершаются направлением заявителю заключения экспертизы.Отсутствие ранее присутствующего условия об оплате 100% аванса создает для Учреждения дополнительные финансовые риски и увеличивает нагрузку на юридическую службу.
Норма изложена корректно.
Правительством Российской Федерации было принято решение изложить пункт 28 Положения № 145 в представленной редакции после согласительных процедур с Минтрансом России и Минстроем России
35_1. Вывод о недостоверности определения сметной стоимости должен содержать ссылки на конкретные положения сметных нормативов и перечисление несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией. Организация по проведению государственной экспертизы оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости, если:
а) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками, в том числе их отдельными составляющими, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) укрупненными нормативами цены строительства, размещенными в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
б) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации;
в) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, не подлежащими применению к объекту капитального строительства, проектная документация которого представлена на государственную экспертизу, и (или) на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, не являющихся аналогичными по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) без применения стоимости проектов-аналогов при их наличии;
г) сметная стоимость превышает укрупненные нормативы цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или предполагаемую (предельную) стоимость, рассчитанную на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.
Согласно подпункту «в» пункта 35(1) Положения № 145 расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, неподлежащими применению к ОКС, проектная документация которого представлена на государственную экспертизу, и (или) на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах, не являющихся аналогичными по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос ОКС, работы по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) без применения стоимости проектов-аналогов при их наличии. В НПА нет отражения обязательности предоставления расчета предельной стоимости (НЦС) при подаче документов на проведение государственной экспертизы.
Вопрос: Является ли расчет предельной стоимости цены строительства (НЦС) предметом экспертизы (согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 13 Положения № 145).
Проверка сметы на предмет непревышения предельной стоимости осуществляется для строительства и реконструкции (потому что это капитальные вложения, для которых расчёт этой предельной стоимости необходим). Пунктом 27(3) Положения № 145 предусмотрено: «27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.». При проверке сметы осуществляется проверка правильности расчёта предельной стоимости.
44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:
а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;
б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.
В случае, если выдано заключение с двумя разными выводами: о соответствии техническим регламентам и на несоответствие сметным нормативам, данное заключение будет отрицательным? Соответственно потребуется проведение повторной экспертизы, в таком случае повторно будет сдаваться только смета? В повторном заключении делать ссылку на предыдущее заключение, где проектная документация соответствует требованиям технических регламентов? Какие данные загружать в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС?
Да. Заключение будет отрицательным. Отрицательное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства ОКС выдается в случае, если в заключении экспертизы сделан вывод о недостоверности определения сметной стоимости строительства такого объекта.
Основания для принятия соответствующего решения содержатся в пункте 35(1) Положения № 145.
Согласно подпункту «а» пункта 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. При этом повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 145 для проведения первичной государственной экспертизы. Выдача заключения государственной экспертизы производится в порядке, установленном разделом V Положения № 145. Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации ОКС утвержден приказом Минстроя России от 22.02.2018 № 115/пр.
44_2. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.
В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.
Пунктом 44(2) Положения № 145 указано, что при проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий. Вопрос 1: Подпись заказчика не нужна? Вопрос 2: Какие требования по оформлению предъявляются к справке, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы, в соответствии с пунктом 44(2) Положения № 145?
Требования к оформлению справки законодателем не устанавливаются.
Требование о наличии на справке подписи заказчика также отсутствует.
45_11. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.
В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.
Повторная экспертиза проводится на соответствие требованиям, на соответствие которым проводилась первоначальная экспертиза (пункт 45(11) Положения № 145). Как быть с теми повторными экспертизами, когда заказчики за их проведением обращаются в настоящее время, а первоначальное заключение было получено 5, 10 лет назад? Проводить экспертизу на соответствие требованиям 5-ти, 10-ти летней давности?
В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.
В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом, для целей проведения в дальнейшем повторной экспертизы проектной документации, в которую внесены изменения, организациям по проведению экспертизы проектной документации и застройщикам следует исходить из указанных норм Положения № 145.
Источник